XV. Использование специфических дезориентирующих терминов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XV. Использование специфических дезориентирующих терминов



Краткое пояснение

Использование слов, понятий и терминов, «внешний вид» которых отличается от их истинного смысла, является одним из важнейших разделов манипуляции сознанием.

- СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ, СКРЫВАЮЩИЕ СУЩНОСТЬ («ЛУКАВЫЕ ТЕРМИНЫ»)

Подробное описание

Часто многие явления, названные своими настоящими именами, способны нанести манипулятору информационный ущерб. Общественность (жертвы, аудитория), скорее всего, неприемлемо для манипулятора отреагирует на информацию о том, что ей угрожают явления, представляющие собой серьезные опасности. Соответственно, задачей манипулятора является смягчение отрицательных последствий такой реакции жертв или полное их преодоление. Для этого манипулятор дает опасным и нежелательным для жертв явлениям названия, которые «смягчают» их значение, делают его не столь пугающим и раздражающим. За новым названием прячется истинный, опасный для жертвы, реально угрожающий смысл явления. Такого рода «переназвания», как правило, являются «наукообразными», «умными» и «серьезными», часто «заграничными». Но всегда одинаково путаными или просто не понятными дляжертвы. Расчет на то, что последний не станет разбираться — а что на самом деле скрыто манипулятором за тем или иным «иностранно-научным» термином? В данном случае налицо еще и паразитирование на авторитете (науки, иностранной культуры и пр.).

Эффективным методом противодействия является раскрытие подлинного смысла манипулятивных терминов. жертва должна для себя четко определять, что под «зачисткой» и «наведением конституционного порядка» манипулятор скрывает «войну против своего народа на территории своей страны», под «освоением средств» — их тривиальное разворовывание, под «снижением нагрузки на бюджет» — урезание социальных расходов а под «армейской реформой» — сворачивание финансирования армии и перевод того, что останется, в разряд «полицейских сил быстрого реагирования».

Использование «лукавых терминов» в манипулировании сознанием применяется исключительно широко. Фактически весь «язык» политиков есть настолько видоизмененная человеческая речь, что нормальный человек сразу не может понять: о чем, собственно, идет речь? Это и требуется политикам, когда разрушение страны именуется «победой над тоталитарным строем», уничтожение Вооруженных сил — «реформой армии», а мародерское разграбление страны — «рыночными реформами».

- «ПТИЧИЙ ЯЗЫК»

Подробное описание

«Птичий язык» — развитие предыдущего приема, предусматривающее специальное построение речи (речевых оборотов, слов, высказываний, изложений проблемы и пр.) для сокрытия истинного и придания сказанному иного, отличного от истинного, смысла.

Это происходит в тех случаях, когда обсуждаемая проблема (предмет манипуляции) настолько важна, заметна и известна жертвам, что скрыть ее невозможно в принципе. Особенно, когда аудитории известны многие аспекты этой проблемы и она настроена на ее обсуждение. Попытка ее сокрытия может привести к серьезному недоверию жертвы по отношении к манипулятору, что последнему, разумеется, крайне нежелательно. Равно и использование приема «присвоение новости» здесь также неэффективно, так как реальное или близкое к реальному обозначение проблемы может также нанести информационный ущерб манипулятору. В итоге манипулятор начинает обсуждать проблему, используя «птичий язык», когда с помощью специально подобранных, «политкорректных» или уводящих обсуждение в сторону оборотов речи смысл обсуждаемой проблемы полностью изменяется. Тот кто жертва, ожидавший обсуждения интересовавшего его вопроса, получает обсуждение, но в совершенно искаженном виде. Истинной информации и обсуждения нет. Жертва остается обманутой, но так, что сама об этом, как правило, не догадывается.

«Птичий язык» маскируется под «принятый в политике», «в экономике», «в правовом сообществе». Жертва остается в уверенности, что все было сказано правильно («вон ведь какие умные люди говорили!»), но это он, бестолковый, ничего не понял... Следовательно, сам во всем и виноват.

Существенную роль в успехе играет самореклама манипулятора. Ему важно дать понять жертве, что «такой [как он] человек говорить неправду не будет». Первый признак применения «птичьего языка» — использование фраз, не говорящих о проблеме ПРЕДЕЛЬНО ЧЕТКО И ОТКРОВЕННО, скрываясь за «деликатностью», «дипломатичностью» (дипломатия, кстати, говорит, как правило, исключительно «птичьим языком») и «правилами ведения дискуссии».

Самым надежным механизмом противодействия в этом случае является перевод дискуссии в максимально конкретное и честное изложение проблемы и неприятие навязываемой манипулятором схемы неконкретной дискуссии.

 

XVI. ОПЕРЕЖЕНИЕ

Краткое пояснение

Данная разновидность приемов основана на стремлении манипулятора упредить разворачивающиеся информационные события. Его задача — использовать возможность «нанести информационный удар» первым, ранее своего оппонента.

- «ПРИСВОЕНИЕ НОВОСТИ»

Подробное описание

В «присвоении новости» манипулятор сам сообщает информацию, которая неизбежно должна появиться в обозримом будущем. Ее появление и, следовательно, принятие жертвой, может быть отрицательным для манипулятора, так как разрушает его информационную установку. Но и предотвратить появление этой информации манипулятор, в силу разных причин, не в силах. В этом случае самое оптимальное для него — сообщить новость самому, с таким расчетом, чтобы в роли «гонца, принесшего важную весть» выступил он сам, а не его оппонент.

Во-первых, он получает дополнительную возможность «втереться в доверие», отключить критическое отношение к себе со стороны жертвы, так как выступает в роли «честного человека», сообщающего важную для жертвы и, возможно, не очень приятную для себя самого, информацию. Манипулятор показывает, какой он честный и объективный. Против своих интересов идет — лишь бы дать возможность моей дорогой аудитории получать объективную и оперативную информацию!

Во-вторых, и это самое главное, предоставляя информацию первым, манипулятор получает эксклюзивную возможность «подправить» ее в своих интересах так, чтобы она наносила ему минимальный вред, а то и оказывалась полезной. Таким образом, манн

ипулятор «выхватывает» оружие из рук своих противников и старается обратить его себе на пользу. Эффективным средством противодействия такому приему является (кроме понимания сути обсуждаемой информационной установки) выяснение: насколько эта информация опасна для манипулятора и не скрывается ли за ней еще более опасная информация?

Прием «присвоение новости» используется в манипуляции не часто, так как требует от манипулятора определенных, часто достаточно высоких навыков (или талантов) и сложен в исполнении. Но отдельные случаи использования показательны, так как, при правильном проведении, «присвоение новости» становится весьма эффективным средством манипуляции сознанием; соответственно и противостоять ему сложно.

- САМОРЕКЛАМА

Подробное описание

В некоторых случаях появление информации, не имеющей отношения к манипулятору или имеющей отрицательное для него значение, может быть использовано им для саморекламы.

Манипулятор, сообщая отрицательную информацию, которую он не может сокрыть (чаще всего — в будущем времени), о подозрениях в свой адрес, об опасениях, что его деятельность может принести вред окружающим (в том числе — жертве), рассказывает о своих действиях по предотвращению этих негативных моментов. Построение высказывания и методика подачи информации сводятся к тому, что манипулятор, рассказывая о своих (предполагаемых) действиях «по предотвращению», сводит обсуждение к пропаганде собственных усилий «на благо общества» (всех жертв).

Вопрос о возможных неприятных последствиях его действий теряется; демонстрируются только «самоотверженные усилия» и «неусыпная забота». Манипулятор убивает сразу двух зайцев одним выстрелом: во-первых, уходит от опасной для себя темы, а, во-вторых, выставляет себя в максимально выгодном свете перед жертвой.

Частным случаем использования этого приема может быть ситуация, когда манипулятор говорит о том, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ, придавая этому форму того, КАК ЕСТЬ УЖЕ СЕЙЧАС, или цели, к которой приведет деятельность манипулятора.

Эффективным средством противодействия данному виду манипуляции сознанием является понимание: что на самом деле скрывается за теми возможными явлениями или действиями, о которых рассказывает манипулятор? Нужно постараться понять, к каким последствиям приведет в конечном итоге то, что сообщает и что ставит себе в заслугу манипулятор.

Самореклама, как правило, необходима манипулятору и используется им, когда позиции его по какой-либо причине недостаточно крепки. В этом случае, как говорится в известной поговорке («если ты сильный — кажись слабее, если слабый — кажись сильнее»), манипулятор должен создавать себе положительный имидж и стремиться «казаться сильнее».

 

XVII. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОДЛОГ

Краткое описание

Под логическим подлогом понимается сознательное изменение манипулятором свойств, качеств или логического смысла (далее — смысла) предметов, понятий и явлений (предметов манипуляции) так, чтобы измененный смысл соответствовал необходимым для манипулятора целям и отличался от истинного смысла предметов манипуляции. Сознательно изменяя логический смысл предмета манипуляции, манипулятор стремится получить на выходе доказательство, необходимое для подтверждения своей информационной установки.

Так как эта установка ложная (иначе просто не имело бы смысла манипулировать сознанием), то и подобрать доказательство без использования логического подлога в некоторых случаях крайне сложно или невозможно. Поэтому манипулятор использует имеющийся пример, но извращает его смысл так, как удобно ему для проведения манипуляции. Отличие логического подлога от подмены понятий (I) заключается в том, что в случае подлога используется один и тот же предмет манипуляции с измененным логическим смыслом, а в случае подмены понятий один предмет просто заменяется другим. Это приём нарушают один из четырёх законов логики особенно откровенно.

 

XVIII. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЖИ

Краткое пояснение

Смысл использования лжи в манипуляции сознанием грубом обмане жертвы. Ему предлагается информация, абсолютно не соответствующая действительности. Расчет делается на то, что тот кто жертва не знаком с обсуждаемым вопросом и не сможет немедленно уличить манипулятора во лжи. Поэтому ложь чаще всего используется во вспомогательных фактах, в деталях, которые трудно проверить, по крайней мере, непосредственно в процессе манипуляции. Ложь слишком «прямолинейное» средство; при достаточной эрудиции в обсуждаемой области легко поддающееся разоблачению. Поэтому она редко встречается в полемике с достаточно умными оппонентами. Чаще ее применяют в газетных публикациях или различных передачах, там, где увидевший ложь не может оперативно указать на это другим жертвам манипуляции.

- ЛОЖЬ ПРЯМАЯ

Подробное описание

Это — наиболее простой способ лжи и манипуляции сознанием. Манипулятор сообщает то, что не соответствует действительности, как правдивую информацию, приводя ее в подтверждение своей информационной установки. Происходит фальсифицирование информации в интересах манипулятора. Расчет на то, что жертва либо не владеет информацией, либо просто не успевает должным образом отреагировать (манипулятор может, к примеру, прибегнуть к приему мозаичность информации (II) или к иным приемам, чтобы уйти от разоблачения).

Созданное в ходе рыночных «реформ» критическое расслоение общества по уровню дохода беднейших и богатейших слоев, свидетельствует: «реформы» эти по своей сути антиобщественные, антигосударственные и губительные для общества в том виде, в каком они протаскивались все это время. Они не приведут ни к «развитию», ни к «процветанию»; напротив — неизбежно станут причиной деградации и распада как России, так и населяющих ее народов. Не может более-менее длительный срок существовать и развиваться общество, с таким расслоением по доходам. Социальная несправедливость просто взорвет его изнутри, как перегретый паровой котел. Тем более что в данном случае наиболее богатые нажили свои состояния путем банального воровства. Таким образом, запредельное социально-имущественное расслоение «отреформированной» России опасно для идеологии прозападных либералов и, в конечном итоге, для всего курса, проводимого «рыночной» политической элитой. А это уже принципиально опасно для всех антироссийских сил в политическом истеблишменте России. Поэтому интеллектуальные лидеры «реформаторских» группировок стремятся убедить общественное мнение: ничего страшного не происходит! Ну, подумаешь, «расслоение» — что ж с того? Ничего плохого в этом нет; не стоит драматизировать ситуацию... Это — ложь; собственно, никаким иным образом «заблокировать» эту, опасную для «реформаторов», информацию невозможно: реальность слишком сильно бьет в глаза.

- ЛОЖЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ

Подробное описание

Более тонкая разновидность данного типа манипуляции. Заключается в том, что, аргументируя свою информационную установку, манипулятор ссылается на «исторический опыт», прецеденты, факты и случаи из истории. Но сам этот «исторический опыт» изменен манипулятором так, что, имея с реальными событиями мало общего, он полностью «подтверждает» информационную установку манипулятора. Расчет на то, что жертва не владеет историческими данными и не может своевременно вычленить ложь. Косвенным признаком исторической лжи может являться изменение данных или оценки каких-либо исторических событий, использованных для аргументации одной информационной установки. Если такие данные или оценки менялись, следовательно, они были изначально недостоверны и нет никакой гарантии, что они являются достоверными сейчас.

Историческая ложь исключительно популярный у манипуляторов прием воздействия на сознание аудитории. Он сложен технически: манипулятору нужно как минимум знать историю, чтобы лгать «как надо» и не «подставиться», однако позволяет манипулятору минимальными средствами добиться весьма значительных успехов, воздействуя на свою аудиторию. Трактовка исторических фактов так, как это выгодно манипулятору, а не так, как все было на самом деле, всегда имеет целью нанести удар не по прошлому, а именно сегодня, по сегодняшним позициям и ценностям объекта манипуляции.

В крайне упрощенной форме это выглядит так: жертве манипуляции объявляют, что свои ценности она защищать не должна (ценности эти неудобны для манипулятора, разрушая его манипуляционные установки), так как это глупо, постыдно и преступно. Почему? Да потому, что тридцать лет тому назад ценности эти стали причиной геноцида, репрессий, раскулачивания, расказачивания или оправки в принудительном порядке неких личностей, боровшихся за «права человека» на средства спецслужб иностранных государств, на стройки народного хозяйства. Это очень плохо, объясняют жертве манипуляторы, это чудовищно и недопустимо. И ценности, что сегодня вроде как дороги жертве, так же чудовищны и недопустимы в «цивилизованном обществе» (лукавый термин). Неужели жертва станет защищать нечто «чудовищное»? Неужели не хочет жить в «цивилизованном обществе», быть «цивилизованным человеком»?! Кому же хочется, чтобы его сочли «нецивилизованным»? Тем более что предлагается — якобы «на выбор» — типичная ложная альтернатива: либо жертва защищает «чудовищные» ценности и, таким образом, лишается возможности быть «цивилизованным человеком». Либо от них отказывается (моральное обоснование: они же «чудовищные»!) и, таким образом, «возвращается в лоно цивилизации» (был некогда исключительно популярен такой речевой оборот).

Что выберет человек, не знакомый с методикой манипуляции сознанием? Сопротивляться такому информационному воздействию, особенно, если оно умело и профессионально выполнено, ему крайне сложно. Получается эффективная и простая манипулятивная схема: чтобы уничтожить настоящее, не обязательно бить по нему. Достаточно ударить по прошлому — настоящее станет рушиться само. Это подтверждает неразрывность прошлого и настоящего, как и то, насколько важны для мира сегодняшнего правильное знание и ПОНИМАНИЕ исторических событий и их причин.

«Ложки не существует…»

XIX. «ЖЕРТВЕННАЯ КОРОВА»

Подробное описание

Иногда манипулятору необходимо отвлечь внимание жертвы от процесса обсуждения какими-либо запоминающимися обстоятельствами, чтобы скрыть факт (признаки) манипуляции. Это чаще всего происходит в тех случаях, когда а) манипуляция может стать заметной из-за пристального внимания жертвы к обсуждаемому вопросу (если, к примеру, вопрос для жертвы очень важен и он боится быть обманутым), б) у манипулятора уже есть неоднозначный имидж и доверие жертвы к его информационным установкам понижено, в) предмет манипуляции обладает свойством «шила в мешке» (которое сложно утаить) и г) когда тема достаточно неприятна для жертвы (например, повышение цен или уменьшение социальных льгот). Кроме того, у жертвы может, по указанным причинам, возникать неосознанное раздражение, отрицательные эмоции, вызванные ожидаемым подвохом или неприятностью темы. Для манипулятора возникает вероятность, что такие эмоции будут экстраполированы на него лично, доверие к нему снизится и манипуляция окажется неэффективной.

Чтобы отвлечь внимание жертвы и «отвести» от себя отрицательные эмоции, манипулятор выделяет специальную фигуру (группу лиц), «жертвенную корову». На протяжении обсуждения эта фигура подвергается разного рода остракизму, высмеивается, представляется перед жертвой в неприглядном виде. Манипулятор демонстрирует: вот, смотрите, кто во всем виноват! Вот кто истинный виновник всех бед! Ату его!...

Все отрицательные эмоции должны, по замыслу манипулятора, экстраполироваться на «жертвенную корову». Наблюдая публичное «избиение» такой фигуры, жертва, стоит только ей принять информационную установку манипулятора, немедленно приобщается к «гонениям» на злодея, якобы во всем виноватого. Эмоции жертвы устремляются по предлагаемому манипулятором руслу, благо весь спектакль, как правило, заранее тщательно подготовлен. За искренним возмущением неприглядными действиями «жертвенной коровы», «открывшимися вдруг», жертва, как правило, не замечает проводимой манипулятором информационной установки и попадает в расставленные сети безвылазно.

 

XX. РЕКЛАМА

Подробное описание

Реклама политического движения, фигуры или даже информационной установки ставит своей целью повышение популярности рекламируемого объекта у населения (аудитории). «Накачка рейтинга», или «пиар», являются прямыми целями манипуляции сознанием. Конечным результатом может быть принятие жертвой (или жертвами) как положительных для себя, рекламируемых манипулятором объектов, которые на самом деле являются для жертв нежелательными. Подобная реклама может производиться различными способами. Чаще всего это:

а) демонстрация выгодных, сильных сторон рекламируемого предмета (остроумие, возможные «выгоды» для жертв, энергичность, популярность и пр.);

б) выгодное отличие от окружающих. Для этого используется контраст с явно проигрывающим объекту рекламы иным объектом (политической фигурой, движением, информационной установкой и пр.);

в) частое и назойливое упоминание объекта рекламы перед жертвами («чтоб не забывали») и пр.

Определять данный вид манипуляции достаточно трудно, так как он, чаще всего, хорошо «замаскирован» манипулятором. Можно порекомендовать тщательный анализ происходящего — ведь СМИ станут рекламировать ТОЛЬКО того, кто им выгоден и не является в основе своей для них настоящим противником.

Реклама как метод манипуляции сознанием обычно используется для имиджевого продвижения («раскрутки») какой-либо конкретной политической фигуры. Раскрутка политической структуры (партии, движения и пр.) производится, как правило, на иных принципах. Хотя и в этом случае реклама изредка используется. Сегодня любой «публичный» политик является не самостоятельной фигурой, а брендом, товарным знаком. На него ориентируются избиратели, он олицетворяет «сильное начало» в политике. Поэтому его реклама основывается на создании для имиджа «сверхчеловека», «спасителя Отечества (строя, народа, общества, армии, науки)» от чего-то страшного, что на данный момент времени является «воплощением вселенского зла».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.142.189 (0.027 с.)