Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Двинской царь, Пинежский царьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
= Царь морской, царь Двинской, царь Пинежский: Пинежье, Ив., 6. ( 1 упоминание. ( Дают воды на красоту и здоровье ребенка. ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ = Грозный царь ИванВасильевич: Олон. г., Мансикка, 230. ( 1 упоминание. ( Ему в матушку каменну Москву ® угрожают написать грамоту, если домовой не бережет скот. Царь должен защитить от домового, наказав его "тремя кнутами железными". МАНУИЛ = Царь Мануил: Новг. г., Попов, 238. ( 1 упоминание. (Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Известны 3 Мануила: персидск. муч. - 17 июня, муч. - 27 марта, епископ Адрианопольский - 22 янв. Находится в позиции, обычно принадлежащей Сисинию ® или перечням святых. МЕЛАНЬЯ = Оноки и Меланья: Перм. г., Черепан., 81. Ср. Арон царь, Маланья его жена®. ( 1 упоминание. (Защитники. ( Известна преп. Малания Римляныня (( 439 г.), память ее 22 дек. ПАРФЕИ = Царь Пaр"ei: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 498. ( 1 упоминание. (Защищает: от любого оружия. ( У него 2 булатных сына, защищающих от ран и ударов (ср. Шустия ®). ( Ср., с одной стороны, св. Пар"ения (7 февр.), а с другой - парфян, Парфянское государство. ХЛЕБ = Царь Хл±б: Калуж. г., Майк., 485. ( 1 упоминание. ( По предположению Майкова, Глеб с отражением на письме фрикативного произношения (г(. (Исцеляет: людей от шала (собачье бешенство). ШУСТИЯ = Царь Шусти #: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 510. ( 1 упоминание. ( Темное имя. (Защищает: от любого оружия. ( У него 3 булатных сына, помогающих против недуга и деревянного оружия (ср. Парфеи ®). ПРОЧИЕ ОСИНИЛА = Царь Осинил(а) (в тексте форма косвенного падежа Осинил±): текст ХVII в., приводимый в судебном деле 1723 г., Барсов 1893, 219. ( 1 упоминание. ( Н. И. Барсов вполне произвольно связывает это имя с летописным Синеусом, а затем сравнивает с именем сына Бабы-Яги Сини ®. ( Усмиряет пса, чтобы не лаял на заговаривающегося. САНТАЛ = Сантал царь: Олон. г., Мансикка, 210. ( 1 упоминание. ( Очевидно, трансформация Султана (Салтана). ( В заговоре от змеиного укуса к нему за синё морё ссылаются змеи. НЕЙТРАЛЬНЫЕ И НЕЯСНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) СИДОР, СИМОН, ОНИСИМ, ОСИП = Четыре брата: Сидор, Симон, Онисим, Осип: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 57-59. ( 2 упоминания. ( Можно предположить, что выбор имен братьев определен причинами исключительно формальными. Разложим имена по двум табличкам: СИ...О... и...Д...Р СИ...О...... М... Н О... СИ...... Н... М О - СИ..........П Нетрудно заметить, что все четыре имени фонетически "обратно симметричны" по отношению к двум воображаемым осям симметрии. Имеет место двойная инверсия. Можно было бы предположить здесь магическую анаграмму (роль анаграмматического принципа в индоевропейской поэзии показана еще де Соссюром, исследования в этом направлении ведутся и сейчас - см.: Топоров 1987а), например, *semen- в связи с любовной направленностью одного из текстов; более того, заметим, что имя Ярила, записанное так называемой "тарабарской грамотой", широко использовавшейся на Руси для зашифровки тайных и запрещенных, в том числе заговорных текстов, выглядело бы Ямиса, а прочтенное с конца (тоже весьма распространенный прием) - Асима, что могло бы пролить свет на происхождение анаграммы. Впрочем, такие гипотезы едва ли могут быть доказаны. Ср. Симеон и Герасим ®. Братья также явно напоминают встречающиеся в присушках четыре ветра. (Помогают вызвать (присушить) чью-либо любовь. Исцеляют: людей от грыжи; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; ( Находятся в гридне в чистом поле в восточной стороне. ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) ЗАХАРИЙ, МАКАРИЙ, СЕСТРЫ ДАРЬЯ, МАРЬЯ, УЛЬЯНЬЯ = Захарий и Макарий, сестры Дарья, Марья и Ульянья: Симб. г., Майк., 45; Захарий и Макарий многомилосливы (без сестер): Олон. г., Мансикка, 192 (Ср. Макарий ®). ( 2 упоминания (1 без сестер). ( Имена сестер напоминают о круге имен персонифицированных звезд ® и змей ®. (Исцеляют: людей от, порчи, сглаза и пр.; людей от зубной боли. ( В первой функции мотив отстреливания "притч и призоров". ДАНИЛА(-О) МУЖ = Едет Данило на белой кобыле: Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 6559; то же (Данила): ФЭ-10: 6604. ( 3 упоминания. (Исцеляет: людей от кровотечения из ран. ( Мотив всадника, останавливающего кровь. АНАСТАСИЯ ДЕВИЦА = Девица Анастасия: ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 503; б. м., Щуров, 166. Ср. имена звезд ®. ( 2 упоминания. (Исцеляет: людей от кровотечения из ран. ( Мотив зашивания раны, в котором выступает обычно безымянная девица или Богородица. Зашивает рану тремя красными иглами, тремя шелковыми красными нитками. МАЙ = Молодой Май и его 9 жен: Арх. о., МГУ-59, ФЭ-03: 1920-1921, 5448. Ср. Хай, Май, Якоф ®. ( 2 упоминания. (Исцеляют: людей от чирья. ( Ср. в украинских текстах месяц Май: Еф., 6(очевидно, в смысле небесного светила - выступает в функции излечения зубной боли, хотя имя, конечно, возникло под влиянием календарного мая). МАРЬЯ И МАРЕМЬЯНА СЕСТРЫ = Сестрицы Марья да Маремьяна: Арх. о., Ив., 28; девицы Мария и Маремьяна: Арх. о., Сав., 169 (то же: Песк., 120); идет Марья да Маремьяна: Арх. о., Ив., 29. ( 2 упоминания. ( Имена близки к именам звезд ®, но вопрос о направлении влияния открыт; ср. также ср. Марья и Мария ®; Марья, Дарья, Соломида ®, сестер Лазаря ® (к ним, вероятно, восходят генетически), бабушку Соломониду ®; все вместе они образуют круг близких имен и, соответственно, персонажей. (Исцеляют: младенцев от сглаза, переполоха (испуга); от нечистых духов. МАРЬЯ И МАРИЯ = Марья и Мария: Арх. о., Песк., 118; Марья - Мария: Арх. о., Ив., 28. ( 2 упоминания. ( Имена близки к именам звезд ®, но вопрос о направлении влияния открыт; ср. также Мария да Маремьяна ®, сестер Лазаря ® (к ним, вероятно, восходит генетически), бабушку Соломониду ®; все вместе они образуют круг близких имен и, соответственно, персонажей. (Исцеляют: людей от исполоха (испуга); людей от сглаза и нечистых духов. ( Вероятно, персонажи восходят к образу сестер Лазаря Марфы и Марии. РЮХА-БАБА = Рюха -баба: Арх. г., Мансик., 128; Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6660. ( 2 упоминания. ( Ср. рюха - диал. 'свинья' (Даль 1991, т. 4, 123). (Исцеляет: людей от ожога. ( В первом тексте сидит на синем камне в океане-море на каленой сковороде, во втором - сидит в поле, а сковороду держит. АКСИНЬИ ТРИ ЖЕНЫ = Три жены Аксиньи: б. м., Бусл., 1511-1513. ( 1 упоминание. (Защищают: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр. ( Ср. в белорусском заговоре три панны Ганны (Черепан., 81). АНИКАН МУЖИК = Мужик Аникан: Орл. г., Майк., 481. ( 1 упоминание. ( Имя анаграмматически кодирует основную заклинательную формулу заговора: ср. Аникан - не кань. (Исцеляет: людей от кровотечения из ран; ( Едет (вероятно, на коне) и говорит: "Как слюна моя не канет, так руд(<кровь - А. Ю.> у (имя рек) не канет". Мотив ворона, который летит через синее море и несет иглу с ниткой зашивать рану. ( Ср. Анику -воина. ( Ср. "чоловик Ныкин без рук, без ниг, без очей, без ричей, без плечей" из украинского свадебного оберега (И(вано)в 1886, 359). АННЫ-ПАННЫ = Две Анны-панны: Смол. г., Добр., 200. ( 1 упоминание. (Исцеляет: людей от порчи. ( Сидят в избушке на берегу Черного моря, принимают на себя от человека порчу; "маладых малайцо(женють, а дявиц замуж атдають". ( Ср. в белорусском заговоре три панны Ганны (Черепан., 81). АНТИПА МЕСЯЦ = Месяц Антипа праведный: Вятск. о., Иван., 73. ( 1 упоминание. ( Имя, очевидно, восходит к имени Антипы ®, зубного целителя. (Исцеляет: людей от зубной боли. ( Мотив отсутствия зубной боли. АНТИПИЙ БРАТ МЕСЯЦА = Месяц млад, у тебя есть Антипий брат: Вятск. о., Иван., 73. ( 1 упоминание. ( Имя, очевидно, восходит к имени Антипы ®, зубного целителя. (Исцеляет: людей от зубной боли. ( "Месяц млад! У тебя есть Антипий брат. У него никогда зубы не болят..." АФИС-КАФИС, ИСУС-ХРИСТОС = Афис - Кафис, Исус - Христос: Арх. о., Адоньева, 109. ( 1 упоминание. ( Перед нами последняя степень искажения имен Каина и Авеля, когда они не только изменяются практически до неузнаваемости, но по сути лишаются статуса собственных имен, переходя в разряд псевдомагической абракадабры (ср. также формулы детских считалок типа эники-беники). Аргументом в пользу того, что перед нами уже не имена персонажа(ей) является единственное число глагола в тексте (" Афис-Кафис, Исус-Христос, исцели у рабы Божией <...> костяную болесть зубов"), как и после слившихся в один парных персонажей типа Козьма - Демьян ®. (Исцеляет: людей от зубной боли. ДИОНИСИЙ НАРОЛЬ = Дионисий нароль (король?): б. м., Забыл., 357. ( 1 упоминание. (Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Только Русской церковью канонизированы 3 Дионисия. Известнейшие дни памяти: священномуч. Дионисий Ареопагит - 3 окт., священномуч. Дионисий Александрийский - 5 окт., отрок Дионисий - 22 окт. Королей или царей среди них нет. ДОДОН БАТЮШКА = Батюшко Додон, додонска матерь божья: Вятск. о., Иван., 66. ( 1 упоминание. ( Эпитет Божьей Матери, вероятно, восходит к Донская. (Исцеляет: младенцев от испуга и переполоха. ( Находятся на море-Океане; просьба укрепить у младенца "в головке гнездышко лучше старого, крепче прежнего". ( Царь Додон, очевидно, заимствованный из фольклорных источников, - персонаж "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.129.43 (0.007 с.) |