![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Посмотрил, пострелил, воротил
= Три браты, три ангели: брат Посмотри(л), (его брат Пострелил), его брат Вороти(л) [фрагменты в скобках реконструированы в испорченной рукописи издателями на основании дальнейшего текста]: Сибирь, Тур., 28. ( 1 упоминание. (( "Редкостные и уж никак не канонические имена ангелов-хранителей указывают на незаурядное филологическое чутье и изобретательность автора, превратившего русские глаголы в третьем лице единственного числа прошедшего времени в имена небесных сил. Остается лишь гадать, был ли он начитанным книжником, знавшим, что окончание -ил (-эль) в древнееврейских именах означает Бог, либо просто руководствовался формой традиционных ангельских имен. Первое отнюдь не исключено: истолкование значений и ангельских имен, и других, включающих частицу -ил, довольно часто встречается в древнерусских словарях-азбуковниках, начиная с XIII в. Сакральному значению частицы -ил посвящен даже популярный апокрифический сюжет о борьбе Бога и дьявола, когда побежденный гордец Сатанаил был наказан в числе прочего и усечением имени, а победитель Миха за помощь Всевышнему стал архангелом Михаилом. Сюжет проник и в русский фольклор: как сказку, слышанную в детстве, вспоминает его в начале своих мемуаров великий певец Федор Шаляпин" (Турилов, Чернецов 1994, 28). (Защищают: людей от врагов, чародеев, порчи. ( Сидят на святом золотом дереве на святом море Акияне ®. Посмотрил показывает супостата, Пострелил стреляет "спорщика, и супротивника, и чародейщыка", Воротил отвращает от субъекта "всю силу неприятную". РАГУИЛ = Ангел Рагуил: ркп. из Волог. г., Срезн. 03, 148. ( 1 упоминание. (Защищает: людей от начальства. ( Этот ангел, не значащийся в месяцесловах греческой и русской Православной церкви, упомянут под 1 сентября в абиссинском календаре, составленном Иовом Людольфом, писателем эфиопской истории, на основании абиссинского стишного синаксаря, созданного не ранее XV в. (Historia Aethiopica Iobi Ludolphi. - V. II. - 1691. - Р. 389; см.: Сергий 1901, т. 1, 682, 393-394). РАЗОИЛ = Ангел Разоил: б. м., Забыл., 356. ( 1 упоминание. ( Вероятно, вариант имени Рагуил ®. (Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Такой ангел не значится в месяцесловах, не упомянут в Писании. Имяотвергается церковной традицией.
САХАИЛ = Сахаил: б. м., Забыл., 357. ( 1 упоминание. (Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Имя ангела Сахаила упомянуто в древнем списке апокрифических книг как входящее в текст "лживых молитв" от трясавицы (см.: Громыко 1975, 94). Ср. также св. Сихаила ®, который вполне может оказаться его вариантом. ( Ср. ангела Сасахваила в белорусском заговоре (Роман., 8). СЕЛАФИИЛ = Ангел Селафиил: Яросл. г., Балов, 425-426. ( 1 упоминание. (Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Такой ангел не значится в месяцесловах, не упомянут в Писании. Имяотвергается церковной традицией. ТАРАИЛ = Ангел Тараил: Волог. г., Срезн. 03, 148. ( 1 упоминание. (Защищает: людей от начальства. ( Такой ангел не значится в месяцесловах, не упомянут в Писании. Имяотвергается церковной традицией. УГАСИИЛ = Ангел Угасиил: б. м., Забыл., 322. ( 1 упоминание. (Защищает: храм (дом) от нечистой силы и порчи; ( Такой ангел не значится в месяцесловах, не упомянут в Писании. Имяотвергается церковной традицией. АПОСТОЛЫ ПОМОЩНИКИ МАТФЕЙ = Св. Матфей (евангелист): Арх. г.. Ефим. 2, 183. ( 1 упоминание. (Помогает: в охоте на птиц. ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) ПЕТР И ПАВЕЛ = Петр и Павел (обычно упоминаются вместе): Арх. г., Ефим. 2, 146, 156; Волог. г., Иванов, 134; Вин. 1, 63; Влад. г., Майк., 451; Вятск. г., Осокин, 4; Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 2025-2026; МГУ-59, ФЭ-03: 4549-4550; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 494; Сибирь, Гром., 100; б. м., Афан. 2, 408; Вин. 1, 22-26; Забыл., 331, 357; дело ХVII в., Майк., 484; первоверховные апостолы: Забайк. о., Майк., 469; б. м., Демич, 30; верховные апостолы: Арх. г., Ефим. 2, 166-168, 222; ркп. Х VIII в. из Воронежа, Майк., 566-567; Ворон. г., Селиванов, 91, 99; б. м., Щапов, 62; святые верховные апостолы: Волог. г., Иванов, 135; грозные воеводы небесных сил и первоверховные апостолы: Волог. г., Шерем., 51-53; святые апостолы: Арх. г., Майк., 553-555; Волог. г., Срезн. 03, 151; Шуст., 128; ркп. ХVIII в. из Симб. г., Майк., 507-508; апостолы: Костр. г., Вин. 2, 10-11; Яросл. г., Балов, 427; небесные заступники: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; святые государь Петр и Павел, верховный апостол (1 персонаж): б. м., Зенб., 4. Вариантов имен не зафиксировано. ( 35 упоминаний. (Помогают: улучшить улов рыбы (мотив золотых ключей); победить в кулачном бою.
Защищают: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр .; людей от нечистых духов (дьявола); людей от врагов вообще; людей от начальства (мотивы мертвых тел и ключей); от любого оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий (две последних функции преобладают; вновь мотив ключей). Исцеляют: людей от зубной боли; людей от кровотечения из ран; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от укуса змеи; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; лошадей от потницы. ( Петру и Павлу, по народным представлениям, поручены ключи от рая ("царствия небесного"), что отразилось и в заговорных текстах. ( Память свв. апостолов Петра и Павла 29 июня. Целительные их функции во многом, видимо, обусловлены парностью, сближающей их, как и пары Макарий - Антоний или Антипий - Иоанн Богослов, с персонажами древних близнечных культов (см.,напр.: Топоров 1987б). Кстати, пары эти могут легко замещать друг друга в аналогичных текстах: ср. заговоры от зубной боли, опубликованные Майковым (Майк., 451-452). ( Ср. также в сербском заговоре от смерти младенца: "св. Петар и Павал, апостоли Христови, держите ключе. Z. небесъ..." (Kova(evi(1878, 283). МАТФЕЙ, МАРК, ЛУКА, ИОАНН = Апостолы-евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Соображения краткости не позволяют привести все зафиксированные варианты и последовательности их имен, поскольку тождественных наборов почти нет. Чаще всего встречаются последовательности: Матфей, Марк, Лука, Иоанн; Лука, Марк, Матфей, Иоанн; Иоанн, Лука, Марк, Матфей; всего вариантов расположения имен более десяти. Фонетические и орфографические варианты имен: Мат"ей: Арх., Костр., Новг., Яросл. г.; Матфей: Костр. г.; Матф±й: Новг. г.; Матвей: Арх. г., Дон, Новг. г., Сибирь; Матв±й: Арх., Волог., Костр., Новг., Ряз. г.; Матвий: Забайк. о.; Мат"±й и Мат"ий: б. м.; Марк: Арх. г., Волог. г., Дон, Костр., Новг., Ряз. г.; Марко: Арх. г., Забайк. о., Костр. г., Сибирь, Яросл. г.; Марка: б. м.; Лука: Арх., Волог. г., Дон, Забайк. о., Костр., Новг., Ряз. г., Сибирь, Яросл. г.; Лукоян: Костр. г.; Иоанн (Богослов): Арх., Волог. г., Дон, Забайк. о., Костр., Новг. г., Ряз. г., Сибирь, Яросл. г.; Иван: Костр. г. Источники: Вин. 1, 53-56; Вин. 2, 6-7, 80; Вохин, 490; Гром., 93-95; Ефим. 2, 156, 170-172, 183-184, 205, 206-208; Забыл., 322, 353-354, 356, 422; Зенб., 3; Иванов, 139; Майк., 443-444, 461-465, 469, 530-539; Майк. 91, 136; Озар., 309; Попов, 237-239; Тих. Пам., 352-353; Щапов, 62. В заговоре от лихорадки встретилась любопытная четверка - четыре евангелиста: первый Марк, второй Лука, третий ИванПятитечий, четвертый Иуда (Прианг., Кляус, 8). ( 32 упоминания + 1 раз последняя четверка. ( О различии имен Матфий и Матфей, в нашем случае не соблюденном, см.: Успенский 1969, 215. Иван Пятитечий, очевидно, искаженный Иоанн Предтеча. (Помогают: в охоте на птиц; закрепляют слова замком. Защищают: людей от нечистых духов (дьявола ); людей от начальства; от любого оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий. Исцеляют: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др. (мотив отстреливания). ( Авторы четырех канонических Евангелий, почему и упоминаются обычно вместе. ( В белорусском заговоре "чатыры вангалистыя: Матвей и Марка, и Лука и Иван Баслов " защищают от домового, который портит скотину, а также от опасностей, если случится ночевать не дома (Роман., 1).
ЛУКА = Апостол Лука: Тоб. г., Майк., 501; св. апостол Лука: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 496; св. Лука, апостол Христов: Волог. г., Срезн. 03, 150; б. м., Елеон., 48; св. Лука: Арх. г., Ефим. 2, 183; св. Лука евангелист: Онега, Ефим. 2, 166-168; б. м., Зенб., 3; Лука, великий помощник: Амур, Азад., 013; Орл. г., Попов, 237; б. м., Майк., 466; Даль, 37; Лука: Арх. о., Песк., 22; Ворон. г., Майк., 504; Костр. г., Песк., 25; Прианг., Кляус, 8; св. государь Лука евангелист: Волог. г., Иваницк., 138. Дважды в охотничьем и в пастушьем заговоре встретился ЛукаЗалутчик (вместе со Стефаном Попутчиком ®): Вятск. г., Майк., 540-541; ЛукаЗалушник (со Стефаном Попутником ®): ркп. из Тобольской г., Майк., 545-546. ( 18 упоминаний. ( Вариантов имени не зафиксировано. Обычно обороняет от луков, отводит стрелы и др. оружие; залучает зверей в ловушки или солучает стадо в одно место. Е. Елеонская (1994, 132) справедливо указывала на важность здесь, как и в случае с Тихоном, утишающим болезни и начальство, фонетического созвучия. Перед нами типичный пример магии, основанной на представлении о связи объектов, явлений, процессов, обладающих тождественными или сходными именами. См. об этом также: Черепанова 1983а, 72. (Помогает: в охоте; в охоте на птиц; отыскать пропавшую скотину. Защищает: людей от сатаны, колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от стрел из луков; скот от всех несчастий. Исцеляет: людей от всех болезней; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Память св. апостола и евангелиста Луки (( 84 г.) - 18 окт. По преданию, он "первый начал писать иконы Богоматери с Предвечным Младенцем" (Ганченко 1995, 160). Еще св. Лука праздновался 27 июля, преп. Лука - 7 сент., преп. Лука Столпник - 11 дек. Представление о них также могло оказать влияние на данный персонаж. ( Апостолу Луке "молятся об исцелении болезни глаз и о помощи при изучении иконописания" (Ганченко 1995, 160). ПЕТР = Апостол Петр (без Павла): Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 3750; Костр. г., Вин. 2, 10; б. м., Забыл., 322; Майк., 493. ( 4 упоминания. (Закрепляет слова ключом, замком, печатью. Защищает: скот от всех несчастий (мотив ключей); храм (дом) от нечистой силы и порчи. Исцеляет: людей от укуса змеи (советует, как " обколить ", т. е. обвести кругом змеиный укус). ( Постоянный атрибут - ключи. СИМОН (ЗИЛОТ) СВ = Св. Симон: Костр. г., Вин. 1, 72-74; СимеонЗилот: Ворон. г., Майк., 519. ( 4 упоминания. ( Форма Симеон Зилот представляет собой контаминацию имен св. Симеона и св. Симона Зилота: эти имена в силу фонетической близости могли легко смешиваться. Ср.: Сидор, Симон, Онисим, Осип ®.
(Помогает: улучшить урожай целебных трав. Защищает: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Память св. апостола Симона Зилота 10 мая, а также 30 июня (Собор двунадесяти Апостолов). ( "На Симона Зилота земля именинница, - грех пахать" (Ермолов 1905, 268), день этот - удобнейший для посева пшеницы (Добровольский 1914, 268). ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) ИОАНН БОГОСЛОВ = Иоанн Богослов: Арх. г., Ефим. 2, 202, 166-168; Песк., 69; Волог. г., Попов, 237; Калуж. г., Майк., 452; Олон. г., Срезн. 13, 487-488; Томск. г., Майк., 451; Иоанн Богослов, друг Христов: Волог. г., Срезн. 03, 148; Иоанн друг: Пермск. г., Майк., 498; Иванн Богослов: Олон. г., Срезн. 13, 494; Иван Богослов: Вятск. о., Лобан., 14 (то же: Иван., 87); Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 3750; ркп. ХVIII в. из Сарат. г., Майк., 506-507; Иван -Богослов, друг Христов: Костр. г., Песк., 25. ( 13 упоминаний. (дополнения Топоркова в письме) (Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от начальства; скот от всех несчастий. Исцеляет: людей от зубной боли; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; помогает при родах; людей от укуса змеи; детей от родимчика (детская болезнь). ( В зубном заговоре интересный мотив беседы с Христом: Иоанн спрашивает у Него, болят ли у мертвых зубы. Христос отвечает: "Не болят у мертвых зубы до второго святого пришествия Христова" (Песк., 69). В заговоре от крови мотив отсутствия крови при отрубании св. головы Иоанна. ( Память св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова 8 мая. ( Согласно "Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны...", помогает в изучении иконного писания (Щапов, 64; см. также Ганченко 1995, 149). По народным воззрениям, покровитель каллиграфии (Щапов, 69). Функцию зубного целителя, возможно, перенял от своего ученика муч. Антипы (см.: Яцимирский 1913, ч. 2, 44). ( В украинском заговоре на него оставляет нас Христос (Иванов 1885, 736). МАРК = Апостол Марк (самостоятельно): Тарский окр. (совр. Омская о.), Майк., 501; Марк: Арх. о., Песк., 22; Марко: Костр. г., Песк.. 25. ( 4 упоминания. (Защищает: людей от сатаны, колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр. Исцеляет: людей от всех болезней. ( Мотив отстреливания из луков. ИУДА = Иуда: Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 2013; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 504; Прианг., Кляус, 8. ( 4 упоминания. (Исцеляет: людей от кровотечения из ран; людей от лихорадки. ( Выступает в обычной функции "мертвеца" (ср. связанный с ним апокрифический мотив: "удавился у горка [т. е. горького] древа осины" в заговоре из: Срезн. 13, 504), и потому объективно оказывается защитником, несмотря на свой антисакральный статус. ( Апостол, предавший Христа. Впрочем, во второй функции, возможно, выступает второй апостол с тем же именем, поскольку в тексте заговора он причислен к числу евангелистов, то есть осмыслен как сакральный персонаж (см.: Кляус, 8). Потому, а также в силу его объективной функции помощника, статья помещена здесь, а не в рубрике " Демонизированные персонажи ".
( В украинском заговоре Июде на ноги посылается болезнь (Мансикка 1909, 15). На Украине также зафиксирована легенда, что Иуда повесился на осине ("як по осиц± Юда в±шався...": Еф., 42), отчего ее листья беспрерывно дрожат (см., напр.: Вовк 1995, 177). ПАВЕЛ = Апостол Павел, великий помощник: Амур, Азад., 013; Орл. г., Попов, 237; б. м., Даль, 37; Майк., 466 (разные списки одного заговора); Прианг., Кляус, 8 (см.: Петр и Павел ®). ( 5 упоминаний. (Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ = Св. апостол Андрей первозванный: Арх. г., Ефим. 2, 166-168. ( 1 упоминание. (Защищает: скот от всех несчастий. ( Небесный покровитель России. Память его 30 ноября. КУЗЬМА, МИХАЙЛА, ИСИМАН = Ляжить три листа, у тых листах трех апостылы(: у первым листу святога Кузьм±, у другом лист± святога Михайли, у третьим лист± святога Исимана: Смол. г., Добр., 170-171. ( 1 упоминание. ( Исиман исцеляет: людей от лихорадки. ( Имя Исиман неизвестно месяцесловам. ФИЛИПП = Филипп, святитель (апостол) Христов: Арх. г., Ефим. 2, 166-168. ( 1 упоминание. (Защищает: скот от всех несчастий. ( Память св. апостола Филиппа 11 окт. и 14 нояб. ПРАОТЦЫ И ПАТРИАРХИ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.130.70 (0.052 с.) |