Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социального предпринимательства.

Поиск

Рабочая тетрадь курса

«Школа социального предпринимательства»

Г. Ханты-Мансийск

Год


Сессия 1

Понятие социального предпринимательства.

Примеры успешных социальных проектов реализуемых

Негосударственным сектором экономики.

Поиск идеи для социального предпринимательства.

Бизнес-возможность и теория изменений.


Понятие социального предпринимательства. Примеры успешных социальных проектов реализуемых негосударственным сектором.

Лекция 1:

· Предпосылки возникновения социального предпринимательства.

· Сходства и различия социального и коммерческого предпринимательства.

· Социальные предприятия в структуре рыночной экономики.

· Понятие социального предпринимательства.

· Социальное и устойчивое предпринимательство.

· Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность.

· Социальное предпринимательство и социально ориентированные некоммерческие организации.

· Социальное предпринимательство и социальный активизм.

· Кооперативы.

· Сферы деятельности социального предпринимательства.

· Кейсы социального предпринимательства.


Практикум 1. Понятие социального предпринимательства

Задача: Рассмотрение кейсов социального предпринимательства и смежных секторов с целью закрепления критериев социального предпринимательства.

Задание: разделиться на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает для рассмотрения один из кейсов социальной деятельности.

Группы обсуждают кейсы и каждая группа делает короткую презентацию кейса и почему они думают, что данная идея является или не является примером социального предпринимательства, а также подбирают определение для данной деятельности.

 


Кейс 1. Проект «магазин, меняющий мир»

www.theshopforchange.com

Австралийский сайт, на котором социальные предприниматели из любой страны могут сформировать свой интернет-магазин и продавать свои товары с доставкой по почте.

Социальные предприниматели должны отвечать следующим требованиям:

• Больше 50% прибыли предприятия должно идти на цели улучшения условий жизни исключенных групп (социально-незащищенных категорий граждан)

• Предприятие должно в результате своей деятельности показывать измеримое социальное воздействие в одной из следующих областей:

· Борьба с голодом и бедностью,

· доступ к образованию,

· равенство полов,

· доступ детей и матерей к здравоохранению,

· борьба со СПИДом, малярией и другими заболеваниями,

· доступ к чистой питьевой воде.


 

 

Кейс 2. Банк социальных идей (www.social-idea.ru)


 

Кейс 3. Воркаут

www.workout.su

 

 


Кейс 4. США: приложение для мобильных телефонов

www.socialimpactapp.com

 

Функциональность приложения: поиск ближайших социальных предприятий

Действует для 4 стран: США, Канада, Австралия, Великобритания

Для части предприятий существует возможность он-лайн покупок

Возможен поиск по категориям товаров и услуг

Есть возможность добавить новое социальное предприятие

 

 

 


 

Кейс 5. Новосибирский электродный завод (НовЭЗ)

Статья из Коммерсант.ру


 

Кейс 6. Общество синих ведерок (ОСВ)

http://sineevedro.ru

 

Из манифеста ОСВ:

 

 

Из финансового отчета ОСВ:

 


 

 

Кейс 7. Викимедиа

https://ru.wikimedia.org

 


 

Кейс 8. Великобритания: САТ

www.cat.org.uk

Центр альтернативных технологий САТ (Великобритания) является образовательным и экскурсионным центром, демонстрирующим своим гостям практические решения для экологически ответственного образа жизни. Они охватывают все аспекты зеленых технологий: экологические строительные, санитарные и сантехнические решения, управление лесами, использования возобновляемых источников энергии, энергоэффективности и органического фермерства.

CAT располагает наибольшим количеством установленных и работающих решений для демонстрации устойчивого использования и восстановления ресурсов. К ним относятся:

· Фотоэлементы

· Солнечный обогрев

· Био-реактор для производства тепловой и электроэнергии

· Устройства, работающие на водороде

· Тепловые воздушные насосы

· Общественная тепломагистраль

· Диапазон малых и средних ветровых турбин

· Оборудования для очистки и повторного использования воды

· Обширные органические сады и огороды.

Центр открыт 7 дней в неделю. Центр бесплатно консультирует людей по всем аспектам устойчивого образа жизни. Центр предлагает как курсы обучения в сфере экологической архитектуры и возобновляемых источников энергии для широкой публики, так и более специализированные курсы для строителей, инженеров, электриков и сантехников. Центр предоставляет материалы для включения их в программы школ, колледжей и университетов. В центре есть уникальные эко-домики, в которых предлагается пожить представителям школ и колледжей, приезжающим для обучения. Центр проводит обучение учителей и экскурсии для школьников. Продукция, выращиваемая в Центре, реализуется через эко-магазин, а также поступает в вегетарианский ресторан.

У Центра есть интернет-магазин товаров, произведенных с соблюдением принципов экологической устойчивости. Ниже – скриншот интернет-магазина.


Кейс 9. Ресторан Aquarium

www.theaquarium.co.uk

Ведущий рыбный ресторан в Лондоне Aquarium решил внести свою лепту в решение проблемы сохранения экологического равновесия. Клиентам предлагаются только те виды рыб, которые не находятся под угрозой истребления.

Одновременно это разнообразит меню. Например, судак в меню есть, а треска встречается редко. Администрация ресторана периодически пересматривает меню, чтобы исключить возможность чрезмерной популяризации какого-то вида рыб, ведь это может привести к его исчезновению. Всемирный фонд дикой природы называет подход ресторана самым лучшим и надеется, что другие рестораны последуют его примеру. Помимо помощи находящимся под угрозой исчезновения видам рыб, такая инициатива поможет привлечь внимание общества к сегодняшним проблемам морей и океанов.


Кейс 10. The Library Hotel

www.libraryhotel.com

Один из отелей Нью-Йорка стал теперь замечательным местом для тех, кто любит книги. The Library Hotel предлагает своим гостям более шести тысяч томов, каталогизированных по системе классификации Дьюи. Гости могут выбирать номера на определенных этажах в зависимости от своих интересов. Так, девятый этаж назван Литературным, и проживание в номере 803 подразумевает доступ к поэтическим сборникам. Номер 801, возможно, предназначен для влюбленных парочек – здесь в их распоряжении книги эротического содержания. (Совсем не удивительно, что это самый популярный и востребованный номер.) На четвертом этаже отеля доступны книги по общественным наукам, на десятом – книги по истории и т.д. При этом каждый номер представляет свой раздел. Кроме того, в отеле есть читальня для завтрака, гостиная «Кабинет писателя» и Сад поэзии (оранжерея с бесчисленными томиками стихов). А если гостю понравится какая-нибудь книга, он сможет приобрести ее, покидая отель. Вряд ли нужно говорить, что номера в этом популярном отеле необходимо бронировать заранее.

 


Кейс 12. СУЭК-Регионам

http://fond.suek.ru

Некоммерческая организация «Фонд социально-экономической поддержки регионов «СУЭК – РЕГИОНАМ» реализует программы по социальному развитию и социальным инвестициям в регионах работы ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК)»: Кемеровской области, Красноярском, Хабаровском, Забайкальском и Приморском краях, Республиках Бурятия и Хакасия, Алтайском крае.

Основная задача Фонда - создавать новые возможности для в партнерства с властями различных уровней, общественными и некоммерческими организациями создание новых возможностей для запуска и внедрения современных механизмов развития территорий присутствия ОАО «СУЭК» и решения наиболее насущных проблем. Основной объем финансирования социальных программ осуществляется в рамках Соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с региональными и муниципальными администрациями. В рамках этих соглашений фонд создал в регионах присутствия агентства по развитию малого и среднего бизнеса, ресурсные центры профориентации молодежи, общественную благотворительную организацию «Инициатива» в п. Чегдомын, обучающую местных жителей предпринимательству, проектной деятельности и проводящую ярмарки социальных проектов.

 


Кейс 13. Slowfood

www.slowfood.com

Когда компания McDonald’s собралась открыть свой филиал на знаменитой площади Испании в Риме, члены итальянского гастрономического общества Arcigola были потрясены. Один из его членов, Карло Петрини, ломал голову, как помешать вторжению. Ему пришла в голову простая идея: противопоставить быстрому питанию (фастфуду) медленное (слоуфуд). Петрини и его друзья создали «Манифест медленного питания», содержащий рецепт спасения от вреда, наносимого «быстрой жизнью». Формально движение было создано в Париже в 1989 году, и с тех пор стало самым активным участником массовых выступлению против фастфуда по всему миру. Сейчас движение по информации, опубликованной на сайте этой организации, насчитывает более миллиона человек в 150 странах. Сторонники слоуфуда встречаются для изучения истории кулинарии и кулинарных традиций региона, проводят различные международные мероприятия и кулинарные праздники.

Движение создало Университет гастрономических наук для обучения нового поколения профессионалов в сфере продуктов питания и гастрономии. Целям создания единого пространства и сети общения для поваров, ученых, сельхозпроизводителей, рыбаков и представителей местных общин служит созданная Движением сеть Терра Мадре.

Организация финансируется с помощью членских взносов и добровольных пожертвований.

 

 


 

Лекция (презентация)

Последовательность действий при создании проектов социального предпринимательства:

· Определение мотивации и компетенций при создании социальных проектов.

· Опыт решения социальных проблем.

· Выбор социальной проблемы и определение путей ее решения.

· Вспомогательные инструменты. Millenium development goals.

· Сбор информации и поиск идеи.

· Оценка идей.

· SWOT-анализ социальной идеи.

· Дизайнерское мышление и практики его использования.

· Выявление заинтересованных сторон в реализации социального проекта.


Схема 1

 

Возможная сфера деятельности
Пространство формирования идей для создания СП
Целевая аудитория
Мотивация: Что волнует? Что хочу изменить? Есть ли что-то общее в выбранных мной проектах?

Компетенции: Что я могу, умею, знаю? В чем заключаются мои сильные стороны?

 

 

 

Опыт: с какими проблемами сталкивался? Как решал?

Ресурсы: Какие ресурсы я могу использовать, привлечь? Кто может помочь?

 

 


 

Шаблон для выполнения задания по практикуму.

 

Мотивация: Какая проблема волнует? Что хочу изменить? Есть ли что-то общее в выбранных мной проектах? Целевая аудитория будущего социального предприятия Компетенции: Что я могу, умею, знаю? В чем заключаются мои сильные стороны?  
1.   3. 2.
Опыт: C какими проблемами сталкивался? Как решал? Возможная сфера деятельности будущего социального предприятия   Ресурсы: Какие ресурсы я могу использовать, привлечь? Кто может помочь?
4.   6. 5.

Задание:

1. Самостоятельная работа с шаблоном – 30 минут. Слушатели заполняют шаблон в последовательности нумерации.

 

2. Затем участники делятся тренером на группы по 2-3 человека. Слушатели последовательно обсуждают шаблоны друг друга, используя метод активного обучения.

 

3. По итогам обсуждения в группах участники обсуждают результаты с тренером, отвечающим за группу.

 

Метод активного обучения

Основное утверждение метода: “Каждый из нас знает ответ на стоящий перед ним вопрос. Если ответ пока не очевиден, то человек просто не осознает, что знает этот ответ. Задавая открытые вопросы, но не давая советов, не критикуя, можно помочь человеку самому найти ответ.”

• Задавая открытые вопросы;

• Активно слушая;

• Фиксируя без критики выявленные тезисы выступающего, отвечающие теме исследования;

• Выявляя с помощью открытых вопросов приоритеты выделенных тезисов для выступающего;

• Давая обратную связь.

 

 


Цен-

Ность

Продук-

Та/услу-

Ги для

Клиента

И соци-

Альное

Воздей-

Ствие

(1-10)

 

 

 


Лекция

1. Что такое бизнес-возможность?

2. Модели поиска бизнес-возможности

3. Разработка теории изменений:

На чем она строится?

Содержание

Для чего используется?

4. Кейс разработки теории изменений: инва-туризм

5. Критерии оценки бизнес-возможностей

6. Различные методики оценки привлекательности бизнес-возможностей

7. Подводные камни при выборе бизнес-возможности

 

Сессия 2

Задание. Организационно-правовые формы и другие юридические аспекты деятельности социальных предприятий в РФ

 

Каждый слушатель отвечает на следующие вопросы:

 

  1. Сформулируйте коротко Вашу бизнес-идею.
  2. Предполагает ли она возможность владения работниками долей в предприятии?
  3. Предполагает ли она существенные инвестиции и в какой форме: заемный капитал или долевое участие других партнеров?
  4. Какова предполагаемая команда и степень имущественного и долевого участия каждого члена команды в предприятии?
  5. Какую организационно-правовую форму Вы считаете наиболее приемлемой для Вашей бизнес модели?
  6. Какую систему налогообложения Вы планируете использовать?

 


 

Домашнее задание по итогам проведения 2 сессии

Домашнее задание.

Студенты заполняют раздел бизнес-плана «Идея проекта» (в рабочей тетради и в приложении Шаблон бизнес-плана)

Название проекта  
Основная идея проекта  
Срок реализации проекта  
Сумма займа  
Социальная составляющая проекта. Решение проблем в одной из сфер:  
Комментарии к разделу "Социальная составляющая проекта"  
Бизнес-идея проекта  
Инновационность  
Комментарии к разделу "Инновационность"  
Цели проекта
Компоненты бизнеса Цели Стратегия (за счет чего будут достигнуты указанные цели, конкретные действия) Какие проблемы будут препятствовать достижению перечисленных целей?
Внешние Внутренние
Рынок        
Финансы        
Производство        
Персонал        
Ценовая политика        
Распределение        
Социальные цели        
Какие действия и когда Вы предпримите для преодоления возникающих проблем и достижения целей проекта?  
Комментарии к разделу "Идея проекта"  

 


 

СЕССИЯ 3

Маркетинговый план и продажи


Лекция. Бизнес-планирование для социальных проектов. Маркетинговый план.

 

  1. Базовые элементы маркетингового плана:

1.1. Клиенты (признаки сегментирования, специфика работы СП, способы удержания)

Описание продукта/услуги

Описание продукта/услуги  
Изображение  
Дополнительные услуги, предоставляемые покупателю в случае совершения покупки  
Основные группы клиентов и их потребности
Основные группы клиентов, являющиеся потребителями производимых Вами товаров/услуг Какие потребности группы призван удовлетворить Ваш продукт/услуга? Социальные группы клиентов (если есть) Какие потребности социальных групп призван удовлетворить Ваш продукт/услуга?
       
       
       
       
       
Уникальность товара/услуги
Товар (услуга) Преимущества Недостатки Уникальность для социальных групп
       
       
       
       
Основания выбора данного продукта/услуги?  
Есть ли патент (лицензия) на данный товар (услугу)? Какие еще вопросы необходимо решить для начала реализации проекта (сертификация, получение разрешительной документации и т.д.)?  
Каков жизненный цикл товара, как скоро он устареет?  
Итоговая таблица по подразделу «Описание продукта/услуги»
Что? Для кого? В каких случаях? Что дает? (какие потребности удовлетворяет?) Чем уникален? / отличается от других? Почему без этого нельзя? Чем можно заменить?
             
             
             

Лекция

Базовые элементы маркетингового плана:

- Рынок (анализ текущего состояния, критерии оценки конкурентов, выбор конкурентной стратегии, решение по сегментированию

 

Практикум

Работа в группах: слушатели применяют полученную на лекции информацию, давая описание рынка своего проекта.

 

Группа (и при необходимости тренер) помогает каждому последовательно проговорить и зафиксировать на доске/в рабочей тетради описание рынка с помощью вопросов, а также делясь собственным опытом.

 

Для детализации описания рынка участники могут использовать нижеследующую форму маркетингового плана.

 

Анализ рынка

Потенциал рынка (текущий и потенциальный (прогнозный) объем рынка в натуральных единицах)
  в целом по стране в вашем регионе
производственный      
потребительский      
Динамика рынка  
Сезонность  
Факторы, влияющие на спрос и предложение  
Средняя прибыльность соответствующей продукции (данные по отрасли), рентабельность в %  
Трудность вхождения на рынок  
Конкуренты  
Ваши конкурентные преимущества
Область сравнения Ваше предприятие Конкурент 1 Конкурент 2 Конкурент 3
Продуктовая линейка (ассортимент)        
Качество          
Уникальность          
Цены        
Надежность        
Реклама        
Имидж (известность потребителю)        
SWOT-анализ Вашего рыночного предложения
Сильные стороны – S Слабые стороны – W
   
Возможности – O Угрозы – T
     

Лекция

Базовые элементы маркетингового плана:

- Цена

- Продвижение и позиционирование

- Бюджет маркетинга

Практикум

Работа в группах: слушатели применяют полученную на лекции информацию, давая описание следующих элементов своего проекта:

- цена

- Продвижение и позиционирование

- Бюджет маркетинга

 

Группа (и при необходимости тренер) помогает каждому последовательно проговорить и зафиксировать на доске/в рабочей тетради описание элементов маркетинга с помощью вопросов, а также делясь собственным опытом.

 

Для детализации описания элементов маркетинга участники могут использовать нижеследующую форму маркетингового плана.

 

 

План маркетинга

Ценовая политика и планируемый уровень цен Факторы, определяющие цену продукции/услуги: Оригинальность продукции.   Местоположение точки сбыта   Покупательская способность целевой группы.   Цены конкурентов на аналогичный товар или товары – заменители:   Цены, определяемые спросом на данный товар:   Себестоимость продукции + целевая прибыль: Ваше положение на рынке (известность покупателю, рекламный бюджет):     Уникальные качества товара, которые вы можете обеспечить:    
Цены на продукцию/услуги
Наименование продукции, услуги Ед. изм. Цена, руб.
1.      
       
3.      
4.      
5.      
       
       
Сезонное изменение цен во второй год реализации проекта.
Наименование продукции, услуг Номер календарного месяца
                         
1.                            
                             
3.                            
4.                            
3.                            
4.                            
5.                            
  Годовое изменение цен
Наименование продукции, услуг 2-й год
  3-й год 4-й год 5-й год
                               
1. План динамики цен по группе наиболее значимых расходов (составляют более 80% от себестоимости)                                
1.1. Продукт 1                                
1.2. Продукт 2                                
1.3 Продукт 3                                
1.4 Продукт 4                                
1.5 Продукт 5                                
2. План динамики отпускных цен на производимую продукцию/ реализуемые услуги                                
2.1. Продукт 1                                
2.2. Продукт 2                                
2.3 Продукт 3                                
2.4 Продукт 4                                
2.5 Продукт 5                                
1. План динамики цен по группе наиболее значимых расходов (составляют более 80% от себестоимости)                                
                                       
Система скидок За приобретение большой партии: За предоплату: Постоянным покупателям:   Иные варианты скидок:
Цены для соц. групп (если проект предпо-лагает реализа-цию товаров/ус-луг для соц. не-защищенных слоев населения) В % от общего уровня цен: Бесплатно:
Доля товаров/услуг, которые будут реализовываться для социальной группы в общем объеме реализации · по сниженным ценам: · · · бесплатно:
Каналы сбыта
Наименование покупателя Объем закупок, в натуральном выражении Достиг-нутые договорен-ности Цены и % скидки (если есть) Условия расчетов Периодич-ность закупок
           
             
             
             
             
Продвижение и реклама      
  Бюджет маркетинга
Бюджет мероприятия, руб.
  Период (квартал-год)
Наименование мероприятия 1 кварт. 2 кварт. 3 кварт. 4 кварт. 2-й год 3-й год
             
             
             
             
             
             
             
Комментарии к разделу "План маркетинга"    

Сессия 4

Бизнес планирование.

Организационный, производственный, финансовый планы


Практикум. Бизнес-планирование

 

Обсуждение сложностей, возникших при подготовке домашнего задания.

 

 

Лекция. Бизнес-планирование для социального предпринимательства. Организационный, производственный, финансовый план

1. Что такое бизнес-план?

2. Основные разделы бизнес-плана

3. Резюме бизнес-плана

4. Описание внешней среды

5. Организационная структура (команда)

6. Производственный план

7. Финансовый план (Операционный бюджет, налоги, точка безубыточности, план движения денежных средств)

8. Инструменты инвестиционного анализа

9. План инвестиций

10. Анализ рисков

11. План-график реализации проекта

 

Практикум. Бизнес-планирование для СП. Организационный план

 

Задание. Работа в группах. Задача: ответить на следующие вопросы и с помощью группы сформировать организационный план проекта:

1. Кто будет вовлечен в работу СП? Заинтересованные стороны? Бенефициары? Представители местного сообщества?

2. Кто будет непосредственно работать на предприятии: специальности, квалификация, опыт работы конкретных кандидатов?

3. Предполагается ли привлечение волонтеров? Из каких организаций, сообществ? Для каких видов деятельности?

4. Какие навыки и опыт у Вас уже есть?

5. Какие еще навыки и знания могут понадобиться для успешной работы предприятия и что можно сделать для их получения?

6. Что произойдет, если ключевые люди окажутся не в состоянии продолжать свою работу (болезнь, переезд, новая работа и т.д.)?

7. Намерены ли Вы привлекать внешних экспертов, для каких задач и на какой срок?

8. Какой основной и вспомогательный персонал будет работать на предприятии?

9. Какова средняя зарплата необходимых специалистов на рынке труда?

10. Какую форму оплаты труда Вы планируете использовать?

11. Какие инструменты финансовой мотивации и стимулирования собираетесь применять?

 


 

 

Сферы деятельности Специалисты Количество
Менеджмент Директор, руководители функциональных подразделений (?)  
Финансы Финансовый директор (?), бухгалтер (?), специалист по управленческой отчетности (?), кассир (?)  
Продажи Продавцы, коммутатор для общения с клиентами(?), администратор интернет-магазина (?), курьер(?)  
Производство Производственный персонал, вспомогательный персонал, инженер-технолог (?)  
Логистика Водитель (?), кладовщик (?)  
Внутреннее обеспечение IT-администратор (?), уборщик (?), охранник (?)  

Задание 2.

Тренер на примере одного из представленных проектов показывает, как заполнить таблицы по персоналу в файле по бизнес-планированию.


Шаблон организационного раздела бизнес-плана. Персонал.

Штатное расписание
Должность Основные функциональные обязанности Кол-во работников, чел. Оклад/ сдельная расценка, руб. Метод премирования Затраты на набор и обучение, руб.
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
Параметры расчета сдельной оплаты труда
Должность Сдельная расценка, руб. База для начисления сдельной оплаты труда (наименование продукта, выполненных работ, оказанных услуг) Норма выработки в месяц, ед. Средняя оплата труда работника в месяц, руб.
         
         
         
         
         
         
         
Комментарии к штатному расписанию  
Социальная группа работников (если есть)  
Комментарии к разделу "Персонал"  

 


 

Практикум 3. Бизнес-планирование для социального предпринимательства. Производственный план

 

Задание 1. 1-2 слушателя перед гру



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 982; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.160 (0.013 с.)