Принципы понимающей социологии. 20. Концепция идеальных типов 21. Понятие социальное действие, типология 22. Экономика и идеология; тип рациональности и форма общества в социологии М.Вебера



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы понимающей социологии. 20. Концепция идеальных типов 21. Понятие социальное действие, типология 22. Экономика и идеология; тип рациональности и форма общества в социологии М.Вебера



Наиболее удачное и актуальное по сей день решение проблемы предмета и метода социологии в духе «номинализма» было дано в концепции понимающей социологии, разработанной немецким ученым Максом Вебером.

На основе своих ранних работ по экономической истории Античности и Средневековья, в которых исследовалась взаимосвязь хозяйственных форм и правовых институтов, Вебер пришел к идее социологического изучения экономических феноменов. Этот подход блестяще реализован в самом известном произведении Вебера — цикле статей «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), где на большом историческом и статистическом материале прослежены сходство и даже преемственность между принципами практиковавшегося протестантами мирского аскетизма (строгая самодисциплина, посвящение себя хозяйственной деятельности как служению) и принципами капиталистической организации промышленности и торговли. В качестве общей основы протестантской этики и духа капитализма представлена характерная для западной цивилизации в целом рациональность — отношение к миру с точки зрения целесообразности, упорядоченности, полезности, эффективности.

Параллельно историко-социологическим исследованиям и на основе их результатов Вебер разрабатывал свою методологическую концепцию, ключевой категорией которой стало понятие идеального типа. Идеальный тип— это теоретическая конструкция, выражающая наиболее характерные черты изучаемого явления и служащая средством упорядочения эмпирического материала. Такие идеальные типы, как «капитализм», «христианство» и т. п., являются не эмпирическими обобщениями, а абстрактными моделями, предлагающими целостную, логически непротиворечивую «мысленную картину» (Gedankenbild) и раскрывающими «культурный смысл» соответствующего феномена. Соотнося идеальный тип как «рациональную утопию» с реальностью и выявляя расхождения между ними, социолог может формулировать общезначимые утверждения о социально-историческом смысле явлений, не упуская из виду их индивидуальных черт. Первоначально рассматривавшийся как вспомогательное средство образования и анализа научных понятий, идеальный тип стал важнейшим методологическим средством в рамках выдвинутой Вебером концепции понимающей социологии.

В работе «О категориях понимающей социологии» (1913) был сформулирован тезис о том, что предметом социологии должно быть социальное действие, которое можно объяснить, только поняв вкладываемый в него смысл. Идеально-типическая реконструкция смысла социального действия — это, по мысли Вебера, то «понимающее объяснение», которое отличает социологию как от «наук о природе» с их механистическим объяснением, так и от «наук о духе», которые оперируют пониманием, основанным на «сопереживании». Социальным действием Вебер называл такое действие, которое по предполагаемому действующим индивидом смыслу соотносится с действиями других людей и ориентировано на них. По степени осмысленности и в зависимости от того, какой смысл связывается с действием, были выделены четыре типа социального действия. Целерациональное действие характеризуется сознательным соотнесением целей, средств и возможных последствий совершаемого поступка. Ценностнорациональное действие основывается на вере в безусловную ценность (этическую, религиозную, эстетическую и т. п.) совершения определенных поступков независимо от их последствий. Традиционное действие основывается на длительной привычке совершать определенные поступки. Аффективное действие обусловлено сильными переживаниями — эмоциями страха, гнева, любви и т. п.

Наряду с типологией социального действия важной составляющей социологии Вебера является типология господства, т. е. такой формы власти, которая основана на легитимности — вере подчиняющихся в правомочность приказов властвующих. Вебер выделил три типа господства: 1) рациональное (или легальное), основанное на вере в законность процедур осуществления власти; 2) традиционное, основанное на вере в незыблемость привычных инстанций власти; 3) харизматическое (от греч. charisma — Божественный дар), основан- ное на вере в сверхъестественные качества (святость, гениальность и т. п.) властителя.

Дальнейшее развитие и обобщение концепций рациональности, социального действия, господства, предпринятые Вебером в работе «Хозяйство и общество», оставшейся незавершенной и опубликованной в 1921 г. уже после смерти автора, привели к созданию концепции рационализации как «судьбы Запада», воплощением и носителем которой является рациональная бюрократия.

 

Макс Вебер (1864-1920). Предметом социологии является изучение социальных действий, их взаимодействий и процессов, возникающих в результате. Задача социологии не объяснить, а понять, формировать социальные смыслы. У него субъективный подход к социологии.

Основным признаком социального действия Вебер считал осмысленную ориентацию его субъекта на другого, на ответную реакцию со стороны др.участников взаимодействия.

Действие, не ориентированное на др. людей и не обладающее определённой мерой осознанности этой ориентации, не является социальным. Т.о., по Веберу М., социальное действие характеризуется двумя чертами: наличием субъективного смысла и ориентацией на другого.

 

Классификация типов социального действия основана на различной степени сознательности и рациональности

4 группы социальных действий:

• целерациональные (имеют конкретные задачи),

• ценностнорациональные (осуществляется взаимодействие, стремление к ценностям),

• традиционные (автоматическая реакция на установление нормы),

• аффективно-эмоциональные

Вебер утверждал, что при анализе социального действия надо использовать два метода: научное наблюдение внешних поведенческих акций по объективным признакам; например, когда человек раздражен, и причинный анализ, при помощи которого социологи могут узнать более глубокий слой явлений, заглянуть в сущность социального действия, для чего ему необходимо узнать мотивы, цели и намерения субъекта действия.

Социальное действие - такое поведение, которое соотносится с поведением других, ориентировано таким соотнесением, корректируется и регулируется им.

 

Вебер М. выделяет эти типы социального действия как идеальные типы, реальное же действие может представлять собой смесь двух или более типов.

Вебер М. определял социологию как науку, которая пытается интерпретировать смысл действия (отсюда название - "понимающая социология") и объяснить социальную действительность как производное от индивидуальной осмысленной деятельности. Однако в социологии существует и др.понимание социальной деятельности - как производной от социальной структуры. В рамках этой традиции существует тенденция превращать социальное действие и взаимодействие в понятия производные, остаточные, менее важные, чем социальная система в целом. Вопрос об отношении индивидуального деятеля к социальной системе - одна из основных проблем социологии.

 

23. Социология политики (анализ форм господства) М.Вебера.

Власть является одним из вечных и необходимых компонентов человеческого бытия. Она существует в любой организованной общности людей. Среди многочисленных видов власти особое место занимает политическая власть, окончательно сложившаяся в классовом обществе.. При анализе властной проблематики Вебер последовательно опирается на свою теорию социального действия. Своего рода атрибутом социального действия Вебер считает “ориентацию на другого”, которая предполагает взаимное ожидание соответствующего поведения всех участвующих в политических отношениях сторон. Это и обеспечивает легитимность господства: те, кто управляют, ожидают, что их командам будут повиноваться; те кем управляют, ожидают определенного характера директив. Так возникает предпосылка – тенденция, обеспечивающая возможность максимально рационального поведения в политической сфере и позволяющая добиться предельной эффективности межчеловеческих взаимоотношений, имея в виду и управляющих, и управляемых.

Важно отметить, что многое в концепции Вебера так или иначе сопрягается с марксистской социологией власти. Тип господства, считал Вебер, вытекает их отношений, которые складываются в экономической сфере. Однако Вебер разошелся с марксизмом по вопросу путей и средств движения к рациональной власти.

"Власть" определяется им как положение, в котором одни действующие лица могут реализовать свои цели вопреки сопротивлению других. "Господство" определяется более конкретно – как проявление власти через приказы и вероятность их исполнения. При этом предполагается, что власть обычно реализуется через административный аппарат. Наиболее устойчивы те формы господства (независимо от того, на чем они основаны), "законность" которых признается участниками данных отношений. Таким образом, Вебер пытается разработать ряд идеальных типов легитимного господства, с помощью которых можно анализировать различные исторические и современные варианты политического устройства. Критерием для конструирования идеальных типов служат мотивы повиновения, исходя их присутствия в них той или иной доли рациональности. Так, Вебер выделяет три легитимных типа господства и соответственно три типа мотивов повиновения: "традиционное" (издревле существующий порядок), "харизматическое" (особые – зачастую дарованные богом – качества лидеров) или "правовое» (законный порядок) критериях.

 

 

24. Социология религии и культуры М.Вебера.

Капиталистическое общество, отношения в нем и хозяйственная деятельность рассматриваются Вебером в тесной связи с религией. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" (1904) Вебер впервые устанавливает связь между религией и экономикой. Он показывает, как воздействуют религиозно-этические установки на характер и способ осуществления экономической деятельности. Он стремится доказать, что именно религиозные убеждения, религиозная этика оказались основными стимулами развития капиталистической экономики и обеспечили формирование таких черт личности как трудолюбие, бережливость, расчетливость, честность, активность. В социологии религии Вебера четко выражена соотнесенность духа капитализма и духа протестантизма. На протяжении всего творчества немецкого социолога идея взаимовлияния религии и экономики сохраняет свое значение, более того, усиливается от первой крупной работы в области социологии религии "Протестантская этика и дух капитализма" к последней - "Хозяйственная этика мировых религий" (1916-1919). Вебер характеризует религию и религиозную этику не только в связи с экономической и хозяйственной жизнью и деятельностью, но и с правом, искусством, философией, наукой, властью и т.д. Главное здесь для социолога - понять смысл совершаемых индивидом действий, т.е. мотивов человеческого поведения с учетом религиозного момента. Одна из центральных в религиозной этике проблем, интересовавших Вебера, - спасение. Вебер анализирует религиозно-этические установки в зависимости от того, какие способы спасения они предлагают – через собственные действия (буддизм) и через спасителя (христианство).

Для социологии культуры его методология имеет особое значение по причине высокой аналитической ценности его основных методов. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления. В «науках о культуре» эта проблема приобретает особую значимость: мы, существующие в некоторой культуре, не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом. Мы все погружены в культуру, и выйти за её пределы не представляется возможным. Но это, согласно Веберу, - не препятствие, а необходимая предпосылка социального и культурного познания, потому что быть культурным (неотъемлемая характеристика человека) - это и значит быть способным вносить смысл в окружающую реальность. В данном случае, таким образом, речь идёт о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей».

Понятие идеального типа – познавательная модель, позволяющая выявить соотношение между религий как существенным компонентом социокультурной системы (прежде всего как системы этических установок) и хозяйственный деятельностью.

[в общем, суть в том, что культура рассматривается наравне с экономикой и другими важными сферами общества.]

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.017 с.)