Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предприниматели как совокупность социальных группСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экономсоциологи выделяют предпринимателей как совокупность социальных групп. И при построении выборок для эмпирических исследований обычно к предпринимателям относят не тех, кто реализует предпринимательскую функцию, а создателей и руководителей новых, в первую очередь негосударственных, хозяйственных организаций.
С течением времени происходит и постепенная специализация предпринимательской функции. Предприниматель уже не берет все на себя, рядом с ним появляются другие важные фигуры: ? финансист (поставщик капитала, венчурный капиталист); ? “изобретатель” технической или маркетинговой идеи (поставщик нового знания); ? эксперт с юридическим или экономическим образованием, предлагающий организационно-правовые формы для создания или трансформации предприятия (поставщик организационной схемы); ? менеджер, выстраивающий структуру внутренних и внешних связей нового предприятия (поставщик управленческих технологий). В первом приближении страты предпринимателей можно представить состоящей из двух основных подгрупп. Первая - это предприниматели, владеющие всей или некоторой долей предприятий, управляемых ими. Вторая – это предприниматели-собственники. По числу предпринимателей первые существенно преобладают, они представляют собой так называемый «малый* и частично «средний* бизнес.
Определение социальной группы предпринимателей развертывается в операционализации, фиксирующей критерии социальной стратификации: политический потенциал группы (объем властных и управленческих функций), экономически потенциал (масштаб собственности), а также социокультурный потенциал (уровень образования, квалификации и т. д.) Применение этих критериев, фактически не связанных с присутствием «предпринимательства», затрудняет формирование однозначного представления о предпринимательстве, в силу чего вводится понятия для обозначения данного явления в узком смысле слова и в широком. Термин «предпринимательство» теперь используется для обозначения: «ядерной группы», отвечающей всем базовым признакам предпринимательства.
Для определения же более широкого круга лиц, причастных к предпринимательской деятельности, введем новый термин – «бизнес-слой». Бизнес-слой — это родовое понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых бизнесом начиная с собственников предприятий, банков и биржи кончая наемными работниками, в свободное время «делающими деньги». Бизнес-слой можно определить как совокупность субъектов производительной, коммерческой или финансовой деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли, автономно принимающих экономические решения и несущих за них личную ответственность.
За вопросом «что такое группа предпринимателей?» скрывается социально-политический вопрос «что значит группа предпринимателей?». Каждый ответ социологов подменяет «группу предпринимателей» представлениями о ней чем-то иным, нежели она есть на самом деле.
Особые затруднения в определении группы предпринимателей вызваны и неоднородностью членов этой социальной группы. Социальная группа предпринимателей получается очень неоднородной, статусы, способы деятельности и поведение предпринимателей сильно отличаются друг от друга в зависимости от масштабов дела. Фактическое бытие этой «группы» оказывается под вопросом, ее присутствие ускользает от эмпирической фиксации: конституирующий критерий «новых комбинаций факторов производства» («самозанятые» — 11,5% всего работающего населения — тоже рассматриваются как элемент бизнес-слоя) в деятельности «предпринимателей» не соблюдается, не действуют и выделенные «потенциалы».
Принципиальные различия между группами предпринимателей связаны с масштабами и сферой бизнеса, правами собственности и управленческими схемами, происхождением капитала и характером технологических и финансовых цепочек, в которые встроены их предприятия.
Таким образом, исследователи не дают конкретного и четкого определения исследуемой нами социальной группе, указывая лишь ее отдельные качества и свойства. В современном мире выделяют три типа предпринимателей. Предприниматель-собственник — владелец свободных денежных средств, которые он вкладывает в наиболее прибыльные сферы. Капитал-собственность институционально закрепляется в ценных бумагах. Доход таких предпринимателей образуется из прироста курсовой стоимости ценных бумаг и годовых дивидендов. Предприниматель-новатор занимается разработкой и внедрением инноваций» Предприниматели внедряют новые методы производства и распределения для снижения издержек, осваивают новые виды продукции для увеличения дохода. Они используют новую и новейшую технику и технологию, по-новому организуют процессы труда и производства. Доход таких предпринимателей образуется из нескольких источников. Во-первых, за счет продажи новых товаров по более высоким ценам, чем товары-аналоги. Во-вторых, внедрение новых технологий позволяет снизить издержки производства по отношению к средним издержкам отрасли, что позволит получить дополнительный доход. Кроме того, предприниматель, который не может или не желает самостоятельно заниматься внедрением новшества, может продать его. Предприниматель-организатор создает бизнес и управляет им (учреждает предприятия, ищет инвестиции, покупает факторы производства, организует производство и т. д.). Получение предпринимательского дохода связано с обеспечением жизнедеятельности руководимого предприятия. Основным источником предпринимательского дохода является эффективная маркетинговая служба. В целях получения большего дохода предприниматель по-новому организует маркетинговую службу: он лучше конкурентов определяет рынок покупки средств производства, сырья и материалов, рабочей силы; вычисляет, на каком рынке и когда будет наибольший платежеспособный спросе на его товар (услугу). Доход таких предпринимателей образуется также за счет снижения издержек производства ниже средних по отрасли. Еще одним источником дохода является ускорение оборачиваемости капитала. Чем быстрее оборачивается капитал предприятия, тем больший доход он приносит своему владельцу.
9. Хозяйственная организация: понятие и признаки Согласно М. Веберу, “организацией называется совокупность социальных отношений — закрытых, либо с ограниченным доступом извне, — в которой регулирование осуществляется особой группой людей: руководителем и, возможно, административным аппаратом, обладающими обычно представительской властью. В соответствии с другим определением, принадлежащим современному теоретику социологии организаций А. Стинчкомбу, организация выступает как “система устойчивых социальных отношений, сознательно формируемых с ясно выраженной и непрерывной устремленностью к достижению некоторых специфических целей и задач
Теперь обобщим приведенные определения. Любая организация обладает, как мы полагаем, следующим комплексом обязательных признаков: • выраженная общая цель, не сводимая к индивидуальным целям ее членов; • набор ресурсов и определенный способ их защиты (начиная с заборов и службы охраны и кончая способами оправдания правомочности своего существования); • система официально утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением; • структура устойчиво воспроизводимых статусов (организация должна иметь относительно постоянное формальное руководство или, по крайней мере, устойчивую лидерскую группу); • специфическое разделение труда между своими членами (формальное или неформальное); • наличие вознаграждений и наказаний за участие (неучастие) в делах организации. Таким образом, под организацией следует понимать систему социальных отношений, ориентированную на достижение общих целей, обладающую собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которых члены организации за соответствующие вознаграждения выполняют отведенные им функциональные роли.
Хозяйственные организации – организации, создаваемые для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.
К хозяйственным организациям относятся:
При этом юридическим лицом признается организация, которая:
Неюридическим лицом признается организация, которая в отличие от юридического лица не имеет или не выполняет каких-либо пунктов, перечисленных для юридического лица. Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Встречаются организации со смешанной формой собственности, например акционерные общества, в которых государство имеет только часть акций, а остальное принадлежит частным лицам – юридическим или физическим.
Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупны е. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.
Хозяйственные организации классифицируются по следующим признакам:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1042; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.85 (0.009 с.) |