![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Двинской царь, Пинежский царь
= Царь морской, царь Двинской, царь Пинежский: Пинежье, Ив., 6. ( 1 упоминание. ( Дают воды на красоту и здоровье ребенка. ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ = Грозный царь ИванВасильевич: Олон. г., Мансикка, 230. ( 1 упоминание. ( Ему в матушку каменну Москву ® угрожают написать грамоту, если домовой не бережет скот. Царь должен защитить от домового, наказав его "тремя кнутами железными". МАНУИЛ = Царь Мануил: Новг. г., Попов, 238. ( 1 упоминание. (Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Известны 3 Мануила: персидск. муч. - 17 июня, муч. - 27 марта, епископ Адрианопольский - 22 янв. Находится в позиции, обычно принадлежащей Сисинию ® или перечням святых. МЕЛАНЬЯ = Оноки и Меланья: Перм. г., Черепан., 81. Ср. Арон царь, Маланья его жена®. ( 1 упоминание. (Защитники. ( Известна преп. Малания Римляныня (( 439 г.), память ее 22 дек. ПАРФЕИ = Царь Пaр"ei: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 498. ( 1 упоминание. (Защищает: от любого оружия. ( У него 2 булатных сына, защищающих от ран и ударов (ср. Шустия ®). ( Ср., с одной стороны, св. Пар"ения (7 февр.), а с другой - парфян, Парфянское государство. ХЛЕБ = Царь Хл±б: Калуж. г., Майк., 485. ( 1 упоминание. ( По предположению Майкова, Глеб с отражением на письме фрикативного произношения (г(. (Исцеляет: людей от шала (собачье бешенство). ШУСТИЯ = Царь Шусти #: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 510. ( 1 упоминание. ( Темное имя. (Защищает: от любого оружия. ( У него 3 булатных сына, помогающих против недуга и деревянного оружия (ср. Парфеи ®). ПРОЧИЕ ОСИНИЛА = Царь Осинил(а) (в тексте форма косвенного падежа Осинил±): текст ХVII в., приводимый в судебном деле 1723 г., Барсов 1893, 219. ( 1 упоминание. ( Н. И. Барсов вполне произвольно связывает это имя с летописным Синеусом, а затем сравнивает с именем сына Бабы-Яги Сини ®. ( Усмиряет пса, чтобы не лаял на заговаривающегося. САНТАЛ = Сантал царь: Олон. г., Мансикка, 210. ( 1 упоминание. ( Очевидно, трансформация Султана (Салтана). ( В заговоре от змеиного укуса к нему за синё морё ссылаются змеи. НЕЙТРАЛЬНЫЕ И НЕЯСНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) СИДОР, СИМОН, ОНИСИМ, ОСИП = Четыре брата: Сидор, Симон, Онисим, Осип: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 57-59. ( 2 упоминания. ( Можно предположить, что выбор имен братьев определен причинами исключительно формальными. Разложим имена по двум табличкам:
СИ...О... и...Д...Р СИ...О...... М... Н О... СИ...... Н... М О - СИ..........П Нетрудно заметить, что все четыре имени фонетически "обратно симметричны" по отношению к двум воображаемым осям симметрии. Имеет место двойная инверсия. Можно было бы предположить здесь магическую анаграмму (роль анаграмматического принципа в индоевропейской поэзии показана еще де Соссюром, исследования в этом направлении ведутся и сейчас - см.: Топоров 1987а), например, *semen- в связи с любовной направленностью одного из текстов; более того, заметим, что имя Ярила, записанное так называемой "тарабарской грамотой", широко использовавшейся на Руси для зашифровки тайных и запрещенных, в том числе заговорных текстов, выглядело бы Ямиса, а прочтенное с конца (тоже весьма распространенный прием) - Асима, что могло бы пролить свет на происхождение анаграммы. Впрочем, такие гипотезы едва ли могут быть доказаны. Ср. Симеон и Герасим ®. Братья также явно напоминают встречающиеся в присушках четыре ветра. (Помогают вызвать (присушить) чью-либо любовь. Исцеляют: людей от грыжи; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; ( Находятся в гридне в чистом поле в восточной стороне. ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) ЗАХАРИЙ, МАКАРИЙ, СЕСТРЫ ДАРЬЯ, МАРЬЯ, УЛЬЯНЬЯ = Захарий и Макарий, сестры Дарья, Марья и Ульянья: Симб. г., Майк., 45; Захарий и Макарий многомилосливы (без сестер): Олон. г., Мансикка, 192 (Ср. Макарий ®). ( 2 упоминания (1 без сестер). ( Имена сестер напоминают о круге имен персонифицированных звезд ® и змей ®. (Исцеляют: людей от, порчи, сглаза и пр.; людей от зубной боли. ( В первой функции мотив отстреливания "притч и призоров". ДАНИЛА(-О) МУЖ = Едет Данило на белой кобыле: Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 6559; то же (Данила): ФЭ-10: 6604. ( 3 упоминания. (Исцеляет: людей от кровотечения из ран. ( Мотив всадника, останавливающего кровь. АНАСТАСИЯ ДЕВИЦА = Девица Анастасия: ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 503; б. м., Щуров, 166. Ср. имена звезд ®. ( 2 упоминания. (Исцеляет: людей от кровотечения из ран. ( Мотив зашивания раны, в котором выступает обычно безымянная девица или Богородица. Зашивает рану тремя красными иглами, тремя шелковыми красными нитками.
МАЙ = Молодой Май и его 9 жен: Арх. о., МГУ-59, ФЭ-03: 1920-1921, 5448. Ср. Хай, Май, Якоф ®. ( 2 упоминания. (Исцеляют: людей от чирья. ( Ср. в украинских текстах месяц Май: Еф., 6(очевидно, в смысле небесного светила - выступает в функции излечения зубной боли, хотя имя, конечно, возникло под влиянием календарного мая). МАРЬЯ И МАРЕМЬЯНА СЕСТРЫ = Сестрицы Марья да Маремьяна: Арх. о., Ив., 28; девицы Мария и Маремьяна: Арх. о., Сав., 169 (то же: Песк., 120); идет Марья да Маремьяна: Арх. о., Ив., 29. ( 2 упоминания. ( Имена близки к именам звезд ®, но вопрос о направлении влияния открыт; ср. также ср. Марья и Мария ®; Марья, Дарья, Соломида ®, сестер Лазаря ® (к ним, вероятно, восходят генетически), бабушку Соломониду ®; все вместе они образуют круг близких имен и, соответственно, персонажей. (Исцеляют: младенцев от сглаза, переполоха (испуга); от нечистых духов. МАРЬЯ И МАРИЯ = Марья и Мария: Арх. о., Песк., 118; Марья - Мария: Арх. о., Ив., 28. ( 2 упоминания. ( Имена близки к именам звезд ®, но вопрос о направлении влияния открыт; ср. также Мария да Маремьяна ®, сестер Лазаря ® (к ним, вероятно, восходит генетически), бабушку Соломониду ®; все вместе они образуют круг близких имен и, соответственно, персонажей. (Исцеляют: людей от исполоха (испуга); людей от сглаза и нечистых духов. ( Вероятно, персонажи восходят к образу сестер Лазаря Марфы и Марии. РЮХА-БАБА = Рюха -баба: Арх. г., Мансик., 128; Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6660. ( 2 упоминания. ( Ср. рюха - диал. 'свинья' (Даль 1991, т. 4, 123). (Исцеляет: людей от ожога. ( В первом тексте сидит на синем камне в океане-море на каленой сковороде, во втором - сидит в поле, а сковороду держит. АКСИНЬИ ТРИ ЖЕНЫ = Три жены Аксиньи: б. м., Бусл., 1511-1513. ( 1 упоминание. (Защищают: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр. ( Ср. в белорусском заговоре три панны Ганны (Черепан., 81). АНИКАН МУЖИК = Мужик Аникан: Орл. г., Майк., 481. ( 1 упоминание. ( Имя анаграмматически кодирует основную заклинательную формулу заговора: ср. Аникан - не кань. (Исцеляет: людей от кровотечения из ран; ( Едет (вероятно, на коне) и говорит: "Как слюна моя не канет, так руд(<кровь - А. Ю.> у (имя рек) не канет". Мотив ворона, который летит через синее море и несет иглу с ниткой зашивать рану. ( Ср. Анику -воина. ( Ср. "чоловик Ныкин без рук, без ниг, без очей, без ричей, без плечей" из украинского свадебного оберега (И(вано)в 1886, 359). АННЫ-ПАННЫ = Две Анны-панны: Смол. г., Добр., 200. ( 1 упоминание. (Исцеляет: людей от порчи. ( Сидят в избушке на берегу Черного моря, принимают на себя от человека порчу; "маладых малайцо(женють, а дявиц замуж атдають". ( Ср. в белорусском заговоре три панны Ганны (Черепан., 81). АНТИПА МЕСЯЦ = Месяц Антипа праведный: Вятск. о., Иван., 73. ( 1 упоминание. ( Имя, очевидно, восходит к имени Антипы ®, зубного целителя. (Исцеляет: людей от зубной боли. ( Мотив отсутствия зубной боли. АНТИПИЙ БРАТ МЕСЯЦА = Месяц млад, у тебя есть Антипий брат: Вятск. о., Иван., 73. ( 1 упоминание. ( Имя, очевидно, восходит к имени Антипы ®, зубного целителя. (Исцеляет: людей от зубной боли. ( "Месяц млад! У тебя есть Антипий брат. У него никогда зубы не болят..."
АФИС-КАФИС, ИСУС-ХРИСТОС = Афис - Кафис, Исус - Христос: Арх. о., Адоньева, 109. ( 1 упоминание. ( Перед нами последняя степень искажения имен Каина и Авеля, когда они не только изменяются практически до неузнаваемости, но по сути лишаются статуса собственных имен, переходя в разряд псевдомагической абракадабры (ср. также формулы детских считалок типа эники-беники). Аргументом в пользу того, что перед нами уже не имена персонажа(ей) является единственное число глагола в тексте (" Афис-Кафис, Исус-Христос, исцели у рабы Божией <...> костяную болесть зубов"), как и после слившихся в один парных персонажей типа Козьма - Демьян ®. (Исцеляет: людей от зубной боли. ДИОНИСИЙ НАРОЛЬ = Дионисий нароль (король?): б. м., Забыл., 357. ( 1 упоминание. (Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Только Русской церковью канонизированы 3 Дионисия. Известнейшие дни памяти: священномуч. Дионисий Ареопагит - 3 окт., священномуч. Дионисий Александрийский - 5 окт., отрок Дионисий - 22 окт. Королей или царей среди них нет. ДОДОН БАТЮШКА = Батюшко Додон, додонска матерь божья: Вятск. о., Иван., 66. ( 1 упоминание. ( Эпитет Божьей Матери, вероятно, восходит к Донская. (Исцеляет: младенцев от испуга и переполоха. ( Находятся на море-Океане; просьба укрепить у младенца "в головке гнездышко лучше старого, крепче прежнего". ( Царь Додон, очевидно, заимствованный из фольклорных источников, - персонаж "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.7.185 (0.048 с.) |