![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неопределенно-христианские персонажи
ПОМОЩНИКИ ВЛАСЯ, ФЕДОСЯ МАТУШКА = Матушка Влася, Федося: Амур, Азад., 015. ( 1 упоминание. (Помогает: сделать, чтобы корова отдавала молоко. ( Вероятно, перед нами искаженные имена известных покровителей скота Власия и Федосия (или Медосия), испытавшие влияние предыдущих слов того же заговора " матушка царица искра". ДАРЬЯ-КОРОВА СВ. = Св. Дарья -корова: Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 4328. ( 1 упоминание. ( На выбор имени повлияла, в первую очередь, народная этимология (ср. дар, дать - она дает молоко). Ср. звезду Дарью (Звезды ®), а также Дарь -скотину®. (Помогает: сделать, чтобы корова отдавала молоко. ДЕМЬЯН-ЛАДАН = Демьян -лад(н: Карелия, МГУ-60, ФЭ-03: 7761. ( 1 упоминание. (Помогает: сделать, чтобы корова отдавала молоко. ЕЛЕНЕЯ ДОЧЬ = Дочь Еленея: Арх. о., Ив., 43. ( 1 упоминание. (Помогает: сделать, чтобы корова отдавала молоко. ( Мотив Иисуса Христа, который выходит на прекрасное крыльцо и говорит дочери Еленее отмыкать золочеными ключами утробу у коровы. ПАРАСКОВЕЯ, НАСТАСЬЯ, ВАРВАРА 3 БОЖЬИ МАТЕРИ = Три Божьи Матери: Парасковея, Настасья и Варвара: Волог. г., Попов, 225. ( 1 упоминание. ( Ср. имена звезд ®, выступающих в сходных функциях покровительства младенцам. (Исцеляют: младенцев от бельма. ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) СОЛОМОНИЯ (СОЛОМОНИДА, СОЛОМИДА, СОЛОМАТЬЮШКА, СОЛОВЕЯ, СОВЬЯ) БАБУШКА (БАБА, МАТУШКА) = Соломония: Арх. о., Череп., 81; бабушка Соломония: Арх. г., Ефим. 2, 201, 212;Майк., 471; ркп. ХVIII в. из Сарат. г., Щапов, 59; баба Соломонея: б. м., Зенб., 3; матушка святая Соломанья: Карелия, МГУ-60, ФЭ-03: 8058; бабушка Соломоньюшка: Вятск. г., Майк., 447; бабушка Соломонеюшка: Арх. о., Дмитр., 38; МГУ-75, ФЭ-10: 6628; св. баба Соломонида: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 508; матушка Соломонида: Волог. г., Шерем., 49; Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 3810, 3859; баба Салманида: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 62; бабушка Салманида: Ворон. г., Майк., 484; бабушка Соломонида: Apx. г., ЖC-95, 240-241; Волог. г., Попов, 224; Орл. г., Попов, 228; бабушка Соломонидушка: Арх. г., Забыл., 370; бабушка Соломонидушка, Христова повивалушка: Вятск. о., Иван., 19; бабушка Саламанидушка: Смол. г., Добр., 194; бабушка Соломатьюшка: Вятск. о., Иван., 82; мати Мария, другa Соломанида: Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 1935; бабушка Соломида: Арх. о, Адоньева, 89; Соломида Микитишна: Арх. о., Череп., 81; бабушка Соловея Микитишна: Арх. о., Череп., 81; баба Совья (Соловея?): б. м., Череп., 81 (Ср. бабушка Марина и Мандалина ®).
( 28 упоминаний. ( Имя представлено множеством вариантов, иногда весьма различных. Критерием отличения вариантов от разных имен для нас служит: а) восприятие данных имен как тождественных самими носителями языка, что предполагает соотнесение их с одной канонической формой в качестве ее вариантов; б) фонетическое сходство; в) функциональная тождественность или близость и - возможно - появление в одинаковой позиции в сходных вариантах одного текста; последний критерий выступает как дополнительный, не будучи сам по себе ни необходимым, ни достаточным. Трудность состоит в том, что не всегда ясно, воспринимались ли данные имена как варианты; из приведенных ниже форм подобные сомнения вызывают Соловея и Совья - явный результат искажения или переосмысления (ср. соловеть, соловей, Софья) какой-либо формы основного гнезда. Вопрос в том, достаточно ли далеко они оторвались от парадигмы различных вариантов канонической формы, чтобы восприниматься как самостоятельные фольклорные имена (функционально тождественные прочим, но распространенные в какой-то локальной заговорной традиции). (Помогает: сделать, чтобы корова отдавала молоко. Защищает: младенцев от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр. Исцеляет: младенцев отболезней; младенцев от бессонницы; младенцев от грыжи; людей от кровотечения из ран; помогает при родах; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; младенцев от уроков, сглаза, порчи, переполохов и т. п. (преобладает); лошадей от всех болезней. ( Постоянный мотив: принимала, повивала (пеленала), носила, мыла и парила в бане, даже иногда родила (!) Иисуса Христа; покровительница младенцев и целительница. Держит ключи, которыми отпирает вымя коровы. Держит три прута железные, которыми машет и отмахивает от уроков. ( По словам С. Б. Адоньевой и О. А. Овчинниковой, "Бабушка Соломида - часто упоминаемый в заговорах на детей персонаж; очевидное смешение двух лиц. По апокрифическому первоевангелию от Иакова, повивальная бабка, приглашенная Иосифом к Марии во время родов, проходящей женщине Саломее рассказала о том, что "родила дева и сохранила девство свое" <...>. Отдельные части этого текста (II-III вв. от Р. Х.) переводятся с греческого не позднее XV в. и читаются в различных памятниках древнерусской книжности (например, в Макарьевских Минеях Четьях на 8 сентября). Другим источником появления Соломониды или Соломиды в устной традиции может быть иконопись. На иконе Рождества Христова рождение изображается при участии апокрифической повивальной бабки" (Адоньева, Овчинникова 1993, 167-168). Ср. также Соломонию, по церковному преданию, мать семи мучеников братьев Маккавеев. Память их всех - 1 авг. Имя ее не упоминается в Писании (см.: Солярский 1884, т. 4, 56-57). О возможной связи образов Соломонии-Салманиды и царя Соломона см.: Топоров 1993, 102.
( Ср. Соломониду Волотовну, предсказанную дочь Волота Волотовича в "Повести..." о нем (Буслаев 1881, 347). Ср. также реку Саламаниду ®. ( Ср. бабушку Саломонию в украинском заговоре от уроков (Иванов 1885, 736). ЦАРИ И ЦАРИЦЫ ПОМОЩНИКИ АДДЕЙ = Царь Аддей: Симб. г., Майк., 481. ( 1 упоминание. ( Ср. царей Агафа ®, Аг±я ® и др. (Закрепляет слова собственной крепостью. ВАВИЛОН = Царь Вавилон: Вятск. г., Майк., 540-541. ( 1 упоминание. (Помогает: в охоте. ( Мотив белого дуба с белыми листьями, на которых лежат царь и Дева Мария. ( Ср. ангела Вавилона в старообрядческой молитве "ангелом хранителям" (Тих. Пам., 346). ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) ДАВИД = Давид: Арх. г. и о., Ефим. 2, 154-155; Ив., 25, 40, 42; МГУ-75, ФЭ-10: 6617, 6637-6638; МГУ-76, ФЭ-11: 2755; ркп. из Астрахани, Майк., 559-560; Забайк. о., Майк., 468; Калуж. г., Майк., 487; Орл. г., Попов, 244; Симб. г., Майк., 565-566; Смол. г., Попов, 227; Яросл. г., Балов, 427-428; б. м., Забыл., 344, 356, 388; Рыбн., 268-269; Давыд: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6669; ркп. из Волог. г., Вин. 1, 6-7; Костр. г., Вин. 1, 93-94; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 491; б. м., Майк., 568-569. ( 27 упоминаний. (Помогает: усмирить буяна; усмирить скотину во время доения, укротить быка, чтобы корова огулялась. Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от врагов вообще; людей от начальства (преобладает); скот от всех несчастий. Исцеляет: людей от всех болезней; младенцев от бессонницы; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от укуса змеи; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др. Главная функция - укрощение, усмирение кого- или чего-либо. Может также давать смиренность. ДАВИД И ЕЛЕНА Мать Елена (с царем Давидом): Орл. г., Попов, 244. ( 1 упоминание. (Исцеляют: людей от укуса змеи. ( Главный постоянный атрибут - кротость. Часто упоминается в устойчивом молитвенном зачине: "Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его". Но в заговоре от лихорадок загоняет Иродовых дочерей в гору каменную и запечатывает их сургучом. ( Царь Израильско-Иудейского царства (царствовал ок. 1010-970 гг. до н. э.). В Ветхом Завете победитель великана Голиафа. СОЛОМОН = Царь Соломон: Арх. г. и о., Ефим. 2, 154; Забыл., 337; Ив., 25; МГУ-76, ФЭ-11: 2812; Олон. г., Срезн. 13, 492; Симб. г., Майк., 565-566; Яросл. г., Балов, 428; б. м., Забыл., 345, 356; Рыбн., 268-269; царь Соломон и царица Соломониха: Смол. г., Попов, 227 (ср. бабушку Соломонию ®); царь Саломон: Олон. г., Манс., 14. ( 13 упоминаний. ( Форма Саломон в окающем регионе появилась, вероятно, под влиянием современной канонической формы Саламан (для старой известен вариант с ударением Салaман), вариант Солом"н есть и у П. Берынды (см.: Успенский 1969, 112-113).
(Помогает: найти клад (мотив запечатанной книги); усмирить буяна. Защищает: людей от нечистых духов (дьявола) (мотив запечатывания); людей от начальства (преобладает); людей от стрел из луков; скот от всех несчастий; охотничьи ловушки (мотив женитьбы сына и замужества дочери). Исцеляет: людей от всех болезней; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Выступает в качестве повелителя 40 "сатанаилов" - духов (Манс., 14; Срезн. 13, 492). Часто упоминается его мудрость, а также магическая печать. Последний мотив восходит к апокрифическому "Завещанию Соломона" (Testamentum Salomonis 1864), как и мотив повелевания духами. См. также: Миллер 1896, 76; Мансветов 1881, 26; Соколов 1888 и др. ( Соломон - сын царя Давида, царь Израильско-Иудейского царства ок. 971 (или 987)-930 (или 928) гг. до н. э. АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ = Александр Македонский: Арх. г., Ефим. 2, 154. 188; Дон, Майк. 91, 136; Костр. г., Вин. 1, 38-39; б. м., Забыл., 357; Щапов, 55. ( 6 упоминаний. ( Ср. "Повесть о великом и храбром Александре царе Македонском", благодаря которой имя царя получило известность у восточных славян. ( Имя почему-то всегда встречается в испорченных текстах, так что его функцию в них определить нелегко. Основные назначения заговоров, где оно употребляется: помощь в охоте на лис, горностаев и другого пушного зверя (завлекает зверей в ловушки); закрепление слов; защита: людей от начальства; людей от стрел из луков; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Может служить олицетворением хитрости. ( Далеко не обязательно имеется в виду великий завоеватель: известен христианский святой Александр Македонский (пам. 13 марта). ИОСИФ = Иосиф: Арх. г., Забыл., 394; Иосиф прекрасный: б. м., Забыл., 357. ( 2 упоминания. (Помогает вызвать (присушить) чью-либо любовь. Исцеляет людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Постоянныйэпитет прекрасный, чем, очевидно, объясняется его любовно-магическая функция. ( Известный ветхозаветный царь. Ср. также муч. Иосифа пресвитера - память 3 ноября. ( Ср.: "святой прекрасный Восип " в белорусском заговоре (Роман., 18). ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) АЛЕКСАНДРА = Александра -царица: от уроженца Нижегор. г., Вин. 2, 75; ркп. из Олон. г., Вин. 1, 28. ( 2 упоминания. (Защищает: скот от колдунов, нечисти, порчи, болезни и пр. Исцеляет: скот от всех болезней.
( Оба раза упомянута вместе с Егорием великомучеником. В Вин. 2, 75 ее имя упомянуто в тексте берестяного письма, посылаемого лесному, земляному и водяному царям при пропаже скотины. АХАВ = Ахав царь: Олон. г., Майк., 484-485; ркп. ХVII в. оттуда же, Срезн. 13, 486, 500. ( 3 упоминания. (Исцеляет: людей от кровотечения из ран. ( Мотив затворения неба и бездождия (ср. Агаф ®, Агарян ®, Агей ®цари и Илья пророк®). ( Ахав - царь израильский (924-903 г. до н. э.), многократно упомянутый в Писании. Бездождие было именно в его царствие. Его современник и пламенный обличитель - Илия Фезвитянин ®. Царь умер от кровотечения из ран в сражении с сириянами (см.: 3 Цар. 22. 34.-35.). Для возникновения заговоров от кровотечения есть, как видим, все основания. ( Молитвы с упоминанием Ахава царя были также распространены и у южных славян, о чем см.: Яцимирский 1913, ч. 2, 22. Ср. также представления балканских нестинаров (устроителей огненных игрищ с хождением по углям) о том, что св. Константину "принадлежат источники, без его разрешения нельзя брать воду, источники, посвященные св. Константину, весь год закрыты ("запечатаны") специальными плитами или крышками" (Цивьян 1977, 174-175); о фольклорном смешении св. Константина и царя Константина см. К онстантин и Елена ®. АГАФ Агаф царь: Новомб. 07, 204-205; б. м., Зенб., 4. ( 2 упоминания. (Исцеляет: людей от кровотечения из ран. ( Н. Д. Новомбергский опубликовал наиболее архаичный вариант текста, в других версиях которого встречаются также Ахав ®, Агарян ®, Агей ®цари и Илья пророк®. Приведем текст целиком: "Зрявочи во дни Агафа царя не бысть на земли дождя 3 лhта и 3 годины и 6 мhсяцъ; земля же омhденhла, а небеса, они же источницы, замкошася, тако же и ты кровь стани ни кани". Постоянен мотив замыкания небес и источников и бездождия. ( Такой царь неизвестен. Очевидно, искаженный Ахав ®. Ср. также:Агав - "пророк времен апостольских, из 70 апостолов. Он предсказал великий голод по всей земле, который и был в 44 г. при Кесаре Клавдии" (Солярский 1879, т. 1, 34-35); упоминания: Дея. 11. 28., 2 1. 10. Мотив затворения неба, когда "не будет дождя, и земля не даст урожая своего" восходит, видимо, к Ветхому завету (Второзак. 11. 17). АГАРЯН = Агарян царь: Арх. г., Забыл., 290 (ср. Агаф ®, Ахав ®, Агей ®цари и Илья пророк®). ( 1 упоминание. (Исцеляет: людей от кровотечения из ран. ( Такой царь неизвестен. Ср. агаряне - потомки Измаила, сына Агари, служанки Сарры, которую последняя дала в жены Аврааму. Особое племя в Библии (См.: 1 Пар. 5. 10., 19., 20.; Пс. 82. 7.). АГЕЙ = Аг±й царь: Волог. г., Срезн. 03, 158 (ср. Агаф ®, Ахав ®, Агарян ®цари и Илья пророк®). ( 1 упоминание. (Исцеляет: людей от кровотечения из ран. ( Такой царь неизвестен. Ср. Аггей -"из двенадцати Малых пророков, пророчествовавший после плена Вавилонского" (Солярский 1879, т. 1, 37-39; Езд. 5. 1., 6. 14.; Агг. 1. 1., 3., 2. 1., 10.). Ср. также народную "Повесть о царе Агге± и како пострада гордостiю". АНОРИЙ СВ. = Святой царь Анорий: Орл. г., Попов, 238. ( 1 упоминание. (Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( Такого имени нет в месяцесловах. Находится в позиции, обычно принадлежащей Сисинию ® или перечням святых. АРОН, МАЛАНЬЯ ЕГО ЖЕНА = Царь Арон и его жена Маланья: Смол. г., Добр., 210. ( 1 упоминание. ( Вероятно, искажение, утратившее семантическую связь с источником - ср. царь Огонь ®, царица Маланьица (из русской сказки № 164 в собрании А. Н. Афанасьева). (Защищают: людей от зверя. ( Известна преп. Малания Римляныня (( 439 г.), память ее 22 дек., но рассматриваемый персонаж едва ли связан с ней. ГОНГОИ, ГОГЕЯ = Царь Гонгои и царица Гог±я: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 497. ( 1 упоминание. ( Ср. царь Огонь ®, царица Маланьица (из русской сказки № 164 в собрании А. Н. Афанасьева), а также царь Арон ®, его жена Маланья - возможно, искажение. Имена эти воспринимались, очевидно, как тайные и достаточно сакральные - слова Гонгои и Гог±я в оригинале написаны так называемой "тарабарской грамотой", таблицу которой см.: Вин. 2, 4. (Защищают: скот от медведей, волков и пр.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.78 (0.07 с.) |