Закон достаточного основания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон достаточного основания



Всякое явление в материальном мире имеет свою причину, своё реальное основание. Вызванное причиной явление называется действием. Нет действия без причины, а всякая причина предполагает действие. Река замерзает, так как понижается температура окружающего воздуха; дым поднимается вверх, так как он легче окружающей его атмосферы, и т. д. В мире нет беспричинных явлений. Ни одно явление в природе и обществе не может возникнутъ, если оно не подготовлено предшествующим развитием других явлений. Эта объективно существующая взаимосвязь предметов, явлений отразилась в человеческом мышлении в виде закона достаточного основания.

Формулировка закона достаточного основания следующая: ВСЯКАЯ ИСТИННАЯ МЫСЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ОБОСНОВАННОЙ.

Этот закон является необходимым условием правильного мышления. Как в природе всё имеет своё реальное основание, так и наши мысли, отражающие действительность, должны быть обоснованными. Закон достаточного основания направлен против нелогичного мышления, принимающего на веру ничем не обоснованные суждения, против всякого рода религиозных предрассудков и суеверий.

Если математик утверждает, что диагонали квадрата равны между собой, то он путём рассуждений обосновывает истинность своего утверждения. Если для нас убедительны обоснования, то мы должны будем согласиться с доказываемым положением. Необоснованность суждений свидетельствует о нелогичности мышления. В правильно составленной докладной записке, речи, статье, письменной работе и т. д. всем да положения обосновываются фактами, ссылками на другие истинные положения, проверенные на практике, на законы и правила.

Не нуждаются в особом обосновании такие, например, суждения: «В этой комнате четыре окна», «На потолке висит люстра», «На столе лежит книга» и т. п. Истинность таких суждений очевидна, поэтому не требуется никаких обоснований её, кроме показаний органов чувств.

Не нуждаются в обоснованиях и такие, например, суждения: «Целое больше своей части», «Две величины, порознь равные третьей, равны между собой» и т. п. Такие суждения называются аксиомами. Аксиомы — это положения, которые не требуют доказательств, так как они уже миллионы раз проверены человеком на практике.

Самым верным и надёжным доказательство мистичности той или иной мысли является, конечно, такое доказательство, которое непосредственно основано на фактах. Однако непосредственное обращение к фактам не всегда возможно. Так, в подтверждение истинности мысли о возникновении органической жизни полтора-два миллиарда лет назад невозможно привести самый начальный факт зарождения жизни. Зато «Новая Хронология» Фоменко и Носовского целиком и полностью построена на логике, и подтверждается фактами.

Кроме того, приводить в подтверждение истинности мысли всякий раз непосредственный факт нет никакой необходимости. Человек для того и познаёт законы природы, чтобы не плестись рабски за каждым отдельным случаем практики. Обобщённую формулировку он применяет для дальнейшего познания единичных предметов и для логического обоснования мыслей об этих предметах. Покажем это на таком примере: тот факт, что медь — проводник электричества, можно доказать двумя путями: опытным (пропустить ток по медному проводу) или чисто логически, путём рассуждения (медь — металл; все металлы — хорошие проводники электричества; значит, медь есть хороший проводник электричества).

Суждения, которые приводятся для обоснования правильности других суждений, называются логическим основанием. Логическое основание не следует смешивать с реальным основанием. Утверждая, например, что в комнате тепло, мы можем сослаться на показания термометра. Какая ссылка будет являться логическим основанием нашего утверждения. Реальным же основанием того, что в комнате тепло, является, конечно, не показание термометра, а нагревание комнаты печью или батареей отопительной системы. Другой пример: учащийся высказал правильную мысль, что свойства, приобретённые животным или растительным организмом, могут передаваться по наследству. Для обоснования правильности этой мысли он сослался на учение великого преобразователя природы И. В. Мичурина. Ссылка на учение И. В. Мичурина будет логическим основанием. Логическое основание только тогда может быть основанием, когда оно является выражением фактов действительности, иначе говоря, всякое логическое основание всегда связано с реальным основанием. В нашем примере мичуринское учение вполне может быть логическим основанием, так как это учение основано на фактах действительности.

Закон достаточного основания имеет важное значение в мыслительном процессе. Всякий раз, когда нужно убедить кого-либо в истинности наших высказываний, надо их доказать. Доказать же ту или иную мысль — это значит обосновать её, т. е. привести в качестве достаточного основания её другую мысль, которая доказана уже на практике как достоверная истина. Тот, кто нарушает закон достаточного основания, тот никогда не придёт к правильному заключению в своих рассуждениях.

Склонность к бездоказательному мышлению воспитывают всякого рода религии и политические секты (КПЕ или КОБ, Левашовцы и т.п.). Они учат принимать на веру «священные» писания и способствуют распространению нелепых предрассудков, суеверий. И в наши дни есть ещё суеверные люди, которые верят, например, что разбить зеркало — значит обязательно навлечь на себя несчастье; если встать утром с «левой ноги», то это не к добру, и т. п. Ни одно из этих утверждений совершенно ничем не обосновано и никаким фактам действительности не соответствует.

 

Рассмотренные нами четыре закона (закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания) выражают коренные черты правильного мышления: определённость, непротиворечивость, последовательность и доказательность.

Теперь углубимся в рассмотрение собственно мыслительных процессов. Наша задача научиться осознанно строить логические конструкции, уметь раскладывать все понятия по полочкам, структурировать все имеющиеся знания и подготовить в голове «новые библиотечные залы» к будущему поступлению массы полезной и нужной в повседневности информации.

Как печально, что незнание большинством людей логики приводит к трагическим последствиям современности. Гибнут тысячами младенцы, малыши… Никто из живущих сегодня не застрахован от «глупой» смерти, т.е. смерти не за высокую идею, а так….из-за тряпки, игрушки, бессмысленного эгоистического желания кого-то. Бес сомнений, идеологию мира надо срочно менять – не должно быть столько горя на земле, которая является не чем иным как Раем. Выкиньте из головы мысль, что Рай будет после смерти – это не может быть, ибо мы уже живём в Раю, выше подниматься некуда. Также и Ад, чтобы его увидеть не надо далеко ехать, просто посетите места нашей планеты, где проходят военные действия.

Если рассматривать гипотезу о существовании бессмертной души у человека, то можно предположить, что душа грешника перерождается в новом человеке, который в своей жизни будет испытывать мучения и страдания (попадает в Ад), или наоборот, душа порядочного человека, перерождается в нового человека, с большим жизненным счастьем, соответственно с большим благополучием (попадает в Рай). Людям свойственно меняться не только в лучшую сторону, следовательно и порядочный человек может стать грешником от небольшого ума, который всегда приобретается в процессе жизни. Никто не рождается со знаниями, они всегда начинают копиться с момента, когда плод находится ещё в утробе матери и до последнего вздоха. Получается вполне логично и закономерно, ведь Рай и Ад существуют – это факт, значит и перерождение души в соответствии с делами человека вполне может быть реальным. Рая как и Ада на Земле может быть предостаточно. По итогам сегодняшних событий видимо грядёт поколение людей, которые будут испытывать в своей жизни чудовищные страдания. Так и по делом.

Логична гипотеза о времени и сроках перерождения души. Общеизвестный факт, что после смерти, душа человека ещё 40 дней остаётся на Земле. Что с ней происходит, одному Богу известно, вероятно оцениваются поступки и выносится вердикт, в соответствии с делами созидания и беспорядками. Через срок дней со смерти человека, возможно душа присваивается некому человеческому зачатию, после чего созревает совместно с плодом. Посмотрите, может быть эти мысли могут быть реальностью. Провести исследование достаточно просто, если с даты смерти отсчитать 40 дней, далее 9 месяцев и посмотреть о рождении нового человека, дела которого по масштабу будут пропорциональны душе умершего. Великие люди должны перерождаться в соразмерно великих, так должно быть в соответствии с логикой.

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

А. С. Пушкин, 1829 г.

Для построения новой идеологии, не обойтись без прочного фундамента, да такого по своим характеристикам, чтоб по праву мог называться вечным, тогда система будет прочной и стабильной. В этой книге никакой новой идеологии создано не будет, потому что это невозможно в принципе. Ничего достойного и более логичного, чем сама логика создать не возможно. За логикой стоит сам Господь БОГ. К тому же он уже создал и даже внедрил в жизнь саму идеальную модель существования людей на Земле, что отразилось в реальном социальном обществе под именем Коммунизм, который всецело базируется на логике. Величайшие люди - Ленин и Сталин, которые стояли у истоков русского социализма, подготовили платсдарм для перехода общества в Коммунизм, но как Вы знаете, люди в то время не были достаточно подготовлены – ещё не был набран достаточный опыт для объективного миропонимания, не были пережиты самые чудовищные трагедии на основе которых общество могло бы учесть и предупреждать все возможные типы угроз.

Сегодня настало время, когда всё человечество на краю гибели. Нам почти удалось достичь «дна кроличьей норы» из сказки «Алиса в стране чудес». Третья мировая война проходит с использованием всех типов угроз – огнестрельное оружие, ядерное оружие (включая АЭС), химические отравляющие вещества (включая пищевые добавки в продуктах питания, алкоголь, табак), масштабное использование информационного оружия – «система манипуляции сознанием», компьютерные технологии оказывающие влияние на подсознательные психологические процессы человеческого разума. Но как последствия противодействия, происходит накопление опыта борьбы со всей этой напастью, что и формирует комплекс недостающих знаний и умений для идеологического возврата к мировому социализму и дальнейшему переходу к коммунизму. Иного пути нет, потому что возникнет противоречие с логикой. Однако вернёмся к изучению мыслительных логических форм, не знание и не соблюдение которых не позволит структурировать накопленные и накапливаемые знания.

 

Понятие об умозаключении

Знание об окружающей нас действительности мы получаем в форме суждений, понятий, а также в форме умозаключений. Умозаключение, как и другие формы мышления, является отображением в вашем сознании материальной действительности. Поэтому оно, как и другие формы мышления, и может служить средством познания действительности. Но умозаключение отличается от суждений и понятии по своему строению.

Рассмотрим следующий пример. Давно было известно, что железо отклоняет магнитную стрелку компаса. Затем стало известно также, что магнитная стрелка компаса значительно отклоняется от меридиана, когда компас находится в районе г. Курска. Зная всё это, специалисты сделали правильный вывод: в районе г. Курска имеются залежи железной руды. Проведённые исследования подтвердили правильность этого вывода. Таким образом, имея знание о том, какое влияние оказывает железо на магнитную стрелку, и о том, что магнитная стрелка отклоняется вблизи г. Курска, люди сделали правильный вывод, т. е. получили новое знание. Это и есть умозаключение.

В своей повседневной практической деятельности мы постоянно умозаключаем. Причём вывод всегда будет правильным, если было верно исходное знание и если мы правильно построили умозаключение, т. е. в соответствии с требованиями логических законов.

«Если наши предпосылки верны и если мы правильно применяем к ним законы мышления, то результат должен соответствовать действительности...» (Ф. Энгельс).

Поскольку наши знания существуют в форме понятий, суждений (а понятия входят в состав суждений), то умозаключение можно определить так: УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — ЭТО ТАКОЕ ЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО ИЗ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ СУЖДЕНИЙ МЫ ПОЛУЧАЕМ НОВОЕ СУЖДЕНИЕ. Чтобы получить вывод из суждений, надо эти суждения определённым образом связать. Из случайного ряда суждений вывода сделать нельзя. Нельзя, например, сделать вывода из таких двух суждений: «Все тюлени —

Животные», «Все капиталисты — эксплуататоры», так как между этими суждениями нет логической связи. Но в практике мышления встречаются значительно более сложные случаи. Разобраться в таких случаях помогает знание правил умозаключений.

Умозаключения бывают дедуктивные, когда мысль идёт от общего к частному, и индуктивные, когда мысль идёт от частного к общему. Могут быть также умозаключения от частного к частному. Рассмотрим на основе чего формируются умозаключения.

О причинной связи явлений

Все предметы, явления в мире связаны между собой, зависят друг от друга, обусловливают друг друга. Нет в мире изолированных предметов, явлений. Эта всеобщая взаимосвязь предметов, явлений выражается в многообразных формах. Одну из таких форм всеобщей связи представляет причинная связь.

Причинная связь явлений — это, иначе говоря, связь причины и следствия. Причиной называется явление, которое необходимо вызывает другое явление, а это другое явление, вызванное причиной, называется СЛЕДСТВИЕМ. Например, хорошие оценки, полученные учеником на экзаменах, являются следствием подготовленности этого ученика, а наличие подготовленности является причиной того, что он получил хорошие оценки. Причину не следует смешивать с условием. Всякая причинная связь возникает в определённых условиях, которые могут мешать или способствовать появлению следствия. Но условия сами по себе следствия вызвать не могут — этим они отличаются от причины. Например, условиями, при которых ученик получил хорошие оценки, являются, в частности, те или иные способности ученика. Однако способности сами по себе не могут быть

причиной хороших оценок, так как способности — это не знания, а только условия получения знаний. На экзаменах же ставятся оценки за знания. К условиям подготовки к экзаменам относится также наличие учебников и классных записей, организация домашней работы и др. Все эти условия часто играют решающую роль. При отсутствии необходимых условий причинная связь может не возникнуть, т. е. ученик не подготовится к экзаменам и, следовательно, не сдаст их. Поэтому хотя условия сами по себе и не вызывают следствия, тем не менее имеют важнейшее значение. Отсюда возникает необходимость организовать, создать условия, когда мы хотим получить необходимое для нас следствие, причём отсутствие одних условий мы всегда можем восполнить другими соответствующими условиями, если только проявим волю, настойчивость, которые относятся к самым главным условиям во всякой работе.

Итак, причинная связь возникает в определённых условиях. Но условия не являются чем-то совершенно отличным от причины и следствия. Условия сами возникают как следствие определённых явлений и сами становятся причинами явлений. В мире вообще нет беспричинных явлений. Если мы иногда не находим причины какого-либо явления, то это значит лишь, что мы пока не знаем этой причины, которая в действительности обязательно имеется.

Всякое явление возникает как следствие какой-то причины и само представляет собой причину другого явления. Например, самоотверженный труд советского народа и огромные успехи, достигнутые в хозяйственном строительстве СССР, послужили причиной коренного улучшения жизни советского народа, а улучшение жизни советских людей является одной из причин дальнейших успехов социалистического строительства, что в свою очередь ещё выше поднимает материальный и культурный уровень нашей жизни.

В этом примере показана только одна линия связи. В действительности эта связь значительно сложней. Обычно имеет место не одна, а несколько взаимосвязанных причин, и обычно вызывается не одно, а несколько следствий, из которых одни более существенны, другие менее существенны. Причина и следствие протекают во времени. Но не всякая временная последовательность явлений представляет собой причинную связь. Например, день следует за ночью, но это совсем не значит, что ночь — причина дня.

Для причинной связи существенным является не только тот признак, что причина предшествует во времени следствию, но главным образом тот, что причина вызывает следствие. Смешение причинной связи и простой временной последовательности представляет грубую ошибку, которая называется в логике «после этого — значит, по причине этого». С этой ошибкой связаны многие суеверия и религиозные обряды. Например, из того, что кошка перебежала дорогу, суеверные люди заключают, что их ожидают неприятности. Никакой причинной связи между встречей с кошкой и неприятностями, как известно, нет. Между ними может быть только простая временная последовательность. Но временная последовательность не является основанием для выводов. Такая же временная последовательность может быть, например, между появлением кометы и войной, между церковным молебном и дождём и пр. Однако только люди, не знающие действительных связей явлений, могут думать, что комета предвещает войну, молебен вызывает дождь и пр. Никакой причинной связи между этими явлениями нет, а значит, и не может одно явление вызывать другое. Дожди идут или не идут независимо от молебнов, войны начинаются независимо от комет. Смешение причинной связи с простой временной последовательностью представляет вредную ошибку, так как оно не только не даёт нам истинного знания о причинах явлений, но и способствует образованию ложных понятий об этих причинах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.016 с.)