Формальная социология Ф.Тенниса.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формальная социология Ф.Тенниса.



 

ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ — социологическое направление, пользовавшееся значительным влиянием в Германии и США в конце XIX — начале XX в. Ее представители (Ф. Теннис, Г. Зиммель, Л. фон Визе, А. Фирканд и др.) стремились создать науку об обществе на базе анализа не конкретно-исторических социальных явлений, а чистых форм «социальности». Под ними они понимали общее, свойственное всем общественным явлениям, а именно формы социального взаимодействия или социальных отношений.

Фердинанд Теннис (1855-1936)

Основной вклад: разработка системы теоретических понятий, начало которой было положено публикацией книги «Общность и общество» (1887).

Работы: “Общность и общество. Теория философии и культуры”, “Нравы”, “Критика общественного мнения”.

Главная идея Тенниса, противопоставление «общинных» отношений и связей «общественным». Это первый шаг к разработке формальной концепции социологии («чистая сц»). Впоследствии в работах по истории социологии чистая социология стала рассматриваться как формальная социология, а Теннис — ее основоположником.

Теннис приложил много усилий для разработки оснований социологической науки, ее предмета и структуры. По его мнению, социология невозможна без философской базы, а методологически и содержательно она тесно связана с психологией. Из психологии он черпал идеи о волевом взаимодействии людей и перенес понятие социальной воли в сферу социологии. Здесь она играла двоякую роль: с одной стороны, начала, объединяющего форму и позволяющего разграничивать формы друг от друга, а с другой — роль моста, соединяющего два различных методологических подхода, а именно идиографический и номотетический. Логика подобного шага Тенниса объясняется его стремлением уйти от крайностей субъективизма, господствовавшего в немецком обществоведении, и близкого позитивизму объективизма, преобладавшего в европейской социальной мысли. Эту логику он изложил в статьях «Развитие социологии в Германии» (1908) и «Мое отношение к социологии» (1932).

Теннис определяет социологию как «учение о человеческом сосуществовании». В последнем можно выделить экономический, биологический, психологический и социологический аспекты. Будучи органически связанными друг с другом, они сохраняют автономию. В работе «Сущность социологии» (1925) Теннис поясняет: психологический аспект сосуществования — это притяжение и отталкивание, взаимопомощь и борьба, дружественное соединение и военные конфликты и т. д. Биологический аспект учитывает только одно — «насколько жизнь усиливается или убывает, прогрессирует или тормозится. Социологический аспект в отличие от первых двух прежде всего имеет дело с фактами, которые я называю фактами обоюдного согласия». Задача социологии — исследовать именно эти факты. Хотя они и не тождественны предмету науки социологии, признает Теннис, однако являются «наполнением» ее предметной области. Согласие — ведущая категория социологии Тенниса, но она получает в конечном счете психологическое истолкование

 

 

17. Социология Г.Зиммеля.

Георг Зиммель (1858-1918).

Основные труды: «Философия денег», «Религия», «Социальная дифференциация».

Зиммельпредлагает выстраивать социологию не как науку об "обществе вообще", а как науку о типичных, повторяющихся социальных ситуациях, связях, положениях, которые наблюдаются во многих обществах. Их он называет "социальными формами". Они подлежат оценке, моральному истолкованию - в соответствии с историческим контекстом и ценностями исследователя.

В работе «Основные вопросы социологии» (1917) Зиммель делит социологию на три части — общую, чистую и историческую. Общая социология изучает философские основания человеческого сосуществования и в духе Канта анализирует диалектику индивидуального и социального. Чистая социология изучает устойчивые и повторяющиеся формы межличностных взаимодействий, условия возникновения чистых социальных форм. Историческая социология изучает процесс развития и преобразования социальных форм в конкретных исторических контекстах.

В качестве центрального понятия социологии Зиммеля выступает категория «взаимодействие». Она распространяется им как на межличностные, так и на межгрупповые отношения. Сама же социология определяется Зиммелем как наука о процессах и формах взаимодействия, а общество — как совокупность форм и систем взаимодействия.

Зиммель уподобляет формальную социологию - геометрии, изучающей формы и отвлекающейся от содержания. Тем не менее, чистые формы обнаруживаются лишь в редких случаях, поскольку форма и содержание в обществе неизбежно переходят друг в друга. "Формы" это, во-первых, границы свободы, поставленные классовыми или сословными рамками жизни, во-вторых, всеобщие морально-правовые нормы, в-третьих, способы общения и достижения целей в коммуникации, принятые в данном обществе, в-четвертых, идеальные типы в веберовском смысле, служащие как в науке, так и на бытовом уровне сознания для классификации, упорядочивания и понимания пестрого потока жизненных явлений, в-пятых, форма выступает как модель поведения, социальная роль, дискурс. Дискурс усваивается в процессе научения и социализации и может обогащаться или ослабевать и вырождаться в каждом последующем поколении. Дискурс и роль - как формы - существенно влияют на содержание сознания, трансформируют мысли и чувства личностей в определенном направлении.

 

18. Анализ культуры капитализма в социологии Г.Зиммеля.

 

3. дал собств. объяснение истоков и природы “духа капитализма”, объяснив его как господство денег и интеллекта. История общества есть, по Зиммелю, история нарастающей интеллектуализации (т. е. по существу, рационализации) социальной жизни и углубления влияния принципов денежного хозяйства. Другими словами, история общества отождествляется Зиммелем с историей становления современного капитализма, в котором наиболее полно выразились характерные общие черты денег и интеллекта. Зиммель дал в «Философии денег» описание глубочайших противоречий капиталистической цивилизации в сфере культуры. Зиммель дал описание процесса деградации культурных норм и связанной с этим релятивизации образа жизни в условиях капитализма — изнутри самого этого процесса, с позиций участника происходящих событий. Он продемонстрировал явление опустошения социальных форм, неспособных более содержать внутри себя материальное движение жизни, косвенно подтвердив тем самым марксов диагноз капитализма как социально-экономической системы, неспособной обеспечить адекватное использование переросших ее общественных производительных сил. Совокупность социальных явлений современного ему капитализма Зиммель выводит из господства денег, которое, в свою очередь, рассматривается как следствие и выражение культурного развития.Сосредоточиваясь на анализе символической функции денег, трактуя ее исключительно как результат культурного процесса, Зиммель отказывается от изучения механизмов функционирования денежного хозяйства в условиях капиталистической экономики, что имеет далеко идущие последствия. Анализ становится абстрактным, далеким от действительности капиталистических общественных отношений.

Характерной чертой совр. ему этапа развития культуры 3. считал борьбу жизни против принципа формы вообще, т.е. против культуры как таковой.. Гл. противоречие заключается в том, что чем более формализуются социальные и культурные образования, тем более отчужденным от них оказывается индивид как таковой, воплощающий в своем творч., “душевном” существовании глубинные тенденции самой жизни. Отчуждение оказывается равнозначным свободе, и единств, регулятором морального поведения становится индивидуальный закон — уникально-личностное априори, определяющее жизнь и поведение индивида и знаменующее собой (наряду с созданием культурных форм) способность жизни к творчеству и худож. саморегуляции. Выводами из его культурфилософской концепции становятся пессимизм и глубокий индивидуализм.

.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.12.229 (0.005 с.)