ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НАЗВАНИЯ ОБЪЕКТОВ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛОКУСАМИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРА



РЕКИ-ПОМОЩНИЦЫ

Реки в заговорах могут не только выступать в качестве эквивалентов границы или периферийных локусов мифологического пространства, но и быть помощницами, как и антропоморфные персонажи, звезды, змеи и пр., сохраняя при этом свойства географического объекта, как бы полуперсонифицируясь. В качестве ИС рек-помощниц в заговоры часто вводились реальные гидронимы (потамонимы), названия местных рек (об этом и вообще о названиях заговорных рек см.: Агеева 1988).

ВОЛГА

= Волга: Алтай, Майк., 543 (вместе с Камой); Арх. о., МГУ-73, ФЭ-09: 7526; Волог. г., Иванов, 140; Новг. г., Сах., 35; ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 484; б. м., Сах., 23.

( 7 упоминаний.

( ( Обычно выступает, как и прочие реальные реки, в качестве волшебной помощницы: помогает в охоте, не дает расходиться пасущемуся скоту (по принципу симпатической магии: как река течет - так бы текли звери или скотина), смывает болезни и сглаз, порчу, тоску. Кроме того, за ней и на ней могут находиться различные волшебные персонажи: девица - повелительница пуль; лебедь княжая с княжева двора; муж ведун, заговаривающий раны.

(Об отождествлениях типа Дон = Дунай, Волга = море в песнях см.: Хроленко 1992, с. 31-33.

ЛЕДЬ

= Матушка Ледь река: Арх. г., Мансик.,131; пойду на Ледь реку: Арх. г., Мансик., 132.

( 2 упоминания.

( Реальная река в Арх. о.

( Смывает тоску и печаль; во втором тексте по ней плывет кокора (дерево с корнем - см.: Даль, т. 2, 134), на которой дерутся два чертенка (заговор на отворот любви).

МЕЗЕНЬ

= Матушка-Мезень: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6647.

( 2 упоминания.

( Реальная река в Арх. о.

( Смывает тоску.

НЕПРЬ

= Непрь (Р. п. - Напр(): ркп. из Костр. г., Вин. 2, 35.

( 2 упоминания.

(От Днепр, о чем см.: Соколов 1912; ср. также русские потамонимы Непра, Непрушка и др., а также многочисленные балтийские гидронимы с тем же корнем, приводимые в работе: Топоров 1977б, 71. См. также: Гин 1997.

( Из нее выносит осенний лед - так бы выносило тоску по такой-то.

САЛАМАНИДА (ИРДАНЬ, ВУТЯ)

= Сла(на рика Ирдань Саламанида: Смол. г., Добр., 176; сла(на рика Вутя, сла(на рика Саламанида: Смол. г., Добр., 175. Ср. р. Иордан®, бабушку Соломониду® и церковь Салманиду®.

( 2 упоминания.

( Смывает сглаз (уроки).

( В первом тексте "ишла па святым гарам, па жа(тым пискам, пу крутым бирижкам, пу зяленым лужкам, пу махам, пу балотам, па гнилым калодам" и смывала их - так бы и уроки. Во втором "выхадила з вастока, с биластока и са (сих четырех старон, атмывала крутыи биряги, аткрывала жа(ты пяски".

ШОРДА

= Шорда: Арх. г., Ефим. 2, 179; Майк., 551.

( 2 упоминания.

( Реальная река в Арх. о., впадает в р. Нельдигу, а та - в р. Мехренгу.

( Течет, смывая берега - так смывай зло (порчу) с винтовки.

ВАРВАРА, НАСТАСЕЯ, ПАРАСКОВЕЯ

= Варвара, Настасея, Парасковея: Новг. г., Майк., 459.

( 1 упоминание.

(Ср. те же и сходные антропонимы, образующие вкупе некое поле и именующие персонифицированные звезды, змей, девиц и др. в заговорах.

(Обмывают золотуху.

ДАРЬЯ, МАРЬЯ

= Перва речка Дарья, вторая речка - Марья: Вятск. о., Иван., 71.

( 1 упоминание.

( Имена, вероятно, восходят к именам звезд, выступающих в той же функции покровительства младенцам.

( Исцеляют:младенцев от бессонницы, для чего дают воды вместе с безымянной третьей речкой.

ДВИНА

= Быстрая Двина: Арх, Майк., 553-555 (ср. царь Двинской®).

( 1 упоминание.

( Когорта святых загоняет в ней рыбу в рыбацкие сети.

КОТОРОСЛЬ

= Река Которосль: Волог., Иванов, 140.

( 1 упоминание.

( Реальная река, у впадения которой в Волгу стоит г. Ярославль.

( Как она течет - так теките и бегите птицы и зайцы (в охотничьем заговоре).

ОКА

= Ока: Новг. г., Майк., 511.

( 1 упоминание.

( Бежит в чистом поле, обмывает берега - так бы и болезни.

ОМУР

= Омур река: Амур, Азад., 06.

( 1 упоминание.

( Выступает в качестве волшебной помощницы.

( У нее берег с берегом не сходится.

ПЕЖМА

= П±жма река: Арх, Ефим. 2, 186-187.

( 1 упоминание.

( Очевидно, р. Пижма бассейна Печоры.

( Выступает в качестве волшебной помощницы в охотничьем заговоре.

РОСТИЛА

= Река Ростила: Волог. г., Зеленин 1914, 230.

( 1 упоминание.

( Выступает в качестве волшебной помощницы.

ЦОН

= Цон: Орл. г., Попов, 236.

( 1 упоминание.

(Реальный левый приток Оки.

( Текла, подтекала, желты пески подмывала, из зуб боль вынимала.

СТРАНЫ, ЗЕМЛИ

ПАПАРИМСКИЯ ЗЕМЛИ

= Папаримскiя земли: б. м., Майк., 556 (то же: Щапов, 52-54).

(1 упоминание.

(Ср. в том же тексте Нарименские® и Рымские® горы.

( Архангел Гавриил, Изосима и Савватий посылаются туда за пчелиными крапчиком и маткой.

РОССИЯ

Все упоминания топонима рассмотрены в группе названий второго круга мифологического мира®.

ГОРОДА

ВИФЛЕЕМ

= Ви"леем: Дон, Майк. 91, 135, 136; Ви"лием: Костр. г., Вин. 1, 38-39; Вифлеем: Волог. г., Иванов, 136; Вифлием: Арх. г., Ефим. 2, 188.

(5 упоминаний.

( Реальный территориальный указатель. Вифлеем (в смысле - 'городская стена') выступает в качестве магического круга, защищающего человека от различных опасностей. Становится вокруг субъекта, его охотничьего промысла или свадебного поезда. Функционально аналогичен железному тыну.

(Родина ветхозаветного царя Давида и место рождения Христа (последнее обстоятельство упомянуто в одном из заговоров).

КИЕВ (ВЕДЬМА КИЕВСКАЯ)

= Ведьма Киевская: б. м., Сах., 19, 26, 44.

( 3 упоминания.

(Реальный территориальный указатель.

( По сведениям Д. Ушакова, "есть предания, что колдуны и ведьмы завелись первоначально в Киеве и оттуда уже разбрелись по всей земле" (Ушаков 1896, 166). В. Даль указывал, что "ведьма... водится собственно на Украйне, а Лысая гора под Киевом служит сборищем всех ведьм..." (Даль 1880, 60).

( О Киеве в русском эпосе см.: Кондратьева 1967, 162-165;

МОСКВА

= Москва (с устойчивыми эпитетами "белокаменная" и "матушка каменна"): б. м., Сах., 29; Олон. г., Мансикка, 230.

( 2 упоминания.

( ( Реальный территориальный указатель. Выступает в присушке, где посреди белокаменной Москвы тоскует девица, и в заговоре, где упомянут находящийся в ней царь Иван Васильевич®.

( О Москве врусском эпосе см.: Кондратьева 1967, 180-183.

ЕФЕСТ

= Ефест: Костр. г., Вин. 1, 72-73.

( 1 упоминание.

( Возможно, контаминация топонима Эфес (ионический город в Малой Азии) и теснима Гефест.

( Город Эфес упоминается в списке "Сна Богородицы" (Волог. о., Адон., 29).

МУРОМ (ВЕДЬМА МУРОМСКАЯ)

= Сестра ее (ведьмы) Муромская: б. м., Сах., 19.

( 1 упоминание.

( Реальный территориальный указатель.

НОВГОРОД (БОГАТЫРИ НОВГОРОДСКИЕ)

= Богатыри Новгородские: б. м., Сах., 26.

( 1 упоминание.

( Реальный территориальный указатель.

( Сбруя богатырей новгородских скрыта в тереме Владимира-князя® (для человека, идущего на войну).

РИМ (ПАПА РИМСКАЯ)

= Церковь папы Римской: Костр. г., Вин. 2, 26-28.

(1 упоминание.

( В результате бытования в народе письменного текста заговора произошло переосмысление непонятного слова "папа" как слова женского рода.

( Стоит на белом камне Латере®.

СИБИРЬ, КАЗАНЬ, АСТРАХАНЬ

= Сибирь, Казань, Астрахань: Симб. г., Майк., 522.

( 1 упоминание.

( Служат олицетворением клада в заговоре, читаемом при его поиске.

( Об Астрахани и Казани в русском эпосе см.: Кондратьева 1967, 187-189.

ЧАСТИ ГОРОДОВ

КРЕМЛЬ (КРЕМЛЕВСКАЯ СТЕНА)

= Кремлевская стена каменная: б. м., Сах., 27.

(5 упоминаний.

( Защищает от татар, бьет их, уберегает субъекта.

ГОРЫ

АФОН

= А"он-гора: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; Арх. г., Ефим. 2, 170-172; А"онские горы: Енис. г., Красн., 73; б. м., Сах., 24-25; сочетание Ахонские угодники: Смол. г., Попов, 234.

(5 упоминаний.

( ( Она может служить местом встречи с 12 лихорадками. В перечне из шести гор обладает способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться.

( Известный центр православной религиозности и церкви.

ВЕРТЕП

= Вертеп-гора: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; ркп. из Новгорода, Майк., 530-539.

(2 упоминания.

( От церковнославянского названия пещеры на восточном холме Вифлеема, где родился Христос (слово вертеп, собственно, и означает 'пещера').

( В перечне из шести гор обладает способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться. Закрепляет слова заговора.

( Упоминается, что она связана с рождением Христа.

ИЕРОСАЛИМСКИ

= Иеросалимски горы: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56.

(1 упоминание.

( ( В перечне из шести гор обладают способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться.

НАРИМЕНСКИЕ

=Нарименские горы: б. м., Майк., 556 (то же: Щапов, 52-54).

(1 упоминание.

(Вероятно, контаминация Рымских® гор и Папаримских® земель, встречающиеся в том же тексте. Не будучи реальным территориальным указателем, воспринимались, судя по всему, как таковой.

( Архангел Гавриил, Изосима и Савватий послылаются туда за пчелиными крапчиком и маткой.

ПАЛЕСТИНСКАЯ

=Палестинская гора: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56.

(1 упоминание.

( В перечне из шести гор обладает способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться.

РЫМСКИЯ

=Рымскiя горы: б. м., Майк., 556 (то же: Щапов, 52-54).

(1 упоминание.

(Ср. в том же тексте Нарименские® горы, Папаримския® земли. Возможно, восходят к представлению о семи римских холмах.

( Архангел Гавриил, Изосима и Савватий послылаются туда за пчелиными крапчиком и маткой.

СИНАЙ

Все упоминания топонима рассмотрены в группе названий второго круга мифологического мира®.

ФАВОР

Все упоминания топонима рассмотрены в группе названий второго круга мифологического мира®.

ИМЕНА (НАЗВАНИЯ) СТРОЕНИЙ

ЦЕРКВИ

САЛМАНИДА

= Церкы( Салманида: Смол. г., Добр., 191.

(1 упоминание.

( Соответствует центральному локусу традиционной модели мира. Стоит в синем море в заговоре от чемири (чемера - головная боль, угар, отравление [Меркулова 1969, 160]). На ней стоит Божья Матерь, отгоняющая чемирь. Ср. бабушку Соломониду® и реку Саламаниду®.

ЛАЗАРЕВА ЦЕРКОВЬ

= Лазарева церковь (в ней в гробнице Иван мертвец): Арх. г., Ефим. 2, 201-202 (ср. Лазарь®).

( 1 упоминание.

(Соответствует центральному локусу традиционной модели мира.

( Мотив мертвеца прямо связан с образом воскрешенного из мертвых Лазаря®.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.012 с.)