Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предприниматели как совокупность социальных групп

Поиск

Экономсоциологи выделяют предпринимателей как совокупность социальных групп. И при построении выборок для эмпирических исследований обычно к предпринимателям относят не тех, кто реализует предпринимательскую функцию, а создателей и руководителей новых, в первую очередь негосударственных, хозяйственных организаций.

 

С течением времени происходит и постепенная специализация предпринимательской функции. Предприниматель уже не берет все на себя, рядом с ним появляются другие важные фигуры:

? финансист (поставщик капитала, венчурный капиталист);

? “изобретатель” технической или маркетинговой идеи (поставщик нового знания);

? эксперт с юридическим или экономическим образованием, предлагающий организационно-правовые формы для создания или трансформации предприятия (поставщик организационной схемы);

? менеджер, выстраивающий структуру внутренних и внешних связей нового предприятия (поставщик управленческих технологий).

В первом приближении страты предпринимателей можно представить состоящей из двух ос­новных подгрупп. Первая - это предприниматели, владеющие всей или некоторой долей предприятий, управляемых ими. Вторая – это предприниматели-собственники. По числу пред­принимателей первые существенно преобладают, они представ­ляют собой так называемый «малый* и частично «средний* бизнес.

 

Определение социальной группы предпринимателей развертывается в операционализации, фиксирующей критерии социальной стратификации: политический потенциал группы (объем властных и управленческих функций), экономически потенциал (масштаб собственности), а также социокультурный потенциал (уровень образования, квалификации и т. д.)

Применение этих критериев, фактически не связанных с присутствием «предпринимательства», затрудняет формирование однозначного представления о предпринимательстве, в силу чего вводится понятия для обозначения данного явления в узком смысле слова и в широком. Термин «предпринимательство» теперь используется для обозначения: «ядерной группы», отвечающей всем базовым признакам предпринимательства.

 

Для определения же более широкого круга лиц, причастных к предпринимательской деятельности, введем новый термин – «бизнес-слой». Бизнес-слой — это родовое понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых бизнесом начиная с собственников предприятий, банков и биржи кончая наемными работниками, в свободное время «делающими деньги». Бизнес-слой можно определить как совокупность субъектов производительной, коммерческой или финансовой деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли, автономно принимающих экономические решения и несущих за них личную ответственность.

 

За вопросом «что такое группа предпринимателей?» скрывается социально-политический вопрос «что значит группа предпринимателей?». Каждый ответ социологов подменяет «группу предпринимателей» представлениями о ней чем-то иным, нежели она есть на самом деле.

 

Особые затруднения в определении группы предпринимателей вызваны и неоднородностью членов этой социальной группы.

Социальная группа предпринимателей получается очень неоднородной, статусы, способы деятельности и поведение предпринимателей сильно отличаются друг от друга в зависимости от масштабов дела. Фактическое бытие этой «группы» оказывается под вопросом, ее присутствие ускользает от эмпирической фиксации: конституирующий критерий «новых комбинаций факторов производства» («самозанятые» — 11,5% всего работающего населения — тоже рассматриваются как элемент бизнес-слоя) в деятельности «предпринимателей» не соблюдается, не действуют и выделенные «потенциалы».

 

Принципиальные различия между группами предпринимателей связаны с масштабами и сферой бизнеса, правами собственности и управленческими схемами, происхождением капитала и характером технологических и финансовых цепочек, в которые встроены их предприятия.

 

Таким образом, исследователи не дают конкретного и четкого определения исследуемой нами социальной группе, указывая лишь ее отдельные качества и свойства.

В современном мире выделяют три типа предпринимателей.

Предприниматель-собственник — владелец свободных денежных средств, которые он вкладывает в наиболее прибыльные сферы. Капитал-собственность институционально закрепляется в цен­ных бумагах. Доход таких предпринимателей образуется из прироста курсовой стоимости ценных бумаг и годовых дивидендов.

Предприниматель-новатор занимается разработкой и внедрением инноваций» Предприниматели внедряют новые методы произ­водства и распределения для снижения издержек, осваивают но­вые виды продукции для увеличения дохода. Они используют новую и новейшую технику и технологию, по-новому организу­ют процессы труда и производства. Доход таких предпринимате­лей образуется из нескольких источников. Во-первых, за счет продажи новых товаров по более высоким ценам, чем това­ры-аналоги. Во-вторых, внедрение новых технологий позволяет снизить издержки производства по отношению к средним из­держкам отрасли, что позволит получить дополнительный доход. Кроме того, предприниматель, который не может или не желает самостоятельно заниматься внедрением новшества, может про­дать его.

Предприниматель-организатор создает бизнес и управ­ляет им (учреждает предприятия, ищет инвестиции, покупает факторы производства, организует производство и т. д.). Полу­чение предпринимательского дохода связано с обеспечением жизнедеятельности руководимого предприятия. Основным источником предпринимательского дохода является эффективная маркетинговая служба. В целях получения большего дохода предприниматель по-новому организует маркетинговую службу: он лучше конкурентов определяет рынок покупки средств про­изводства, сырья и материалов, рабочей силы; вычисляет, на ка­ком рынке и когда будет наибольший платежеспособный спросе на его товар (услугу). Доход таких предпринимателей образуется также за счет снижения издержек производства ниже средних по отрасли. Еще одним источником дохода является ускорение обо­рачиваемости капитала. Чем быстрее оборачивается капитал предприятия, тем больший доход он приносит своему владельцу.

 

9. Хозяйственная организация: понятие и признаки

Согласно М. Веберу, “организацией называется совокупность социальных отношений — закрытых, либо с ограниченным доступом извне, — в которой регулирование осуществляется особой группой людей: руководителем и, возможно, административным аппаратом, обладающими обычно представительской властью.

В соответствии с другим определением, принадлежащим современному теоретику социологии организаций А. Стинчкомбу, организация выступает как “система устойчивых социальных отношений, сознательно формируемых с ясно выраженной и непрерывной устремленностью к достижению некоторых специфических целей и задач

 

Теперь обобщим приведенные определения. Любая организация обладает, как мы полагаем, следующим комплексом обязательных признаков:

• выраженная общая цель, не сводимая к индивидуальным целям ее членов;

• набор ресурсов и определенный способ их защиты (начиная с заборов и службы охраны и кончая способами оправдания правомочности своего существования);

• система официально утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением;

• структура устойчиво воспроизводимых статусов (организация должна иметь относительно постоянное формальное руководство или, по крайней мере, устойчивую лидерскую группу);

• специфическое разделение труда между своими членами (формальное или неформальное);

• наличие вознаграждений и наказаний за участие (неучастие) в делах организации.

Таким образом, под организацией следует понимать систему социальных отношений, ориентированную на достижение общих целей, обладающую собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которых члены организации за соответствующие вознаграждения выполняют отведенные им функциональные роли.

 

Хозяйственные организации – организации, создаваемые для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.

 

К хозяйственным организациям относятся:
– юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т.д.;
– неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуально-тpyдoвoй деятельности и т.д.

 

При этом юридическим лицом признается организация, которая:
1) зарегистрирована в установленном порядке;
2) имеет расчетный счет в банке;
3) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
5) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
6) выполняет возложенные обязанности;
7) имеет самостоятельный баланс или смету;
8) может быть истцом и ответчиком в суде.

 

Неюридическим лицом признается организация, которая в отличие от юридического лица не имеет или не выполняет каких-либо пунктов, перечисленных для юридического лица.

Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Встречаются организации со смешанной формой собственности, например акционерные общества, в которых государство имеет только часть акций, а остальное принадлежит частным лицам – юридическим или физическим.

 

Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупны е. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.

 

Хозяйственные организации классифицируются по следующим признакам:
– по времени действия: бессрочные и временные. В регистрационных документах указывается время ее деятельности. Можно зарегистрировать организацию на год, месяц и даже на один день;
– по сезону активного действия: летние, зимние, в сезон дождей и т.д. Этот статус дает возможность организации набирать персонал на определенный циклический срок;
– по масштабу производства: единичное, серийное и массовое;
– по специализации производства: специализированное и универсальное;
– по номенклатуре выпуска продукции: монономенклатурное и многономенклатурное производство.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1042; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.85 (0.009 с.)