НАЗВАНИЯ ВТОРОГО КРУГА МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НАЗВАНИЯ ВТОРОГО КРУГА МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРА



ОСТРОВА

Следующим, последним перед центром кругом, областью мифологического пространства, следующим после моря, чаще всего оказывается остров (или сразу камень).

БУЯН

= Буян: Амур, Влад., Ворон., Волог. г., Вятск. о., Енис., Костр., Олон., Орл., Ряз., Сарат. г., Сибирь, Симб., Смол., Тамб., Тульск. г.

( Значительно более 100 упоминаний.

( А. Н. Афанасьев в 1851 г. выводил название острова из буй в значении 'буйный' (1996, 24). В 1893 г. Н. И. Барсов сопоставлял слово с древнерусским бq"ти, которому приписывал значение 'похотствовать греховно', и потому видел в Буяне остров свободной любви (Барсов 1893, 215). В начале XX века В. Мансикка выводил название Буян из морского термина "буй", связывая это с известной символизацией Церкви в виде корабля (cм.: Mansikka 1909, 182-184). Буян сближали с о. Березань в устье Днепро-Бугского лимана (Болтенко 1947) и с о. Руян (Ругия, позднее нем. Рюген), древним религиозным центром балтийских славян (Вилинбахов 1965 и 1967), но этимологически подобные параллели не доказаны, а сама возможность существования реального прототипа Буяна представляется сомнительной. Сегодня название обычно сближается с диалектным буян - 'высокое место, горка' из древнего буй - 'гора, холм, высокое открытое место'. Ср. древнерусское боуи 'кладбище', пск. буй, арх. буево, олон. буево, буевка, буява, твер., олон. буйвище со значениями 'погост, огороженное место у церкви, кладбище', хотя, по Б. А. Ларину, это - поздний эвфемизм (см.: Ларин 1977, 83-100), а также буян в значении 'пристань, где причаливают суда с товарами' (Бурнашев 1843, т. 1, 66).

( На нем, как и на прочих заговорных островах, часто находится камень (напр., Алатырь®) церковь (с железным тыном от земли до неба и медной крышей, запертая 30-ю замками), дом (каменная изба), светлица, дуб (ни наг, ни одет, под дубом липовый куст, под ним златой камень, на нем черное руно), столб, ракитовый куст (3 куста: ракитовый, липовый, черемуховый), а также гробница с волшебными помощниками, сами эти помощники и защитники: Христос®, Богородица®, святые, бесы, змеи, птицы (в частности, свят морской петух), мертвецы и т. д.; три кузницы, где куют бесы; меч-кладенец, осиновый пень, доска, на которой тоска, сундук с булатными ножами, которые посылаются мучить вора, и мн. др. На нем люди не ходят, птицы не летают (этот же мотив может быть связан с сырой землей: Аст., 50). На него изгоняется ночной крик младенца.

( А. Н. Афанасьев считал Буян метафорой весеннего неба, плавающего в воздушном океане, раем, островом вечного лета, местом пребывания усопших праведников (см.: Афанасьев 1996; он же 1868, т. 2, 131-142). А. С. Пушкин упоминает этот остров в "Сказке о царе Салтане".

( В фольклоре Буян соотносится с потусторонним миром, путь куда, как известно, лежит через водное пространство. В сказке на нем "стоит бык печеный, возле него лук толченый", остров может служить ареной сказочного действия. См. о нем также: Кондратьева 1967, 225; Горбаневский 1987.

КУРГАН

= Курган: Волог. г., Вин. 1, 63; Кал. г., Майк., 485; Орл. г., Майк., 488; Пенз. г., Майк., 479-480; б. м., Щапов, 52-54.

( 6 упоминаний.

( См. Буян®.

( Ср. наименование овина Курган и Курган Курганович в русских загадках (см.: Загадки 1968, № 2279, 2280).

ОКЕАН

= Океан: Арх. о., Аст., 51, 72.

( 2 упоминания.

( См. Буян®.

( В первом тексте лежит в синем море, на нем стоит 40 церквей, между ними жидовья Христа распинали. Во втором на нем бел шатер, в котором Богородица зашивает раны.

БОЖИЙ

= Божий: Южн. Сибирь, Майк., 499-500.

( 1 упоминание.

( См. Буян®.

( На нем бел горюч камень Алатырь®.

БУЕВОЙ

= Буевой: б. м., Щапов, 60.

( 1 упоминание.

( См. Буян®.

( См. Буян®.

БУЕЛАН

= Буелан: Волог. г., Вин. 1, 63-64.

( 1 упоминание.

( См. Буян®.

( См. Буян®.

ГОРЫ

Эквивалентна острову и часто заменяет его в заговорных текстах гора (или горы).

СИОН

= Гора Сион-матушка: Олон. г., Вин. 1, 31; гора Сионя: Волог. г., Шерем., 43; Сеян гора: Амур, Азад., 010; матушка Сыянь гора: Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 3750; Сионская гора: Волог. г., Попов, 228; Костр. г., Вин. 1, 93-94; Перм. г., Майк., 500-501; Сарат. г., Попов, 233; Сионские горы: Курск., Симб. г., Майк., 518; Тульск. г., Майк., 505-506; 7 гор Сiонских: Симб. г., Майк., 522-523; Осiон гора: Олон. г., Мансикка, 199; Осеон гора: Олон. г., Мансикка, 199; Осионска гора: Новг. о., Власова, 195; Сиянска гора: Новг. г., Майк., 504-505; Арх. о., Ив., 21. В старинной рукописи из Архангельской губ. упомянута гора Симойская: Забыл., 362

( 14 упоминаний.

( От библейского Сиона. Названия типа Осионская, Сиянска - явное переосмысление под влиянием глагола "сиять".

( Чаще всего встречается мотив восхождения на гору Сион субъекта (того, кто произносит заговор) или мифического персонажа. С нее по золотой лестнице может спускаться Пресвятая Богородица. На ней может стоять дуб, церковь или другой эквивалент мировой оси. На ней лежит Адамова голова® (смешение с Голгофой).

( По словам М. Бубера, Сион - имя древней крепости евусеев, превращенной царем Давидом в столицу. "Это имя поэты и пророки перенесли на весь Иерусалим, причем имеется в виду не Иерусалим как царская резиденция, а Иерусалим Храма - Сионом нередко называют Храмовую гору. В древности название "Сион" символизировало сияние святого места, и это сияние, это освящение неотъемлемы от него. В молитве и в песне звучат тоска по Сиону и скорбь народа в изгнании; в названии "Сион" воплотилось представление о святости родной земли, а Каббала отождествляет Сион с одной из эманаций Бога" (Бубер 1989, 259-260). Интересно, что созвучие русского глагола "сиять" и названия Сион возродило на славянской почве древнее символическое значение имени.

( Ср. Осиянскую гору украинских заговоров (Иванов 1885, 740; Драгоманов 1876, 434), а также Сионскую (Мансикка 1909, 11), Сияньскую (Романов 1891, 48 и др.), Сиянскую (Толстой 1986, 137) горы в белорусских заговорах.

СИНАЙ

Синай: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; ц.-сл. форма Синайстея гора: ркп. из Костромы, Вин. 2, 6-7; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 511; Синаiская гора: там же, 482-483; Синаiския горы: там же, 484; гора Синайская: б. м., Щуров, 163; Асинайская гора: Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 5770.

( 7 упоминаний.

( От библейского Синая.

(В перечне из шести гор обладает способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться.

( На ней сидит св. отец Сисиний® в заговоре от лихорадки; на нее ворон уносит иглу, которую девица, зашивающая раны, уронила в Окиян®; на ней жидове распинали Христа; на ней есть огненный столб, на котором сидит семиглавый змей.

( Синай - "пустыня и гора Каменистой Аравии, куда пришли израильтяне в третий месяц по выходе своем из Египта. Гора эта прославлена обнародованием Закона Божия Израилю, и потому часто называется горою Божиею, горою Иеговы" (Солярский 1883, т. 3, 575).

ФАВОР

= єавор-гора: ркп. из Новг. г., Майк., 530-539; ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; гора Фавор: Волог. г., Попов, 235; єаворст±я гора: старин. ркп., Майк., 465; Фаворская гора: Волог. г., Вин. 1, 15-16.

(5 упоминаний.

( От библейского Фавора.

(В перечне из шести гор обладает способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться. Крепко стоит на месте и закрепляет слова заговора.

(На ней может быть расположено дерево - Мамврийский дуб® и др., а также бел Латырь камень®.

( Фавор - гора недалеко от Назарета, с которой связано много событий библейской истории. На ней свершилось, по церковному преданию, Преображение Господне.

АЛИАНСКАЯ

= Алианская гора: Сарат. г., Майк., 508; Алянская гора: Арх. о., Песк., 78.

(2 упоминания.

(Ср. Арианское®море, гора Елеонская®.

(На Алианской и Абраминской®горе Богородица родила Христа. На Алянской горе лежит Адамова® голова.

ЕЛЕОНСКАЯ

= Гора Елеонская: Новг. г., Гер., 174 и Попов, 239.

(2 упоминания.

(Одна из гор, с которыми связан сюжет Нового Завета; у ее подошвы находился Гефсиманский сад.

( На ней сидят Св. Отец и Сын.

АБРАМИНСКАЯ

= Абраминская гора: Сарат. г., Майк., 508.

(1 упоминание.

(Ср. Арианское®море.

(На Алианской®и Абраминской горе Богородица родила Христа.

АСАФ

=Асаф гора: Костр. г., Вин. 1, 73-74.

(1 упоминание.

(Ср. море Асаф® и комментарий к нему.

( На ней под дубом Лаврентием® стоят 12 лихорадок.

ГЕСИМЯННАЯ

=Гесимянная гора: б. м., Вин. 1, 22-24.

(1 упоминание.

(Очевидно - от Гефсиманская.

(Гефсимания - "селение или место за потоком Кедрским, при подошве горы Елеонской, где был сад, куда Господь часто удалялся с учениками своими, и где в последнее время предан был Иудою" (Солярский 1879, т. 1, 414).

( Стоит у старого матерого человека от востока и до заката, от лета и до севера. По ней ездит св. Егорий® на сивом коне.

ГОЛГОФА

= Гора Голгофа: Волог. г., Иванов, 138.

(1 упоминание.

( От новозаветной Голгофы.

( Гора Распятия.

ЕЛОФА

=Гора Елофа: Волог. г., Зеленин 1914, 231.

(1 упоминание.

( Вероятно, от Голгофы®.

СВЯТАЯ

=Святая гора: Волог. г., Вин. 1, 15-16.

(1 упоминание.

( На ней в вертепе под святой рекой Ерданом® был воспитан Иисус Христос.

СОРОЧИНСКИЕ

=Сорочинские горы: ркп. XVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 503

(1 упоминание.

( От "сарацинские". Ср. др.-рус. сорочининъ -'араб, мусульманин', а также прилагательное сарачинский (Фасмер 1987, т. 3, 561), а с другой стороны - реальные топонимы типа Сорочинск в Оренбургской о. Ср. также Сорочинский® дуб.

( О Сорочинской горе в фольклоре см.: Кондратьева 1967, 202.

( Из-за них вылетает "вран двоеглавоi "дноглазоi, "днокрылоi, "дноногоi", который летит к красной девице Анастасии, ухватывает у нее 3 иглы с нитками и несет за синее море.

СУНЯЩИЕ

=Сунящие горы: б. м., Тих. Пам., 352.

(1 упоминание.

( На них почивает 7 святителей.

ФОЛЫН

=Фолын гора матушка: Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 2025-2026.

(1 упоминание.

( Может быть, от Хвалынское®.

( На ней змей Василиста (см.: Змеи®).

ХОРИВА

=Гора Хорива: Волог. г., Попов, 246.

(1 упоминание.

(От библейской горы Хорив.

(Западная возвышенность горы, восточный хребет которой называется Синаем; гора, где было явление Божье Моисею в Несгораемой Купине.

( На ней катается Илья пророк® на огненной колеснице.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.52.11 (0.014 с.)