Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственный редактор: петрова О. А. , к. Ф. Н. , доцент, завкафедрой

Поиск

Истории и теории журналистики

Арбатская Е.О., доцент, и.о.завкафедрой журналистского

мастерства

 

 

© Тюменский государственный университет, 2015.

© Петрова О.А., Арбатская Е.О., 2015.

Пояснительная записка

В соответствие со ст. 59. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры и ФГОС ВО итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы высшего образования в полном объеме.

Государственная итоговая аттестация включает:

· защиту выпускной квалификационной работы;

· государственный экзамен.

Порядок проведения государственной итоговой аттестации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий в соответствие с приказом 705(1)-1 от 31.12.2014 по ТюмГУ.

1.1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Государственный экзамен по направлению 42.03.02 «Журналистика» проводится в виде междисциплинарного экзамена по образовательным программам высшего образования.

Государственный экзамен позволяет выявить и оценить теоретическую подготовку студента к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности и включает проверку знаний и умений в соответствии с содержанием основных учебных дисциплин и общими требованиями государственного образовательного стандарта по направлению 42.03.02 «Журналистика».

1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Государственный экзамен является формой итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению 42.03.02 «Журналистика»

Во время государственного экзамена проверяется, как студент усвоил общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции и насколько он готов к профессиональной деятельности.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-8);

способностью осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности (ОПК-1);

способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа (ОПК-2);

способностью понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ОПК-3);

способностью ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности (ОПК-4);

способностью ориентироваться в основных этапах и процессах развития зарубежной литературы и журналистики, использовать этот опыт в профессиональной деятельности (ОПК-5);

способностью анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ (ОПК-6);

способностью руководствоваться в профессиональной деятельности правовыми нормами, регулирующими функционирование СМИ (ОПК-7);

способностью следовать в профессиональной деятельности основным российским и международным документам по журналистской этике (ОПК-8);

способностью базироваться на современном представлении о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации, знать методы изучения аудитории, понимать социальный смысл общественного участия в функционировании СМИ, природу и роль общественного мнения, знать основные методы его изучения, использовать эффективные формы взаимодействия с ним (ОПК-9);

способностью учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте (ОПК-10);

способностью учитывать в профессиональной деятельности экономические регуляторы деятельности СМИ, знать базовые принципы формирования организационной структуры редакционного комплекса, функции сотрудников различного должностного статуса и углубленно круга обязанностей корреспондентского корпуса, знать технологию продвижения публикаций СМИ, основы медиаменеджмента (ОПК-11);

способностью понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую), следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы (ОПК-12);

способностью следовать принципам работы журналиста с источниками информации, знать методы ее сбора, селекции, проверки и анализа, возможности электронных баз данных и методы работы с ними (ОПК-13);

способностью базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов (ОПК-14);

способностью ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ОПК-15);

быть способным использовать современные методы редакторской работы (ОПК-16);

способностью эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности (ОПК-17);

способностью эффективно использовать иностранный язык в связи с профессиональными задачами (ОПК-18);

способностью понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, графика, анимация) (ОПК-19);

способностью использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ (ОПК-20);

способностью применять знание основ паблик рилейшнз и рекламы в профессиональной деятельности (ОПК-21);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-22);

способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа (ПК-1);

способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах (ПК-2);

способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ПК-3);

способностью разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ (ПК-4);

способностью участвовать в реализации медиапроекта, планировать работу, продвигать медиапродукт на информационный рынок, работать в команде, сотрудничать с техническими службами (ПК-5);

способностью к сотрудничеству с представителями различных сегментов общества, уметь работать с авторами и редакционной почтой (традиционной и электронной), организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства, готовность обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в проведении на базе СМИ социально значимых акций (ПК-6);

способностью участвовать в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радиопрограммы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями (ПК-7).

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Государственный экзамен проводится у студентов ОДО в 8 семестре, у студентов ОЗО в 10 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 академических часов.

Требования к государственному экзамену

Выпускной государственный экзамен состоит из двух этапов: защиты творческого досье и теоретической части.

Творческое досье должно включать публикации / видео-, аудиоматериалы СМИ или PR-проекты (в зависимости от профиля); может включать грамоты, сертификаты и др. доказательства профессиональной активности и состоятельности выпускника. Объем досье определяется в зависимости от профиля, минимальный объем равен сумме материалов учебной и всех производственных практик.

Теоретическая часть выпускного государственного экзамена включает вопросы, касающиеся:

– истории развития отечественных и зарубежных средств массовой информации, фундаментальных положений теории журналистики, и профессиональной журналистской деятельности, социологии и психологии журналистики, правового и этического регулирования в сфере СМИ, организационных и экономических основ их деятельности, а также современной практики журналистики;

– теории и практики средства информации (телевидения, радиовещания и т.д.), а также области журналистской деятельности (в соответствии с профилем выпускника). Выпускной экзамен предполагает также проверку умения выпускника решать профессионально-практические задачи, соответствующие уровню подготовки бакалавра.

Каждый билет государственного экзамены включает два вопроса. Один – теоретического или исторического плана, один – практического, в том числе и вопросы по профилю (в зависимости от выбранного студентом профиля).

Итоговая оценка складывается по результатам защиты портфолио и оценки за теоретическую часть экзамена. Защита портфолио и теоретическая часть имеют равный вес при определении итоговой оценки.

 

4. Критерии оценки государственного экзамена

Результаты государственного экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Устанавливаются следующие критерии оценки:

Оценка «отлично» – глубокие исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений смежных дисциплин; логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета; правильное и полное выполнение практического задания; творческое досье включает материалы в информационных, аналитических и художественно-публицистических жанрах, авторские программы и проекты высокого качества.

Оценка «хорошо» – твердые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы; правильное и полное выполнение практических заданий; творческое досье включает материалы в информационных и аналитических жанрах, программы и проекты высокого качества, созданные с участием выпускника.

Оценка «удовлетворительно» – твердое знание и понимание основных вопросов программы; правильные и конкретные без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы; в целом без грубых ошибок выполненное практическое задание; творческое досье не соответствует требуемому объему, включает материалы в информационных и аналитических жанрах, программы и проекты среднего качества, созданные с участием выпускника.

Оценка «неудовлетворительно» – неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов, невыполнение практического задания; творческое досье отсутствует или не соответствует требуемому объему, включает материалы низкого качества.

 

Содержание теоретической части государственного экзамена

Тематика экзаменационных вопросов соответствует разделам из учебных программ базовой и вариативной (обязательной) частей, в том числе профильных дисциплин.

 

№ п/п Цикл и номер дисциплины согласно ФГОС Наименование дисциплины
  Б 1. Б.13 История отечественной журналистики
  Б 1. Б.14 История зарубежной журналистики  
  Б 1. Б.16 Стилистика и литературное редактирование  
  Б 1. Б.19 Основы теории журналистики  
  Б 1. Б. 20 Система СМИ  
  Б 1. Б. 21 Основы журналистской деятельности  
  Б 1. Б. 24 Правовые основы журналистики  
  Б1. Б. 25 Профессиональная этика журналиста  
  Б1. Б.26 Социология журналистики  
  Б1. Б. 27 Психология журналистики  
  Б1. Б. 28 Экономика и менеджмент СМИ  
  Б1.В.ОД.9 История региональной журналистики  
  Б1.В.ОД.11   Актуальные проблемы современности и журналистика  
  Б1.В.ОД.12 Современные зарубежные СМИ  
    Дисциплины профиля

 

Содержание разделов, выносимых на теоретическую часть экзамена



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.31 (0.009 с.)