Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Посмотрил, пострелил, воротилСодержание книги
Поиск на нашем сайте
= Три браты, три ангели: брат Посмотри(л), (его брат Пострелил), его брат Вороти(л) [фрагменты в скобках реконструированы в испорченной рукописи издателями на основании дальнейшего текста]: Сибирь, Тур., 28. ( 1 упоминание. (( "Редкостные и уж никак не канонические имена ангелов-хранителей указывают на незаурядное филологическое чутье и изобретательность автора, превратившего русские глаголы в третьем лице единственного числа прошедшего времени в имена небесных сил. Остается лишь гадать, был ли он начитанным книжником, знавшим, что окончание -ил (-эль) в древнееврейских именах означает Бог, либо просто руководствовался формой традиционных ангельских имен. Первое отнюдь не исключено: истолкование значений и ангельских имен, и других, включающих частицу -ил, довольно часто встречается в древнерусских словарях-азбуковниках, начиная с XIII в. Сакральному значению частицы -ил посвящен даже популярный апокрифический сюжет о борьбе Бога и дьявола, когда побежденный гордец Сатанаил был наказан в числе прочего и усечением имени, а победитель Миха за помощь Всевышнему стал архангелом Михаилом. Сюжет проник и в русский фольклор: как сказку, слышанную в детстве, вспоминает его в начале своих мемуаров великий певец Федор Шаляпин" (Турилов, Чернецов 1994, 28). (Защищают: людей от врагов, чародеев, порчи. ( Сидят на святом золотом дереве на святом море Акияне ®. Посмотрил показывает супостата, Пострелил стреляет "спорщика, и супротивника, и чародейщыка", Воротил отвращает от субъекта "всю силу неприятную". РАГУИЛ = Ангел Рагуил: ркп. из Волог. г., Срезн. 03, 148. ( 1 упоминание. (Защищает: людей от начальства. ( Этот ангел, не значащийся в месяцесловах греческой и русской Православной церкви, упомянут под 1 сентября в абиссинском календаре, составленном Иовом Людольфом, писателем эфиопской истории, на основании абиссинского стишного синаксаря, созданного не ранее XV в. (Historia Aethiopica Iobi Ludolphi. - V. II. - 1691. - Р. 389; см.: Сергий 1901, т. 1, 682, 393-394). РАЗОИЛ = Ангел Разоил: б. м., Забыл., 356. ( 1 упоминание. ( Вероятно, вариант имени Рагуил ®. (Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Такой ангел не значится в месяцесловах, не упомянут в Писании. Имяотвергается церковной традицией. САХАИЛ = Сахаил: б. м., Забыл., 357. ( 1 упоминание. (Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Имя ангела Сахаила упомянуто в древнем списке апокрифических книг как входящее в текст "лживых молитв" от трясавицы (см.: Громыко 1975, 94). Ср. также св. Сихаила ®, который вполне может оказаться его вариантом. ( Ср. ангела Сасахваила в белорусском заговоре (Роман., 8). СЕЛАФИИЛ = Ангел Селафиил: Яросл. г., Балов, 425-426. ( 1 упоминание. (Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Такой ангел не значится в месяцесловах, не упомянут в Писании. Имяотвергается церковной традицией. ТАРАИЛ = Ангел Тараил: Волог. г., Срезн. 03, 148. ( 1 упоминание. (Защищает: людей от начальства. ( Такой ангел не значится в месяцесловах, не упомянут в Писании. Имяотвергается церковной традицией. УГАСИИЛ = Ангел Угасиил: б. м., Забыл., 322. ( 1 упоминание. (Защищает: храм (дом) от нечистой силы и порчи; ( Такой ангел не значится в месяцесловах, не упомянут в Писании. Имяотвергается церковной традицией. АПОСТОЛЫ ПОМОЩНИКИ МАТФЕЙ = Св. Матфей (евангелист): Арх. г.. Ефим. 2, 183. ( 1 упоминание. (Помогает: в охоте на птиц. ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) ПЕТР И ПАВЕЛ = Петр и Павел (обычно упоминаются вместе): Арх. г., Ефим. 2, 146, 156; Волог. г., Иванов, 134; Вин. 1, 63; Влад. г., Майк., 451; Вятск. г., Осокин, 4; Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 2025-2026; МГУ-59, ФЭ-03: 4549-4550; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 494; Сибирь, Гром., 100; б. м., Афан. 2, 408; Вин. 1, 22-26; Забыл., 331, 357; дело ХVII в., Майк., 484; первоверховные апостолы: Забайк. о., Майк., 469; б. м., Демич, 30; верховные апостолы: Арх. г., Ефим. 2, 166-168, 222; ркп. Х VIII в. из Воронежа, Майк., 566-567; Ворон. г., Селиванов, 91, 99; б. м., Щапов, 62; святые верховные апостолы: Волог. г., Иванов, 135; грозные воеводы небесных сил и первоверховные апостолы: Волог. г., Шерем., 51-53; святые апостолы: Арх. г., Майк., 553-555; Волог. г., Срезн. 03, 151; Шуст., 128; ркп. ХVIII в. из Симб. г., Майк., 507-508; апостолы: Костр. г., Вин. 2, 10-11; Яросл. г., Балов, 427; небесные заступники: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; святые государь Петр и Павел, верховный апостол (1 персонаж): б. м., Зенб., 4. Вариантов имен не зафиксировано. ( 35 упоминаний. (Помогают: улучшить улов рыбы (мотив золотых ключей); победить в кулачном бою. Защищают: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр .; людей от нечистых духов (дьявола); людей от врагов вообще; людей от начальства (мотивы мертвых тел и ключей); от любого оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий (две последних функции преобладают; вновь мотив ключей). Исцеляют: людей от зубной боли; людей от кровотечения из ран; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от укуса змеи; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; лошадей от потницы. ( Петру и Павлу, по народным представлениям, поручены ключи от рая ("царствия небесного"), что отразилось и в заговорных текстах. ( Память свв. апостолов Петра и Павла 29 июня. Целительные их функции во многом, видимо, обусловлены парностью, сближающей их, как и пары Макарий - Антоний или Антипий - Иоанн Богослов, с персонажами древних близнечных культов (см.,напр.: Топоров 1987б). Кстати, пары эти могут легко замещать друг друга в аналогичных текстах: ср. заговоры от зубной боли, опубликованные Майковым (Майк., 451-452). ( Ср. также в сербском заговоре от смерти младенца: "св. Петар и Павал, апостоли Христови, держите ключе. Z. небесъ..." (Kova(evi(1878, 283). МАТФЕЙ, МАРК, ЛУКА, ИОАНН = Апостолы-евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Соображения краткости не позволяют привести все зафиксированные варианты и последовательности их имен, поскольку тождественных наборов почти нет. Чаще всего встречаются последовательности: Матфей, Марк, Лука, Иоанн; Лука, Марк, Матфей, Иоанн; Иоанн, Лука, Марк, Матфей; всего вариантов расположения имен более десяти. Фонетические и орфографические варианты имен: Мат"ей: Арх., Костр., Новг., Яросл. г.; Матфей: Костр. г.; Матф±й: Новг. г.; Матвей: Арх. г., Дон, Новг. г., Сибирь; Матв±й: Арх., Волог., Костр., Новг., Ряз. г.; Матвий: Забайк. о.; Мат"±й и Мат"ий: б. м.; Марк: Арх. г., Волог. г., Дон, Костр., Новг., Ряз. г.; Марко: Арх. г., Забайк. о., Костр. г., Сибирь, Яросл. г.; Марка: б. м.; Лука: Арх., Волог. г., Дон, Забайк. о., Костр., Новг., Ряз. г., Сибирь, Яросл. г.; Лукоян: Костр. г.; Иоанн (Богослов): Арх., Волог. г., Дон, Забайк. о., Костр., Новг. г., Ряз. г., Сибирь, Яросл. г.; Иван: Костр. г. Источники: Вин. 1, 53-56; Вин. 2, 6-7, 80; Вохин, 490; Гром., 93-95; Ефим. 2, 156, 170-172, 183-184, 205, 206-208; Забыл., 322, 353-354, 356, 422; Зенб., 3; Иванов, 139; Майк., 443-444, 461-465, 469, 530-539; Майк. 91, 136; Озар., 309; Попов, 237-239; Тих. Пам., 352-353; Щапов, 62. В заговоре от лихорадки встретилась любопытная четверка - четыре евангелиста: первый Марк, второй Лука, третий ИванПятитечий, четвертый Иуда (Прианг., Кляус, 8). ( 32 упоминания + 1 раз последняя четверка. ( О различии имен Матфий и Матфей, в нашем случае не соблюденном, см.: Успенский 1969, 215. Иван Пятитечий, очевидно, искаженный Иоанн Предтеча. (Помогают: в охоте на птиц; закрепляют слова замком. Защищают: людей от нечистых духов (дьявола ); людей от начальства; от любого оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий. Исцеляют: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др. (мотив отстреливания). ( Авторы четырех канонических Евангелий, почему и упоминаются обычно вместе. ( В белорусском заговоре "чатыры вангалистыя: Матвей и Марка, и Лука и Иван Баслов " защищают от домового, который портит скотину, а также от опасностей, если случится ночевать не дома (Роман., 1). ЛУКА = Апостол Лука: Тоб. г., Майк., 501; св. апостол Лука: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 496; св. Лука, апостол Христов: Волог. г., Срезн. 03, 150; б. м., Елеон., 48; св. Лука: Арх. г., Ефим. 2, 183; св. Лука евангелист: Онега, Ефим. 2, 166-168; б. м., Зенб., 3; Лука, великий помощник: Амур, Азад., 013; Орл. г., Попов, 237; б. м., Майк., 466; Даль, 37; Лука: Арх. о., Песк., 22; Ворон. г., Майк., 504; Костр. г., Песк., 25; Прианг., Кляус, 8; св. государь Лука евангелист: Волог. г., Иваницк., 138. Дважды в охотничьем и в пастушьем заговоре встретился ЛукаЗалутчик (вместе со Стефаном Попутчиком ®): Вятск. г., Майк., 540-541; ЛукаЗалушник (со Стефаном Попутником ®): ркп. из Тобольской г., Майк., 545-546. ( 18 упоминаний. ( Вариантов имени не зафиксировано. Обычно обороняет от луков, отводит стрелы и др. оружие; залучает зверей в ловушки или солучает стадо в одно место. Е. Елеонская (1994, 132) справедливо указывала на важность здесь, как и в случае с Тихоном, утишающим болезни и начальство, фонетического созвучия. Перед нами типичный пример магии, основанной на представлении о связи объектов, явлений, процессов, обладающих тождественными или сходными именами. См. об этом также: Черепанова 1983а, 72. (Помогает: в охоте; в охоте на птиц; отыскать пропавшую скотину. Защищает: людей от сатаны, колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от стрел из луков; скот от всех несчастий. Исцеляет: людей от всех болезней; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Память св. апостола и евангелиста Луки (( 84 г.) - 18 окт. По преданию, он "первый начал писать иконы Богоматери с Предвечным Младенцем" (Ганченко 1995, 160). Еще св. Лука праздновался 27 июля, преп. Лука - 7 сент., преп. Лука Столпник - 11 дек. Представление о них также могло оказать влияние на данный персонаж. ( Апостолу Луке "молятся об исцелении болезни глаз и о помощи при изучении иконописания" (Ганченко 1995, 160). ПЕТР = Апостол Петр (без Павла): Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 3750; Костр. г., Вин. 2, 10; б. м., Забыл., 322; Майк., 493. ( 4 упоминания. (Закрепляет слова ключом, замком, печатью. Защищает: скот от всех несчастий (мотив ключей); храм (дом) от нечистой силы и порчи. Исцеляет: людей от укуса змеи (советует, как " обколить ", т. е. обвести кругом змеиный укус). ( Постоянный атрибут - ключи. СИМОН (ЗИЛОТ) СВ = Св. Симон: Костр. г., Вин. 1, 72-74; СимеонЗилот: Ворон. г., Майк., 519. ( 4 упоминания. ( Форма Симеон Зилот представляет собой контаминацию имен св. Симеона и св. Симона Зилота: эти имена в силу фонетической близости могли легко смешиваться. Ср.: Сидор, Симон, Онисим, Осип ®. (Помогает: улучшить урожай целебных трав. Защищает: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Память св. апостола Симона Зилота 10 мая, а также 30 июня (Собор двунадесяти Апостолов). ( "На Симона Зилота земля именинница, - грех пахать" (Ермолов 1905, 268), день этот - удобнейший для посева пшеницы (Добровольский 1914, 268). ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) ИОАНН БОГОСЛОВ = Иоанн Богослов: Арх. г., Ефим. 2, 202, 166-168; Песк., 69; Волог. г., Попов, 237; Калуж. г., Майк., 452; Олон. г., Срезн. 13, 487-488; Томск. г., Майк., 451; Иоанн Богослов, друг Христов: Волог. г., Срезн. 03, 148; Иоанн друг: Пермск. г., Майк., 498; Иванн Богослов: Олон. г., Срезн. 13, 494; Иван Богослов: Вятск. о., Лобан., 14 (то же: Иван., 87); Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 3750; ркп. ХVIII в. из Сарат. г., Майк., 506-507; Иван -Богослов, друг Христов: Костр. г., Песк., 25. ( 13 упоминаний. (дополнения Топоркова в письме) (Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от начальства; скот от всех несчастий. Исцеляет: людей от зубной боли; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; помогает при родах; людей от укуса змеи; детей от родимчика (детская болезнь). ( В зубном заговоре интересный мотив беседы с Христом: Иоанн спрашивает у Него, болят ли у мертвых зубы. Христос отвечает: "Не болят у мертвых зубы до второго святого пришествия Христова" (Песк., 69). В заговоре от крови мотив отсутствия крови при отрубании св. головы Иоанна. ( Память св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова 8 мая. ( Согласно "Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны...", помогает в изучении иконного писания (Щапов, 64; см. также Ганченко 1995, 149). По народным воззрениям, покровитель каллиграфии (Щапов, 69). Функцию зубного целителя, возможно, перенял от своего ученика муч. Антипы (см.: Яцимирский 1913, ч. 2, 44). ( В украинском заговоре на него оставляет нас Христос (Иванов 1885, 736). МАРК = Апостол Марк (самостоятельно): Тарский окр. (совр. Омская о.), Майк., 501; Марк: Арх. о., Песк., 22; Марко: Костр. г., Песк.. 25. ( 4 упоминания. (Защищает: людей от сатаны, колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр. Исцеляет: людей от всех болезней. ( Мотив отстреливания из луков. ИУДА = Иуда: Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 2013; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 504; Прианг., Кляус, 8. ( 4 упоминания. (Исцеляет: людей от кровотечения из ран; людей от лихорадки. ( Выступает в обычной функции "мертвеца" (ср. связанный с ним апокрифический мотив: "удавился у горка [т. е. горького] древа осины" в заговоре из: Срезн. 13, 504), и потому объективно оказывается защитником, несмотря на свой антисакральный статус. ( Апостол, предавший Христа. Впрочем, во второй функции, возможно, выступает второй апостол с тем же именем, поскольку в тексте заговора он причислен к числу евангелистов, то есть осмыслен как сакральный персонаж (см.: Кляус, 8). Потому, а также в силу его объективной функции помощника, статья помещена здесь, а не в рубрике " Демонизированные персонажи ". ( В украинском заговоре Июде на ноги посылается болезнь (Мансикка 1909, 15). На Украине также зафиксирована легенда, что Иуда повесился на осине ("як по осиц± Юда в±шався...": Еф., 42), отчего ее листья беспрерывно дрожат (см., напр.: Вовк 1995, 177). ПАВЕЛ = Апостол Павел, великий помощник: Амур, Азад., 013; Орл. г., Попов, 237; б. м., Даль, 37; Майк., 466 (разные списки одного заговора); Прианг., Кляус, 8 (см.: Петр и Павел ®). ( 5 упоминаний. (Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ = Св. апостол Андрей первозванный: Арх. г., Ефим. 2, 166-168. ( 1 упоминание. (Защищает: скот от всех несчастий. ( Небесный покровитель России. Память его 30 ноября. КУЗЬМА, МИХАЙЛА, ИСИМАН = Ляжить три листа, у тых листах трех апостылы(: у первым листу святога Кузьм±, у другом лист± святога Михайли, у третьим лист± святога Исимана: Смол. г., Добр., 170-171. ( 1 упоминание. ( Исиман исцеляет: людей от лихорадки. ( Имя Исиман неизвестно месяцесловам. ФИЛИПП = Филипп, святитель (апостол) Христов: Арх. г., Ефим. 2, 166-168. ( 1 упоминание. (Защищает: скот от всех несчастий. ( Память св. апостола Филиппа 11 окт. и 14 нояб. ПРАОТЦЫ И ПАТРИАРХИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.102.18 (0.012 с.) |