Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль реактивности организма в патологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные вопросы темы 1. Повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения: субмолекулярный, молекулярный, субклеточный, клеточный, органно-тканевой, организменный. Проявления повреждения на разных уровнях организма. Причинно-следственные отношения в патогенезе; первичные и вторичные повреждения. 2. Специфические и неспецифические звенья в патогенезе болезней. 3. Единство функциональных и структурных изменений в патогенезе заболеваний. 4. Локализация и генерализация повреждения; местные и общие реакции на повреждение, их взаимосвязь. 5. Ведущие звенья патогенеза, "порочные круги". 6. Реактивность организма, ее виды, эволюционные аспекты реактивности 7. Реактивность и резистентность. Факторы, определяющие реактивность: роль генотипа, возраста, пола, конституции. 8. Влияние факторов внешней среды на реактивность организма. 9. Особенности реактивности человека; роль социальных и экологических факторов. 10. Патологическая реактивность. Направленное изменение индивидуальной и групповой реактивности как важнейшее средство профилактики и терапии болезни. 11. Защитные, компенсаторные и восстановительные реакции организма; механизмы выздоровления. 12.Патогенетические принципы профилактики и терапии болезней. Глоссарий Закон перемежающейся активности структурно-функциональных единиц - каждый орган работает как единое целое, однако не все его функциональные единицы действуют одновременно (часть их временно находится в резерве), не целиком работают функциональные единицы (часть их клеток находится в резерве), одновременно работает не вся клетка (часть ее органелл находится в покое). Конституция (constitution - устройство, телосложение)- совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, формирующих состояние его реактивности и сложившихся на основании наследственных и приобретенных свойств. Диатезы (diathesis- предрасположение)- аномалия конституции, характеризующаяся предрасположенностью к некоторым болезням или неадекватным "реакциям" на обычные раздражители. Адаптация (adaptatio- приспособление)- приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям существования во внешней среде, выработанное в процессе эволюции. Деад а птация ( de- устранение + adaptatio- приспособление)- утрата приобретенного ранее свойства приспособления организма к условиям существования. Дизадаптация (dys- нарушение + adaptatio- приспособление)- нарушение приспособления организма к факторам внешней или внутренней среды. Патогенетическая терапия - комплекс мер, направленных на прерывание цепи, причинно-следственных отношений между различными структурными, метаболическими и функциональными нарушениями, возникающими в организме вследствие воздействия главного этиологического фактора, путем устранения основного звена патогенеза. Патогенез (pathos- страдание,genesis- происхождение)- учение о механизмах развития, течения и исхода болезней, патологических процессов и патологических состояний. Патогенетические факторы - изменения в организме, которые возникают в ответ на воздействие этиологического фактора и в дальнейшем играют роль "причины" в развитии болезни. Функциональный элемент - микросистема, представляющая собой упорядоченный структурно-функциональный комплекс, состоящий из клеточных и волокнистых образований органа, включающий все его ткани, на основе которого осуществляются обменные тканевые процессы. Таким образом, это совокупность клеток, микроциркуляторной единицы, нервных волокон и соединительной ткани. Основное (главное, ведущее) звено - явление или изменение, определяющее развитие процесса с характерными для него специфическими особенностями. Порочный круг патогенеза (cirсulus vitiosus)- появившееся нарушение функционирования органа или системы, поддерживающее и усиливающее себя в результате образования положительной обратной связи. Патогенетическая терапия - комплекс мер, направленных на прерывание цепи причинно- следственных отношений в патогенезе болезни. Психосоматика - направление в медицине, которое рассматривает механизм возникновения болезней как результат первичного нарушения души, психики человека. Реактивность (reactia- противодействие)- свойство организма как целого отвечать изменениями жизнедеятельности на воздействие окружающей среды. Гиперергия (hyper- больше, ergon- действие, деятельность)- повышенная реактивность организма. Гипоергия (hypo- меньше, ergon- действие, деятельность) - пониженная реактивность организма. Нормергия - нормальная реактивность организма. Дизергия - извращенная реактивность организма. Резистентность (resisteo- сопротивление)- устойчивость организма против различных болезнетворных Тестовые задания по те ме Общий патогенез 1. Патогенез - это учение о: 1) причинах и условиях возникновения заболевания; 2) болезни; +3) механизмах развития заболевания; 4) реактивности организма; 5) новых методах лечения болезней. 2. По широте охвата различают патогенез: 1) каузальный, функциональный; +2) частный и общий; 3) первичный и вторичный; 4) формальный и реактивный; 5) экзогенный и эндогенный. 3. Каузальный патогенез предполагает анализ механизмов болезни на основе изучения: 1) нарушенных функций организма; +2) причин и условий, действующих на организм; 3) морфологических нарушений; 4) реактивности и резистентности организма; 5) наследственности. 4. Функциональный патогенез предполагает изучение механизмов болезни на основе изучения: 1) причин и условий, действующих на организм; +2) нарушенных функций; 3) структурных нарушений; 4) резистентности организма; 5) конституции. 5. Формальный патогенез предполагает изучение механизмов болезни на основе изучения: 1) причин и условий, действующих на организм; 2) нарушенных функций; +3) морфологии; 4) реактивности и резистентности организма; 5) наследственности. 6. Начальным звеном патогенеза являются: +1) первичные повреждения на разных уровнях; 2) причинно-следственные взаимоотношения; 3) динамичность патологического процесса; 4) стереотипность патологического процесса; 5) защитно-компенсаторные механизмы. 7. Примером повреждения на субмолекулярном уровне является: + 1) возбуждение и ионизация атомов и молекул при действии ионизирующего излучения; 2) дегрануляция тучных клеток; 3) повреждение соединительной ткани при коллагенозах; 4) выпадение функции железы внутренней секреции; 5) повреждение рибосом. 8. При субклеточном уровне повреждение происходит в: +? 1) целой клетке; +??2) внутриклеточных органеллах; 3) отдельных молекулах; 4) популяции клеток; 5) части ДНК. 9. Примером клеточного уровня повреждения служит: 1) возбуждение и ионизация атомов и молекул при действии ионизирующего излучения; +2) дегрануляция тучных клеток при воспалении; 3) выпадение функции одного из отделов ЦНС; 4) повреждение соединительной ткани при коллагенозах; 5) подавление активности ферментов. 10. Укажите недостающее звено в цепи причинно-следственных отношений при ожоговом шоке: ожог ® боль ® угнетение сосудодвигательного центра ® снижение артериального давления ® нарушение микроциркуляции в тканях и органах ®? ® нарушение обмена веществ ® нарушения функций внутренних органов ® ожоговый шок ® смерть: 1) возбуждение высших центров нервной системы; 2) учащение дыхания; +3) гипоксия; 4) накопление щелочных продуктов; 5) включение механизмов адаптации. 11. Главным звеном патогенеза называют процесс, который необходим для: 1) смены причинно-следственных отношений; +2) развертывания других звеньев патогенеза; 3) развертывания саногенетических механизмов; 4) перехода неспецифических механизмов развития болезни в специфические; 5) перехода структурных проявлений болезни в функциональные. 12. Выделение главного звена в патогенезе необходимо для: 1) выявления причины заболевания; 2) выявления морфологического субстрата болезни; 3) проведения профилактических мероприятий; +4) разрыва патогенетической цепи причинно-следственных отношений; 5) выделения общих и местных признаков болезни. 13. Главное звено в патогенезе травматического шока - это: 1) токсемия; 2) гиповолемия; +3) болевое раздражение; 4) септикопиемия; 5) изменение реактивности организма. 14. Главное звено в патогенезе горной болезни - это: 1) понижение барометрического давления; +2) гипоксия; 3) гипокапния; 4) сатурация; 5) газовая эмболия. 15. Сильное болевое раздражение (при желчно-каменной болезни, зубной боли) вызывает колебания артериального давления, изменения ритма сердца, характера дыхания - это пример: 1) порочного круга в патогенезе; +2) соотношения местных и общих процессов в патогенезе; 3) соотношения специфических и неспецифических механизмов в патогенезе; 4) ведущего звена в патогенезе; 5) причинно-следственных отношений в патогенезе. 16. Возникновение порочного круга в патогенезе болезни означает, что: 1) появились вторичные повреждения; 2) произошло подавление механизмов защиты и компенсации; 3) произошло нарушений трофической функции нервной системы; +4) поддерживается и потенцируется одно из звеньев патогенеза по механизму положительной обратной связи; 5) возник период выздоровления. 17. Расстройства деятельности центральной нервной системы ® нарушение регуляции кровообращения и дыхания ® ухудшение этих жизненно важных функций ® гипоксия ® усугубление расстройств нервных процессов. Это пример: + 1) порочного круга; 2) главного звена в патогенезе; 3) соотношения местных и общих процессов в патогенезе; 4) соотношения специфических и неспецифических механизмов в патогенезе; 5) соотношения локального и генерализованного в патогенезе. 18. Кровопотеря ® ухудшение транспорта кислорода ® острая недостаточность сердца ® ещё большее ухудшение транспорта кислорода. Это пример: + 1) порочного круга; 2) главного звена в патогенезе; 3) соотношения местных и общих процессов в патогенезе; 4) соотношения специфических и неспецифических механизмов в патогенезе; 5) причинно-следственных отношений в патогенезе. 19. Общие механизмы развития воспаления, лихорадки и гипоксии у животных и человека доказывает, что патогенез 1) представляет цепь причинно-следственных отношений; 2) является динамическим процессом; 3) является совокупностью патологических и защитных механизмов; +4) закладывается филогенетически; 5) складывается из неспецифических и специфических механизмов. 20. К неспецифическим реакциям организма при развитии патологического процесса относят а) активацию систем клеточного и гуморального иммунитета; б) патологический парабиоз; в) патологическую доминанту; г) неврогенную дистрофию; д) аллергию; е) стресс: 1) а, б, в, г; 2) в, г, е, 3) в, г, д; +4) б, в, г, е; 5) а, г, е. 21. К срочной защитно-компенсаторной реакции организма относят: 1) процесс связывания яда белками крови; 2) активацию системы соединительной ткани; +3) рвоту; 4) гиперплазию органа или ткани; 5) выработку антител. 22. К срочным защитно-компенсаторным реакциям организма относят: + 1) выделение слюны, слез, слизи; 2) реактивный лейкоцитоз; 3) фагоцитоз; 4) гипертрофию органа или ткани; 5) выработку сенсибилизированных лимфоцитов. 23. К срочным защитно-компенсаторным реакциям организма относят: + 1) кашель, чиханье; 2) гипертрофию, гиперплазию органа; 3) лейкоцитоз; 4) фагоцитоз; 5) изменение уровня деятельности центров терморегуляции. 24. К срочным защитно-компенсаторным реакциям организма относят: + 1) выделение адреналина и глюкокортикоидов при стресс-реакции; 2) выработку антител; 3) эритропоэз; 4) процесс нейтрализации яда; 5) фагоцитоз. 25. К относительно устойчивым защитно-компенсаторным механизмам относят: 1) кашель, чиханье; 2) рвоту; 3) выработку антител; +4) переключение на высокий уровень теплорегуляции; 5) гипертрофию и гиперплазию органов. 26. К относительно устойчивым защитно-компенсаторным механизмам болезни относят: 1) рвоту; 2) кашель; 3) выделение адреналина и норадреналина при стресс-реакции; +4) включение резервных возможностей поврежденного органа; 5) гипертрофию и гиперплазию органов. 27. К относительно устойчивым защитно-компенсаторным механизмам относят: 1) компенсаторную гипертрофию; 2) репаративную регенерацию; +3) реактивный лейкоцитоз; 4) пролиферацию Т и B-лимфоцитов; 5) рвоту, кашель. 28. К относительно устойчивым защитно-компенсаторным механизмам болезни относят: + 1) реакцию со стороны системы активной соединительной ткани; 2) гипертрофию и регенерацию; 3) выработку антител; 4) пролиферацию Т- и В- лимфоцитов; 5) рвоту, кашель. 29. К устойчивым защитно-компенсаторным механизмам относят: 1) кашель; 2) рвоту; 3) выработку антител; 4) переключение на высокий уровень теплорегуляции; +5) гипертрофию органов. 30. К устойчивым защитно-компенсаторным механизмам относят: + 1) иммунитет; 2) рвоту; 3) переключение регуляторных систем на более высокий уровень; 4) процессы нейтрализации ядов; 5) кашель. 31. Целью патогенетического лечения является: 1) подавление саногенетических процессов; +2) прерывание и/или снижение механизмов повреждения; 3) прекращение действия причинного фактора; 4) предотвращение воздействия на организм патогенного агента; 5) активация защитных сил организма. 32. К патогенетическому лечению относят: 1) антибактериальное; 2) противоглистное; +3) противовоспалительное; 4) противовирусное; 5) противогрибковое. 33. К патогенетическому лечению относят: а) противомикробное; б) антипаразитарное; в) дезинтоксикационное; г) противогрибковое; д) противоопухолевое; е) десенсибилизирующее; ж) жаропонижающее: 1) а, в, г, е, ж; 2) б, в, д, е; +3) в, д, е, ж; 4) в, г, ж; 5) в, г, д, е. 34. К патогенетической профилактике относят: 1) технику безопасности на производстве; 2) правила дорожного движения; +3) профилактические прививки; 4) изоляцию инфекционного больного; 5) уничтожение мух (как профилактика кишечных инфекций). 35. К патогенетической профилактике относят: 1) изоляцию инфекционных больных; +2) закаливание и занятия физкультурой и спортом; 3) технику безопасности на производстве; 4) правила дорожного движения; 5) осушение болот и борьба с комарами (как профилактика малярии). Реактивность организма 36. Реактивность - это свойство организма: + 1) отвечать изменением жизнедеятельности на различные воздействия окружающей среды; 2) отвечать изменением жизнедеятельности на адекватные воздействия внешней среды; 3) отвечать изменением жизнедеятельности только на чрезвычайные, экстремальные факторы; 4) оказывать сопротивление воздействию патогенных факторов; 5) оказывать сопротивление к необычным факторам внешней среды. 37. Наиболее общей формой реактивности является: 1) индивидуальная реактивность; 2) групповая реактивность; +3) видовая реактивность; 4) специфическая реактивность; 5) неспецифическая реактивность. 38. Невосприимчивость человека к чуме рогатого скота является примером: + 1) видовой реактивности; 2) групповой реактивности; 3) индивидуальной реактивности; 4) возрастной реактивности; 5) специфической реактивности. 39. Кролики легко заражаются туберкулезной палочкой крупного рогатого скота, но их трудно заразить туберкулезной палочкой, вызывающей заболевание человека. Это пример: 1) возрастной реактивности; +2) видовой реактивности; 3) групповой реактивности; 4) индивидуальной реактивности; 5) социальной реактивности. 40. Лягушки легче, чем крысы, морские свинки и кролики переносят гипоксию. Это пример: 1) групповой реактивности; +2) видовой реактивности; 3) индивидуальной реактивности; 4) возрастной реактивности; 5) конституциональной реактивности. 41. Зимняя спячка животных является примером: + 1) видовой, биологической реактивности; 2) групповой реактивности; 3) индивидуальной реактивности; 4) патологической неспецифической реактивности; 5) физиологической специфической реактивности. 42. Высокая реактивность наблюдается в: 1) период новорожденности; 2) раннем детском возрасте; 3) препубертатном периоде; +4) зрелом возрасте; 5) старческом возрасте; 43. Новорожденные легче переносят гипоксию, чем взрослые. Это пример: 1) видовой реактивности; 2) половой реактивности; 3) возрастной реактивности; 4) индивидуальной реактивности; 5) биологической реактивности. 44. Новорожденные: 1) более восприимчивы ко многим детским инфекциям, чем дети 6-12 месяцев; 2) менее восприимчивы ко многим детским инфекциям, чем дети 6-12 месяцев; 3) одинаково с детьми 6-12 месяцев восприимчивы к детским инфекциям; 4) более восприимчивы к детским инфекциям, чем дети 1 -2 лет; 5) менее восприимчивы к детским инфекциям, чем взрослые. 45. Люди старческого возраста, по сравнению с другими возрастными группами, более восприимчивы к инфекции. Это пример: 1) видовой реактивности; +2) групповой реактивности; 3) индивидуальной реактивности; 4) биологической реактивности; 5) специфической реактивности. 46. Повышение восприимчивости к инфекциям в старческом возрасте обусловлено: + 1) ослаблением функции барьерных систем; 2) повышением реактивности нервной системы; 3) усилением фагоцитарной активности клеток; 4) повышенной способностью к выработке антител; 5) лучшей адаптацией организма к неблагоприятным факторам внешней среды. 47. Неврозы чаще всего встречаются у крайних типов высшей нервной деятельности (по И.П.Павлову). Это пример: 1) видовой реактивности; +?2) групповой реактивности; 3) индивидуальной реактивности; 4) биологической реактивности; 5) типовой реактивности. 48. Женский организм более устойчив к гипоксии, кровопотере, радиальному ускорению, голоданию. Это пример: 1) видовой реактивности; +2) групповой реактивности; 3) индивидуальной реактивности; 4) иммунологической реактивности; 5) биологической реактивности. 49. Мужской организм, по сравнению с женским, более устойчив к: а) гипоксии; б) алкоголю; в) кровопотере; г) наркотикам; д) голоданию: 1) а, б, в; 2) б, г, д; 3) б, в, д; +4) б, г; 5) а, д. 50. Воздействие любого патогенного фактора одной и той же силы на людей или животных никогда не вызывает у каждого из них совершенно одинаковых изменений жизнедеятельности. Это пример: 1) видовой реактивности; 2) групповой реактивности; +3) индивидуальной реактивности; 4) возрастной реактивности; 5) биологической реактивности. 51. Гриппом некоторые люди болеют тяжело, другие легко, а третьи совсем не болеют, хотя возбудитель находится в организме. Это пример: 1) видовой реактивности; 2) групповой реактивности; +3) индивидуальной реактивности; 4) возрастной реактивности; 5) специфической реактивности. 52. Иммунологическая реактивность - это: 1) видовая реактивность; 2) групповая реактивность; +3) специфическая реактивность; 4) индивидуальная реактивность; 5) неспецифическая реактивность. 53. Примером физиологической специфической реактивности являются: 1) аллергия; +2) иммунитет; 3) иммунодефицитные состояния; 4) аутоиммунные заболевания; 5) диатезы. 54. Примером патологической специфической реактивности является: 1) иммунитет; +2) аллергия; 3) изменения реактивности при травматическом шоке; 4) изменения реактивности при наркозе; 5) фагоцитоз. 55. Показателем специфической реактивности является: 1) раздражимость; 2) возбудимость; 3) переносимость; 4) чувствительность; +5) интенсивность антителообразования. 56. Примером неспецифической физиологической реактивности является: 1) реакции биологической несовместимости тканей; +2) стресс; 3) аллергия; 4) аутоиммунные процессы; 5) изменения реактивности при болезни. 57. Примером неспецифической патологической реактивности является: 1) иммунодефицитные состояния; +2) реактивность при эпилепсии; 3) аллергия; 4) аутоиммунные заболевания; 5) повышенная выработка антител при действии повреждающих факторов. 58. Примером неспецифической патологической реактивности является:+ + 1) изменение реактивности при травматическом шоке; 2) аллергия; 3) иммунитет; 4) иммунодепрессивные состояния; 5) аутоиммунные заболевания. 59. При шоке реактивность по отношению к инфекционным факторам: + 1) угнетается; 2) повышается; 3) не изменяется; 4) извращается; 5) зависит от этиологического фактора. 60. Показателями неспецифической реактивности являются: + 1) раздражимость, возбудимость; 2) интенсивность антителообразования; 3) активность фагоцитоза; 4) образования комплексов антиген-антитело; 5) активность системы комплемента. 61. Состояние повышенной реактивности называется: 1) гипоергией; +2) гиперергией; 3) анергией; 4) дизэргией; 5) нормэргией. 62. Хорошая эпителизация и быстрое заживление ран свидетельствует, прежде всего, о: + 1) высокой реактивности организма; 2) низкой реактивности организма; 3) отсутствии реактивности организма; 4) извращенной реактивности организма; 5) нормальной реактивности организма. Резистентность организма 63. Резистентность – это свойство организма: 1) отвечать на любые воздействия окружающей среды; 2) отвечать на адекватные раздражители окружающей среды; 3) отвечать только на экстремальные воздействия окружающей среды; +4) оказывать сопротивление воздействию патогенных факторов; 5) проявлять устойчивость к неблагоприятным факторам внутренней среды организма. 64. Примером пассивной резистентности является: 1) процесс нейтрализации яда; 2) лейкоцитоз при воспалении; +3) костная ткань; 4) образование антител; 5) фагоцитоз. 65. Примером пассивной резистентности является: 1) процесс нейтрализации яда; +?2) лейкоцитоз; +?3) кожные покровы и слизистые, препятствующие проникновению микробов; 4) фагоцитоз; 5) выработка антител. 66. Примером активной резистентности являются: 1) плотные покровы насекомых, черепах; 2) кожа; 3) кости и другие ткани опорно-двигательного аппарата; +4) фагоцитоз; 5) слизистые оболочки. 67. Примером активной резистентности является: а) образование ант 68. ител; б) кости и другие ткани опорно-двигательного аппарата; в) кожа; г) лейкоцитоз при воспалении; д) слизистые оболочки; е) процесс нейтрализации ядов: 1) а, в. г. е; +2) а, г, е; 3) б. в. д; 4) в. д, е; 5) г, е. 69. Сравнительно-патологические исследования по изучению реактивности у разных видов животных проведены: + 1) И. Мечниковым; 2) Н. Сиротининым; 3) К. Пирке; 4) А. Богомольцем; 5) И. Павловым. 70. Психосоматического представления болезни придерживался: 1) Р. Вирхов; 2) И.Мечников; +3) З.Фрейд; 4) Г.Селье; 5) В.Пашутин. 71. Значение нервной системы в реактивности организма установлено исследованиями: 1) Р. Вирхова; +2) И.Павлова; 3) Г.Селье; 4) У.Кеннона; 5) И. Мечникова. 72. Важную роль эндокринной системы в реактивности и резистентности организма отводили: + 1) Г.Селье, У.Кеннон; 2) И.Мечников, И.Павлов; 3) Р.Вирхов; 4) В.Пашутин; 5) А.Богомолец.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.238 (0.01 с.) |