Предпосылки неоклассического экономического анализа. Пределы применимости неоклассической экономической теории. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки неоклассического экономического анализа. Пределы применимости неоклассической экономической теории.



Перечень вопросов к зачету

 

Предпосылки неоклассического экономического анализа. Пределы применимости неоклассической экономической теории.

-Принцип методологического индивидуализма или экономического детерминизма.

-Принцип полной рациональности.

-Оптимизация как основной способ описания экономического поведения.

-Транзитивность и устойчивость предпочтений.

-Однородность товара

-Равновесие как основной способ описания экономической динамики

Допущение защитного пояса неоклассической теории: допущение о полной информации; об отсутствии оопортунизма; о бесплатном функционировании рыночного механизма; о полной спецификации прав собственности; о рыночном механизме как о единственном значимом институте экономической системы.

Попытка выхода за границы неоклассической теории: -накопление эмпирического материала без единой системы предпослыок(традиционный институционализм);-создание системы предпосылок, отличной от неоклассической(неоинституционализм).

 

Основные допущения неоинституционализма: принцип ограниченной рациональности; оппортунизм как характеристика экономического поведения; допущение о неполноте спецификации и защиты прав собственности; подчеркивание значения трансакционных издержек; выведение роли нерыночных институтов из неполноты спецификации и защиты прав собственности и из существования положительных трансакционных издержек.

 

Общая характеристика идей «старых» институционалистов.

Старый институционализм. Конец 19в. 20-30 гг 20в. Предшественники: немецкая историческая школа. Поворот экономической теории к социальным проблемам; междисциплинарный подход(использование методов социальной философии + антропологии + психологии + социологии. Институционализм конца 19 начала 20в.

Веблен Тростейн Бунде (1857-1929) «Социально-психологическое направление», «Теория праздного класса»(1899):критика принципа рационального поведения;теория инстинктов;состязательный потребления; низшие классы копируют поведение праздного класса,что задерживает развитие общества.

Коммонс Джон Роджерс (1862-1945) «Социально-правовое направление». «Правовые нормы капитализма» (1924) «Институциональная экономическая теория»(1934).Редкость ресурсов-кооперация-конфликт интересов-рабочие правила.

Митчел Уеэсли Клэр (1874-1948) «Институционально-статистическое направление». «Осталось в искусстве тратить деньги»(1937).Выступил против блаженного калькулятора И.Бентама; стремился статистически доказать отличие реального поведения в экономике; нерациональность трат денег в семейных бюджетах.

Концепция совершенной рациональности. Ее критика. Теория ограниченной рациональности: основные предпосылки и выводы.

Герберт Саймон(1916-2001).Концепция ограниченной рациональности-экономические агенты ограничены в способности определять цели и просчитывать долгосрочные последствия принимаемых ими решений. Причины ограниченной рациональности:неопределенность внешнего мира;неполнота информации о внешней среде;ограниченные способности индивида в отношении сбора и обработки информации; получение и обработка информации связаны с издержками; наличие асимметричности информации;оптиизация для индивида будет состоять в нахождении наилучшей из возможных альтернатив.Черты поведения: следование принципу удовлетворения; отказ от поиска и обработки информации; сужение набора альтернатив;корректировка целей; эффект постановки проблемы;поиск внутренних причин для выбора;формирование стереотипов поведения. Инструмент анализа ограниченного рационального агента Саймон не смог предложить такой метод анализа.Выход:эволюционная теория игр; анализ поведения агента из популяции;детерминанты выбора стратегии;прошлый опыт;успешность «соседей» или агентов.

Сущность норм и правил и их роль в экономической теории.

Норма-это предписание определенного поведения, обязательное для выполнения и имеющее своей функцией поддержание порядка в системе взаимодействия людей. Элементы и виды норм:атрибуты; фактор долженствования;цель;условия;санкции. Нормы и правила.По ориентации на конечный результат: нормы(нет ориентации на конечный результат),правила(направление действий с целью достижения определенного результата).По восприятию:нормы(субъективное восприятие),правила(объективизированные рамки).Норма-это основной регулятор взаимодействия людей (нормы не может быть для одного индивида). Нормой определяется, как должен вести себя индивид в различных ситуациях. Выполнение предписания носит либо добровольный характер, либо основывается на санкциях. Проблемы принуждения к следованию правилам.

Функции и черты институтов

Координационная функция институтов – снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты.

Мотивационная функция институтов(кооперация) – стимулирование участия индивидов в коллективных действиях.

Распределительная функция институтов – распределение ресурсов между индивидами; обеспечение предсказуемости и стабильности; обеспечение безопасности; минимизация затрат на сделки; обучение.

Идеологические установки и представления индивидов о правилах игры

Издержки измерения

Измерение количества и качества, вступающих в обмен товаров и услуг (затраты на измерительную технику, проведение измерения, осуществление мер с целью уменьшения ошибок измерения, потери от ошибок)

l Экономия:

l Стандарты мер и весов;

l Формы деловой практики (гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, образцы).

Издержки измерения. Любое благо имеет множество измерений, поскольку обладает комплексом полезных свойств.

Поскольку существует два типа характеристик благ - физические и правовые, то можно выделить и два типа издержек измерения, связанных с оценкой свойств, принадлежащих различным типам.

три категории благ: исследуемые, опытные и доверительные.

Блага с запретительно высокими издержками измерения качества до их приобретения (потребления) называются опытными (experience). Блага со сравнительно дешевой процедурой предварительного определения их качества называются «исследуемыми» (search). Качество последних может быть относительно легко оценено до покупки, качество же других — главным образом в процессе потребления. Для доверительных (credence) благ характерны высокие издержки измерения качества как ex ante, так и ex post.

 

Причины роста ТС сектора

q Увеличение специализации и разделения труда.

q Урбанизация

q Усиление влияния внешних эффектов

q Рост специализации

q Обезличивание отношений

q Растяжение трансакций во времени и пространстве

 

q Технологические изменения в производстве и транспортировке

q увеличение отдачи от масштаба в различных производственных отраслях

q усложнение структуры фирм

q рост агентских издержек

 

q Рост роли государства в отношениях с частным сектором

 

Размер контракта

n Объективный размер контракта - это размер по отношению к представлениям судебной инстанции.

n Субъективный (или относительный) размер контракта связан с “эффектом богатства”. Чем больше ваш капитал, тем меньшую долю в нем занимает сумма определенного контракта, благодаря чему субъективный размер контракта разный для разных участников.

Совершенный контракт

q Фиксация всех возможных вариантов развития событий:

q Описание обязательств каждой из сторон ДКВРС

q Описание издержек и выгод ДКВРС

q Описание всех возможных вариантов несоблюдения обязательств ДКВРС

q Составление оптимальной системы штрафов за нарушение обязательств

q Отсутствие конфликтов

q Отсутствие проблем с реализацией

Теория принципала – агента

Предпосылки:
В данной теории предполагается, что различные агенты внутри фирмы максимизируют свои собственные интересы. Агентские отношения устанавливаются, когда некий принципал делегирует агенту некие права (например, право использования ресурса), обязанному представлять интересы принципала в обмен на то или иное вознаграждение. При этом агент может действовать так, что функция полезности принципала не максимизируется. Вообще в иерархической структуре фирмы, за исключением крайних ее уровней, каждый индивид является и принципалом и агентом.


Выводы:
Фирма определяется как сеть контрактов, соответственно теория фокусируется на их организации. Принципал пытается составить контракт таким образом, чтобы максимизировать свое благосостояние. Для этого он либо составляет контракт таким образом, чтобы агенту было выгодно максимизировать его прибыль, либо занимается мониторингом его действий, что требует привлечение некоторых ресурсов, но может снизить общие агентские издержки. Однако, как правило, у мониторинга отдача убывающая, и оппортунистическое поведение агентов устраняется не полностью. Акционеры могут отчасти контролировать менеджеров (посредством аудиторских проверок, бюджетных ограничений), в свою очередь менеджеры могут отчасти контролировать работников более низших звеньев. В итоге, контракты составляются, чтобы минимизировать сумму агентских издержек.


Ограничения:
Агентские издержки, в отличие от трансформационных, труднее поддаются измерению, чтобы их измерить и попытаться минимизировать зачастую необходимо знать индивидуальные функции полезности. Кроме того, если бы форма организации компании зависела только от агентских издержек, то тогда не было бы открытых форм организации бизнеса, где появляются издержки разделения собственности и контроля.

 

23)Неблагоприятный отбор (определения, примеры проявления на различных рынках, механизмы борьбы – сигналы, фильтрация, рационирование с соответствующими примерами)

Проблема НО проявляется том, что агент (более информированная сторона), используя информационное преимущество, добивается заключения контракта на самых выгодных для себя условиях. Задача принципала в этом случае – предложить агенту такую схему контракта, которая заставит его открыть информацию о своих «скрытых характеристиках».

Факторы возникновения:

n Наличие у агента скрытой информации;

n Издержки измерения;

Примеры: Рынок труда, Рынок страховых услуг

Механизмы борьбы с неблагоприятным отбором:

n Сигналы

n Фильтрация

n Рационирование

 

 

Основные понятия теории прав собственности

Механизм возникновения прав собственности

человек → действия → активы

l Редкость ресурсов.

Проблема прав собственности

l Ненулевые трансакционные издержки.

l Неполные контракты.

Право собственности

l санкционированные поведенческие отношения, возникающие между людьми в связи с существованием благ и касающиеся их использования.

l Эти отношения определяют такие нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно или соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми, или же нести издержки из-за их несоблюдения.

Права собственности:

l закрепляют право принятия решений по поводу использования тех или иных активов;

l определяют стимулы участников к тем или иным инвестициям, тому или иному выбору.

Проблема оптимальных прав собственности

l Не всегда полностью определены

l Не всегда полностью соблюдаются

l Не всегда на них могут быть установлены цены

l Технологические причины

l Издержки меню

Система прав собственности

l это те отношения порядка, те институты регламентации, которые возникают между людьми по поводу использования ограниченных благ.

 

Армен Алчиан: первое определение

l Право собственности - свобода (право) индивида выбирать для некоторого объекта любое использование из разрешенного (т.е. незапрещенного) класса использований.

l Право собственности = право выбора

l Существуют конкурирующие варианты использования актива

l Существует запрещенный класс использования актива

l Критерий: Ограничение свободы другого индивида распоряжаться своими ПС

l Влияет на ценность актива

l Создает обременение

11 элементов права собственности (А. Оноре):

1. право владения, т.е. исключительного физического контроля над вещью;

2. право пользования, т.е. личного использования вещи;

3. право управления, т.е. решения, как и кем вещь может быть использована;

4. право на доход, т.е. на блага, проистекающие от предшествующего личного пользования вещью или от разрешения другим лицам пользоваться ею (иными словами - право присвоения);

5. право на "капитальную ценность" вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, проматывание, изменение или уничтожение вещи;

6. право на безопасность, т.е. иммунитет от экспроприации;

7. право на переход вещи по наследству или по завещанию;

8. бессрочность;

9. запрещение вредного использования, т е. обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом;

10. ответственность в виде взыскания, т.е. возможность отобрания вещи в уплату долга;

11. остаточный характер, т.е. ожидание "естественного" возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи или в случае утраты ею силы по любой иной причине.

Причины институц.изменений

институциональные изменения, можно сгруппировать так:

1. Инкрементные институциональные изменения за счет закрепления неформальных правил, норм, институтов в относительно малых группах с семейно-родственными связями. Эффективно снижает трансакционные издержки для членов группы.

2. Эволюция институтов. Возникающие неформальные практики постепенно закрепляются как общепризнанные в формальных институтах.

3. Революционные институциональные изменения. Обычно проявляются при экзогенном заимствовании институтов, или их "импорте".

Государство рассматривается не только как институт, но и как организация. Как институт-механизм формирования и соблюдения системы формальных правил на базе социального контракта. Являясь системой институтов власти и управления, государство поддерживает стабильность общества и в таком качестве осуществляет функции, характерные для институтов. В то же время государство можно рассматривать и как организацию, имея в виду структуру государственного аппарата управления.

Можно спорить о том, является ли государство в большей степени институтом или организацией, но в любом случае мы должны признать, что оно оказывает совершенно неоспоримое влияние на экономические процессы, являясь важнейшим субъектом институциональных изменений.

35) Эволюционный вариант развития институтов

Вариант заключается придании лежащим в их основе нормам силы закона и превращении этих рамок в формальные.Предполагаетмя, что новые формальные институты возникают в процессе трансформации существующих неформальных ин-в. Развитие формальных институтов воспроизводит уже сложившиеся на уровне неформальных рамрк тенденции. В качестве примера эволюционного варианта институционального развития рассмотрим институт торгового арбитража, зародившийся еще в недрах средневековых ярмарок

Потребность в арбитраже заключена уже в том факте, что, за исключением бартерных сделок, практически все экономические сделки открывают возможность для обмана. Поначалу стороны сделки приглашали в качестве арбитров другого торговца, известного обеим сторонам своей справедливостью и непредвзятостью. И никаких проблем не возникало: репутация арбитра гарантировала его непредвзятость и справедливость по отношению к своим коллегам. Трудности начались с развитием торговли между различными ярмарками, породившей конфликты между представителями разных торговых сообществ, ведь репутация создает обязательства лишь по отношению к постоянным коллегам и партнерам. Логично предположить, что решение арбитра будет более благосклонным к «своему» торговцу, участвующему в конфликте, чем к «чужому». Поэтому оптимальное решение заключалось в фиксировании в писаном праве правил, распространявших справедливые процедуры разрешения конфликтов среди «своих» и на отношения с «чужими». Торговцы Западной Европы разработали еще до формирования национальных государств собственный частный легальный кодекс (Law Merchant), обеспечивающий потребности развития торговли. Без такого кодекса торговля с чужаками была бы значительно более затруднительной, если точнее, даже невозможной. В дальнейшем государство признало кодекс, что позволило еще более усилить его значимость при заключении сделок: контроль над выполнением кодекса был возложен на государственный правоохранительный аппарат.

 

 

Проблемы импорта институтов

Источником дискретных институциональных изменений служат войны, революции, завоевания и стихийные природные бедствия, которые нарушают непрерывность институционального развития. Дискретные изменения – это радикальные изменения в формальных правилах, которые совершают ориентируясь на уже известные образцы. Речь идет об импорте формальных институтов, уже доказавших свою эффективность в обеспечении взаимодействий, и отхода на этой основе от тупиковой траектории институционального развития. Иначе говоря, преобразования ориентируются на достижение определенного результата, а исходные условия – существующие в обществе неформальные институты, принимаются в расчет в последнюю очередь.Во-первых, институты могут строиться в соответствии с некой идеальной моделью, т. е. институты напрямую переносятся из теоретической модели на практику. Примером из российской истории является короткий период после Октябрьской революции 1917 г. (до середины 1918 г.), когда институты нового общества создавались под кальку тех, которые описывались в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Во-вторых, институты могут воспроизводить образцы, существовавшие в истории данной страны, но исчезнувшие в процессе исторической эволюции общества. Поиск исторических образцов для подражания, принимающий форму поиска утраченного «золотого века», связан с опасностью появления институциональных «атавизмов». В-третьих, формальные институты могут строиться по образцам существующим в других странах. Причем речь идет как о политических (институты демократии), так и экономических (рынок) институтах. Основными факторами, влияющими на успех импорта институтов, являются степень и характер конгруэнтности господствующих в стране-импортере неформальных норм и формальных норм, на основе которых функционирует импортируемый институт. Конгруэнтность – это внешнее проявление того, насколько система внутренне гармонична, насколько все ее части работают слаженно и стремятся к единой цели.

Институциональные ловушки

институциональная ловушка – это неэффективная устойчивая норма (неэффективный институт), имеющая самоподдерживающийся характер. Ее устойчивость означает, что если в системе превалировала неэффективная норма, то после сильного возмущения система может попасть в «институциональную ловушку», и тогда уже останется в ней даже при снятии внешнего воздействия. Причины институциональных ловушек. Институциональные ловушки сопутствовали и сопутствуют переходной экономике России в самых различных сферах: отношениях собственности, кредитно-денежной системе, структуре реального сектора экономики и т.д. К институциональным ловушкам относятся бартер, неплатежи, коррупция, избежание налогов и т.д. Одно из наиболее серьезных последствий институциональных ловушек заключается в том, что, хотя они и смягчают отрицательные краткосрочные последствия неподготовленных, слишком быстрых преобразований, в то же время они препятствуют долгосрочному экономическому росту. Выход из институциональной ловушки. Переход в начальное состояние или выход из институциональной ловушки связан с очень высокими издержками трансформации, что и сдерживает какие-либо серьезные преобразования, предопределяя тем самым длительное существование неэффективной нормы, кроме этого, выход из институциональной ловушки может сдерживаться такими силами, как государство, влиятельные группы интересов и т.д.

Перечень вопросов к зачету

 

Предпосылки неоклассического экономического анализа. Пределы применимости неоклассической экономической теории.

-Принцип методологического индивидуализма или экономического детерминизма.

-Принцип полной рациональности.

-Оптимизация как основной способ описания экономического поведения.

-Транзитивность и устойчивость предпочтений.

-Однородность товара

-Равновесие как основной способ описания экономической динамики

Допущение защитного пояса неоклассической теории: допущение о полной информации; об отсутствии оопортунизма; о бесплатном функционировании рыночного механизма; о полной спецификации прав собственности; о рыночном механизме как о единственном значимом институте экономической системы.

Попытка выхода за границы неоклассической теории: -накопление эмпирического материала без единой системы предпослыок(традиционный институционализм);-создание системы предпосылок, отличной от неоклассической(неоинституционализм).

 

Основные допущения неоинституционализма: принцип ограниченной рациональности; оппортунизм как характеристика экономического поведения; допущение о неполноте спецификации и защиты прав собственности; подчеркивание значения трансакционных издержек; выведение роли нерыночных институтов из неполноты спецификации и защиты прав собственности и из существования положительных трансакционных издержек.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.161.98.96 (0.012 с.)