ТОП 10:

Общественно-политическая и социально-экономическая доктрина марксизма.



В первой половине 40-х годов XIX в. Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895) начали продолжавшуюся затем всю их жизнь разработку концепции исторического материализма — учения о наиболее общих законах и движущих силах развития об­щества. Теория марксизма представляет собой попыт­ку интерпретировать прошлое человечества, показать его настоящее и дать прогноз будущего с позиций материалистического понимания истории.

Главным, определяющим фактором и основой всего исторического развития, по учению марксизма, являются не идеи, не те или иные воз­зрения людей, а условия материальной жизни общества, обществен­ное производство. Чтобы оно функционировало, необходимо вклю­чить в действие производительные силы, т.е. сочетание созданных обществом средств производства (орудия и предметы труда) и лю­дей, которые обладают необходимыми опытом, знаниями и навыка­ми. Естественно, что в процессе производительного труда и вслед­ствие этого процесса люди вступают друг с другом в определенные отношения (собственности, товарообмена, купли, продажи, денеж­ных расчетов и т.д.). Эти производственные отношения, взятые в це­лом, составляют экономическую структуру общества, его базис. На нем возвышается политическая надстройка (государство, право, по­литические учреждения и организации) и развиваются различные формы общественного сознания (философия, искусство, мораль, ре­лигия и т.п.).

Единство производительных сил и производственных отноше­ний составляет способ производства, т.е. определенный способ до­бывания материальных благ, необходимых для производственного и личного потребления. Способ производства с соответствующей ему надстройкой выступает как исторический тип общества — общест­венно-экономическая формация: первобытно-общинная, рабовла­дельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая-Каждая из них представляет стадию в истории общества, характеризующуюся определенным уровнем развития производительных сил, особым типом производственных отношений и соответствующими им политическими учреждениями, идеологией, нравственностью, культурой, национальными отношениями, социальным поведением людей.

Вся история общества после выхода человечества из первобытного состояния наполнена борьбой клас­сов. Она выступает в качестве главной движущей силы историческо­го прогресса, поскольку способствует расшатыванию и в конечном счете ликвидации старого строя и замене его новым. Эта борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми будет продолжаться, пока не исчезнут сами антагонистические классы. Идея о том, что на содержание и ход исторического процесса решающее воздействие оказывает классовая борьба, составляет одно из важнейших положе­ний марксизма.

Доктрина марксизма исходит из того, что единственной причи­ной несправедливости, неравенства, эксплуатации, нужды является частная собственность на средства производства. Соответственно достойное трудящегося будущее виделось в социализме, т.е. альтер­нативной капитализму общественной системе, где частная собствен­ность будет превращена в общественную, а анархия рынка заменена планированием производства. Переход от капитализма к социализ­му представляет собой закономерный процесс, а следовательно, объ­ективно неизбежен. Но он разрешится не эволюционным, а револю­ционным путем.

Условием социалистических преобразований марксизм считает установление диктатуры пролетариата. Сама формула "диктатура рабочего класса" впервые появилась в работе К. Маркса "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г." и в его письме к И. Вейдемей-еру от 5 марта 1852 г. Признание необходимости диктатуры пролетари­ата для построения социалистического общества стало главным в марксизме. Вера в неотвратимую победу социализма и необходи­мость ускорить революционными методами грядущую гибель капи­тализма находила широкое распространение среди рабочих, стиму­лировала их выступления под социалистическими лозунгами.


46.Общественно-политические и социально-экономические доктрины консерватизма и либерализма.

Революции в западной Европе и Америке => консерватизм, либерализм и социализм

Революционный поток вызвал естественный страх имущих слоёв за сохранение существующих порядков => консерватизм. 2 других направления тесно связаны с веком Просвещения. Либерализм – новое общество в конечном счёте приведёт к социальной гармонии. Социализм же унаследовал от просвещения революционный пафос отрицания, перенеся критику на новый капиталистический порядок.

1) Консерватизм – направление, в основе которого лежит желание сохранить старые традиционные ценности: сословные привилегии, преданность династии и др. В целом консерватизм характеризуется следующими чертами: То, что можно не менять , менять не надо; Мудрость предка и мудрость обычая нужно предпочитать индивидуальным решениям и суждениям; Любые меры должны рассматриваться не по немедленным результатам, а по отдалённой перспективе.

Человек, по мнению консерваторов, несовершенен, и поэтому совершенный общественный порядок невозможен. Однако при правлении, опирающемся на традицию, всегда возможны, даже не в совершенном обществе улучшения. Основные идеи консерватизма были сформулированы ещё в 17 в.

Предпосылка - успехи либерализма после ВФР 1789 г. «Духовные отцы» этого направления – Бёрк, де Местор – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.

2) Либерализм. (Д. Локка, Т. Гобса, А. Смита в конце 17-18вв.) Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства.

Характерными чертами либерализма являлись: Договорная природа государства; Участие народа в решении государственных дел; Избирательное право; Самостоятельность местного управления; Правовое равенство граждан (равноправие женщин); Суд присяжных; Равномерное распределение налогов; свобода слова, собрания, совести.

С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь, совмещение демократии и свободы, универсальных прав человека.


38.Общественно-политическая и социально-экономическая доктрина домарксистского социализма.

Промышленный переворот в Англии, победоносная революция во Франции привели в начале XIX века к полному торжеству нового капиталистического порядка в ведущих странах Европы, по этому же пути развивались и США. Но на деле события XVIII века привели к разрушению твердынь феодализма, но не принесли трудящимся действительной свободы. Разочарование в «царстве разума» привело к появлению новых социалистических и коммунистических теорий. Слова «социализм» и «коммунизм» были введены в широкое употребление французскими мыслителями 30-х годов XIX век.

Тогда понятием «социалистический» определяли стремление идеологов самых разных классов, не только вскрыть «язвы» нарождающегося капитализма, но и набросать картину лучшего общественного устройства.

Существовали различные течения социализма.

Социалисты: Анри сен-Симон (соц. сист., в которой все будут работать, труд – первая и важнейшая моральная обязанность, здесь остаётся частная собственность; в обществе существуют классы: паразиты(дворянство, рантье, военные) и трудящиеся). Шарль Фурье (цивилизация дошла до высшей точки развития. Источником всех проблем является торговля, которую он называл «системой узаконенного обмана». Путь к лучшему – установление общества на началах ассоциации – производственного коллектива, состоящего из 1600 человек, эти фаланги будут объединены согласованными и интересами).

Огюст Бланки считал, что изменить условия жизни по рецептам, предлагавшимся социалистами-утопистами, не удастся. Народ должен концентрировать усилия на политическом перевороте, который один только способен привести к социальным преобразвоаниям. Политическая революция имеет задачей низвержение власти капитала, установление коммунистических порядков, полное освобождение от всякой эксплуатации. Бланки представлял революцию как вооруженное восстание.Общественно-политическая и социально-экономическая доктрина анархизма.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.007 с.)