МАМВРИЙСКИЙ (МАРЕВСКОЙ, МОКРЕЦКОЙ) ДУБ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МАМВРИЙСКИЙ (МАРЕВСКОЙ, МОКРЕЦКОЙ) ДУБ



=Дуб Мамврийский: старин. ркп., Майк., 465; дуб Маревской: ркп. из Волог. г., Вин. 1, 63; дуб мокрецкой: б. м., Сах., 24-25.

(По 1 упоминанию.

(Здесь мы видим пример, обратный случаю с карколистом®: непонятное иноязычное ИС превращается в достаточно прозрачное прилагательное (апеллятивизируется). Ср. также Муромские дубы: б. м., Сах., 27.

( Известный дуб из дубравы Мамре, у которого явились три ангела Аврааму (Быт. 13. 18.; 18. 1.-8.).

МИЛЬЯН ДУБ

=Дуб Мильян: Смол. г., Попов, 243.

(1 упоминание.

( Находится на реке Смородине® на калиновом мосту. "... А в том дубе змеиный гроб, а в том гробу змеиный зуб и яд."

( Ср. дуб Мельлянов и Мильлян белорусских заговоров (Романов 1891, 182, 192).

МУРОМСКИЕ ДУБЫ

=Муромские дубы: б. м., Сах., 27.

(1 упоминание.

(Ср. с одной стороны Мамврийский® дуб, а с другой - знаменитые Муромские леса: перед нами, возможно, контаминация представлений.

ПЕТРИЙ, ХИТРИЙ, КИПАРИС

=Три дерева на о. Буяне®: Петрий, Хитрий, Кипарис: Ворон. г., Майк., 454-455.

(1 упоминание.

( Кипарис, как известно, считался матерью всех деревьев, поскольку из него был сделан крест распятия. Об этом упоминалось в широко распространенном в письменном виде и редуцированных устных пересказах апокрифе "Сон Богородицы", который использовался как апотропей (большой его список см., напр.: Песк., 28-37). Ср. также известный cupressus in mоntе Sion, аллегорический образ Богородицы (см.: Мансикка 1908, 11).

ПОДЛИВ ДУБ

= Подлив: Орл. г., Попов, 237.

( 1 упоминание.

( Находится на реке Поразлив®.

СОРОЧИНСКИЙ ДУБ

=Сорочинский дуб: б. м., Забыл., 314.

(1 упоминание.

( Ср. др.-рус. сорочининъ -'араб, мусульманин', а также прилагательное сарачинский (Фасмер 1987, т. 3, 561), а с другой стороны - реальные топонимы типа Сорочинск в Оренбургской о. Ср. также Сорочинские® горы.

ТАРАТЫНСКИЙ ДУБ

=Дуб таратынский: Орл. г., Попов, 239.

( 1 упоминание.

( Ритмически и отчасти фонетически название сходно с мавританский®.

( Здесь, как и в случае камня Алатыря®, имен звезд, змей, персонифицированных лихорадок и т. п.,нельзя говорить онескольких вариантах названия (мавританский, таратынский и др.), т. к. отсутствует каноническая форма, соотносимая с вариантами (этимон не может претендовать на ее статус, поскольку его реальная связь с производными формами быстро утрачивалась, и последние, соответственно, превращались из вариантов в самостоятельные названия). В таких случаях мы имеем дело с полем свободно варьирующихся в результате различных причин (влияния диалектной фонетики, случайных искажений, народной этимологии, процессов апеллятивизации и онимизации) равноправных форм.

( Ср. в русских загадках: Царынское поле, на котором Саратынский дуб (Загадки 1968, № 264); Ордынское поле, на котором двенадцать дубов (там же, № 1111); полинское поле, на котором дуб коротынский (там же, № 1841); Алтынское поле, на котором дуб Талтынской (там же, № 1900); тынское поле, на котором дуб сиротинский (там же, № 1904); дуб Чагрынский (там же, № 1906); дуб чагранский (там же, № 1830); титенское поле, на котором дуб веретинский (там же, № 1908); древо астраханское (там же, № 1829); дерево силотырско (там же, № 1831); гору горынскую, на которой дуб волынский (там же, № 1832); гору Волынскую, на которой дуб Ордынской (там же, № 1640); древо латынско (там же, № 1842); Брынскую гору (там же, № 1182).

ЦВЕТЫ

ИВАН ДА МАРЬЯ

=Два цветка Иван да Марья: Вятск. о., Иван., 43.

( 1 упоминание.

(Влюбленные должны жить, как эти цветы (упоминаются в заговоре на присушивание любви).

ИМЕНА (НАЗВАНИЯ) ОБЪЕКТОВ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРА

НАЗВАНИЯ ПЕРВОГО КРУГА МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРА

МОРЯ

Море (иногда - река) в русских заговорах зачастую представляет собой то водное пространство, которое, по традиционным представлениям, лежит на пути в царство мертвых, мир иной. (см.: Соболев 1913, 111, 124; Чистяков 1982; Гамкрелидзе, Иванов 1984, т. 2., 825-826; Трубачев 1988, 309-310; Гуревич 1990, 128 и мн. др.). Дополнительно о морях, горах, камнях и пр. мифологических объектах в русских заговорах см.: Mansikka 1909, s. 168-213.

ОКЕАН

=Окиян: Амур, Арх., Волог., Ворон. г., Вятск. о., Дон, Калуж., Костр., Минус. о., Олон., Пенз., Перм., Сарат., Симб. г., Тарский окр., Тульск. г., Южн. Сибирь;

Окиан: Арх., Влад., Ворон., Костр., Курск., Перм., Сарат., Симб., Томск., Тульск. г.;

Океан: Влад., Ворон., Вятск. г., Забайк. о., Новг., Орл., Тамб. г.; Океян: Амур, Арх. г., Вятск. о.;

Акиян: Амур, Волог. г., Сибирь;

Екиян: Олон. г.

Известны также формы с аферезисом (об этом см.: Крыжановская 1976, 62; Белей 1989, 57): Киан: Астрахань, Орл., Тобольск. г.; Киян: Дон, Влад., Ворон. г., Вятск. о., Симб., Смол. г.; Кыан: Смол. г.; Киянско море: Вятск. о.

Нужно заметить, что часть орфографических особенностей приведенных форм отражает, скорее всего, не столько их реальное произношение, сколько произвол старых собирателей фольклора. Вариативность написания и и i нами не отражена.

( Это название встречается сотни раз, являясь, по-видимому, наиболее распространенным заговорным именем.

( Из греч. й6,"<`H 'мope, oкeaн', ст.-слав. океанъ (Фасмер 1987, т. 3, 128).

( Для народного сознания иноязычное слово Океан - ИС, название моря. Аргументацию в пользу того, что перед нами именно топоним, а не имя нарицательное, см.: Агеева 1982, 135-136.

( ( Сверх обычной функции Океан, как и другие моря, в заговорах может также служить местом, куда ссылаются враждебные персонажи: ведьмы, колдуны, болезни и т. п., то есть выполняет роль антилокуса, абсолютной периферии мира, граничащей непосредственно с хаосом; на него отгоняется ночной крик младенца, в нем бела-рыбица, в которую отсылают притку, в нем (часто под камнем) сохраняются ключи от заговорных слов или защитных магических кругов 36 (когда он высохнет - ключи востанут). На нем - океанский царь; в нем плавает гоголь, ползет рак, лежит мертвец, сидит петух (все четыре в одном тексте); в нем - зеленый куст, где сидит старшая пчелиная матка; на дне - железная кадь с маком. За ним - каменные горы, у него (на нем, в нем) - дерево, столб, церковь, престол, золотой стул. Его невозможно обойти. За ним царь Соломон® сына женит и дочь замуж выдает.

( По словам Н. Митропольской (1974, 22), ""Киян-море", "Окиян-море" - средневековое русское название Ботнического залива".

ХВАЛЫНСКОЕ

= Хвалынское море: Арх. г., Ефим. 2, 170-172; ркп. из Костромы, Вин. 2, 44-45; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 485; ркп. из Тобольск. г., Майк., 545-546; б. м., Сах., 21-22, 23, 25, 22-30, 32. Фонетических и орографических вариантов не зафиксировано.

( 10 упоминаний.

( ( Сверх обычной функции может служить местом "ссылки" враждебных существ (за него также отправляется стрела в заговоре от оружия) и сохранения магических ключей от заговорных слов (или ворот на медных тынах вокруг свадебного поезда). Под ним стоит медный дом, в котором закован огненный змей. За ним в медном городе, в железном тереме заточен добрый молодец. Из-за него прилетает орел, который разбрасывает кремни и кидает громовую стрелу для вызывания дождя и грозы в заговоре от оружия (чтобы подмочить порох). Из-за него "выкатывает" красное солнышко. В него впадает черная река, над которой черная ель, под которой некто черный, черноволосый на вороном коне с золотым кнутом побивает уроки (сглаз). См. о нем также: Кондратьева 1967, 226-227.

(В. Н. Топоров, исследовав многочисленные варианты топонима, встречающиеся в летописях и др. источниках, - Хвалисьское, Хвалийское, Хвалимское, Хвалижское, Хвалынское, Волынское и др. - выводит их из перс. Xv~r'zm через арабизированную форму *Xvar§zm, откуда Хвалис, Хвалимс и др. Название это, по данной версии, означает "Хорезмское", "Хварезмское" - "применительно к Каспийскому морю, которое, как считали в древности, соединялось с собственно "Хорезмийским" - Аральским морем" (Топоров 1989, 55).

ЧЕРМНОЕ

= Чермное море: ркп. из Арх. г., Ефим. 2, 205, 211; Яросл. г., Балов, 425-426. О нем см. также: Кондратьева 1967, 228. Ср. Черное, Черленое море®.

( 3 упоминания.

( Море, воды которого расступились перед Израилем, ведомым Моисеем, а преследователей утопили.

( Через него летит ворон, несет нитку-шелковинку.

БЕЛОЕ

= Б±лое море: Енис. г., Красн., 79; б. м., Сах., 31.

( 2 упоминания.

( Находится на Окиане®. Посреди него - медный столб, в котором медяница от болезней. В него закладывают болезнь.

СИНЕЕ

= Синее море: Арх. г., Ефим. 2, 170-172; ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56.

( 2 упоминания.

( Из контекста ясно, что перед нами не эпитет, а ИС.

( В нем синий камень.

АРАПСКОЕ

= Арапское море: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56.

( 1 упоминание.

(Ср. Арианское море® в другом варианте того же текста: Арапское, вероятно, народноэтимологическое переосмысление непонятного названия.

АРИАНСКОЕ

= Арианское (Ариянское) море: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539.

( 1 упоминание.

( По словам Ц. Бодуэн де Куртенэ-Фасмер, "...название моря "Арианского", вероятно, переделка слова Виренское (Виронское), где начальное v- исчезло в словосочетании, а окончание "анское" образовалось по аналогии других прилагательных, напр. моря океанского" (Бодуэн 1914, 94). Виренским берегом называлась "ближайшая часть Эстляндии на левом берегу Наровы от озера Пейпуса до Финского залива" (там же). Ср. также известную арианскую ересь. Ср. Арапское море® в другом варианте того же текста: вероятно, результат народноэтимологического переосмысления.

АСАФ

= Асаф-море: Костр. г., Вин. 1, 73.

( 1 упоминание.

( ИС Асаф трижды встречается в Ветхом завете, но в качестве антропонима. Крема того, известна Аса"а - "город или область колена Асирова" (Солярский 1879, т. 1, 171). В славянском списке кн. Иисуса Навина (19.[27.]) упомянуты "пред±лы Аса"("(там же). Ср. также царевича Асафия из духовного стиха (Можаровский 1906, 263).

АСТРАХАНСКОЕ

= Астраханское море: Симб. г., Майк., 522.

( 1 упоминание.

( Из-за него "ползет ползун змей Полоз®".

ВАРЯЖСКОЕ

= Варяжское море: Арх. г., Ефим. 2, 170-172.

( 1 упоминание.

ЕЛЕНА

= Сине море Елена (вместе с сырой землей Пелагеей® и звездами): Енис. о., Майк., 448.

( 1 упоминание.

( Имя можно сблизить с т. н. водой Еленой, исцеляющей от болезней (о ней см.: Ефименко 1874, 29).

( Защищает от бессонницы младенца.

МУГАЙ-МОРЕ, ОСТРОВ, ПТИЦА

= Мугай-море, в котором Мугай-остров, на котором Мугай-птица: б. м., Рыбн., 261.

( 1 упоминание.

( Упомянуто после синего и серебряного морей, где находятся такие же острова и пр.

ЧЕРЛЕНОЕ

= Черленое море: рукопись начала ХVIII в., б. м., Boxин, 490. Ср. Черное, Чермное море®.

( 1 упоминание.

(Вероятно, переосмысление Чермного моря®.

( При нем стоит каменный столп.

СТРАНЫ

РОССИЯ

= Россия: Арх. о., МГУ-59, ФЭ-03: 2053; ркп. из Костр. г., Вин. 2, 25-27.

(3 упоминания.

( ( В эпическом заговорном вступлении, где отсутствует упоминание о море, может выступать в качестве первого круга магического пространства. Впрочем, нередко это ИС, как и названия Российская земля®, Святорусская земля®, Русь® и т. п., в отличие от названий морей, оказывается простым обозначением реальной географической территории: местности, куда идут с угрозой различные демонические персонажи (70 ветров ломать лес, трехглавая змея жечь город), летит огненная стрела в присушках и т. п.

( Приведем любопытные наблюдения Л. В. Доровских о функционировании рассматриваемых имен в русских сказках. "Россия, Русская земля, Русское царство - синонимичные названия, обозначающие конкретное географическое понятие... Русь - исторически более раннее название Русского государства, но в сказках оно является не обозначением последнего, а символом "этого света", "белого света", противостоящего "тому свету", "подземному царству", потустороннему миру. Поэтому эпитеты Руси - святая..., православная..., поэтому "святая Русь" - "божья воля" (Доровских 1977, 29). Именно из Руси герой сказки отправляется в "мир иной". "Т. о., исторически обозначавшие одно понятие названия Русь, Россия в народной сказке получили четкое семантическое разграничение. В соответствии с этим прилагательное русский употребляется в сказках для обозначения географической принадлежности и как синоним к слову 'живой'" (там же). В заговорных текстах аналогичного распределения названий обнаружить не удалось.

РУСЬ

= (Святая) Русь: ркп. из Арх. г., Забыл., 307, 312; Ефим. 2, 202-203.

( 3 упоминания.

(См: Россия®.

РУССКАЯ ЗЕМЛЯ

= Русская земля.: Арх. г., Ефим. 2, 140; Святорусская земля: Волог. г., Срезн. 03, 154.

(2 упоминания.

(См: Россия®.

( По Святорусской земле расплывается грозовая туча. В Русской (и Немецкой®) земле есть огненный царь, который высушил реки, озера и источники; ср. многочисленных царей с той же функцией, выступающий в заговорах: Агаф®, Ахав®, Агарян®, Агей® и др.

НЕМЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ

= Немецкая земля: Арх. г., Ефим. 2, 140.

( 1 упоминание.

( В эпическом заговорном вступлении, где отсутствует упоминание о море, выступает в качестве первого круга магического пространства (вместе с Русской®).

( В ней (и Русской®) есть огненный царь, который высушил реки, озера и источники; ср. многочисленных царей с той же функцией, выступающий в заговорах: Агаф®, Ахав®, Агарян®, Агей® и др.

РАСИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ

= Расийская земля: б. м., Тих. Лет. 5, 112.

( 1 упоминание.

( См.: Россия®.

ГОРОДА

ИЕРУСАЛИМ

= Иерусалим: Арх. о., МГУ-76, ФЭ-11: 2751; Волог. г., Вин. 1, 15-16; ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; Вин. 2, 10-11; ркп. из Новг. г., Майк., 530-539; Симб. г., Майк., 521-522; Ерусалим: Перм. г., Майк., 480; б. м., Тих. Лет. 4, 78; Ерусалем: Ворон. г., Майк., 504; Селиванов, 99.

(11 упоминаний.

(В соответствии с иудео-христианской моделью мира, обычно выступает в качестве последней сакральной области, окружающей центр мировых координат.

( Постоянный мотив крепости: как утвержден Иерусалим на земле, так утвердится земля на месте клада; сколь крепко в нем стоит на воздусе гроб Господень, столь бы крепко стадо держалось заговора и т. п. В Иерусалиме на лобном месте под листом, под манистом - 3 гробницы, в которых Михаил архангел®, Гавриил Хранитель® и св. Симон®. Встречается мотив убийства в Иерусалиме св. Макария.

( О месте и функции Иерусалима в иудаистской модели мира см.: Бубер 1989, 300. Для модели мира русского фольклора Иерусалим - пуп (центр) земли (см.: Никитина 1993, 107).

(См.: Кондратьева 1967, 193-l94.

ИИУЛАН

=У горыди, у Iiуланi: Смол. г., Добр., 170.

( 1 упоминание.

( В нем стоит святая яблонька, под которой лежит три листа (письма) от трех апостолов: святога Кузьме, святога Михайли, святога Исимана®.

КОЛОНЬ

= Колонь: б. м., Сах., 33.

( 1 упоминание.

(Едва ли от французского названия Кёльна Cologne; ср.: колонь (тверск.) -' стеклянная посуда' (Даль, т. 2, 142). Впрочем, учитывая ненадежность опубликованных Сахаровым текстов (он подвергал их произвольной редакторской правке), эта форма вообще не вызывает доверия.

( Туда ведет правая (восточная) из трех дорог в поле.

ЦАРЕГРАД

= Цареград: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6665.

(1 упоминание.

( Выступает в качестве последней сакральной области, окружающей центр мировых координат. В тексте отождествляется с Иерусалимом, который мыслился православным народом как "всем городам отец", т. е. своего рода "царь-город".

( Цариград упоминается в болгарских заговорах, но в качестве места, куда ссылается болезнь (см.: Маджаров 1978, 54).

УЛИЦА

СИОНСКА

=Улица Сионска: ркп. из Симб. губ., Щапов, 56-57 (то же: Майк., 476-477).

(1 упоминание.

(На нее смотрит ограждающий себя крестом субъект заговора.

РЕКИ

ИОРДАН

= Иордан: Арх. г., Забыл., 333, 351; ркп. из Волог. г., Вин. 1, 15-16; Орл. г., Попов, 225; Симб. г., Майк., 521-522; б. м., Вин. 1, 35-36; Сах., 20; И(рдан (Р. п. - Иердани): ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 500; Ирдань: Смол. г., Попов, 234; Ердан: ркп. из Волог. г., Вин. 1, 15-16; б. м., Тих. Лет. IV, 78; Ярдан: б. м., Тих. Лет. 4, 78; Ордан: Курск. г., Майк., 486, 489.

(14 упоминаний.

( На берегу Иордана чаще всего находятся волшебные помощники и защитники. Посреди него - белый камень, в нем находится белая рыба, которой отдают ключи от заговора. Нередко упоминается, что в Иордане крестился Христос. Мотив реки в зачинах заговоров часто сопряжен с мотивом города, в частности, Иордан (более точная транскрипция ивритского слова - Ярден) - с Иерусалимом.

( Иорданью во многих регионах называли прорубь, особенно освящаемую на Крещение. В связи с этим было распространено поверье о целительной Иорданской воде. См. также: Кондратьева 1967, 223-225.

( В западноукраинском (угорскорусском) заговоре (Петров, 129) в Иордане купаются 3 ангела: первый черпает воду, второй омывает раба Божия, третий молится Господу Богу за раба Божия. Ср. также "вода Ярданица" в белорусском заговоре: Романов 1891, 26.

( В румынском любовном заговоре Мариора отправляется по дороге Траяна к реке Иордану набрать холодной воды и смыть с себя тоску (Яцимирский 1897, 197), а синонимом слов "чистый" и "святой" является выражение "мытый Иорданской водой" (там же, 201-202).

СМОРОДИНА

= Смородина (Черна-Смородина): Костр. г., Вин. 1, 96; Смол. г., Попов, 243.

(2 упоминания.

(Речку Смородину сближали с одноименной реальной рекой недалеко от г. Карачева (Брянская о.), были указания на распространенность гидронима на Русском Севере; из памятников известны старинные русские гидронимы Смердя, Смерделя, Смердица и др. И. Д. Квашнин-Самарин, считая первичной предположительную форму *Самородина, объяснял Смородину как реку саму собой рождающуюся, первообразную, "самородную", небесный или подземный мифический прообраз всех рек (Квашнин-Самарин 1871, 86-87). Выводили название из смуры - 'темный' в связи с инфернальной символикой черного цвета. А. Е. Крымский предлагал объяснение названия Смородины из распространенного тюркского гидронима Самурдон - 'соболья река' (Кримський 1973, 349-351). Но чаще всего название Смородина выводят из корня "смрад" ("смород") - 'сильный, неприятный, удушливый запах'. Мифотопоним, таким образом, истолковывается как "смрадная, зловонная река". Эту точку зрения высказывали В. Н. Мансикка (1909, 10), Н. И. Коробка (1910, 199), В. И. Еремина (1967, 145), Т. Н. Кондратьева (1967, 212-213), Л. В. Доровских (1977, 42).

(Выступает в качестве водного рубежа "мира иного".

(В заговорах от крови она связана с мотивом перевозчика, "старого, матерого человека" в лодке, секущего саблей синее мертвое тело, причем синяя кровь не течет. На ней калиновый мост, на нем дуб Мильян®.

( Смородина широко известна в русском фольклоре. По былинным данным, она впадает в Волгу. В. Н. Мансикка и Н. И. Коробка описывали ее как огненную (черную) реку, отделяющую потусторонний мир (ад) от мира живых, реку серную, следовательно - смрадную. (Впрочем, былинные богатыри хотят иногда напиться из Смородины свежей воды.) Через огненную реку в духовном стихе Михаил Архангел перевозит души умерших. Она - рубеж мира иного, преграда, которую вынужден преодолеть отправляющийся в путешествие фольклорный герой. Отсюда связанный с ней в былинах, сказках и заговорах мотив калинового (каленого) моста (см. о нем: Калашник 1992; Хроленко 1997; Юдин 1997), иногда - двух-трех мостов или перевоза, у которых богатырь сражается со змеем, Соловьем-разбойником, чудом-юдом и т. п. В сказках на берегах Смородины лежат кости человеческие (см. № 137 в собрании Афанасьева), переправа смертельно опасна. Заваленная "дубьем да колоденькам", Смородина оказывается третьей заставой на пути былинного Ильи Муромца из Чернигова в Киев (первая - темные леса, вторая - черные грязи), она встречается на пути и у отправляющейся тем же маршрутом жены Ставра Годиновича Василисы (Настасьи) Никулишны. Фольклорная Смородина опасна для живого человека ("черная речка грозна Смородинка"). В песнях река смородна губит молодца за похвальбу, "говорит человеческим голосом, душой красной девицей, за слова ласковые и поклоны низкие пропускает молодцев, других же за обиды топит". Для переправы ее необходимо укротить, усмирить. В народной балладе князь Роман, убив и растерзав свою жену, бросает ее в реку Смородинку; в другом варианте князь Демьян правую руку своей жены с золотым кольцом бросил "во Неву-реку самородную". На Смородине останавливаются на отдых былинные богатыри (Добрыня Никитич, Алеша Попович) и сказочные герои (Иван Быкович с братьями); у нее Саул Леванидович убивает царя Кунгура, а Добрыня настигает богатыря Кузьму Семерцянинова, племянника-врага Ильи Муромца. Здесь Алеша Попович находит убитого Добрыню Никитича. На реке Смородине останавливаются во время набега на Русь королевичи Левики, племянники Политовского короля, через нее переправляется в облике волка князь-оборотень Константин (Роман) Дмитриевич, чтобы навредить им и подать сигнал к битве.

Известие Готлиба Зигфрида Байера, немецкого историка, работавшего с 1725 г. в Санкт-Петербургской Академии Наук, о том, что древнее название Москва реки было Смородина, основано, вероятно, на неверном понимании устойчивых фольклорных сочетаний типа "Москва-река Смородина".

См. также: Юдин 1996.

ДУНАЙ

= Дунай Арх. о.: Аст., 73

( 1 упоминание.

( ( Река на восточной стороне, через которую - калинный мост (о нем см.: Смородина, а также Юдин 1997).

( ( ( Самое распространенное название реки в фольклоре славянских народов, обычно означающее не конкретный Дунай, а реку вообще, своего рода мифологический прообраз реки (ср. в польском тексте для каравая берут "z trzech dunajow wodenkea" [Baczkowska 1988, 90]). Об отождествлениях типа Дон = Дунай, Волга = море, Черное море = Каспийское в песнях и вообще о семантике лексемы дунай в славянском фольклоре см.: Хроленко 1992, с. 31-33. О Дунае в представлениях древних славян, лексеме Дунай в славянских языках и фольклоре см.: Иванов, Топоров 1995. О Дунае в польском фольклоре см.: Bartminski, Majer-Baranowska 1996.

ЕФРАТ

= Ефрат река: Амур, Азад., 014.

( 1 упоминание.

( Расположена в подвосточной стороне.

ПОРАЗЛИВ

= Река Поразлив: Орл. г., Попов, 237.

( 1 упоминание.

( На ней (под дубом Подливом®) сидят святые, изгоняющие лихорадок.

СИЯ

= ...На Сiя реку: Арх. г., Мансик., 134.

( 1 упоминание.

( Очевидно, искаженное Сиян®.

( "По Сiя реке анделы Господни на Страшном Суде вострубят в трубы золотые..." (в заговоре на оберег скота).

СИЯН

=...На тэй речки на Сiяни: Смол. г., Добр., 193. Ср. гору Сион®.

( 1 упоминание.

(На ней лежит камень Латырь®, на котором две сестры Марьи, третий брат Микифыр® (в заговоре от грыжи).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.52.11 (0.024 с.)