Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неопределенно-христианские персонажиСодержание книги
Поиск на нашем сайте ПОМОЩНИКИ ВЛАСЯ, ФЕДОСЯ МАТУШКА = Матушка Влася, Федося: Амур, Азад., 015. ( 1 упоминание. (Помогает: сделать, чтобы корова отдавала молоко. ( Вероятно, перед нами искаженные имена известных покровителей скота Власия и Федосия (или Медосия), испытавшие влияние предыдущих слов того же заговора " матушка царица искра". ДАРЬЯ-КОРОВА СВ. = Св. Дарья -корова: Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 4328. ( 1 упоминание. ( На выбор имени повлияла, в первую очередь, народная этимология (ср. дар, дать - она дает молоко). Ср. звезду Дарью (Звезды ®), а также Дарь -скотину®. (Помогает: сделать, чтобы корова отдавала молоко. ДЕМЬЯН-ЛАДАН = Демьян -лад(н: Карелия, МГУ-60, ФЭ-03: 7761. ( 1 упоминание. (Помогает: сделать, чтобы корова отдавала молоко. ЕЛЕНЕЯ ДОЧЬ = Дочь Еленея: Арх. о., Ив., 43. ( 1 упоминание. (Помогает: сделать, чтобы корова отдавала молоко. ( Мотив Иисуса Христа, который выходит на прекрасное крыльцо и говорит дочери Еленее отмыкать золочеными ключами утробу у коровы. ПАРАСКОВЕЯ, НАСТАСЬЯ, ВАРВАРА 3 БОЖЬИ МАТЕРИ = Три Божьи Матери: Парасковея, Настасья и Варвара: Волог. г., Попов, 225. ( 1 упоминание. ( Ср. имена звезд ®, выступающих в сходных функциях покровительства младенцам. (Исцеляют: младенцев от бельма. ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) СОЛОМОНИЯ (СОЛОМОНИДА, СОЛОМИДА, СОЛОМАТЬЮШКА, СОЛОВЕЯ, СОВЬЯ) БАБУШКА (БАБА, МАТУШКА) = Соломония: Арх. о., Череп., 81; бабушка Соломония: Арх. г., Ефим. 2, 201, 212;Майк., 471; ркп. ХVIII в. из Сарат. г., Щапов, 59; баба Соломонея: б. м., Зенб., 3; матушка святая Соломанья: Карелия, МГУ-60, ФЭ-03: 8058; бабушка Соломоньюшка: Вятск. г., Майк., 447; бабушка Соломонеюшка: Арх. о., Дмитр., 38; МГУ-75, ФЭ-10: 6628; св. баба Соломонида: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 508; матушка Соломонида: Волог. г., Шерем., 49; Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 3810, 3859; баба Салманида: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 62; бабушка Салманида: Ворон. г., Майк., 484; бабушка Соломонида: Apx. г., ЖC-95, 240-241; Волог. г., Попов, 224; Орл. г., Попов, 228; бабушка Соломонидушка: Арх. г., Забыл., 370; бабушка Соломонидушка, Христова повивалушка: Вятск. о., Иван., 19; бабушка Саламанидушка: Смол. г., Добр., 194; бабушка Соломатьюшка: Вятск. о., Иван., 82; мати Мария, другa Соломанида: Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 1935; бабушка Соломида: Арх. о, Адоньева, 89; Соломида Микитишна: Арх. о., Череп., 81; бабушка Соловея Микитишна: Арх. о., Череп., 81; баба Совья (Соловея?): б. м., Череп., 81 (Ср. бабушка Марина и Мандалина ®). ( 28 упоминаний. ( Имя представлено множеством вариантов, иногда весьма различных. Критерием отличения вариантов от разных имен для нас служит: а) восприятие данных имен как тождественных самими носителями языка, что предполагает соотнесение их с одной канонической формой в качестве ее вариантов; б) фонетическое сходство; в) функциональная тождественность или близость и - возможно - появление в одинаковой позиции в сходных вариантах одного текста; последний критерий выступает как дополнительный, не будучи сам по себе ни необходимым, ни достаточным. Трудность состоит в том, что не всегда ясно, воспринимались ли данные имена как варианты; из приведенных ниже форм подобные сомнения вызывают Соловея и Совья - явный результат искажения или переосмысления (ср. соловеть, соловей, Софья) какой-либо формы основного гнезда. Вопрос в том, достаточно ли далеко они оторвались от парадигмы различных вариантов канонической формы, чтобы восприниматься как самостоятельные фольклорные имена (функционально тождественные прочим, но распространенные в какой-то локальной заговорной традиции). (Помогает: сделать, чтобы корова отдавала молоко. Защищает: младенцев от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр. Исцеляет: младенцев отболезней; младенцев от бессонницы; младенцев от грыжи; людей от кровотечения из ран; помогает при родах; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; младенцев от уроков, сглаза, порчи, переполохов и т. п. (преобладает); лошадей от всех болезней. ( Постоянный мотив: принимала, повивала (пеленала), носила, мыла и парила в бане, даже иногда родила (!) Иисуса Христа; покровительница младенцев и целительница. Держит ключи, которыми отпирает вымя коровы. Держит три прута железные, которыми машет и отмахивает от уроков. ( По словам С. Б. Адоньевой и О. А. Овчинниковой, "Бабушка Соломида - часто упоминаемый в заговорах на детей персонаж; очевидное смешение двух лиц. По апокрифическому первоевангелию от Иакова, повивальная бабка, приглашенная Иосифом к Марии во время родов, проходящей женщине Саломее рассказала о том, что "родила дева и сохранила девство свое" <...>. Отдельные части этого текста (II-III вв. от Р. Х.) переводятся с греческого не позднее XV в. и читаются в различных памятниках древнерусской книжности (например, в Макарьевских Минеях Четьях на 8 сентября). Другим источником появления Соломониды или Соломиды в устной традиции может быть иконопись. На иконе Рождества Христова рождение изображается при участии апокрифической повивальной бабки" (Адоньева, Овчинникова 1993, 167-168). Ср. также Соломонию, по церковному преданию, мать семи мучеников братьев Маккавеев. Память их всех - 1 авг. Имя ее не упоминается в Писании (см.: Солярский 1884, т. 4, 56-57). О возможной связи образов Соломонии-Салманиды и царя Соломона см.: Топоров 1993, 102. ( Ср. Соломониду Волотовну, предсказанную дочь Волота Волотовича в "Повести..." о нем (Буслаев 1881, 347). Ср. также реку Саламаниду ®. ( Ср. бабушку Саломонию в украинском заговоре от уроков (Иванов 1885, 736). ЦАРИ И ЦАРИЦЫ ПОМОЩНИКИ АДДЕЙ = Царь Аддей: Симб. г., Майк., 481. ( 1 упоминание. ( Ср. царей Агафа ®, Аг±я ® и др. (Закрепляет слова собственной крепостью. ВАВИЛОН = Царь Вавилон: Вятск. г., Майк., 540-541. ( 1 упоминание. (Помогает: в охоте. ( Мотив белого дуба с белыми листьями, на которых лежат царь и Дева Мария. ( Ср. ангела Вавилона в старообрядческой молитве "ангелом хранителям" (Тих. Пам., 346). ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) ДАВИД = Давид: Арх. г. и о., Ефим. 2, 154-155; Ив., 25, 40, 42; МГУ-75, ФЭ-10: 6617, 6637-6638; МГУ-76, ФЭ-11: 2755; ркп. из Астрахани, Майк., 559-560; Забайк. о., Майк., 468; Калуж. г., Майк., 487; Орл. г., Попов, 244; Симб. г., Майк., 565-566; Смол. г., Попов, 227; Яросл. г., Балов, 427-428; б. м., Забыл., 344, 356, 388; Рыбн., 268-269; Давыд: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6669; ркп. из Волог. г., Вин. 1, 6-7; Костр. г., Вин. 1, 93-94; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 491; б. м., Майк., 568-569. ( 27 упоминаний. (Помогает: усмирить буяна; усмирить скотину во время доения, укротить быка, чтобы корова огулялась. Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от врагов вообще; людей от начальства (преобладает); скот от всех несчастий. Исцеляет: людей от всех болезней; младенцев от бессонницы; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от укуса змеи; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др. Главная функция - укрощение, усмирение кого- или чего-либо. Может также давать смиренность. ДАВИД И ЕЛЕНА Мать Елена (с царем Давидом): Орл. г., Попов, 244. ( 1 упоминание. (Исцеляют: людей от укуса змеи. ( Главный постоянный атрибут - кротость. Часто упоминается в устойчивом молитвенном зачине: "Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его". Но в заговоре от лихорадок загоняет Иродовых дочерей в гору каменную и запечатывает их сургучом. ( Царь Израильско-Иудейского царства (царствовал ок. 1010-970 гг. до н. э.). В Ветхом Завете победитель великана Голиафа. СОЛОМОН = Царь Соломон: Арх. г. и о., Ефим. 2, 154; Забыл., 337; Ив., 25; МГУ-76, ФЭ-11: 2812; Олон. г., Срезн. 13, 492; Симб. г., Майк., 565-566; Яросл. г., Балов, 428; б. м., Забыл., 345, 356; Рыбн., 268-269; царь Соломон и царица Соломониха: Смол. г., Попов, 227 (ср. бабушку Соломонию ®); царь Саломон: Олон. г., Манс., 14. ( 13 упоминаний. ( Форма Саломон в окающем регионе появилась, вероятно, под влиянием современной канонической формы Саламан (для старой известен вариант с ударением Салaман), вариант Солом"н есть и у П. Берынды (см.: Успенский 1969, 112-113). (Помогает: найти клад (мотив запечатанной книги); усмирить буяна. Защищает: людей от нечистых духов (дьявола) (мотив запечатывания); людей от начальства (преобладает); людей от стрел из луков; скот от всех несчастий; охотничьи ловушки (мотив женитьбы сына и замужества дочери). Исцеляет: людей от всех болезней; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Выступает в качестве повелителя 40 "сатанаилов" - духов (Манс., 14; Срезн. 13, 492). Часто упоминается его мудрость, а также магическая печать. Последний мотив восходит к апокрифическому "Завещанию Соломона" (Testamentum Salomonis 1864), как и мотив повелевания духами. См. также: Миллер 1896, 76; Мансветов 1881, 26; Соколов 1888 и др. ( Соломон - сын царя Давида, царь Израильско-Иудейского царства ок. 971 (или 987)-930 (или 928) гг. до н. э. АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ = Александр Македонский: Арх. г., Ефим. 2, 154. 188; Дон, Майк. 91, 136; Костр. г., Вин. 1, 38-39; б. м., Забыл., 357; Щапов, 55. ( 6 упоминаний. ( Ср. "Повесть о великом и храбром Александре царе Македонском", благодаря которой имя царя получило известность у восточных славян. ( Имя почему-то всегда встречается в испорченных текстах, так что его функцию в них определить нелегко. Основные назначения заговоров, где оно употребляется: помощь в охоте на лис, горностаев и другого пушного зверя (завлекает зверей в ловушки); закрепление слов; защита: людей от начальства; людей от стрел из луков; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Может служить олицетворением хитрости. ( Далеко не обязательно имеется в виду великий завоеватель: известен христианский святой Александр Македонский (пам. 13 марта). ИОСИФ = Иосиф: Арх. г., Забыл., 394; Иосиф прекрасный: б. м., Забыл., 357. ( 2 упоминания. (Помогает вызвать (присушить) чью-либо любовь. Исцеляет людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Постоянныйэпитет прекрасный, чем, очевидно, объясняется его любовно-магическая функция. ( Известный ветхозаветный царь. Ср. также муч. Иосифа пресвитера - память 3 ноября. ( Ср.: "святой прекрасный Восип " в белорусском заговоре (Роман., 18). ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) АЛЕКСАНДРА = Александра -царица: от уроженца Нижегор. г., Вин. 2, 75; ркп. из Олон. г., Вин. 1, 28. ( 2 упоминания. (Защищает: скот от колдунов, нечисти, порчи, болезни и пр. Исцеляет: скот от всех болезней. ( Оба раза упомянута вместе с Егорием великомучеником. В Вин. 2, 75 ее имя упомянуто в тексте берестяного письма, посылаемого лесному, земляному и водяному царям при пропаже скотины. АХАВ = Ахав царь: Олон. г., Майк., 484-485; ркп. ХVII в. оттуда же, Срезн. 13, 486, 500. ( 3 упоминания. (Исцеляет: людей от кровотечения из ран. ( Мотив затворения неба и бездождия (ср. Агаф ®, Агарян ®, Агей ®цари и Илья пророк®). ( Ахав - царь израильский (924-903 г. до н. э.), многократно упомянутый в Писании. Бездождие было именно в его царствие. Его современник и пламенный обличитель - Илия Фезвитянин ®. Царь умер от кровотечения из ран в сражении с сириянами (см.: 3 Цар. 22. 34.-35.). Для возникновения заговоров от кровотечения есть, как видим, все основания. ( Молитвы с упоминанием Ахава царя были также распространены и у южных славян, о чем см.: Яцимирский 1913, ч. 2, 22. Ср. также представления балканских нестинаров (устроителей огненных игрищ с хождением по углям) о том, что св. Константину "принадлежат источники, без его разрешения нельзя брать воду, источники, посвященные св. Константину, весь год закрыты ("запечатаны") специальными плитами или крышками" (Цивьян 1977, 174-175); о фольклорном смешении св. Константина и царя Константина см. К онстантин и Елена ®. АГАФ Агаф царь: Новомб. 07, 204-205; б. м., Зенб., 4. ( 2 упоминания. (Исцеляет: людей от кровотечения из ран. ( Н. Д. Новомбергский опубликовал наиболее архаичный вариант текста, в других версиях которого встречаются также Ахав ®, Агарян ®, Агей ®цари и Илья пророк®. Приведем текст целиком: "Зрявочи во дни Агафа царя не бысть на земли дождя 3 лhта и 3 годины и 6 мhсяцъ; земля же омhденhла, а небеса, они же источницы, замкошася, тако же и ты кровь стани ни кани". Постоянен мотив замыкания небес и источников и бездождия. ( Такой царь неизвестен. Очевидно, искаженный Ахав ®. Ср. также:Агав - "пророк времен апостольских, из 70 апостолов. Он предсказал великий голод по всей земле, который и был в 44 г. при Кесаре Клавдии" (Солярский 1879, т. 1, 34-35); упоминания: Дея. 11. 28., 2 1. 10. Мотив затворения неба, когда "не будет дождя, и земля не даст урожая своего" восходит, видимо, к Ветхому завету (Второзак. 11. 17). АГАРЯН = Агарян царь: Арх. г., Забыл., 290 (ср. Агаф ®, Ахав ®, Агей ®цари и Илья пророк®). ( 1 упоминание. (Исцеляет: людей от кровотечения из ран. ( Такой царь неизвестен. Ср. агаряне - потомки Измаила, сына Агари, служанки Сарры, которую последняя дала в жены Аврааму. Особое племя в Библии (См.: 1 Пар. 5. 10., 19., 20.; Пс. 82. 7.). АГЕЙ = Аг±й царь: Волог. г., Срезн. 03, 158 (ср. Агаф ®, Ахав ®, Агарян ®цари и Илья пророк®). ( 1 упоминание. (Исцеляет: людей от кровотечения из ран. ( Такой царь неизвестен. Ср. Аггей -"из двенадцати Малых пророков, пророчествовавший после плена Вавилонского" (Солярский 1879, т. 1, 37-39; Езд. 5. 1., 6. 14.; Агг. 1. 1., 3., 2. 1., 10.). Ср. также народную "Повесть о царе Агге± и како пострада гордостiю". АНОРИЙ СВ. = Святой царь Анорий: Орл. г., Попов, 238. ( 1 упоминание. (Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Такого имени нет в месяцесловах. Находится в позиции, обычно принадлежащей Сисинию ® или перечням святых. АРОН, МАЛАНЬЯ ЕГО ЖЕНА = Царь Арон и его жена Маланья: Смол. г., Добр., 210. ( 1 упоминание. ( Вероятно, искажение, утратившее семантическую связь с источником - ср. царь Огонь ®, царица Маланьица (из русской сказки № 164 в собрании А. Н. Афанасьева). (Защищают: людей от зверя. ( Известна преп. Малания Римляныня (( 439 г.), память ее 22 дек., но рассматриваемый персонаж едва ли связан с ней. ГОНГОИ, ГОГЕЯ = Царь Гонгои и царица Гог±я: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 497. ( 1 упоминание. ( Ср. царь Огонь ®, царица Маланьица (из русской сказки № 164 в собрании А. Н. Афанасьева), а также царь Арон ®, его жена Маланья - возможно, искажение. Имена эти воспринимались, очевидно, как тайные и достаточно сакральные - слова Гонгои и Гог±я в оригинале написаны так называемой "тарабарской грамотой", таблицу которой см.: Вин. 2, 4. (Защищают: скот от медведей, волков и пр.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.51 (0.007 с.) |