Сущность и направления формирования ассортимента товаров



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и направления формирования ассортимента товаров



Управление ас – это деятельность, направленная на достижение требований рациональности ас. Основополаг эл-ми управления является формирование ас и установление уровня требований по показ-м, определяющим рациональность ас.Формирование ас – это деят-ть по составлению набора тов позволяющ удовл реальные или прогноз-е потребности, а также достигнут целей определённых рук-вом организации. Форм-е ас определяет ас-ую полит организации. Ас-ая полит – это цели, задачи и основные направления форм-я ас, определяемые руководством организации.Цель организации в области ас – это форм-е реального или прогнозируемого ас, макс приближ-ся к рациональному для удовл-я разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли. Для этого должны быть решены задачи: Установить реальные и предполаг потребности определённых тов; Определить основные показат ас и провести анализ его рациональности; Выявить источники тов-х ресурсов необход для формир-я рационального ас; Оценить мат-е возможности организации для выпуска распределения или реализации отдельных тов;Определить основные направл форм-я ас. Основные направления областей формирования ас:Сокращение ас – это кол-е и кач-е его изменения за счёт уменьш-я широты и полноты. Причины: падение спроса, недостат-ть предлож, убыточность или низкая прибыльность при пр-ве или реализации отдельных тов. Расширение ас – это кол-е и кач-е изменение набора товаров за счёт увелич широты, полноты и новизны. Усл выбора данного направл-я: увелич спроса или предлож, высокая рентабельность произ-ва и реализации тов, внедрение на рынок новых тов или изготовителей. Расширение ас не искл выбора других направл, например, расширение может происх-ть за счёт обновл товаров при одновременном сокращ долей тов, не пользующихся спросом. Если ас расширяется за счёт товаров импортного пр-ва то это, как правило, связано с сокращ ас отечественных тов, а также снижение их пр-ва в целом. Стабилизация ас – это состояние набора тов, которое хар-ся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Для непрод тов, кот отличаются высокой степенью изменений под воздействием моды, достиж научно-техн прогр данное направл не хар-но. Обновл-е ас– это кач-е и кол-е изменение состояния набора тов, которые хар-ся увелич-м показателя новизны. Критерии выбора направл-я: необход-ть удовл-я новых постоянно измен-ся потребн-й; повыш конкурспособн-ти; стремление изготовит и продавцов стимул-ть спрос, побуждая потребит делать покупки новых тов, для удовл-я функц-х, соц и псих потребностей; изменение моды; достижение научно-технич прогресса. Сов-е ас – это кол-е и кач-е изменения набора тов для повыш его рациональности. Это комплексное направл, кот может сочетать сокращ, расшир, обновл ас с целью формиров более высок ур-ня его рацион-сти, при этом должны учитываться научно обоснованные рациональные потребности, а также требования обеспеч-я безопасности для потребит и окр среды, исп-е достиж научно-технич прогр для повыш кач-ва жизни. Гармонизация ас – это кол-е и кач-е изменения состояния набора тов, отраж степень близости реального ас оптимальному или лучшим зарубежным или отечественным аналогам.

Классификация методов анализа ассортимента товаров.

Ассортиментная матрица – это перечень всех товарных позиций, включая сезонные товары, построенные на основе класс-тора в рез-те структурирования асс-та.В матрицу все товары утверждаются для продажи, сюда доп-но м.б. внесена инфа о поставщиках, условиях поставки, упаковке, св-вах товара. Матрица разрабатывается на основе док-та об асс-тной пол-ке, в кот. отражён порядок работы с асс-ом. Факторы: - покупательный спрос;- асс-ная конкуренция (преимущества конкуренции, уровень цен на товары, вид оказываемых услуг и т. д.);- специфика региона или города (инфраструктура, география и др.);- особенности местоположения торг. предприятия (спальный район, центр города и др.);- требования к формату торг. предприятия (минимаркет и т.д.).

Для начальной стадии анализа необходимо:

- структурировать асс-нт в соответствии с задачами анализа;

- оценить организацию бизнес-процессов в тор. организации;

- оценить информационную базу данных, испол-мую в организации.

1) структурирование асс-та в соотв. с задачами анализа произв-ться на основе класс-тора с учётом задач анализа.2) при исследовании бизнес-процессов в торг. организации необходимо оценить: порядок заказа товаров, порядок проведения инвентаризации товаров, порядок пополнения товарных запасов в торговом зале, порядок организации работы с поставщиками товаров. Проанализ-ть внеш. составляющую работы торг. организации (правила выкладки товаров в торг. зале, соблюдение технологии торговли с учётом специфики тов. групп, правила обслуживания покупателей продавцами, условия совершения покупки и др.)3) Системы правления ресурсами торг. предприятия (КИС системы, ERP системы) д.б. современны, чтобы структурировать товар согласно задачам торговой организации. Они должны быть понятны и легки в управлении.

Классификация методов анализа ассортимента:

1) Для анализа параметров ассортимента (ABC анализ, с помощью которого проводится оценка вклада товара в результат работы торговой организации; XYZанализ, с помощью которого оценивается стабильность продаж товара (анализ идёт по спросу); совмещённый ABCи XYZанализ, оценивается статус каждого товара).

1) Для анализа закупочной политики торговой организации (анализ по параметрам влияния, с помощью которого оценивается закупочная политика в отношении каждого вида товара, определение положения нового товара в общем ассортименте торговой организации).

2) Для анализа эффективности работы с поставщиками (QRS анализ для оценки эффективности оборотных средств в развитие поставщика).

3) Для анализа товарных запасов (ФИФО-анализ (первым поступил, первым выбыл); ЛИФО-анализ (последним поступил, первым выбыл); математические модели).

ABC-анализ

Алгоритм осуществления ABC-анализа:

1)опр-ние объекта анализа: клиент, поставщик, товарная группа и др.

2)опр-ть параметр, по кот. будет проводиться анализ объекта;

3)сортировка объектов анализа в порядке убыв-я значения параметра.

4)Определение групп A, B, C.

АВС анализ это ранжирование асс-та по разн. парам-ам. Гр. А,В,С отлич-тся по своей значимости или вкладу в оборот в тор. предпр-ии в зав-ти от выбранного рез-та.Тов.А – это самые важные товары, приносящие первые 50% рез-тов. Тов. В – это средние по важности товары приносящие ещё 30% рез-та. Тов.С – это проблемные товары, приносящие остальные 20% рез-тов.

Для определения принадлежности к группе нужно:

- рассчитать долю параметра от общей суммы парам-ов выбран. объектов;- рассчитать их долю с накопительным итогом;

- присвоить значения групп выбранным объектам.

Тов. А требуют тщательного план-ния,учёта или контроля.По этим тов. позициям должна проводится полная инвентаризация не реже в квартал.По гр.А нужно постоянно отслеживать спрос,объёмы заказываемых партий и размер страхового запаса. Нужно тщательно отслеживание и сокр-ия сроков оборачиваемости. Тов. B сумма долей с накопительным итогом = 50%-80% от общей суммы парам-ов. Эти объекты в меньшей степени важны для компании и требуют обычного контроля, кот. проводится каждый месяц. Для них прим-ются те же меры, что и для гр.А, но осущ-ются они реже и с боль-шими допусками.Тов. С – остальные товары, сумма долей нако-пительным итогом кот. =от 80-100% от общей суммы парам-ов. Эти товары характеризуются упрощёнными методами планирования учёта и контроля. Несмотря на кажущуюся малоценность эти товары дают 20% оборота или прибыли, поэтому требуют периодического контроля. Инвентар-ию запасов гр.С можно производить 1 в полгода.

Помимо анализа крупных групп А,В,С может быть построена более детальная матрица. Анализировать асс-нт с помощью уточнённой матрицы рекомендуется начинать с аутсайдеров, т.к. именно они явл.признаком несбалансированности асс-та.

Недостатки АВС анализа:

1)Не позволяет оценивать сезонные колебания продаж.2)По тов. позициям не работает там, где происходит ежемесячное обновление ассортимента (бутики, магазины обуви). В таком случае необходимо вести анализ по торговым маркам (брендам) и по структуре на уровне группы, или подгруппы, или даже вида товара.3)Может дать неправильные результаты, если данных для анализа мало-статистика менее 3 месяцев.4)Будет неправильным там, где учёт товаров ведётся с постоянными изменениями в товарной номенклатуре.

5)Будет ненужным, если товарная номенклатура состоит из слишком малого числа позиций (менее 10).

33. XYZ-анализ– это стат.метод, кот. позволяет анализ-вать и прогноз-вать стабильность продаж отд. видов товаров и колебаний уровня потребления, тех или иных ресурсов. Обычно применяется для ранжирования и группировки ассортиментных позиций по степени прогнозируемости объёма спроса или оборачиваемости товара. Осн. идея XYZанализа состоит в группировке объектов анализа по мере однородности анализируемых параметров (по коэфф.вариации). Метод XYZ-анализа сходен с методом АВС-анализа и основывается на том же принципе, т.е. подразделяется на XYZ, исходя из значения коэфф. вариации за опр.врем.период. Этот анализ делит объекты по степени отклонения от средн. показателя, кот. рассчитывается за несколько периодов. АВС-анализ показывает вклад товара в результат магазина, а XYZ показывает стабильность или не стабильность спроса. XYZ-анализ даёт доп. материал для принятия решений о пребывании товара в асс-ной матрице.

Стандартное отклонение – это абсол. мера рассеивания вариантов ряда.:- Если стандартное отклонение = 20, то при среднеарифм-их значениях 100 и 100000 это будет иметь совершенно разный смысл.

- Поэтому, при сравнении вар. рядов м/д собой испол-ют коэф. вариации, кот. позволяет сравнить м/д собой стабильность продаж нескольких товаров, имеющих разный объём продаж.- Среднее квадратическое отклонение, =100, может иметь товар со средне-месяч. продажами 200 и 20000 шт. В одном случае значимость ежемесячных колебаний будет 50%, в другом – 0,5%. Очевидно, что продажи второго товара гораздо стабильнее и, как следствие, более прогнозируемы.Алгоритм XYZ-анализа:1)Опр. объекты анализа: Клиент, Поставщик, Тов.под/группа, Номенклатурная единица, и т.п. 2)Опр.параметр, по кот. будет проводиться анализ объекта: Сред.тов. запас,руб; Объём продаж,руб;Доход,руб;Кол-во ед.продаж, шт; Кол-во заказов,шт.3)Опр. период и кол-во периодов, по кот. будет проводиться анализ: Неделя, Декада, Месяц, Квартал, Полугодие, Год.4) Опр. коэф. вариации для каждого объекта анализа. 5)Отсорт-ть объекты анализа по возрастанию значения коэфф. вариации. Результатами XYZ-анализа является группировка ресурсов по 3 категориям.6)Опр.групп X, Y, Z. Рекомендуемое распр-ние:Гр.Х – объекты, коэф.вариации значение по кот. не превышает 10%. В данную группу попадают объекты, вероятность реализации кот. в след. отчётном периоде составит 90%. Т.е. это товары, характер-иеся стабильной величиной потребления и высокими возможностями прогноз-ния.Гр. Y – объекты, коэф. вариации по кот. составляет 10% - 25%.Это гр.товаров, характер-тся известными сезон. колебаниями и сред.возмож-ями их прогноз-ния.Гр.Z– объекты, коэф. вариации по кот. превышает 25%. Это гр.товаров с нерегулярным потреблением.

XYZ-анализ не возможенпри: 1)чтобы период в несколько раз превосходил оборачиваемость товара в днях, т.к. результаты XYZ-анализа достоверны только для длит. периода времени. 2)Если асс-нт товаров обновляется часто, то доп-о нужно испол-ть инфу о жизн. цикле товара и анализ-ть тенденцию развития всех новых позиций. 3) если в асс-те много новых товаров или поставки идут с перебоями, тогда нужно вводить др. параметр для анализа, а именно запросы или обращения клиентов, однако, при этом нужно учитывать идёт запрос от разных покупателей либо это повторение одного запроса.

 

 

АХ АY AZ
BX BY BZ
CX CY CZ

34.Совм-е резул-ов предыдущих анализов безусл лидеров(AX) и аутсайд-в(CZ) торг асс.Алгоритм провед-я XYZанализа:1)Пров-ти АВС анализ;2)Пров-тиXYZ 3)Совм-ть получ рез-ты;4Построить совмещ матрицу.Исп-я совмещ АВС и XYZ ан позвол: повысить эфф-ть управ-я товарн запасами и закупками тов; выработать оптимал закуп пол-ку отнош кажд вида тов; выявить тов «звёзды» и аутсайдеры и опр-ть пути развития асс;грамотно распр-ть усилия персонала в зав-ти от квалиф и имеющ опыта.В рез-те совм-я АВСи XYZан получ 9 гр объектов,кот анал-ся по 2 критериям:А)о степени влияния на конечный рез-т(АВС);Б)стаб-ть или прогноз-ть этого рез-та (XYZ).Совмещ матрица:АХ тов,дающ высокий оборот и хар-ся стаб-тью спроса (важно иметь запас на складе этих тов,но он не обяз-но должен быть избыт).По тов данн гр нужно иметь резерв поставщика на случай,если осн поставщик сорвёт сроки постав-ки. Страх запас у некот товаров может быть невысок. При работе на миним страх запасе,если магазин исп пол-ку «justintime» требует тщат проработки. BX.Тов дают сред оборот и хар-ся стаб-тью спроса также неж-но,чтобы эти тов отсутств в продаже.Запас может быть не избыточ,дост-но к страховому запасу добавить 10-15%.Можно исп сис-му «justintime»,чтобы не создавать избыт запас.В данн случ тов грВ важен для оборота,но сбой в поставках не так критичен. Правильн будет иметь резерв поставщика.AYи BY.Если данн тов будут отсутс-ть в продаже,это приведёт к значит потери оборота.По этим гр возможно увелич-е складск запаса, поэтому поставки нужно делать малыми партиями,но чаще.Работу с тов данных секторов лучше поручить сильному специалисту.AZи BZтов важны для оборота,но плохо прогноз.По ним не имеет смысла делать избыт запас т.к.он должен быть дост-но большим из-за высоких кол-й спроса.Лучше предусмотр резер поставщиков.Важен постоян контроль за остатками таких тов.С этими гр должен работать самый опытный специалист,кот сможет вовремя отреаг-ть на изм-е спроса.BZтов имеющие значит кол-я спроса(более100%).тов можно перевести на форму работу под заказ или по каталогу.Обязат необх-мо проанал-ть,в чём причина кол-я спроса(сезон тов,нерегуляр поставки). Возм, тов,кот требуют консульт продажи.CXтов балласт,но польз-ся устойч спросом.Можно попытаться перевести тов в грВ,если он дейст-но нужен пок-ям.Резер(избыт) запас и резер поставщик не нужен.Дост-но перевести тов на сис-му доставки «justintime» или на систему фиксир заказа.Можно увеличить интервал м-ду поставками и до предела снизить страх запас.CYтов условно малоценный и имеющ кол-я в продажах.В отнош этой гр можно проводить ту же пол-ку, что и для грCX,но несколько увеличить сумму страх запаса.CZтов вносящ малый вклад в прибыль и имеющ значит кол-я в продаже.Необх-мо тщ-но проанал-ть данн товары,перед тем как принять реш о выводе их из асс-та.Возможно это тов новички,требующ постоян набл-я.Если это тов давно пребывающие в асс матрице,то именно они явл-ся первыми кандидатами на вывод их из асс-та.Они произв-ся в осн под заказ и не должны занимать место на складе(нах-ся в торг зале).За тов этой гр также важно тщ-но следить и быстро принимать реш,т.к. отсутствие контроля приведёт к образованию неликвидов и излишек тов. Они подлежат распрода-же в перв очередь,на них снижаются цены,они идут в кач-ве подарков или призов пок-лям.Важнейш закупками явл-ся сост ячейки с парам AX,AY,AZ, BX,BY,CX.ГрAX,AY,BX–тов приори-тетн, требующ особого внимания, должны быть пост-но в асс-те,их запас может быть избыточным; ГрBZ,CY,CX –тов заним промежут сост-е,менее приоритетн;ГрBZ, CY,CZ– тов неперспе-ктив, в принципе не нужны;Тов грAX явл-ся самыми приоритетн в асс:дают наибольш вклад в рез-т и реализ-ся пост-но.А асс позиции,попавш в грCZ,явл-ся тов,в принципе не нужн.СовмещABCи XYZанализ прим-ся при усл,что тов остатки не равны 0,т.к.это причина больш нестаб-ти продаж.Не для всех тов гр прим-ся совмещ анализ.Это:сезон тов,мех изд-я, коллекц тов,другие товары,имеющ короткий жизнен цикл и подвержены сезон спросу.Их поштучно анал-ть нельзя.За основу анализа необх-мо брать торг марку или брэнд.

Методы анализа тов запасов

1)Метод «рын цена или стоим-ть восст-я товар запасов».Стоим-ть тов запасов оцен-ся по преоблад рын цене или стоимости восст-я имеющ-ся тов запасов.Прим-ся,если цены на рынке дост-но устойчивы и не подвержены резким колеб-ям.Слож-ть метода закл-ся в том,что необх-мо всё время отслеживать рын ситуацию.На практике в розн торговле этот метод распростр мало из-за тенденции увелич-я асс-та развития конкурент среды, изменения покупат спроса,как следствие постоян изм-я цен на рынке.2)метод «средн цена».все тов запасы оцен-ся по сред цене за единицу обш запасов данн тов.метод менее точен,чем др,т.к.не учитыв оборот запаса и изм-е цен.зато достат прост и исп-ся,когда рынок стабтлен,а закуп цены нах-ся на одном уровне, тов,подлеж сбыту,однороден.Учёт по сред закуп ценам может привести к ряду проблем.Если с тов соверш-ся какие-л.операции и оформ-ся задним числом,это приводит к перерасчёту всех докум в каждом из них. Если частн случ возврата,то они должны произ-ся по цене конкр поставки.3)метод «по временм поступл-я тов».Потреб тов приобр-ся1ми или последними.Имеет две разновидности:1)ФИФО 2)ЛИКО Часто исп-ся в практике крупн компаний,т.к.учит-ют изм-е закуп цен и позвол оптим-ть налогообложение.1)исходит из предлож-я,что тов приобрет 1ми,1ми и потр-ся. Материал оцен-ся по цене за ед тов из партии,приобр 1ой.Действит движ-е матер в произ процессе=>метод наибол часть исп для оценки тов.запасов.2)1ми идут в продажу тов,поступ последн,а тов нах-ся в запасе-получ 1ми.В себестоим-ть вкл стоим-ть товароматер ценностей,приобрет в более поздний период,а на балансе,ост-ся более ранн приобртения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.026 с.)