Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторический материализм К.Маркса. 8. Понятие способа производства и общественно экономической формации

Поиск

Альтернативой позитивистскому проекту науки об обществе в середине XIXв была концепция материалистического понимания истории, сформулированная К.Марксом. Замысел Маркса, представленный в таких его ранних работах, как «Тезисы о Фейербахе» (1845) и «Немецкая идеология» (1846), отличает стремление создать «действительную» науку об обществе, основанную на изучении практической деятельности людей и отвергающую философские рассуждения как умозрительные и абстрактные. В этом отношении проект Маркса похож на позитивистский проект Конта, но в отличие от Конта Маркс полагал, что не идеи «управляют миром», а материальные интересы, обусловленные участием людей в производстве и распределении благ.

Общество Маркс трактовал как систему отношений, характер которой определяется способом производства материальных условий жизни людей. Под способом производства Маркс понимал исторически складывающийся комплекс, включающий производительные силы – применяемые ресурсы и технологии и производственные отношения – формы собственности и организации труда. Способ производства определяет то, как люди взаимодействуют друг с другом, что составляет их образ жизни и, следовательно, что и как они осмысливают и оценивают в окружающем их мире. Структура экономических отношений составляет тот «базис», на котором развивается «надстройка» — структуры политических, правовых, семейных отношений, формы религии, морали, идеологии. Вся совокупность общественных отношений, в которой структуры базиса и надстройки образуют единую систему, называется у Маркса общественной формацией. Материалистическое понимание истории заключается в открытии последовательности сменяющих один другой способов производства и, следовательно, формаций как типов общественного устройства. В работе «К критике политической экономии» (1859) Маркс выделил азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства, которые образуют основу соответственно четырех общественно-экономических формаций.

Знание закономерности социально-исторического развития нужно было Марксу для обоснования программы политической борьбы и преобразования общества на принципах ликвидации собственности, неравенства, государственной власти. Концепция такого преобразования изложена в «Манифесте коммунистической партии» (1848), автором которого был не только и не столько Маркс, сколько его друг Энгельс. Фридрих Энгельс (1820-1895) схематизировал и популяризировал идеи Маркса. Усилиями Энгельса, редактировавшего и издававшего рукописи Маркса, комментировавшего его труды и развивавшего его критику капитализма, марксизм был превращен в утопическую концепцию «научного социализма». Это доктрина, согласно которой современное, т.е. капиталистическое, общество с неотвратимостью закона развивается в направлении нарастания противоречия между «общественным характером труда» и «частным характером присвоения его результатов» и нарастания классового антагонизма между рабочими и предпринимателями. Разрешением главного противоречия современного общества должен стать революционный переворот, который неизбежно совершит организованное рабочее движение.

Энгельс стремился доказать, что идеи Маркса позволяют раскрыть не только законы развития капиталистического общества, но и вообще все законы бытия и мышления. В таких работах Энгельса, как «Анти-Дюринг» (1878), «Диалектика природы» (1873-1882), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) марксизм представлен как всеохватывающая система знания, в которую входят натурфилософия, история, политическая экономия, научный социализм.

 

9. Понятие идеологии в социальной теории Маркса

В марксизме идеология рассматривалась как ложное сознание, основанное на классовом интересе и его выражающее под маской общечеловеческого интереса. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845—46) и позднейших работах под Идеологией понимали: 1) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов; 2) соответствующий этой концепции тип мыслительного процесса, когда его субъекты — идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определённых классов и, следовательно, объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей; 3) вытекающий отсюда метод подхода к действительности, состоящий в конструировании желаемой, но мнимой реальности, которая выдаётся за саму действительность. Таким образом, действительность предстаёт в Идеологии в искажённом, перевёрнутом виде, и Идеология оказывается иллюзорным сознанием, в котором социальная реальность, объективные противоречия и потребности общественной жизни выступают в превращенной форме. В противоположность этим идеологическим формам научное сознание остаётся «...на почве действительной истории...». Методы научного анализа и критики Идеология даёт материалистическое понимание истории, согласно которому сознание является осознанным бытием и потому должно объясняться из бытия людей, их реального жизненного процесса. Идеология подчиняется общим закономерностям общественного сознания. Она обладает не абсолютной, а лишь относительной самостоятельностью.

В развитии Идеологии накапливается определённый запас понятий и представлений — мыслительный материал, и каждая новая Идеология, будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к предшествующей Идеологии. Поэтому в сфере Идеологии существует преемственность, и влияние новых социально-экономических условий состоит в том, что они определяют направление и способ изменения имеющегося мыслительного материала. Анализ реального исторического процесса показывает, что идеологические иллюзии — не просто случайные заблуждения, что Идеология выполняет определённые социальные функции, вырабатывая соответствующие интересам того или иного класса типы мышления и поведения или даже программы социального действия.

К. Маркс и Ф. Энгельс не применяли термин «Идеология» к собственной системе воззрений, но они характеризовали марксизм как научную теорию социализма, органически связанную с освободительной классовой борьбой пролетариата.

Научная социалистическая Идеология противостоит реакционной Идеология буржуазии, оправдывающей и обосновывающей необходимость сохранения и укрепления капитализма. В столкновении этих Идеология отражается классовая борьба пролетариата против буржуазии, противоположность социальных систем капитализма и социализма.

В эксплуататорском обществе революционная Идеология завоёвывает влияние в острой борьбе с господствующими в данном обществе идеями.

 

10. Социально-экономические классы, классовая борьба и теория социальной революции.

У Маркса нет строгого, раз навсегда данного определения социального класса.

Активно участвуя в классовой борьбе своего времени, Маркс прежде всего был ее теоретиком. Одних призывов к борьбе, пусть самых горячих и искренних, недостаточно: пролетариат не может победить иначе, полагал Маркс, чем узнав, в чем заключается его миссия - всемирно-исторический смысл его классовой борьбы.

С одной стороны марксизм формулирует лозунги в классовой борьбе, а с другой он - учение о неизбежности прекращения классовой борьбы и устранении классовых различий. Некоторые критики марксизма обращают внимание на одну сторону этого учения, а другие - на прямо противоположную. У Маркса человеческая история делится на три главных этапа: первобытное бесклассовое общество, затем период цивилизации со свойственной ей ожесточенной классовой борьбой, которая движет общество вперед, и в конце концов появляется бесклассовое общество на основе завоеваний и достижений цивилизации - науки, искусства, высокоразвитой техники.

По мнению Маркса, исторический процесс и лежащая в основе его борьба классов одновременно и стихиен, то есть совершается так же независимо от нашего сознания и желания, как падает камень, - и имеет смысл, цель, причем, отнюдь не прозаическую. И тому, доказывает Маркс, существуют многочисленные примеры и подтверждения.

Рабочий класс (люди, живущие продажей капиталисту своей рабочей силы, в том числе своих знаний) вынуждает в борьбе за свои права капитал продвигаться все дальше и дальше - вплоть до того, что устраняется сам капитал, как в свое время был устранен феодализм. Разумеется, этот переход совершается только в результате социальной революции. "Основным капиталом" становится сам человек - его свободное развитие, физическое и духовное, оказывается главным условием высокоразвитого производства. Частную собственность заменяет общественная, ставящая всех в равное отношение к средствам производства. Тем самым устраняется деление общества на классы.

[ Предельная основа (базис) общества — материальное производство (совокупность производительных сил и производственных отношений). Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание.

Надстройка - совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем.

Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил (совокупность труда, техники и человека с его навыками).

Труд – основа человеческой жизни, благодаря ему люди выживают. Это процесс между человеком и природой. В процессе труда складываются производственные отношения между людьми и, как следствие, общественная жизнь.

Производительные силы определяют производственные отношения, следовательно, определяют и экономическую, культурную, духовные сферы. Совокупность всего этого является общественно-экономической формацией (тип общества: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое). То есть способ производства лежит в основе каждой общественно-экономической формации. ]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.174 (0.011 с.)