Двинской царь, Пинежский царь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двинской царь, Пинежский царь



= Царь морской, царь Двинской, царь Пинежский: Пинежье, Ив., 6.

( 1 упоминание.

( Дают воды на красоту и здоровье ребенка.

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ

= Грозный царь ИванВасильевич: Олон. г., Мансикка, 230.

( 1 упоминание.

( Ему в матушку каменну Москву ® угрожают написать грамоту, если домовой не бережет скот. Царь должен защитить от домового, наказав его "тремя кнутами железными".

МАНУИЛ

= Царь Мануил: Новг. г., Попов, 238.

( 1 упоминание.

(Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

( Известны 3 Мануила: персидск. муч. - 17 июня, муч. - 27 марта, епископ Адрианопольский - 22 янв. Находится в позиции, обычно принадлежащей Сисинию ® или перечням святых.

МЕЛАНЬЯ

= Оноки и Меланья: Перм. г., Черепан., 81. Ср. Арон царь, Маланья его жена®.

( 1 упоминание.

(Защитники.

( Известна преп. Малания Римляныня (( 439 г.), память ее 22 дек.

ПАРФЕИ

= Царь Пaр"ei: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 498.

( 1 упоминание.

(Защищает: от любого оружия.

( У него 2 булатных сына, защищающих от ран и ударов (ср. Шустия ®).

( Ср., с одной стороны, св. Пар"ения (7 февр.), а с другой - парфян, Парфянское государство.

ХЛЕБ

= Царь Хл±б: Калуж. г., Майк., 485.

( 1 упоминание.

( По предположению Майкова, Глеб с отражением на письме фрикативного произношения (г(.

(Исцеляет: людей от шала (собачье бешенство).

ШУСТИЯ

= Царь Шусти #: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 510.

( 1 упоминание.

( Темное имя.

(Защищает: от любого оружия.

( У него 3 булатных сына, помогающих против недуга и деревянного оружия (ср. Парфеи ®).

ПРОЧИЕ

ОСИНИЛА

= Царь Осинил(а) (в тексте форма косвенного падежа Осинил±): текст ХVII в., приводимый в судебном деле 1723 г., Барсов 1893, 219.

( 1 упоминание.

( Н. И. Барсов вполне произвольно связывает это имя с летописным Синеусом, а затем сравнивает с именем сына Бабы-Яги Сини ®.

( Усмиряет пса, чтобы не лаял на заговаривающегося.

САНТАЛ

= Сантал царь: Олон. г., Мансикка, 210.

( 1 упоминание.

( Очевидно, трансформация Султана (Салтана).

( В заговоре от змеиного укуса к нему за синё морё ссылаются змеи.

НЕЙТРАЛЬНЫЕ И НЕЯСНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

СИДОР, СИМОН, ОНИСИМ, ОСИП

= Четыре брата: Сидор, Симон, Онисим, Осип: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 57-59.

( 2 упоминания.

( Можно предположить, что выбор имен братьев определен причинами исключительно формальными. Разложим имена по двум табличкам:

СИ...О... и...Д...Р

СИ...О...... М... Н

О... СИ...... Н... М

О - СИ..........П

Нетрудно заметить, что все четыре имени фонетически "обратно симметричны" по отношению к двум воображаемым осям симметрии. Имеет место двойная инверсия. Можно было бы предположить здесь магическую анаграмму (роль анаграмматического принципа в индоевропейской поэзии показана еще де Соссюром, исследования в этом направлении ведутся и сейчас - см.: Топоров 1987а), например, *semen- в связи с любовной направленностью одного из текстов; более того, заметим, что имя Ярила, записанное так называемой "тарабарской грамотой", широко использовавшейся на Руси для зашифровки тайных и запрещенных, в том числе заговорных текстов, выглядело бы Ямиса, а прочтенное с конца (тоже весьма распространенный прием) - Асима, что могло бы пролить свет на происхождение анаграммы. Впрочем, такие гипотезы едва ли могут быть доказаны. Ср. Симеон и Герасим ®. Братья также явно напоминают встречающиеся в присушках четыре ветра.

(Помогают вызвать (присушить) чью-либо любовь.

Исцеляют: людей от грыжи; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.;

( Находятся в гридне в чистом поле в восточной стороне.

ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

ЗАХАРИЙ, МАКАРИЙ, СЕСТРЫ ДАРЬЯ, МАРЬЯ, УЛЬЯНЬЯ

= Захарий и Макарий, сестры Дарья, Марья и Ульянья: Симб. г., Майк., 45; Захарий и Макарий многомилосливы (без сестер): Олон. г., Мансикка, 192 (Ср. Макарий ®).

( 2 упоминания (1 без сестер).

( Имена сестер напоминают о круге имен персонифицированных звезд ® и змей ®.

(Исцеляют: людей от, порчи, сглаза и пр.; людей от зубной боли.

( В первой функции мотив отстреливания "притч и призоров".

ДАНИЛА(-О) МУЖ

= Едет Данило на белой кобыле: Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 6559; то же (Данила): ФЭ-10: 6604.

( 3 упоминания.

(Исцеляет: людей от кровотечения из ран.

( Мотив всадника, останавливающего кровь.

АНАСТАСИЯ ДЕВИЦА

= Девица Анастасия: ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 503; б. м., Щуров, 166. Ср. имена звезд ®.

( 2 упоминания.

(Исцеляет: людей от кровотечения из ран.

( Мотив зашивания раны, в котором выступает обычно безымянная девица или Богородица. Зашивает рану тремя красными иглами, тремя шелковыми красными нитками.

МАЙ

= Молодой Май и его 9 жен: Арх. о., МГУ-59, ФЭ-03: 1920-1921, 5448. Ср. Хай, Май, Якоф ®.

( 2 упоминания.

(Исцеляют: людей от чирья.

( Ср. в украинских текстах месяц Май: Еф., 6(очевидно, в смысле небесного светила - выступает в функции излечения зубной боли, хотя имя, конечно, возникло под влиянием календарного мая).

МАРЬЯ И МАРЕМЬЯНА СЕСТРЫ

= Сестрицы Марья да Маремьяна: Арх. о., Ив., 28; девицы Мария и Маремьяна: Арх. о., Сав., 169 (то же: Песк., 120); идет Марья да Маремьяна: Арх. о., Ив., 29.

( 2 упоминания.

( Имена близки к именам звезд ®, но вопрос о направлении влияния открыт; ср. также ср. Марья и Мария ®; Марья, Дарья, Соломида ®, сестер Лазаря ® (к ним, вероятно, восходят генетически), бабушку Соломониду ®; все вместе они образуют круг близких имен и, соответственно, персонажей.

(Исцеляют: младенцев от сглаза, переполоха (испуга); от нечистых духов.

МАРЬЯ И МАРИЯ

= Марья и Мария: Арх. о., Песк., 118; Марья - Мария: Арх. о., Ив., 28.

( 2 упоминания.

( Имена близки к именам звезд ®, но вопрос о направлении влияния открыт; ср. также Мария да Маремьяна ®, сестер Лазаря ® (к ним, вероятно, восходит генетически), бабушку Соломониду ®; все вместе они образуют круг близких имен и, соответственно, персонажей.

(Исцеляют: людей от исполоха (испуга); людей от сглаза и нечистых духов.

( Вероятно, персонажи восходят к образу сестер Лазаря Марфы и Марии.

РЮХА-БАБА

= Рюха -баба: Арх. г., Мансик., 128; Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6660.

( 2 упоминания.

( Ср. рюха - диал. 'свинья' (Даль 1991, т. 4, 123).

(Исцеляет: людей от ожога.

( В первом тексте сидит на синем камне в океане-море на каленой сковороде, во втором - сидит в поле, а сковороду держит.

АКСИНЬИ ТРИ ЖЕНЫ

= Три жены Аксиньи: б. м., Бусл., 1511-1513.

( 1 упоминание.

(Защищают: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.

( Ср. в белорусском заговоре три панны Ганны (Черепан., 81).

АНИКАН МУЖИК

= Мужик Аникан: Орл. г., Майк., 481.

( 1 упоминание.

( Имя анаграмматически кодирует основную заклинательную формулу заговора: ср. Аникан - не кань.

(Исцеляет: людей от кровотечения из ран;

( Едет (вероятно, на коне) и говорит: "Как слюна моя не канет, так руд(<кровь - А. Ю.> у (имя рек) не канет". Мотив ворона, который летит через синее море и несет иглу с ниткой зашивать рану.

( Ср. Анику -воина.

( Ср. "чоловик Ныкин без рук, без ниг, без очей, без ричей, без плечей" из украинского свадебного оберега (И(вано)в 1886, 359).

АННЫ-ПАННЫ

= Две Анны-панны: Смол. г., Добр., 200.

( 1 упоминание.

(Исцеляет: людей от порчи.

( Сидят в избушке на берегу Черного моря, принимают на себя от человека порчу; "маладых малайцо(женють, а дявиц замуж атдають".

( Ср. в белорусском заговоре три панны Ганны (Черепан., 81).

АНТИПА МЕСЯЦ

= Месяц Антипа праведный: Вятск. о., Иван., 73.

( 1 упоминание.

( Имя, очевидно, восходит к имени Антипы ®, зубного целителя.

(Исцеляет: людей от зубной боли.

( Мотив отсутствия зубной боли.

АНТИПИЙ БРАТ МЕСЯЦА

= Месяц млад, у тебя есть Антипий брат: Вятск. о., Иван., 73.

( 1 упоминание.

( Имя, очевидно, восходит к имени Антипы ®, зубного целителя.

(Исцеляет: людей от зубной боли.

( "Месяц млад! У тебя есть Антипий брат. У него никогда зубы не болят..."

АФИС-КАФИС, ИСУС-ХРИСТОС

= Афис - Кафис, Исус - Христос: Арх. о., Адоньева, 109.

( 1 упоминание.

( Перед нами последняя степень искажения имен Каина и Авеля, когда они не только изменяются практически до неузнаваемости, но по сути лишаются статуса собственных имен, переходя в разряд псевдомагической абракадабры (ср. также формулы детских считалок типа эники-беники). Аргументом в пользу того, что перед нами уже не имена персонажа(ей) является единственное число глагола в тексте (" Афис-Кафис, Исус-Христос, исцели у рабы Божией <...> костяную болесть зубов"), как и после слившихся в один парных персонажей типа Козьма - Демьян ®.

(Исцеляет: людей от зубной боли.

ДИОНИСИЙ НАРОЛЬ

= Дионисий нароль (король?): б. м., Забыл., 357.

( 1 упоминание.

(Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

( Только Русской церковью канонизированы 3 Дионисия. Известнейшие дни памяти: священномуч. Дионисий Ареопагит - 3 окт., священномуч. Дионисий Александрийский - 5 окт., отрок Дионисий - 22 окт. Королей или царей среди них нет.

ДОДОН БАТЮШКА

= Батюшко Додон, додонска матерь божья: Вятск. о., Иван., 66.

( 1 упоминание.

( Эпитет Божьей Матери, вероятно, восходит к Донская.

(Исцеляет: младенцев от испуга и переполоха.

( Находятся на море-Океане; просьба укрепить у младенца "в головке гнездышко лучше старого, крепче прежнего".

( Царь Додон, очевидно, заимствованный из фольклорных источников, - персонаж "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.034 с.)