Занятие 4. Тема: Общество и личность: проблемы взаимодействия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 4. Тема: Общество и личность: проблемы взаимодействия.



1. Ключевые понятия темы: девиации, социальный контроль… (продолжите список)

2. От каких условий зависит возможность активного участия граждан в социальной жизни общества?

3. Взаимоотношения между родителями и детьми – ключевой момент социализации. Так ли это? Ответ обоснуйте.

4. Почему жить в браке и жить вместе – не одно и то же?

5. Выпишите типы социальных норм, которые вам известны, и напротив каждого типа поставьте виды наказания, которые могут последовать за их нарушение.

6. Почему девиантным может оказаться самый невинный на первый взгляд поступок?

7. Почему социальный контроль выполняет функцию консерватора в обществе?

8. Почему молодожены часто переносят на свою семью стереотипы своих родителей?

9. Почему социальный статус играет первостепенную роль среди незнакомых людей, а личный – среди знакомых?

10. Выполнение обязанностей мужем и женой могут принимать следующие формы: Муж выполняет только свои обязанности, а жена – свои.

Муж не выполняет свои обязанности, а жена свои выполняет.

Муж выполняет свои обязанности, а жена нет.

Муж выполняет женские обязанности, а жена мужские.

Что произойдет в каждой из этих ситуаций – скандал, развод, конфликт, гармония?

11. Почему чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее?

12. То, что может заслужить похвалу в одной первичной группе, вызовет лишь насмешки или даже строгое наказание в другой. Обоснуйте, приведите примеры.

13. Проявите социологическое воображение и установите соответствие между социальными статусами и профессиональными качествами.

Социальные статусы Профессиональные качества
Врач Забота о надежности и безопасности
Инженер Стремление внушить уверенность в благоприятном исходе дела
Преподаватель Появление мыслительных и речевых штампов  
Руководитель Подозрительность
Экономист Повышенное самомнение
Следователь Стремление к особой точности

 

11. Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях – подавляя и развивая ее. Так ли это? Ответ обоснуйте.

12. Чем различаются социальное происхождение и социальное положение?

А)Составьте список профессиональных, экономических, религиозных, политических статусов, которые существовали в Х!Х –начале ХХ века, но исчезли после 1917 года.

Б) Составьте список социальных статусов, которые появились после 1917 года в России.

В) сравните списки и выпишите те статусы, которые существовали в оба исторические периоды.

Г) Какие социальные статусы присутствуют и в современной России?

11. Старший сын – это социальный статус. Любимый сын – это межличностный статус. Почему?

12. Почему чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике?

13. Почему чем ниже личностный статус, тем чаще подчеркиваются преимущества социального статуса?

14. Идентификация со статусом тем сильнее, чем меньшими талантами обладает человек?

15. Приведите примеры, когда низкий социальный статус постепенно перерастает в высокий личный.

16. Почему у человека так глубоко меняется система ценностей, когда он попадает из устойчивой социальной среды в неустойчивую?

17. Назовите основные ценности нашего общества. Почему именно эти?

18. Назовите самые престижные профессии нашего общества. Почему они считаются престижными?

19. Как вы понимаете выражение: социальный контроль выполняет функцию консерватора в обществе?

20. Согласны ли вы, что примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля? Ответ обоснуйте.

21. Согласны ли вы, что чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Почему?

22. Могут ли выступать средствами социального контроля: домашние задания, медицинская справка, паспорт, проездной билет, библиотека, ученая степень, заседание парламента, блокнот, часы, компьютер, телевизор, весы, одежда, ценники на товары, реклама, светофор, окно.

23. В чем специфика социологического понимания личности (в сравнении с философским, психологическим)?

24. Как вы считаете, какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия существования, воспитание?

25. В левой части таблицы укажите свои социальные статусы, а в правой - социальные роли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.004 с.)