Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ирод царь (его царица соломия)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
= Царь Ирод: Арх. о., Майк., 133; МГУ-59, ФЭ-03: 3997 (12 Иродов); Ворон. г., Майк., 468; Забайк. о., Майк., 468; Костр. г., Вин. 1, 72-74; Вин. 2, 6-7; Новг. г., Гер., 164, 174; Попов, 239; Олон. г., Вин. 1, 31-32; Сарат. г., Майк., 467, 563; Свердл. о., Остр., 138; Тамб. г., Майк., 465-466; Яросл. г., Балов, 425-426; Бусл., 1596-1597; Попов, 236; б. м., Вохин, 490; Забыл., 313, 331, 359, 361; Cax., 23-25, 29; Тих. Лет. 4, 79; Тих. Пам., 352-353; Щапов, 56; Щуров, 164-167; "царица Ирода царя, во имя Соломiя", Влад. г., Майк., 437-438; Ирод -муж: Арх. о., Адоньева, 117. ( 38 упоминаний (1 раз Соломия). ( Вариантов имени не обнаружено. ( В большинстве случаев он не выполняет каких-либо функций, но несколько раз упомянут в функциях: вызвать (присушить) чью-либо любовь (в "черных" присушках) и защищает людей от врагов (мотив мертвеца). Ирод -муж помогает от ураза (ушиб, рана): как исчезают его жены, так бы и "это место". К Соломие обращаются в "черном" тексте с просьбой послать своих 12 дочерей- лихорадок ® разбить и распилить белый Латырь ® камень, чтобы "выпять" из него огонь для присушивания любви. ( Повелитель бесов, отец (брат, дядя) 12 лихорадок (Соломия - их мать). У Ирода -мужа 9 жен, количество которых постепенно уменьшается (исчезают по одной). Ворон, мешающий охотнику, ссылается "за синее море ко Ироду царю; там Ирод царь бьется, дерется, кровь проливает" (Майк., 133). ( Как указывал еще В. Мансикка (1909, 15), в народных представлениях в один образ соединились два Ирода: Ирод Великий, царь Иудейский, сын Антипатра, брат Саломии, погубивший 14 тысяч вифлеемских младенцев, и Ирод Антипа, его сын, тетрарх Галилеи и Пореи, отнявший у брата Филиппа его жену Иродиаду и казнивший из-за ее коварства Иоанна Крестителя. Кроме того, известны внук Ирода Великого Ирод Агриппа и сын последнего Ирод Агриппа II (см.: Солярский 1881, 88-92). ПИЛАТ ИГЕМОН = Бес ПилатИгемон: Яросл. г., Черепан., 81; почтенный демон ПилататИгемон: ркп. XVIII в., Тих. Лет. 3, 92-93. ( 2 упоминания. ( Титул игемон здесь явно воспринимается как имя собственное. ( Во втором тексте (черная присушка) во имя его и сатаны действует субъект заговора. ( Понтий Пилат, благодаря упоминаниям в Новом Завете и "Символе веры", стал в народных воззрениях полуфольклорным персонажем-злодеем, а то и, как мы видим, бесом, демоном. Ему может приписываться инициатива казни Христа (беседа автора со старообрядцем-липованином Измаильского р-на Одесской обл. летом 1991 г.). ФИЛИПП БРАТ ИРОДА = Филипп, брат Ирода: Сибирь, Гром., 92; б. м., Boxин, 490. ( 2 упоминания. ( Без конкретных функций, но явный противник (отец 12 лихорадок). ( См.: Мф. 14. 3. Брат Ирода Антипы, тетрарха Галилеи и Пореи, отнявшего у него жену Иродиаду и казнившего из-за ее коварства Иоанна Крестителя. См.: Мф. 14. 1.-12. АРХАН-ЦАРЬ = Архан -царь: Арх. г., Ефим. 2, 202-203. ( 1 упоминание. ( Угрожает Руси. ( Находится на полном людей острове Яост ®. ( Ср. упомянутую в одном из списков "Сна Богородицы" гору Архан: Волог. о., Адон., 29. ИЗАР-ЦАРЬ = Изар -царь: Енис. г., Красн., 74. ( 1 упоминание. ( Очевидно, трансформация Ирода, т. к. в том же тексте упомянуты его сестры-лихорадки Комухи Изаровны (судя по "отчеству", могли быть изначально дочерями). (Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( В речке в улове долбленом - унимает своих сестер Комухов Изаровных. КАЩЕЙ-ЯДУН = Кащей - Ядун: б. м., Сах., 19. ( 1 упоминание. ( В сущности, обе части этой номинации именами собственными не являются (как и упомянутая в том же тексте "моргунья Русалка "), но приводятся здесь, поскольку могли восприниматься в народе как ИС. Учитывая ненадежность опубликованных Сахаровым текстов (он произвольно их редактировал), форма вообще вызывает сомнения. ( Может причинить вред путнику. ЛИМАРЬ = Враг Лимарь: б. м., Сах., 36. ( 1 упоминание. ( По Далю (т. 2, 252), лимарь - южн., зап. - 'шорник', то же значение слово лимар сохранило в современном украинском литературном языке. Учитывая ненадежность опубликованных Сахаровым текстов (он произвольно их редактировал), форма вообще вызывает сомнения. ( Грызет зубы - в заговоре от зубной скорби. ПРОЧИЕ МИТРОФАН МИТРОФАНОВИЧ ЦАРЬ ЛЕСНОЙ = Царь лесной Митрофан Митрофанович: б. м., Черепан., 80 (ср. Никифор и Митрофан ®). ( 1 упоминание. ( Ср. медведя Михаила Иваныча ®. Об отношении имен-таутонимов, то есть основанных на тавтологическом повторении, к "чужому миру" в фольклорной ономастике см.: Пеньковский 1988. ПЕРФИЛИЙ ПОП = Поп Перфилий: старин. ркп., Майк., 496. ( 1 упоминание. ( В заговоре на исцеление скота от червей. ( Червь изгоняется к нему за море (где у попа "поля капусты изнасеяны, медом изполеваны"), что заставляет считать его скорее демонической фигурой (за морем в других текстах может находиться, например, царь Ирод ®). ( Такого имени нет в месяцесловах. ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ БОЛЕЗНИ Болезни, особенно инфекционные, представлялись русскими крестьянами обычно в персонифицированном виде. Как пишет В. В. Усачева, "Болезнь, по народным представлениям славян, как и других индоевропейских народов, - это результат воздействия сверхъестественных сил - демонов болезней, другой нечистой силы (домового, лешего, вилы и т. п.) или полудемонических существ (ведьм, колдунов, людей с дурным глазом). Демоны болезней, обладающие способностью становиться невидимыми, превращаться в животных, насекомых, вступая в контакт с человеком, через прикосновение или проникновение в тело человека могут вызвать недуг. Болезнь может быть наказанием за нарушение установленных социумом норм поведения - запретов" (Усачева 1994, 56). Немудрено, что демона болезни старались нейтрализовать - то ли заклясть, то ли умилостивить. А для этого нужно знать его настоящее имя. Если же демон болезни все же проник в человека и делает свое черное дело, его необходимо было изгнать - обычно в отдаленные места, куда не доходят голоса домашних животных (ср. сноску 8), где для него накрыты столы, готово угощение и т. п. О формулах и местах отсылки болезней в восточнороманских и восточнославянских заговорах см.: Свешникова 1995. ВАСИЛИЙ ЧИРЕЙ = Чирей Василий (Василей): Новг. г., Попов, 240; Черепан, 82; Власова, 196; Арх. о., Ив., 16 и Песк., 73 (материалы экспедиции МГУ 1971 г.); МГУ-73, ФЭ-09: 7498; МГУ-75, ФЭ-10: 6559, 6608, 6614, 6647; 1-й чирей Василий, 2-й Иван, 3-й Демьян: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6663. ( 12 упоминаний. ( В заговорах от чирья или, наоборот, насылающих его на человека. ( Ср. в белорусских заговорах чемерный царь Василь и царица Василиса: Черепан., 82; зуб Максим и зуб Василий: там же. ТОМАША-ТОМАШИХА-ТОМАШЕ(О)ВА = Томаша - Томашиха - Томаше(о)ва: Костр. г., Вин. 1, 75; Томаш(: Волог. г., Вин. 1, 64-65. ( 2 упоминания. ( В первом текстеходит по домам, морит скот и свиней, напускает на людей беду и скудость - в заговорах от болезни свиней заушницы. Ее встречает Исус Христос, беседует с ней и изгоняет в преисподнюю. Во втором - неполном, испорченном заговоре против скотского падежа - ее также встречает Христос, после чего происходит странный диалог: - Все ли у вас хорошо? - Плохое время для скотины. - Возьми 3 горсти овса, 3 ржи, 3 ячменя и корми с молитвой. Весьма напоминает персонифицированную болезнь, почему и рассматривается в настоящем разделе. ( Ср. мотив встречи с Tomaszem в польском заговоре от болезни свиней (Were(ko 1896, 221) - не исключено заимствование польского имени и сюжета. ВОСПИНКА ОСИПОВНА = ВоспинкаОсиповна: Арх. г., Черепан. 82. Ср. Оспа Ивановна ®. ( 1 упоминание. ( Отчество Осиповна образовано по ассоциации с названием болезни. ( В заговоре от оспы. ( Ср. не заговорную Воспу Воспивовну, зафиксированную в Ачинском окр. Енисейской губ.: Демич, 23. ( См. Оспа Ивановна ®. ГРЫЖА = Грыжа: Вин. 2, 39-40. ( 1 упоминание. ( Из контекста ясно, что перед нами имя собственное персонифицированной болезни. ( В заговоре от грыжи. ИДВИГА ГРЫЖА, СЪЕДУГА РЫБА = Грыжа Идвига, рыба Съедуга: Волог. г., Адон., 35 (ср. Грыжа ®). ( 1 упоминание. ( Название рыбы образовано от глагола съедать при помощи типичного "рыбьего" форманта - ср. белуга. ( В заговоре от грыжи младенца. ( Рыба Съедуга съедает грыжу - Идвигу у младенца. КРИВОТА, СУХОТА И ЛОМОТА СЕСТРЫ = Три сестры Кривота, Сухота и Ломота: Вятск. о., Иван., 40. ( 1 упоминание. ( Ср. имена персонифицированных лихорадок-трясавиц ®. (Отнимают красоту у девушки. ОСПА ИВАНОВНА = ОспаИвановна: Олон. г., Черепан., 82. Ср. Воспинка Осиповна ®. ( 1 упоминание. ( Отчество Ивановна здесь является как бы "универсальным" женским отчеством (ср. Иванов Иван Иванович), как и в форме полуночница Анна Ивановна ®. ( В заговоре от оспы. ( См. Воспинка Осиповна ®. ( По белорусским данным, оспа представляется в виде злой, безобразной старухи "с блещущими очами и выступающим наружу одним крепким зубом", которая брызгает своей ядовитой слюной в намеченную жертву (Ляцкий 1892, 33-34).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.4 (0.01 с.) |