ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АНТОНИЙ И ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЕ СВВ.



= Антоний, єеодосий, Киевские Печерские чюдотворцы: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; Антоний и єеодосий, киевские и печерские чудотворцы: Арх. г., Ефим. 2, 170-172; Антоний, єедосий, Киевские чудотворцы: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Киевские Антоний и Феодосий: Смол. г., Попов, 234; отцы Антоний, єеодосий: б. м., Забыл., 357. См. Антоний®.

( 5 упоминаний.

( Защищают:скот от всех несчастий.

Исцеляют:людей от грыжи; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

( "Антоний Преподобный Печерский, основатель Киевопечерской лавры и первоначальник российских иноков" (СИ, 24-26), ( 10 июля 1073 г. Учитель Феодосия Печерского. "Феодосий, препод., игумен Киевопечерский, первый учредитель общежительного порядка в монастырях" (СИ, 249-250), ( 1074.

( Ср. "св. празьнички Антоний, Хвядосий" в белорусских заговорах (Роман., многократно).

КИРИК И УЛИТА СВВ.

= Кирик младенец и мать его Улита: Яросл. г., Балов, 428; Кирик и Улита: Енис. г., Макаренко, 392; Яросл. г., Балов, 427; б. м., Майк., 568-569; Кирик, Иулита: б. м., Забыл., 357.

( 5 упоминаний.

( Защищают:людей от начальства; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий.

Исцеляют:людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

УЛИТА МАТЕРЬ

=Матерь Улита: Арх. о., Ив., 25 (ср. Кирик и Улита®).

(1 упоминание (остальные вместе с Кириком).

( Помогает:усмирить буяна.

( Мотив ее кротости.

( Память муч. Кирика и Иулитты 15 июля.

( Ср. св. младенца и его мать в русских духовных стихах (см.: Варенцов 1860, 77-86).

КИР И ИОАНН СВВ.

= Киp и Иоанн, св. бессребреники (-кы): Смол. г., Добр., 209; Яросл. г., Балов, 427; Кир и Иоанн: б. м., Забыл., 356, 388.

( 4 упоминания.

( Защищают:скот от колдунов, нечисти, порчи, болезни и пр.

Исцеляют:людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; скот от всех болезней.

( Память св. бессребреников Кира и Иоанна 31 янв., перенесение их мощей - 28 июня.

ВАРВАРА СВ.

= Варвара великомученица: Вятск. о., Лобан., 14 (то же: Иван., 87); Смол. г., Попов, 234; Яросл. г., Балов, 428.

( 3 упоминания.

( Защищает:людей от начальства.

Исцеляет:людей от грыжи; детей от родимчика (детская болезнь) и всех болезней.

( Память св. великомученицы Варвары 4 дек.

(Украинцы считали, что Варвара великомученица была повешена на бузине, и потому в бузинных кустах живут черти и проч. нечисть (см.: Вовк 1995, 177).

ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ СВ.

= Димитрий Ростовский: Минус. о., Путилов, 52; б. м., Забыл., 344-348.

( 3 упоминания.

( Защищает:людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий.

Исцеляет:людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

( Память св. Димитрия, митрополита и чудотворца Ростовского (1651 - 1709) 28 окт. и 21 сент. (обретение его мощей).

КЛИМЕНТ СВ. ПАПА РИМСКИЙ

= Святыи гсдрь папа Римскии чюдотворец Климент: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 485; священномученик Климент, папа Римский: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Новг. г., Майк., 443.

( 3 упоминания.

( Защищает:свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий.

Исцеляет:людей от кровотечения из ран.

( Память св. Климента, папы Римского 25 ноября. Ученик апостола Петра, при императоре Траяне был сослан в Херсонес (Корсунь), где принял мученическую смерть (брошен в море).

( Ср. упоминание в заговоре (Щуров, 166), "Стихе о Голубиной книге" и "Повести о Волоте Волотовиче" его церкви на берегу Акияна-моря (см.: Океан®).

ПРОКОПИЙ УСТЮЖСКИЙ СВ.

=Прокопий Праведный Устюжский чудотворец: Минус. о., Путилов, 52; Прокоп(-ий) Праведный: Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 1312; ркп. из Волог. г., Срезн. 03, 148;

( 3 упоминания.

( Защищает:людей от начальства; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий.

Исцеляет:людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.

(Память великомуч. Прокопия, юродивого Устюжского 8 июля.

ТИХОН ЗАДОНСКИЙ СВ.

= Тихон Задонский: Смол. г., Попов, 228, 234, 240 (по-видимому, тексты из одного источника).

( 3 упоминания.

( Исцеляет:людей от грыжи; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; людей от чирья.

((1724-1783) Епископ Воронежский, затем монах Задонского монастыря (Воронежск. губ.). См. также Тихон св.®.

( Св. Тихону Задонскому молятся об избавлении от беснования (Ганченко 1995, 313).

ТРИФОН СВ.

= Св. Трифон: Арх. г., Ефим. 2, 175, 219; Три"он: б. м., Забыл., 356.

( 3 упоминания.

( О происхождении имени см.: Труфан и Руфан свв.®.

( Защищает:людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.;

скот от колдунов, нечисти, порчи, болезни и пр.

Исцеляет:людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

( Память разных Трифонов празднуется 1 февр., 15 и 19 апр., 8 окт., 15 дек. Здесь, вероятно, Трифон, муч. Никейский ((250 г., 1 февр.). В византийских апокрифических молитвах он - покровитель сельскохозяйственных работ (см.: Алмазов 1904, 9-30). Согласно житию, был прославленным целителем (см.: Ганченко 1995, 224).

( Св. Трифону, муч. Никейскому "молятся об избавлении от гусениц, вредящих садам, полям и огородам; о помощи в различных скорбях, а невесты - о счастливом браке" (Ганченко 1995, 224).

СИХАИЛ СВ.

= Сихаил: Арх. г., Ефим. 2, 207; б. м., Майк., 465; св. Сихил: дело XVIII в., Сибирь, Новомб. 07, 223; св. Сихайло: ркп. ХVII в., Забыл., 353-354.

( 5 упоминаний.

( Исцеляет:людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от усовей (воспаление внутренних органов, колотье, в том числе в ушах; ср. также злое мифологическое существо усовв сербских заговорах: Раденкови( 1982, 396).

( Имени нет в Писании и месяцесловах. Ср. Сахаил®, апокрифический ангел.

( Упомянут в старинной молитве от трясавицы (Сырку, 12).

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, ИОАНН ЗЛАТОУСТ СВВ.

= Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст (вселенские чудотворцы или святители и учители): Арх. г., Майк., 553-555; Минус. о., Путилов, 52;Новг. г., Майк., 530-539.

( 3 упоминания

( Защищают: скот от всех несчастий; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

Василий Великий: Арх. г., Ефим. 2, l66-l68; Вятск. о., Иван., 65.

( 2 упоминания

( Защищает: скот от всех несчастий; младенца от испуга и переполоха.

( Память св. Василия Великого 1 янв., св. Григория Богослова 25 янв., св. Иоанна Златоуста (( 407 г.) 14 сент. и 13 нояб.

( Св. Василий также считался покровителем свиней: он пасет их в духовном стихе (Щапов, 50). На Вологодщине ему молились о поросятах (Адоньева, 11). Св. Иоанну Златоусту молятся находящиеся в отчаянии (Ганченко 1995, 314).

( В белорусском заговоре Василию Русалимскому молятся о свиньях (Роман., 152).

МИНА СВ.

= Преп. Мина: Смол. г., Попов, 234; св. мученик Мина: б. м., Борис., 203; св. муч. Христов МинаМинуй: Дон, Майк. 91, 136.

( 3 упоминания.

( Одна из функций, вероятно, определена созвучием имени с глаголом "миновать" - в отношении вражеского оружия.

( Защищает:людей от железного оружия.

Исцеляет:людей от грыжи.

( Память преподобномученика Мины Египтянина (( 306 г.) 2 нояб.

( Св. Мине молились от глазных болезней (Даль 1880, 105; Ганченко 1995, 179).

АНУФРИЙ СВ.

=Ануфрий великомуч.: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; святый отец Ану"pei: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 504.

( 2 упоминания.

( Защищает:скот от всех несчастий.

Исцеляет:людей от кровотечения из ран.

( В заговоре от крови мотив барана, зарезанного святым без крови и раны.

( Память преп. Онуфрия Великого (( ок. 400 г.) 12 июня. По поводу текста, опубликованного Срезневским, Е. Елеонская (1994, 119) писала: "В этом коротком заговоре упоминается св. отец Ануфрей, имя редкое, которое невольно останавливает внимание. В заговорах весьма нередки случаи, когда имя местного святого вносится в текст, поэтому имена святых иногда могут служить для топографических приурочений. Имя "св. отца Ануфреа" встречается в духовном завещании преподобного Евфросина Псковского (XV в.), упоминающего постоянно "дом свв. оо. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного отца нашего Ануфреа". Возможно, что и заговор от крови с этим именем прошел псковский район и вобрал в себя имя местного уважаемого святого". Впрочем, на наш взгляд, скорее имеется в виду все же преп. Онуфрий Великий.

( Преп. Онуфрию Великому молятся о сохранении от внезапной смерти (Ганченко 1995, 262).

( Ср. также: "лясной цар Оноприй" в белорусском заговоре (Роман., 3) и украинский духовный стих "Преподобному Онопрею", приведенный Чубинским (1872, 176).

БОРИС И ГЛЕБ СВВ.

= Борис и Глеб, св. страстотерпцы: Олон. г., Срезн. 13, 510, 512.

( 2 упоминания.

( Защищают:людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от деревянного оружия.

( В первой функции мотив отстреливания порчи, а также окружения железным тыном; во второй "стерегут и берегут небо и землю и тайну человеческую".

( Память мучеников князей Бориса и Глеба 24 июля. Они осмысливались как покровители Руси, предводительствующие небесным воинством, выступающим на ее защиту от врага.

ВЛАДИМЕР КНЯЗЬ

= Батюшка Владимер: Амур, Азад., 08; Володимер князь: б. м., Сах., 26.

( 2 упоминания.

( Защищает:от любого оружия.

Исцеляет:людей от усовей (воспаление внутренних органов, колотье, в том числе в ушах; ср. также злое мифологическое существо усовв сербских заговорах: Раденкови( 1982, 396).

( В его тереме хранится сбруя Новгородских® богатырей для ратного человека, идущего на войну.

( Память св. равноапост. кн. Владимира 15 июля.

(Ср. в украинских заговорах "мiсяць Володимер" (Потебня 1860, 36) и Владымыр (Чубинский 1872, 92) в связи с названиями месяца типа пол. ksiezyc, соотносящими его с понятием князя.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.011 с.)