Тема 1. 1. Социология как наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1. Социология как наука.



С О Ц И О Л О Г И Я

 

Методические указания

и контрольные работы для студентов

заочной формы обучения

 

 

Набережные Челны

2 0 0 7 г.

 

ББК. 60.5

С.69

 

Социология. Методические указания и контрольные работы для студентов заочной формы обучения. /Составитель: О.Б. Компаниец, кандидат социологических наук, доцент кафедры Менеджмента и гуманитарных наук, Набережные челны. НГТТИ, 2007, 47с.

 

 

Издание предназначено для студентов заочного отделения факультета технологического менеджмента НГТТИ, обучающихся по специальностям 260501.65 – «Технология продуктов общественного питания», 080401.65– «Товароведение и экспертиза товаров», 080507.65 – «Менеджмент организации». В методических[ указаниях приведены программа по дисциплине «Социология», планы семинарских занятий, темы рефератов, вопросы к экзаменам (зачетам), контрольные задания, список литературы.

 

 

Рецензенты: Егорова Н.Д., кандидат социологических наук

Арсланова С.К, кандидат социологических наук

 

 

Печатается по решению Ученого совета Набережночелнинского государственного торгово-технологического института

 

 

Набережночелнинский государственный

торгово-технологический институт, 2007год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие указания  
Выписка из государственного стандарта по дисциплине «Социология»  
Программа по дисциплине «Социология»  
Тематика семинарских занятий  
Задания контрольной работы  
Вопросы к экзамену  
Темы рефератов  
Задания в тестовой форме  
Литература  

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Социология относится к числу фундаментальных наук, изучение которых обязательно для всех студентов, обучающихся в высшем учебном заведении.

Социологические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством.

Методические указания по социологии для студентов всех специальностей и всех форм обучения содержат выписку из государственного стандарта «Социология», программу по дисциплине, тематический план лекций и семинарских занятий, тематику контрольных работ и рефератов, вопросы к экзамену задания я тестовой форме, список основной и дополнительной литературы.

Планы семинарских занятий рассчитаны в полном объеме по часам для дневного отделения, а для заочников преподаватель имеет право отбирать любые темы применительно к отведенным часам для заочной формы обучения.

 

Работа студента над курсом «Социология» слагается из следующих элементов: самостоятельное изучения материала по учебникам и учебным пособиям; выполнение контрольных заданий; посещение лекций и практических (семинарских) занятий; сдача экзаменов.

 

Лекция – это вербальное представление информации преподавателем. Задача преподавателя – донести свои знания до слушателей. Задача слушателей – принять и сохранить эти знания. На лекциях преподаватель освещает основные разделы и темы программы, акцентируя внимание на наиболее сложных, важных, дискуссионных проблемах курса. Изложение материала может носить различный характер: одни вопросы раскрываются полно, а другие – частично, по третьим – только называются источники, которые студент изучает самостоятельно.

 

Семинар является одной из эффективных форм развития познавательной активности студентов. Семинар – это коллективное обсуждение узловых вопросов темы под руководством преподавателя. Во время занятий происходит обмен мнениями, студенты учатся сравнивать различные точки зрения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Семинар позволяет активизировать деятельность каждого студента, развить его коммуникативные качества. В программе курса семинары предусмотрены к темам, в которых изучается важная проблема, требующая углубленного понимания (темы семинаров и вопросы для обсуждения приводятся ниже).

На семинарских занятиях происходит и обсуждение докладов, рефератов по наиболее актуальным социальным вопросам.

 

Реферат – это квалификационная работа, где излагается сущность какого-либо вопроса. Это научная работа студента, состоящая в поиске источников, их окончательном отборе и компиляции. Оригинальные решения проблемы студенту делать не предлагается (оно возможно после анализа и изложения текста источников, сравнение с ними).

Прежде чем выбрать тему реферата, следует определить свой интерес, проблему, над которой хотелось бы поработать, более глубоко ее изучить.

После выбора темы необходимо определить цель, задачи работы, ее структуру, логику поиска литературы, анализа источников.

При цитировании источников необходимо выбирать из текста главное, чтобы не перенасыщать содержание лишними деталями. На цитированную и использованную литературу необходимо давать ссылки. Ссылка оформляется в скобках, например, (5, с.53), где первая цифра указывает номер источника по списку использованной литературы, а вторая цифра – страницы книги.

Структура реферата:

ü Титульный лист.

ü Оглавление.

ü Введение (обоснование темы, ее актуальности и значимости для практики, цель и задачи реферата, характеристика используемой литературы).

ü Основная часть (заголовок ее полностью совпадает с формулировкой темы) - 2-3 раздела.

ü Каждый раздел основной части раскрывает одну из сторон темы и является логическим продолжением другой; основная часть может быть теоретической или практической (экспериментальной), или их интеграцией в каких-либо соотношениях.

ü В заключении подводятся итоги по теме, делаются общие выводы, характеризуются перспективы развития исследуемой проблемы, возможность использования в собственной практике, рекомендации. Заключение должно ответить на вопросы: зачем предпринято данное исследование? Что сделано? К каким выводам пришел автор?

ü Библиография (оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа).

ü На последней странице ставится подпись и дата.

 

Для написания реферата используется 7-10 источников. Реферат может быть отпечатан кеглем 12 на 15-20 страницах через 1,5 интервала. Страницы пронумерованы. Реферат должен быть сброшюрован.

 

Пример: Демидова, А.К. Пособие по русскому языку. – М.: Мысль, 2003. -263 с.

Скворцов, М.Т. Правильно ли мы говорим по-русски?// Дошкольное воспитание. 2004. – №4. – С.6.

При наличии прямой ссылки на литературу в тексте цитата вставляется в кавычки, а далее в скобках следует номер публикации и страница, например (3, с.8).

Образцы «клишированного» реферата:

- В книге …. рассматривается система…

- Во введении указывается, что…

- Автор считает, что…

- В первой главе освещается вопрос…

- Принцип и формы….. исследуются во второй главе…

- Говоря о соотношении…, автор считает….

- Также обращается внимание на…

- Таким образом, автор приходит к выводу о том, что…

- В третьей главе исследуется…., рассматривается роль…

- Подчеркивается необходимость…

- Поддерживается идея…

- В заключении автор пишет: «…»

 

Титульный лист реферата.

Министерство образования и науки РТ

Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт

Факультет технологического менеджмента

 

 

РЕФЕРАТ

Тема:_________________________________________

 

 

Исполнитель:

Ф.И.О. студента

Факультет, номер группы

 

Научный руководитель:

Ф.И.О., ученая степень,

должность

 

 

Набережные Челны

 

Выполнение контрольных работ является необходимым этапом самостоятельной работы студента при изучении социологии. Значение контрольной работы состоит в проверке степени усвоения студентами учебного материала и развитии у них способностей к самостоятельной творческой работе.

Цель контрольной работы – углубленная проработка отдельных тем дисциплины «Социология».

Тематика контрольных работ дана только для студентов заочной формы обучения. Ответы на вопросы должны по существу раскрывать их постановку в задании и содержать материал всей проработанной литературы. Изложение каждого вопроса должно быть выделено в тексте.

Список литературных источников, которыми можно пользоваться при написании контрольной работы, приведен в Методических указаниях. В помощь студентам кафедрой подготовлено учебно-практическое пособие по социологии «Социология: опорный конспект лекций», которое может быть использовано для подготовки контрольной работы, к семинарским занятиям и к экзамену.

При подготовке контрольной работы можно самостоятельно подобрать литературу по теме, включая и периодику.

Объем контрольной работы 20-25 печатных листов. В конце работы приводится список использованной литературы. Выполненная работа представляется в институт в установленные сроки. Если контрольная работа не соответствует данным требованиям, она возвращается на доработку. Зачтенные преподавателем контрольные работы служат основанием для допуска к сдаче экзамена (зачета).

 

Логическая схема базы знаний по курсу «Социология» (одно из заданий контрольной работы) является очень важным элементом контрольной работы.

 

 

Пример структурно - логической схемы по курсу «социология»

(Составила студентка гр. 365-зс Кашбиева Л.А.)

 

Тема: Социология как наука


Рекомендации по составлению логических схем баз знаний

 

1. Просмотрите материал курса и выпишите на отдельные листки заголовки разделов и заголовки подразделов.

2. Внимательно изучите материал, выписывая из соответствующих разделов основные понятия и категории, встречающиеся в тексте.

3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и категориями внутри разделов и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия и категории.

4. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия и категории с учетов взаимосвязей между ними.

5. Если удалось найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы может получиться иерархическая структура (дерево).

6. Если одни понятия вытекают из других, то можно установить причинно-следственные связи или построить логические цепочки.

7. Если понятия, категории, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы, хронологические последовательности.

8. Выявите в разных ветвях структуры одноименные понятия и попытайтесь устранить дублирование, видоизменяя связи между собой.

9. Уточните (достройте) структуры по выводам, имеющимся в тексте или полученным в результате собственных умозаключений.

10. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточните структуру.

 

При составлении логических схем баз знаний студент должен руководствоваться следующими требованиями:

1. Простота схематического представления, выражающаяся в минимальном количестве схемных элементов и их связей.

2. Целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение в пространстве схемы (например, основные, вспомогательные и т.п.).

3. Согласование элементов и связей как внутри схемы, так и вне ее (взаимоувязка с подобного рода смежными схемами).

4. Наглядность представленных схем, для чего используются средства графики, форм, цветовых оттенков, а также табличный, цифровой, диаграммный иллюстративный материал.

 

Освоение студентом социологических терминов можно увидеть в «социологическом рассказе» (задание контрольной работы).

 

Примерный текст социологического рассказа. (Составила студентка группы 153-з, Шакирова Г.Н.)

 

«Жил был в государстве президент, и была у него идея воплотить существующие традиции простого общества в социокультурные убеждения, установки и тем самым поднять социальный и культурный уровень развития населения, наладить более эффективное социальное взаимодействие, создать условия для социального прогресса и превратить свое аграрное общество в новое индустриальное путем революции.

Социальные изменения привели к революционному переходу социальной общности на новый уровень развития, но, революция, проведенная президентом, привела к появлению как положительных, так и отрицательных девиаций в обществе. В стране появилась новая социальная структура и социальное неравенство между различными социальными слоями. Создалась новая стратификационная модель. Новые высшие классы стали конфликтовать со старыми высшими классами, которые теперь оказались низшим классом. Появились элементы не только различных субкультур, но и контркультура.

И понял президент, что революционные методы развития общества отличаются от эволюционных методов в худшую сторону и спонтанность перехода не гарантирует успех.

Мораль истории в том, что прежде чем планировать какие либо социальные изменения, управленец должен сначала провести социологическое исследование, опросить различные социальные, статусные группы (в соответствии с социальной структурой общества), проанализировать его результаты, спрогнозировать развитие социальной ситуации, а только потом планировать и проводить какие-либо действия».

 

Работа с литературой.

Известно, что результаты теоретических и эмпирических исследований находят свое конечное или промежуточное выражение в книгах, статьях, помещенных в научных журналах, рукописях докладов, отчетов. Для освоения материала учебной дисциплины, написания контрольной работы необходимо пользоваться различными текстовыми источниками.

 

Учебник – представляет собой книгу, содержащую систематическое изложение знаний в определенной методической обработке и последовательности. В отличии от школьного учебника, где излагаются основы наук, учебник для вуза представляет собой саму науку. Желательно пользоваться учебниками, утвержденными Министерством образования и науки в качестве учебника (содержат гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки в качестве учебника»).

 

Учебное пособие обычно дополняет существующие учебники по определенной дисциплине и в большей мере ориентировано на практические моменты.

Книги, в которых в систематическом виде изложены основные данные науки самими авторами научных работ, называются монографиями. В монографиях наиболее глубоко, систематично и подробно излагаются общие результаты научных исследований.

 

Сборник научных трудов (статей) – книга, в которой собраны статьи и другие материалы научного характера, принадлежащие разным авторам. Обычно сборник посвящен одной научной проблеме, которая может рассматриваться с различных, иногда прямо противоположных точек зрения, с позиции разных научных школ.

 

Статьи – это специальные публикации небольшого объема, в которых целенаправленно излагаются взгдялы авторов по определенным узким вопросам или результаты ограниченных исследований.

 

Журнальные статьи – это наиболее оперативная информация о развитии науки и решении ее актуальных проблем.

 

Справочно-информационная литература:

- энциклопедия – научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний универсального или отраслевого плана. Материал энциклопедии представлен в виде отдельных статей, каждая из которых содержит основную информацию по существу научной теории, исторического события, описание объекта, процесса, явления и т.д.;

- энциклопедический словарь – справочное издание, представляющее собой краткий материал, который расположен в алфавитном порядке;

- справочник – издание содержит краткие сведения научного и прикладного характера;

- терминологический словарь (глоссарий) – справочное издание, в котором разъясняются значения специальных слов – терминов, используемых в какой-либо научной области.

 

Завершается изучение курса экзаменом. Основными критериями оценки по курсу являются:

- уровень знаний студентов основных проблем программного курса «Социология»;

- отношение студентов к изучению курса в течение всего периода обучения;

- активность студента на семинарских, практических занятиях.

 

 

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»

 

Предистория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта; классические социологические теории; современные социологические теории; русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты.

Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности; виды общностей; общности и личность; малые группы и коллективы, социальные организации, социальные движения.

Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность.

Понятие социального статуса; социальное взаимодействие и социальные отношения.

Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект.

Социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса.

Формирование мировой системы; место России в мировом сообществе

Методы социологического исследовании.

 

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ»

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Составить логическую схему базы знаний по курсу.

 

  1. Составить терминологический словарь пор курсу (25 терминов).

 

  1. Составить рассказ, используя 20-25 социологических терминов.

 

  1. Представить анализ теорий 2-х социологов. Связь с современностью.

 

  1. Социальные институты, общности, организации, группы: понятие, структура, функции, типы.

 

  1. Социологическое исследование: понятие и виды социологических исследований. Программа социологического исследования. Организация социологического исследования. Выборочный метод в социологическом исследовании.

 

  1. Методы сбора и анализа социальной информации: анализ документов, социологическое наблюдение, социологический эксперимент, анкетный опрос и интервью.

 

  1. Как соотносятся между собой понятия: «социальные изменения», «социальный прогресс», «социальное развитие». В чем их семантическое (смысловое) отличие друг от друга.

 

  1. Список использованной литературы.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

1. Закономерности и тенденции развития социологических учений.

2. Социология как наука.

3. Социальные законы и социальная деятельность людей.

4. Подготовка и проведение социологического исследования.

5. Природные основы общественной жизни.

6. Социальная жизнь.

7. Общество и его система.

8. Взаимосвязь общества и индивида.

9. Социальные институты.

10. Социальные общности.

11. Личность как социальный тип.

12. Социализация личности и ее этапы.

13. Социальная психология личности.

14. Социальное неравенство.

15. Стратификация и социальная мобильность.

16. Социальное управление и его роль в развитии общества.

17. Брак и семья как социальные институты и их функции в обществе.

18. Семья и перспективы ее развития.

19. Как построить семью.

20. Социальные проблемы общения.

21. Современное общество – «эра толпы».

22. Роль социальных конфликтов в развитии общества.

23. Средний класс России: перспективы формирования.

24. Стратификационная структура современной России.

25. Гендерное неравенство.

26. Социальная мобильность в России.

27. Социальная сущность маргиналов.

28. Миграция и эмиграция в России.

29. Общество и личность: проблемы взаимодействия.

30. Взаимосвязь социального и личного статуса.

31. Ценности современного общества.

32. Групповое давление и конформизм.

33. Феномен бюрократии.

34. Социальные институты современного общества.

35. Реформы современной России: перспективы, проблемы.

36. Перспективы формирования единого социо-культурного пространства.

37. Революционные и реформаторские движения.

38. «Запад есть Запад, Восток есть Восток и вместе им не сойтись» (Р.Киплинг).

39. Субкультуры современной России.

40. Место России в мировом сообществе.

41. Неформальные молодежные группировки.

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОЦИОЛОГИИ

1. Понятие социологии как науки.

2. Объект, предмет социологии.

3. Структура социологического знания.

4. Функции социологии.

5. Социология в системе социальных наук.

6. Предпосылки возникновения социологии.

7. Позитивизм в социологии О.Конта.

8. Натурализм в социологии Г. Спенсера.

9. Изучение социальных групп в социологии – Л.Гумплович.

10. Социология К. Маркса.

11. Психология толпы - Г.Лебон.

12. Коллективная психология - Г.Тард.

13. Ч. Кули- теория «Зеркального Я».

14. Вклад Э. Дюркгейма в развитие социологии.

15. Понимающая социология М. Вебера. Теория «двойной неудачи»

16. Концепция политического класса и теория элит - В. Парето.

17. Плюралистическая концепция развития общества (М.М. Ковалевский).

18. Н.Я. Данилевский – теория культурно - исторических типов или цивилизаций.

19. Субъективная социология Н.К. Михайловского.

20. Географический детерминизм в социологии Л.И. Мечникова.

21. Социальные институты: понятие, структура, функции, типы.

22. Индустриальная социология (Э. Мэйо, Д. Морено).

23. Эмпирические исследования в России (С.Г. Струмиллин, психотехники).

24. Американская социология (социальные реформы - У. Самнер, А. Смол).

25. П.А. Сорокин – концепции интегрального тапа общества.

26. Современные социологические теории (теории конфликта, символического интеракционизма, социального обмена и др..)

27. Современный этап развития социологии в России.

28. Понятие общества, подходы к исследованию общества. Типология общества.

29. Социальная система и социальная структура. Виды социальных структур.

30. Социальное неравенство как основа стратификации. Модели обществ.

31. Принципы социальной стратификации, подходы, критерии.

32. Социальная мобильность: понятие, виды. Маргинальность.

33. Основные понятия социологии личности (личность, жизненная позиция, ценности, ценностные ориентации, социальное взаимодействие и социальные отношения)

34. Теории личности.

35. Статус личности: понятие, виды, статусная роль. Ролевые конфликты.

36. Социализация личности: понятие, виды.

37. Агенты социализации, ее этапы.

38. Девиантное поведение: понятие, виды, основные факторы детерминации.

39. Социальный контроль: понятие, виды.

40. Социальные институты: понятие, структура, функции, типы.

41. Социальные общности: понятие, виды.

42. Социальные организации: понятие, признаки, структура.

43. Социальная группа: понятие, признаки, типология.

44. Лидерство и руководство: понятие, стили.

45. Понятие социальных изменений.

46. Уровни, виды, типы социальных изменений.

47. Социальные процессы: понятие, особенности, типы.

48. Понятие общественного мнения и его основные характеристики.

49. Этапы формирования общественного мнения.

50. Функции общественного мнения.

51. Понятие, виды, основные элементы, социальные функции культуры.

52. Взаимодействие социума и культуры.

53. Глобализация социальных и культурных процессов.

54. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

55. Виды социологических исследований.

56. Программа социологического исследования.

57. Организация социологического исследования.

58. Выборочный метод в социологическом исследовании.

59. Анализ документов. Способы анализа документов.

60. Социологическое наблюдение. Цели особенности метода. Виды наблюдения.

61. Социологический эксперимент. Виды экспериментов.

62. Социологический опрос: анкетный опрос и интервью. Виды опроса.

63. Композиционные правила составления опросного листа.

64. Итоговый документ: обработка социальной информации, интерпретация, анализ.

65. Виды итоговых документов.

66. Внедрение результатов исследования.

 

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Инструкция. Обвести кружком номер правильного ответа:

1. Объектом социологии являются:

1) Социальная реальность

2) Социальные связи

3) Социальные отношения

4) Социальное взаимодействие

2. Наука о понимании современного общества – это:

1) Политология

2) История

3) Социология

4) Философия

3. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же самом уровне, это мобильность:

1) Вертикальная

2) Индивидуальная

3) Групповая

4) Горизонтальная

4. Представителем натуралистического направления в социологии был:

1) М.Вебер

2) Э.Дюркгейм

3) Г.Спенсер

4) Г. Тард

5. Познавательная функция социологии заключается в:

1) Выдаче социальных прогнозов

2) Изучении и исследовании социальной реальности

3) Систематизации, накоплении эмпирической информации

4) Улучшении взаимоотношений между людьми и группами

6. Г.Тард считал основным социальным процессом:

1) Заражение

2) Подражание

3) Внушаемость

4) Анонимность

7. В зависимости от уровня получаемого знания социология подразделяется на:

1) Общую и частную социологию

2) Теоретическую и эмпирическую социологию

3) Фундаментальную и прикладную

4) Макро- и микросоциологию

8. Способ производства материальных благ имеет две стороны – производительные силы и производственные отношения:

1) К. Маркс

2) Г.Спенсер

3) Э.Дюркгейм

4) Ш. Монтескье

9. Система ценностей, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры и связанная с ней – это:

1) Массовая культура

2) Субкультура

3) Контркультура

4) Доминирующая культура

10. Какие типы элит общества выделил В.Парето:

1) Экономическая, политическая.

2) Лисицы и львы

3) Высшая, средняя и низшая

4) Интеллектуальная и культурная элиты

11. Условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам (деньги, власть) – это:

1) Социальное неравенство

2) Статусные группы

3) Социальная дифференциация

4) Социальная стратификация

12. Первая книга, имеющая позитивисткую (социологическую) направленность вышла в России в:

1) 1830 г.

2) 1859 г.

3) 1890 г.

4) 1900 г.

13. Изменение индивидом, семьей, социальной группой места в социальной структуре общества – это:

1) Социальная мобильность

2) Социальная реформа

3) Социальная стратификация

4) Социальные изменения

14. Конкретные социальные взаимодействия индивидов изучает:

1) Макросоциология

2) Микросоциология

3) Теоретическая социология

4) Социология среднего уровня

15. Ввел понятие «аномийного состояния общества»:

1) Р.Мертон

2) Э.Дюркгейм

3) Г.Лебон

4) В.Парето

16. В каком году М.М. Ковалевский открыл в Париже «Русскую высшую школу общественных наук»:

1) 1907 г.

2) 1902 г.

3) 1900 г.

4) 1899 г.

17. Сбор, систематизация, накопление информации, полученной в результате социологического исследования – это функция:

1) Познавательная

2) Описательная

3) Прогностическая

4) Информационная

18. Автором теории «Зеркального «Я» является:

1) Г.Тард

2) Ч.Кули

3) К.Маркс

4) Н.Данилевский

19. Родоначальником социологии считается:

1) Л.Гумплович

2) О.Конт

3) М.М.Ковалевский

4) Г. Лебон

20. Социальные общности, выделенные по одному или нескольким близким признакам (доходам, престижу, уровню образования, культуры и т.д.) – это:

1) Социальные классы

2) Статусные группы

3) Социальные слои

4) Социальная структура

21. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе – это:

1) Социализация

2) Социальная реформа

3) Социальная эволюция

4) Социальная стабильность

22. Основателем индустриальной, промышленной социологии является:

1) Ч. Бутт

2) Э. Мэйо

3) Т.Парсонс

4) Г. Тард

23. Образец поведения, укрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную социальную позицию (статус) в системе общественных отношений – это:

1) Ролевое ожидание

2) Социальная роль

3) Социальная позиция

4) Социальная норма

24. Автор теорий «социальная стратификация» и «социальная мобильность»:

1) М.М.Ковалевский

2) Р.Мертон

3) Р.Дарендорф

4) П.А.Сорокин

25. Выдача социальных прогнозов по итогам проведенных исследований – это функция:

1) Познавательная

2) Описательная

3) Прогностическая

4) Мировоззренческая

26.Совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, это:

1) Главные статусы

2) Социальные статусы

3) Статусное положение

4) Статусный набор

27. Переход индивида из одного социального слоя в другой с изменением статуса – это мобильность:

1) Вертикальная

2) Внутрипоколенная

3) Горизонтальная

4) Межпоколенная

28. «Розу профессий» разработал:

1) С.Г.Струмиллин

2) Психотехники

3) Л.И. Мечников

4) Н.К. Михайловский

29. Упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, связанных и взаимодействующих друг с другом, образующих при этом единое целое – это:

1) Социальная структура

2) Общество

3) Социальная система

4) Социальный режим

30. Эгалитаризм – это:

1) Провозглашение всеобщего равенства

2) Социальное неравенство

3) Социальная стратификация

4) Социальная мобильность

31. Обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические параметры человека, это:

1) Социальный статус

2) Личный статус

3) Ролевой набор

4) Социальное положение

32. Понятие социальной мобильности характеризует:

1) Степень «закрытости» и «открытости» общества

2) Скорость передвижения по стратам

3) Движение

4) Уровень миграции

33. Социологические теории среднего уровня, изучающие основные виды и формы человеческой деятельности – это:

1) Социология науки

2) Социология девиантного поведения

3) Социология труда

4) Социология классов

34. Пути повышения социального статуса:

1) Аскрипция

2) Связи

3) Пол

4) Талант

35. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус – это:

1) Социальная роль

2) Статусная роль

3) Образец социальных действий

4) Социальная норма

36. М. Вебер ввел в научный оборот понятие:

1) Теория среднего уровня, система

2) Толпа, аномия

3) Социальное действие, идеальный тип

4) Депривации, функции

 

37. Общественно-экономические формации, выделенные К.Марксом: 1.Рабовладельческая, 2.Феодальная, 3.Индустриальная, 4. Капиталистическая:

1) 1; 2; 3.

2) 2; 3; 4.

3) 1; 2; 4.

4) 1; 3; 4.

Инструкция. Из нижеперечисленных рядов понятий вычеркните выпадающее из логического ряда понятие.

 

38. В агенты первично социализации входят:

1) Родители

2) Близкие родственники

3) Сверстники

4) Администрация школы

39.

1) Социальные изменения

2) Реформа

3) Революция

4) Культурные течения

 

40.

1) Социальная стратификация

2) Социальная мобильность

3) Социальная дезорганизация

4) Социальное неравенство

41.

1) Вертикальная мобильность

2) Горизонтальная мобильность

3) Групповая мобильность

4) Изменение

42.

1) Социальный статус

2) Личный статус

3) Межпоколенный статус

4) Предписанный статус

43. Социологические функции:

1) Познавательная

2) Прогностическая

3) Воспитательная

4) Информационная

 

Инструкция. Добавьте нужное понятие, термин:

44. Факторы, детерминирующие девиантное поведение: биологические, ________, социальные.

1) Экономические

2) Политические

3) Социальные

4) Личностные

45. О.Конт выделял в науке об обществе: социальную статику, __.

1) Социальную физику

2) Социальную динамику

3) Социальную философию

4) Социальную статистику

46. Н.К. Михайловский выделял два типа кооперации: простая и _______.

1) Сложная

2) Длительная

3) Прогрессивная

4) Групповая

47. Предпосылками возникновения социологии являются: социально-экономические, общецивилизационные, эмпирические статистические исследования, философские теории, ______.

1) Теории утопического социализма

2) Экономические теории капитализма

3) Идеалистические концепции

4) Развитие культуры

48. По типу политической власти общества делятся на тоталитарные, ____, демократические.

1) Коммунистические

2) Авторитарные

3) Монархические

4) Анархические

49. Критерии социальной стратификации: образование, престиж, власть, ______,

1) Профессия

2) Возраст

3) Доход

4) Статус

50. По Н.К. Михайловскому «великие люди выражают интересы, потребности _____»

1) Людей

2) Общественных преобразований

3) Государства

4) Групп

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Бахмин, В.И., Бергер Я.М. Социология. – М. 2000.
  2. Бельский, В.Ю. Социология: Учебник. –М.:Инфра. 2002.

3. Волков, Ю.Г. Социология: Учебник для вузов. – М. 2004.

4. Добреньков, В.И. Социология: Учебник. –М.:ИНФРА, 2001.

5. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Социология: Учебник. –М.:Инфра –М, 2003.

6. Зборовский, Г.Е. Общая социология: Учебник для вузов. –М.:Гпрдарики, 2004.

7. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для вузов. –М.: Академический проспект, 2001.

  1. Култыгин, В.П. Классическая социология. – М. 2000.
  2. Радугин, А.А. Социология. – М. 1999.

10. Социологический энциклопедический словарь. – М. 2000.

11. Социология: Краткий тематический словарь. –Ростов-на-Дону. 2001.

12. Социология: основы общей теории. – М. 2000.

  1. Тадевосян, Э.В. Социология. – М. 1999.
  2. Тощенко, Ж.Т. Социология: Общий курс. –М.:Юрайт, 2001.

15. Харчева, В. Основы социологии: Учебник. – М.:Логас, 2001.

16. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методика, программа, методы. – Самара. 1995.

Дополнительная

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли. –М. 1993.

2. История социологии. –Минск. 1997.

3. Волков, Ю.Г., Мостовая Н.В. Социология. – М. 1998.

  1. Капитонов, Э.А. Социология ХХ века. _ Ростов-на-Дону. 1996.
  2. Как провести социологическое исследование. – М. 1990.
  3. Кравченко, А.И. Социология.: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М. 2001.

7. Кравченко, А.И. Социология для экономистов: Учебное пособие. –М.:ЮНИТИ, 2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.373 с.)