Основные этапы развития журналистики Тюменского региона в советский период. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития журналистики Тюменского региона в советский период.



Каждый период имеет свою структуру и может быть охарактеризован с точки зрения наличия тех или иных типов изданий, доминирования определённых структурно-содержательных моделей, проблемно-тематического своеобразия.

1. Журналистика Тобольской губернии периода войны и революции 1917–1919 годов. Переходный период от дореволюционной журналистики к советской.

Февральская революция и общественно-политическая ситуация в Тобольске. Система прессы: «Свободное слово», «Сибирский листок», и др. Партийная пресса.

Установление Советской власти и реакция местной прессы. Новые периодические издания: «Бунтовщик», «Автономная Сибирь», «Тюменский рабочий», «Известия» и др. Газеты социалистических партий.

2. Становление советской системы периодики: 1919 – конец 1920-х годов.

Возвращение Красной армии в Тюмень и Тобольск. Тематика и структура «Известий» революционного комитета и советов Тюмени и Тобольска.

Кризис журналистики и переход на хозрасчет. Территориально-административные перемены. Свердловские газеты, как областные («Крестьянская газета», «Уральский рабочий» и др.). Формирование крестьянской печати. Журнальная периодика: «Красные вехи», «Наш край».

3. Расширение системы СМИ в новых политико-экономических условиях: 1930−1940-е годы.

Переломный 1929 год, коллективизация. Формирование сети районных газет. Эксперименты территориально-административного характера. Тематика и проблематика окружных газет «Ханты манчи шоп» и «Наръяна Нгэрм». Массовые репрессии в крае и реакция на них в прессе.

Начало ВОВ, Тюмень – тыловой город. Структура газет, тематические пристрастия. «Красное знамя» во время ВОВ.. Образование Тюменской области, новая система печати. «Тюменская правда» – областная газета.

4. Становление и развитие областных СМИ: середина 1940-х –1950-е годы. Донефтяной период.

Появление молодежной газеты в Тюмени («Тюменский комсомолец»). Социально-экономические перемены в области, разведка недр.

Развитие телевидения и радиовещания.

5. Журналистика края в условиях создания нефтегазового комплекса: 1960−1980-е годы.

Открытие нефтяных и газовых месторождений на тюменском Севере. Система производственных многотиражек. Значение жанра очерка в прессе.

6. Тюменская журналистика в условиях демократизации общества: 1987–1990-е годы. Переходный период. Распад советской системы журналистики.

Тюменская пресса в условиях демократизации и гласности. Областная газета «Тюменская правда»: дискуссия о методах руководства (статья М. Метакова). Появление новых периодических изданий. Газета «Тюменские известия». Старейшая газета области: период самоопределения («Тюменская правда» — «Тюменская правда сегодня»). Политизация общественной жизни и издатели газеты «Тюмень Трудовая».

Городская газета «Тюменский курьер». Формирование региональных еженедельников: «Тюменские ведомости», «Наше время» («Тюменский комсомолец»).

Раздел 12. Актуальные проблемы современности и журналистика

1. Глобализация и ее вызовы в зеркале СМИ. Глобализация как тенденция развития медиа.

Глобализация как высшая степень интеграции. Глобализация как процесс, в ходе которого преодолеваются географические ограничения социальной и культурной деятельности. (Луман: по мере развития телекоммуникации временные и пространственные ограничения в коммуникации приближаются к нулю). Идеи и теории глобализации, футурологические концепции (Робертсон, Поппер, Бжезинский, Аттали, Фукуяма). Понятие ядра и перефирии (Уоллерстайн). Аргументация критиков и апологетов глобализации. Отражение дискуссии о глобализации в СМИ. Глобализация как тенденция развития медиа. Влияние транснациональных медиакорпораций на современные коммуникационные процессы.

СМИ и информационное общество.

Следует обозначить главный признак информационного общества – информация является основным продуктом производства и упомянуть автора термина Э. Тоффлера и его труд «Третья волна». Информационное общество как общество, где деятельность людей осуществляется на основе использования услуг, которые предоставляются с помощью информационных технологий (по определению Совета Европы). Д. Белл о постиндустриальном обществе. Посткапиталистическое общество (П. Друкер). Общество знаний (Н. Стер). Н. Луман и М.Кастельс об информационном обществе и технологиях (в т.ч. интернете). Н. Луман: сам по себе рост сетей коммуникации не означает роста объема информации или интенсификации информационных потоков. М. Кастельс об информационной экономике как экономике, опирающейся на технологии «генерирования знания, обработки информации и символической коммуникации». Дигитализация и демассификация как тенденции, характерные для СМИ эпохи информационного общества.

Понятия гражданского и открытого общества.

 

Раздел 13. Экономика и менеджмент СМИ

Экономические аспекты деятельности СМИ

Основные моменты, на которых необходимо остановиться: становление экономических основ деятельности СМИ в 90-е годы XX века. Многообразие векторов развития, организационно-правовых форм для медиа. Примеры. Развитие рекламной индустрии и её роль в финансовом потоке СМИ. Роль субсидий, дотаций, спонсорства, грантов. Финансовое положение СМИ и его творческое положение.

Раздел 14. Современные зарубежные СМИ

 

Основные тенденции развития современных зарубежных СМИ.

Место европейской, американской, арабской, азиатской и проч. журналистики в мировом информационном пространстве в эпоху глобализации и конфликта цивилизаций и культур. Влияние новейших технологий на состояние современных зарубежных СМИ (примеры перехода на новые платформы в сфере печати, распространение цифрового телевидения; крупнейшие кабельные и спутниковые сети, цифровое радио). Идеи цифрового неравенства в мире: журналистика беднейших стран (некоторых стран Африки, Лат. Америки, Юго-Восточной Азии) и процветающих государств. Деятельность международных журналистских организаций. Процессы монополизации и концентрации. Взаимоотношения газетных магнатов с государственной властью. Роль новости в современном зарубежном медиапространстве. Влияние политических режимов на развитие современных зарубежных СМИ. Тематические и жанровые предпочтения. Ориентиры в мире мирового пресс-дизайна. Правовое положение зарубежных СМИ: представление о свободе слова за рубежом.

Крупнейшие медиакорпорации: особенности структуры и перспективы развития.

Концентрация и монополизация – как одни из тенденций развития сегодняшних СМИ. Понятия «медиакорпорация», «медиахолдинг», «цепочка»: особенности их структуры. Причины появления первых медиакорпораций за рубежом в конце XIX века. Причины усиления влияния на международном медиарынке корпораций в течение XX века. Деятельность Р. Мердока и «Ньюс Корпорейшн» в мире и на рынке СМИ Великобритании в частности: наиболее крупные владения и последние приобретения. Две точки зрения на деятельность медиакорпораций: зло или благо? Влияние событий 11 сентября и финансовых кризисов на медиаконцерны (падение империи Лео Кирха). Разновидности медиакорпораций: фамильные (Бертельсман, Германия), акционерные (крупнейшие медиаконгломераты Франции – «Ашетт», группа Р. Эрсана и др.): государственная политика в области СМИ. Крупные транснациональные медиакорпорации («AOL–Time Warner» и др.) и их роль в мировой политике. Способы поддержки периодической печати и ограничения монополизации СМИ. Крупнейшие медиахолдинги Испании (Prisa, Telefónica и др.). Деятельность медиа-магната Хесуса де Поланко. Крупнейшие немецкие медиаконцерны (концерн Шпрингера, группа ВАЦ и др.) и информационные агентства. Деятельность Риццоли и Берлускони на рынке частного телевидения. Эволюция Берлускони: от предпринимателя к медиамагнату. Закон Гаспарри и процесс концентрации СМИ в Италии. При ответе на этот вопрос дается возможность выбрать любой крупный медиаконцерн и охарактеризовать его деятельность на рынке масс-медиа.

Раздел 15. Дисциплина профиля. Телевизионная журналистика

1.Прямой эфир. Особенности его подготовки и ведения.

Подбор темы прямого эфира. Цели и задачи передачи. Подбор героев эфира: психологическая совместимость или, напротив, альтернативные позиции, оппозиционный подход к предложенной теме (в зависимости от целей и задач автора). Оформление студии, подготовка технического обслуживания (он-лайн, выход звука в студию, прямая связь со зрителем или предварительная подготовка вопросов с выходом в студию, ответ на вопросы телезрителей через запись по телефону и т.д.). Определение роли автора: ведущий передачи, комментатор, модератор.

2. Репортаж. Особенности подготовки. Роль тележурналиста.

Репортаж как индивидуализированное информационное телевизионное произведение: событие глазами журналиста. Выбор темы, идеи, композиции, сюжетного хода, героев и персонажей, языковых и стилистических, в том числе изобразительно-выразительных аудио-, видео- особенностей, включая детали, крупные планы, интершумы и проч. Роль тележурналиста: вместе со съемочной группой оказаться в нужном месте в нужный час (на месте общеинтересного, общезначимого события); вместе с оператором выстроить и зафиксировать необходимый для раскрытия темы видеоряд; оперативно подготовить лаконичный, образный текст, точно вскрывающий суть происходящих событий.

3. Специфика подготовки и ведения детских и молодежных программ на ТВ.

«Молодежная программа» это программа о молодежи или для молодежи? Изучение интереса детской и молодежной телеаудитории региона. Определение цели и задач передачи. Компетентность журналиста в выбранной теме, близость к аудитории по духу и возрасту.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.197.243 (0.011 с.)