Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Названия объектов, не связанных с локусами мифологического мираСодержание книги
Поиск на нашем сайте
РЕКИ-ПОМОЩНИЦЫ Реки в заговорах могут не только выступать в качестве эквивалентов границы или периферийных локусов мифологического пространства, но и быть помощницами, как и антропоморфные персонажи, звезды, змеи и пр., сохраняя при этом свойства географического объекта, как бы полуперсонифицируясь. В качестве ИС рек-помощниц в заговоры часто вводились реальные гидронимы (потамонимы), названия местных рек (об этом и вообще о названиях заговорных рек см.: Агеева 1988). ВОЛГА = Волга: Алтай, Майк., 543 (вместе с Камой); Арх. о., МГУ-73, ФЭ-09: 7526; Волог. г., Иванов, 140; Новг. г., Сах., 35; ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 484; б. м., Сах., 23. ( 7 упоминаний. (( Обычно выступает, как и прочие реальные реки, в качестве волшебной помощницы: помогает в охоте, не дает расходиться пасущемуся скоту (по принципу симпатической магии: как река течет - так бы текли звери или скотина), смывает болезни и сглаз, порчу, тоску. Кроме того, за ней и на ней могут находиться различные волшебные персонажи: девица - повелительница пуль; лебедь княжая с княжева двора; муж ведун, заговаривающий раны. ( Об отождествлениях типа Дон = Дунай, Волга = море в песнях см.: Хроленко 1992, с. 31-33. ЛЕДЬ = Матушка Ледь река: Арх. г., Мансик.,131; пойду на Ледь реку: Арх. г., Мансик., 132. ( 2 упоминания. ( Реальная река в Арх. о. ( Смывает тоску и печаль; во втором тексте по ней плывет кокора (дерево с корнем - см.: Даль, т. 2, 134), на которой дерутся два чертенка (заговор на отворот любви). МЕЗЕНЬ = Матушка- Мезень: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6647. ( 2 упоминания. ( Реальная река в Арх. о. ( Смывает тоску. НЕПРЬ = Непрь (Р. п. - Напр(): ркп. из Костр. г., Вин. 2, 35. ( 2 упоминания. ( От Днепр, о чем см.: Соколов 1912; ср. также русские потамонимы Непра, Непрушка и др., а также многочисленные балтийские гидронимы с тем же корнем, приводимые в работе: Топоров 1977б, 71. См. также: Гин 1997. ( Из нее выносит осенний лед - так бы выносило тоску по такой-то. САЛАМАНИДА (ИРДАНЬ, ВУТЯ) = Сла(на рика Ирдань Саламанида: Смол. г., Добр., 176; сла(на рика Вутя, сла(на рика Саламанида: Смол. г., Добр., 175. Ср. р. Иордан ®, бабушку Соломониду ® и церковь Салманиду ®. ( 2 упоминания. ( Смывает сглаз (уроки). ( В первом тексте "ишла па святым гарам, па жа(тым пискам, пу крутым бирижкам, пу зяленым лужкам, пу махам, пу балотам, па гнилым калодам" и смывала их - так бы и уроки. Во втором "выхадила з вастока, с биластока и са (сих четырех старон, атмывала крутыи биряги, аткрывала жа(ты пяски". ШОРДА = Шорда: Арх. г., Ефим. 2, 179; Майк., 551. ( 2 упоминания. ( Реальная река в Арх. о., впадает в р. Нельдигу, а та - в р. Мехренгу. ( Течет, смывая берега - так смывай зло (порчу) с винтовки. ВАРВАРА, НАСТАСЕЯ, ПАРАСКОВЕЯ = Варвара, Настасея, Парасковея: Новг. г., Майк., 459. ( 1 упоминание. ( Ср. те же и сходные антропонимы, образующие вкупе некое поле и именующие персонифицированные звезды, змей, девиц и др. в заговорах. ( Обмывают золотуху. ДАРЬЯ, МАРЬЯ = Перва речка Дарья, вторая речка - Марья: Вятск. о., Иван., 71. ( 1 упоминание. ( Имена, вероятно, восходят к именам звезд, выступающих в той же функции покровительства младенцам. (Исцеляют: младенцев от бессонницы, для чего дают воды вместе с безымянной третьей речкой. ДВИНА = Быстрая Двина: Арх, Майк., 553-555 (ср. царь Двинской ®). ( 1 упоминание. ( Когорта святых загоняет в ней рыбу в рыбацкие сети. КОТОРОСЛЬ = Река Которосль: Волог., Иванов, 140. ( 1 упоминание. ( Реальная река, у впадения которой в Волгу стоит г. Ярославль. ( Как она течет - так теките и бегите птицы и зайцы (в охотничьем заговоре). ОКА = Ока: Новг. г., Майк., 511. ( 1 упоминание. ( Бежит в чистом поле, обмывает берега - так бы и болезни. ОМУР = Омур река: Амур, Азад., 06. ( 1 упоминание. ( Выступает в качестве волшебной помощницы. ( У нее берег с берегом не сходится. ПЕЖМА = П±жма река: Арх, Ефим. 2, 186-187. ( 1 упоминание. ( Очевидно, р. Пижма бассейна Печоры. ( Выступает в качестве волшебной помощницы в охотничьем заговоре. РОСТИЛА = Река Ростила: Волог. г., Зеленин 1914, 230. ( 1 упоминание. ( Выступает в качестве волшебной помощницы. ЦОН = Цон: Орл. г., Попов, 236. ( 1 упоминание. ( Реальный левый приток Оки. ( Текла, подтекала, желты пески подмывала, из зуб боль вынимала. СТРАНЫ, ЗЕМЛИ ПАПАРИМСКИЯ ЗЕМЛИ = Папаримскiя земли: б. м., Майк., 556 (то же: Щапов, 52-54). ( 1 упоминание. ( Ср. в том же тексте Нарименские ® и Рымские ® горы. ( Архангел Гавриил, Изосима и Савватий посылаются туда за пчелиными крапчиком и маткой. РОССИЯ Все упоминания топонима рассмотрены в группе названий второго круга мифологического мира ®. ГОРОДА ВИФЛЕЕМ = Ви"леем: Дон, Майк. 91, 135, 136; Ви"лием: Костр. г., Вин. 1, 38-39; Вифлеем: Волог. г., Иванов, 136; Вифлием: Арх. г., Ефим. 2, 188. ( 5 упоминаний. ( Реальный территориальный указатель. Вифлеем (в смысле - 'городская стена') выступает в качестве магического круга, защищающего человека от различных опасностей. Становится вокруг субъекта, его охотничьего промысла или свадебного поезда. Функционально аналогичен железному тыну. ( Родина ветхозаветного царя Давида и место рождения Христа (последнее обстоятельство упомянуто в одном из заговоров). КИЕВ (ВЕДЬМА КИЕВСКАЯ) = Ведьма Киевская: б. м., Сах., 19, 26, 44. ( 3 упоминания. ( Реальный территориальный указатель. ( По сведениям Д. Ушакова, "есть предания, что колдуны и ведьмы завелись первоначально в Киеве и оттуда уже разбрелись по всей земле" (Ушаков 1896, 166). В. Даль указывал, что "ведьма... водится собственно на Украйне, а Лысая гора под Киевом служит сборищем всех ведьм..." (Даль 1880, 60). ( О Киеве в русском эпосе см.: Кондратьева 1967, 162-165; МОСКВА = Москва (с устойчивыми эпитетами "белокаменная" и "матушка каменна"): б. м., Сах., 29; Олон. г., Мансикка, 230. ( 2 упоминания. (( Реальный территориальный указатель. Выступает в присушке, где посреди белокаменной Москвы тоскует девица, и в заговоре, где упомянут находящийся в ней царь Иван Васильевич ®. ( О Москве врусском эпосе см.: Кондратьева 1967, 180-183. ЕФЕСТ = Ефест: Костр. г., Вин. 1, 72-73. ( 1 упоминание. ( Возможно, контаминация топонима Эфес (ионический город в Малой Азии) и теснима Гефест. ( Город Эфес упоминается в списке "Сна Богородицы" (Волог. о., Адон., 29). МУРОМ (ВЕДЬМА МУРОМСКАЯ) = Сестра ее (ведьмы) Муромская: б. м., Сах., 19. ( 1 упоминание. ( Реальный территориальный указатель. НОВГОРОД (БОГАТЫРИ НОВГОРОДСКИЕ) = Богатыри Новгородские: б. м., Сах., 26. ( 1 упоминание. ( Реальный территориальный указатель. ( Сбруя богатырей новгородских скрыта в тереме Владимира -князя® (для человека, идущего на войну). РИМ (ПАПА РИМСКАЯ) = Церковь папы Римской: Костр. г., Вин. 2, 26-28. ( 1 упоминание. ( В результате бытования в народе письменного текста заговора произошло переосмысление непонятного слова "папа" как слова женского рода. ( Стоит на белом камне Латере ®. СИБИРЬ, КАЗАНЬ, АСТРАХАНЬ = Сибирь, Казань, Астрахань: Симб. г., Майк., 522. ( 1 упоминание. ( Служат олицетворением клада в заговоре, читаемом при его поиске. ( Об Астрахани и Казани в русском эпосе см.: Кондратьева 1967, 187-189. ЧАСТИ ГОРОДОВ КРЕМЛЬ (КРЕМЛЕВСКАЯ СТЕНА) = Кремлевская стена каменная: б. м., Сах., 27. ( 5 упоминаний. ( Защищает от татар, бьет их, уберегает субъекта. ГОРЫ АФОН = А"он -гора: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; Арх. г., Ефим. 2, 170-172; А"онские горы: Енис. г., Красн., 73; б. м., Сах., 24-25; сочетание Ахонские угодники: Смол. г., Попов, 234. ( 5 упоминаний. (( Она может служить местом встречи с 12 лихорадками. В перечне из шести гор обладает способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться. ( Известный центр православной религиозности и церкви. ВЕРТЕП = Вертеп -гора: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; ркп. из Новгорода, Майк., 530-539. ( 2 упоминания. ( От церковнославянского названия пещеры на восточном холме Вифлеема, где родился Христос (слово вертеп, собственно, и означает 'пещера'). ( В перечне из шести гор обладает способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться. Закрепляет слова заговора. ( Упоминается, что она связана с рождением Христа. ИЕРОСАЛИМСКИ = Иеросалимски горы: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56. ( 1 упоминание. (( В перечне из шести гор обладают способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться. НАРИМЕНСКИЕ = Нарименские горы: б. м., Майк., 556 (то же: Щапов, 52-54). ( 1 упоминание. ( Вероятно, контаминация Рымских ® гор и Папаримских ® земель, встречающиеся в том же тексте. Не будучи реальным территориальным указателем, воспринимались, судя по всему, как таковой. ( Архангел Гавриил, Изосима и Савватий послылаются туда за пчелиными крапчиком и маткой. ПАЛЕСТИНСКАЯ = Палестинская гора: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56. ( 1 упоминание. ( В перечне из шести гор обладает способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться. РЫМСКИЯ = Рымскiя горы: б. м., Майк., 556 (то же: Щапов, 52-54). ( 1 упоминание. ( Ср. в том же тексте Нарименские ® горы, Папаримския ® земли. Возможно, восходят к представлению о семи римских холмах. ( Архангел Гавриил, Изосима и Савватий послылаются туда за пчелиными крапчиком и маткой. СИНАЙ Все упоминания топонима рассмотрены в группе названий второго круга мифологического мира ®. ФАВОР Все упоминания топонима рассмотрены в группе названий второго круга мифологического мира ®. ИМЕНА (НАЗВАНИЯ) СТРОЕНИЙ ЦЕРКВИ САЛМАНИДА = Церкы(Салманида: Смол. г., Добр., 191. ( 1 упоминание. ( Соответствует центральному локусу традиционной модели мира. Стоит в синем море в заговоре от чемири (чемера - головная боль, угар, отравление [Меркулова 1969, 160]). На ней стоит Божья Матерь, отгоняющая чемирь. Ср. бабушку Соломониду ® и реку Саламаниду ®. ЛАЗАРЕВА ЦЕРКОВЬ = Лазарева церковь (в ней в гробнице Иван мертвец): Арх. г., Ефим. 2, 201-202 (ср. Лазарь ®). ( 1 упоминание. ( Соответствует центральному локусу традиционной модели мира. ( Мотив мертвеца прямо связан с образом воскрешенного из мертвых Лазаря®.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.228 (0.009 с.) |