Назначение, устройство системы смазки и ее приборов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначение, устройство системы смазки и ее приборов.



Система смазкипредназначена для подачи масла в узлы трения, отвода продуктов износа и излишков тепла.

 

Рис. 1.Схема смазочной системы двигателя

Автомобиля ГАЗ-53А.

1 - масляный радиатор; 2 - кран масляного радиатора; 3 - предохранительный клапан; 4 - ось коромысел; 5 - стойка оси коромысел, 6 - канал в головке блока; 7 - канал в блоке; 8 - центрифуга;

9 - штанга; 10 - толкатель; 11 - главная масляная магистраль; 12 - отверстие в корпусе распределителя; 13 - полость; 14 - маслопровод к центрифуге; 15 и 16 - соответственно верхняя

и нижняя секции масляного насоса; 17 и 21 – редукционные клапаны; 18 - маслоприемник;

19 - поддон; 20 - маслопровод для слива масла из радиатора; 21- вторая шейка распределительного вала; 22- четвертая шейка распределительного вала

 

Смазочная система двигателя автомо­биля ГАЗ-53А.

Особенностью смазочной системы этого двигателя (рис.1) является наличие двухсекционного насо­са и фильтра центробежной очистки масла - центрифуги. Верхняя секция масляного насоса имеет зубчатые коле­са большего размера, чем нижняя сек­ция, поэтому верхняя секция является основной, а нижняя - дополнительной.

Во время работы двигателя шесте­ренный масляный насос через непо­движный маслоприемник (18) забирает масло из поддона (19). К насосу масло поступает по каналам, имеющимся в блоке цилиндров. Нижняя секция (16) масляного насоса по маслопроводу (14) постоянно нагнетает масло в центрифугу (8), после которой оно сливается в поддон. Верхняя секция (15) масляного насоса подает масло в главную масля­ную магистраль (11) блока цилиндров. Из главной магистрали масло по кана­лам в блоке подводится к коренным подшипникам коленчатого и опорным шейкам распределительного валов. От коренных шеек коленчатого вала по ка­налам, просверлен-ным в щеках вала, масло поступает к шатунным подшип­никам.

От второй (22) и четвертой (23) шеек распределительного вала масло подво­дится соответственно к правой и левой головкам блока. Вторая опорная шейка распределительного вала имеет для прохода масла две лыски, располо­женные диаметрально на дуге 120°. Для этой же цели четвертая опорная шейка распределительного вала имеет сквоз­ное отверстие и две лыски. Масло пуль­сирующим потоком по каналам (7) и (6) через стойки (5) поступает в полые оси коромысел, установленных на головках блока. Распределительные зубчатые ко­леса смазываются маслом, сливаемым из центрифуги. Из полости, располо­женной между пятой шейкой распреде­лительного вала и заглушкой блока ци­линдров, масло подается к приводу распределителя зажигания. Упорный фланец распределительного вала смазывается под давлением мас­лом, поступающим из отверстия во втулке первой шейки в тот момент, ког­да радиальный канал в этой шейке со­впадает с отверстием втулки. Из ра­диального канала масло проходит в продольный и в виде пульсирующего потока подводится к упорному фланцу.

В смазочной системе имеется мас­ляный радиатор (1), который включается при температуре окружающего воздуха выше 20 °С. При тяжелых условиях ра­боты автомобиля (например, движение с небольшой скоростью по глубокому снегу или песку) водитель должен вклю­чать масляный радиатор, несмотря на низкую температуру окружающего воз­духа. Масло, пройдя через радиатор, охлаждается и стекает по маслопроводу (20) в поддон. В радиатор масло посту­пает через предохранительный клапан, который открывается при давлении около 100 кПа. Следовательно, масло циркулирует через радиатор

при давле­нии в магистрали больше 100 кПа.

При снижении давления масла до 40 - 80 кПа на щитке приборов загорается контрольная лампа. Если двигатель ра­ботает с малой частотой вращения ко­ленчатого вала, то возможно загорание контрольной лампы аварийного сниже­ния давления масла. Если смазочная си­стема исправна, то по мере прогрева двигателя и увеличения частоты враще­ния коленчатого вала контрольная лам­па должна погаснуть. Если контрольная лампа загорается при средней или боль­шой частоте вращения коленчатого ва­ла, то это указывает на неисправность системы. В этом случае двигатель необходимо немедленно остановить, найти неисправность и устранить ее.

В смазочной системе имеются редук­ционные клапаны (17) и (21). Клапан (17) расположен в корпусе нижней секции насоса, а клапан (21) - в передней части блока цилиндров с правой стороны. Клапан (17) перепускает масло из поло­сти нагнетания во всасывающую по­лость насоса; через клапан (21) масло сливается в поддон. Все клапаны регу­лируют на заводе-изготовителе; в пе­риод эксплуатации автомобиля регули­ровку этих клапанов изменять не рекомендуется.

Надежность двигателя зависит от ра­боты центрифуги, ее состояния и чи­стоты масла. Заправка двигателя за­грязненным маслом и плохая его очист­ка вызывают преждевременное изнаши­вание трущихся поверхностей, особенно шеек коленчатого вала. Смазочная си­стема двигателя автомобиля ГАЗ-53-12 такая же, как и двигателя автомобиля ГАЗ-53А, но есть два отличия: мас­ляный насос в первой односекционный и вместо центрифуги установлен полно­поточный масляный фильтр.

 

Смазочная система двигателя автомо­биля ЗИЛ-130. Схемы смазывания дви­гателей автомобилей ЗИЛ-130 (рис.2) и ГАЗ-53А аналогичны, поэтому рас­смотрим только путь масла. Во время работы двигателя верхняя секция масля­ного насоса (3) по маслопроводу (4) нагне­тает масло в полнопоточную центрифу­гу (8). Далее масло поступает в маслораспределительную камеру (5), расположен­ную в задней перегородке блока цилин­дров. Из камеры масло нагнетается в левый (11) и правый (21) магистральные каналы, а из них поступает к коренным подшипникам коленчатого вала^ под­шипникам распределительного вала и толкателям. В коленчатом валу имеются каналы (18) для подачи масла к шатунным шейкам. Средняя (третья) опорная шейка распределительного ва­ла имеет три отверстия. При их совпа­дении с отверстиями в блоке цилиндров масло пульсирующим потоком посту­пает по каналам к головкам блока, за­тем по отверстиям в стойках в полые оси (24) коромысел.

 

 

Рис. 2. Схема смазочной системы двигателя а

втомобиля ЗИЛ-130:

а - общая схема; б - подача масла в ось коромысла; в - смазывание регулировочного винта и верхнего наконечника штанги; г - смазывание стенок цилиндра; 1 - трубопровод подачи масла в масляный радиатор; 2 - кран включения масляного радиатора; 3 - масляный насос; 4 - маслопровод от насоса к центрифуге; 5 - маслораспределительная камера; 6 - указатель давления масла (манометр); 7 - контрольная лампа аварийного снижения давления масла; 8 - полнопоточная центрифуга; 9 - воздушный фильтр; 10 - кривошипно-шатунная группа компрессора (смазывание разбрызгиванием); 11 - левый магистральный канал; 12 - трубопровод подачи масла для смазывания компрессора; 13 - трубка для слива масла из компрессора; 14 - масляный радиатор; 15 - трубопровод для слива масла из радиатора;16 - зубчатое колесо распределительного вала; 17 - зубчатое колесо коленчатого вала; 18 - канал, соединяющий коренную шейку с шатунной; 19 - грязеуловительная полость;20 - поддон; 21 - правый магистральный канал; 22 - маслоприемник; 23 - канал в стойке оси; 24 - полая ось коромысла; 25 - отверстие в шатуне для подачи масла на стенку цилиндра

Масло смазывает бронзовые втулки ступиц коромысел и далее поступает к регулировочному винту и верхнему наконечнику штанги. Бойки коромысел и стержни клапанов смазываются масляным туманом или маслом, поступающим самотеком. Из правого магистрального канала по трубопроводу (12) масло подается к ком­прессору, откуда по трубке (13) сливается в поддон двигателя. Нижняя секция масляного насоса при открытом кране (2) нагнетает масло по трубопроводу (1) в масляный радиатор (14), из которого оно по трубопроводу (15) сливается в поддон 20. Масляный радиатор воз­душного охлаждения установлен перед основным радиатором системы охла­ждения. Он выполнен из алюминиевой трубки, имеющей ребра для увеличения площади поверхности охлаждения. Мас­ляный радиатор двигателя автомобиля ЗИЛ-130 должен быть постоянно вклю­чен, и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при тем­пературе окружающего воздуха ниже 0°С.

При снижении давления в смазочной системе 60 - 30 кПа на щитке приборов загорается контрольная лампа (7) с лин­зой красного цвета. В корпусе центри­фуги установлен перепускной клапан, отрегулиро-ванный на перепад давлений 100 кПа. Клапан предназначен для пере­пуска масла в распределительную каме­ру при увеличенном его расходе вслед­ствие износа подшипников двигателя.

 

Рис. 3. Схема смазочной системы двигателя

Автомобиля КамАЗ-5320.

1 - масляный радиатор; 2, 3, 18, 19, 21, 23 и 24 - маслопроводы;

4 - сливной клапан центрифуги; 5 - перепускной клапан центрифуги;

6 - кран включения масляного радиатора; 7 - центрифуга;

8 - предохранительный клапан нагнетающей секции; 9 - радиаторная секция масляного насоса; 10 - нагнетающая секция масляного насоса;

11 - клапан смазочной системы; 12 - полнопоточный фильтр тонкой очистки масла; 13 - главная масляная магистраль; 14 - перепускной клапан фильтра тонкой очистки масла; 15 - манометр; 16 - указатель уровня масла; 17 - сапун; 20 - компрессор; 22 - топливной насос высокого давления; 25 - кран включения гидромуфты;

26 - термосиловой датчик; 27 - гидромуфта привода вентилятора;

28 - поддон; 29 - предохранительный клапан радиаторной секции

Смазочная система двигателя автомо­биля КамАЗ-5320.

 

Смазочная система этого двигателя (рис. 3) аналогична смазочным системам других V-образных двигателей. Однако есть и не­которые отличия. Масляный насос име­ет две секции — нагнетающую (10) (пере­днюю) и радиаторную (9) (заднюю). От насоса приводится в

действие гидро­муфта (27) привода вентилятора. В сма­зочной системе есть шесть клапанов: три у масляного насоса — предохрани­тельные клапаны (29) и (8) соответственно радиаторной и нагнетающей секций и клапан (11); два у центрифуги - слив­ной (4) и перепускной (5) клапаны; один у фильтра тонкой очистки - перепуск­ной клапан (14). Масло наливают в под­дон (28) через патрубок, установленный на картере маховика с правой стороны двигателя.

При работе двигателя масляный насос через маслоприемник засасывает масло двумя секциями. Нагнетающая секция (10) подает масло по каналам бло­ка цилиндров в полнопоточный фильтр (12) тонкой очистки, где оно очищается, проходя через два фильтрующих эле­мента, а затем поступает в главную масляную магистраль (13). Из магистра­ли по каналам в перегородках блока ци­линдров масло подводится к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала. Поступающее к шатунным под­шипникам масло проходит дополни­тельную центробежную очистку в грязеуловительных полостях коленчатого вала. По каналам в блоке масло посту­пает к подшип-никам распределительно­го вала. Необходимо особо отметить, что введение центробежной очистки масла привело к значительному умень­шению износа шатунных шеек коленча­того вала, хотя нагрузки на них больше, чем на коренные шейки. При загрязне­нии грязе-уловительных полостей износ шатунных шеек возрастает, поэтому по­лости надо своевременно очищать. К подшипникам компрессора (20) мас­ло поступает из канала в задней стенке блока цилиндров по маслопроводу (19). Из канала в передней стенке блока ци­линдров по маслопроводу (23) масло проходит к подшипникам топливного насоса (22) высокого давления. Из кана­лов блока цилиндров масло по масло­проводам (18) подается в стойки коромы­сел, смазывает бронзовые

втулки сту­пиц, а по отверстиям в коротких плечах коромысел поступает к регулировочным винтам и верхним наконечникам штанг. Стекающее по внутренним отверстиям штанг масло смазывает их нижние на­конечники, толкатели, кулачки распре­делительного вала, а затем сливается в поддон. Масло, которое собирается в головках цилиндров, по наклонным маслопроводам (24) отводится в полости для штанг и далее в поддон.

Радиаторная секция (9) насоса по мас­лопроводу (3) подает масло к центрифу­ге, из которой оно постоянно сливается в поддон или проходит по маслопрово­ду (2) в радиатор (1), если открыт кран (6).

Масляный радиатор - трубчато-пластинчатый. Он должен быть постоянно включен. Отключать его следует только при пуске холодного двигателя, а также при температуре окружающего воздуха ниже 0°С в зависимости от нагрузки и режима работы двигателя. Если кран (6) закрыт, то масло из центрифуги сли­вается в поддон двигателя через слив­ной клапан (4), открывающийся при дав­лении 50 - 70 кПа. В случае номинальной частоты вращения коленчатого вала да­вление в смазочной системе поддержи­вается равным 450 - 500 кПа при прогре­том двигателе и не менее 100 кПа при минимальной температуре двигателя. Клапан (11) смазочной системы, разме­щенный в нагнетательной секции насо­са, ограничивает давление масла в глав­ной магистрали и открывается при 400 - 450 кПа. Предохранительные кла­паны (8) и (29) насоса открываются при увеличении давления масла в полости нагнетания до 800 - 850 кПа. Фильтр тонкой очистки имеет два сменных фильтрующих элемента. При их засорении или при повышенной вяз­кости масла оно поступает в главную магистраль неочищенным через пере­пускной клапан (14), открывающийся в том случае, если давление возрастает до 700 - 800 кПа. При срабатыва-нии пере­пускного клапана на щитке приборов загорается сигнальная лампа, предупре­ждающая водителя о засорении филь­тра тонкой очистки и о поступлении в- магистраль неочищенного масла.

Центрифуга работает нормально, ес­ли давление масла на входе в нее соста­вляет 600 кПа и ротор имеет частоту вращения 5000 об/мин. Перепускной клапан (5) ограничивает давление масла перед центри-фугой до 600 - 650 кПа.

 

 

 

 

 

Рис. 4. Схема смазочной системы двигателя

Автомобиля ЯМЗ - 236.

1- Фильтр тонкой очистки масла; 2- Фильтр грубой очистки масла;

3- Лампа сигнализатора засоренности;4- Масляный радиатор;

5- Двухсекционный масляный насос; 6- Редукционные клапана;

7- Датчик давления масла;8- Манометр;9- Маслозаливная горловина; 10- Маслоприемник; 11- Дифференциальный (сливной) клапан;

12- Масляная магистраль; 13- Канал в шатуне для подачи масла к поршневому пальцу; 14- Канал в оси коромысел; 15. Канал в штанге для смазки роликового толкателя.

 

Масляный насо­с предназначен для подачи масла под давлением к основным трущимся поверхностям и к приборам его очистки и охлаждения. На автомобильных двигателях получи­ли распростра-нение одно- и двухсек­ционные шестеренные масляные насосы, т. е. насосы, имеющие одну или две пары зубчатых колес. Они отличаются простотой устройства, небольшим чис­лом деталей, надежной работой и рав­номерностью подачи масла.

Схема работы шестеренного масляно­го насоса показана на рис. 5.

 

 

Рис. 5. Схема работы шестеренчатого насоса.

1 - редукционный клапан;2 - подводящий канал; 3 - ведомое зубчатое колесо;4 - корпус насоса; 5 - отводящий канал;

6 - ведущее зубчатое колесо

 

В корпусе (4) с минимальными зазорами устано­влены два зубчатых колеса- ведомое (3) и ведущее (6). При работе насоса зуб­чатые колеса вращаются в направле­ниях, показанных стрелками. Масло, поступающее к насосу по каналу (2), за­полняет впадины между зубьями колес и переносится ими к отводящему каналу (5). Во время вращения колес между дву­мя парами зубьев масло сжимается в замкнутом пространстве, в результате чего между зубчатыми колесами возни­кают значительные «распирающие» силы. Для уменьшения этих сил на кор­пусе или крышке насоса делают разгру­зочную канавку, по которой масло вы­ходит из образовавшегося замкнутого пространства в. полость нагнетания или всасывания.

Шестеренные масляные насосы уста­навливают в поддоне (двигатели авто­мобилей ГАЗ-24 «Волга», МАЗ-5335, КамАЗ-5320 и др.) или снаружи блока цилиндров (двигатели автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12, ЗИЛ-130 и др.). Насосы, смонтированные снаружи на блоке цилиндров, можно осматривать, ремонтировать или заменять, не снимая поддона. Перед установкой на двигатели в эти насосы наливают масло для обеспечения их нормальной работы.

Масляный насос (например, двигате­ля автомобиля ЗИЛ-130) приводится в движение зубчатым колесом, располо­женным на заднем конце распредели­тельного вала и входящим в зацепление с колесом, которое установлено на про­межуточном валу. Выступ промежуточного вала входит в паз вала (5) (рис. 6) масляного насоса, а в паз промежу-точного вала на верхнем конце входит выступ валика распределителя зажигания. Масляный на­сос - двухсекционный, расположен с правой стороны блока цилиндров. В корпусе (6) верхней секции насоса находятся ведущее колесо (7), укрепленное на валу (5) при помощи

 

 

Рис. 6. Масляный насос двигателя ЗИЛ - 130.

1 - корпус нижней секции насоса; 2 - болт, соединяющий корпуса секций насоса; 3 - прокладки; 4 - ведомое зубчатое колесо верхней секции; 5 - вал насоса; 6 — корпус верхней секции; 7 - ведущее зубчатое колесо верхней секции; 8 - стопорное кольцо; 9 - крышка масляного насоса; 10 - штифт;11 - ведущее зубчатое колесо нижней секции;12 - ведомое зубчатое колесо нижней секции;

13 и 15 - редукционные клапаны; 14 - место установки крана включения масляного радиатора;

шпонки и стопорного кольца (8), ведомое колесо (4), свободно вращающееся на оси. В корпусе нижней секции также расположены два зубчатых колеса: ве­дущее (11), закрепленное шпонкой на ва­лу, и ведомое (12), свободно вращающее­ся на оси, запрессованной в корпус. Крышка (9) масляного насоса является одновременно

 

разъединительной пла­стиной, при установке которой с обеих ее сто-рон образуются две отдельные секции насоса. Прокладки (3) создают плотное соединение секций с крышкой. Штифт (10) служит для пра-вильной уста­новки крышки и корпуса. В крышке насоса расположен редукционный кла­пан (13) верхней секции насоса. Когда да­вление в нагнетательной полости превы­сит 320 кПа, открывается редукцион-ный клапан, отрегулированный на это давле­ние, и масло перетекает во всасываю­щую полость. В корпусе нижней секции установлен ре­дукционный клапан (15), отрегулирован­ный на давление 120 кПа.

 

 

 

       
   
 

 

 


Рис. 7. Масляный насос двигателя КАМАЗ.

 

1 - корпус радиаторной секции; 2 - шестерня ведущая радиаторной секции; 3 - проставка; 4 - шестерня ведущая нагнетающей секции; 5 – корпус нагнетающей секции; 6 - шестерня ведомая привода насоса; 7 - шпонка; 8 - валик ведущих шестерен; 9 - шестерня ведомая нагнетающей секции; 10 - шестерня ведомая радиаторной секции; 11 - клапан предохранительный радиаторной секции; 12, 15, 17 - пружины клапана; 13, 16 – пробки клапана; 14 - клапан системы смазки; 18 - клапан предохранительный нагнетающей секции.

 

 

 

       
   
 
 

 


 


 

       
   
 
 

 


Рис. 7. Масляный насос двигателя ЯМЗ.

1. Ведущая шестерня привода насоса; 2. Корпус нагнетающей секции;3. Ведущая шестерня нагнетательной секции; 4. Ведущая шестерня радиаторной секции; 5. Вал ведущий; 6. Корпус радиаторной секции; 7. Ведомая шестерня радиаторной секции; 8. Редукционный клапан

радиаторной секции; 9- Редукционный клапан нагнетательной секции; 10- Ведомая шестерня привода насоса; 11- Ведомая шестерня нагнетательной секции;

 

Маслоприемники. Чтобы масляные на­сосы могли забирать масло из поддона двигателя, их снабжают неподвижными маслоприемниками (реже плавающими). От применения плавающих маслоприемников в смазочной системе почти полностью отказались, так как они имеют существенные недостатки. На­пример, при движении автомобиля по пересеченной местности в смазочную систему может попасть воздух, что вы­зовет прекращение подачи масла, и двигатель выйдет из строя из-за расплавле­ния антифрикционного сплава подшип­ников коленчатого вала. Неподвижные маслоприемники получили широкое распространение. Они расположены в нижней части поддона, и воздух через них, как правило, не может попасть в смазочную систему.

Маслоприемник насоса является первичным фильтром, так как масло может попасть внутрь трубки 19 (рис 8) только пройдя че­рез фильтрующую сетку 21. Сетка удер­живается в корпусе 18 пружиной 20. На корпусе есть ребра, в которые кромкой упирается сетка, образуя щели между нею и корпусом. Если фильтрующая сетка засорена, то масло поступает в трубку 19 через щели (рис. 60, г).

 

               
   
 
   
 
   
 
 

       
 
   


 
 


Рис. 8. Маслоприемники.

а - поступление масла при чистой сетке; б - поступление масла в случае засорения сетки; в - маслоприемник двигателя КАМАЗ;

г - маслоприемник двигателя ЗИЛ 130; д - маслоприемник двигателя

ЯМЗ; 1 -корпус маслоприемника; 2 - трубка; 3 - пружина; 4 - сетка.

 

Масляные фильтры. В процессе ра­боты двигателя свойства масла посте­пенно ухудшаются: понижается его вяз­кость и маслянистость. Масло загряз­няется твердыми механическими приме­сями, состоящими из нагара и мельчай­ших металлических частиц, которые появляются в масле в результате изна­шивания деталей. Кроме того, масло загрязняется смолами и продуктами окисления.

 

 

 

Рис. 9. Масляные фильтры:

 

а - полнопоточный; б - центрифуга; 1 - пробка сливного отверстия;

2 - сливная трубка; 3 - корпус фильтра; 4 - датчик указателя давления

масла; 5 - пружина перепускного клапана; 6 - перепускной клапан;

7 - пружина; 8 - болт сливной трубки; 9 - уплотнение фильтрующего

элемента; 10 - крышка; 11 - маслопровод; 12 - фильтрующий элемент;

13 - датчик аварийного снижения давления масла;

14 привалочная плоскость корпуса; 15 - гайка-барашек; 16 - кожух;

17 - сетчатый фильтр; 18 - ось ротора; 19 - колпак ротора;
20 и 21 — прокладки; 22 - корпус ротора; 23 - корпус центрифуги;

24 - жиклер; 25 - упорный шарикоподшипник; 26 - стальной отражатель; К - сила реакции.

 

Для очистки масла и сохра­нения его свойств на более длительный период, а также для защиты трущихся поверхностей от механических частиц на современных двигателях устанавливают различные масляные фильтры (грубой и тонкой очистки), которые могут быть полнопоточными или неполнопоточными.

Фильтр называют полнопоточным, если он установлен в смазочной системе последовательно и через него проходит все масло.

Фильтр - неполнопоточный, если он установлен в смазочной системе параллельно и через него проходит только часть (10—15%) масла. Особен­но тщательно надо очищать масло в том случае, если подшипники коленча­того вала имеют антифрикционный сплав из свинцовистой бронзы или высокооловянистого алюминиевого спла­ва, так как эти материалы плохо погло­щают абразивные частицы. Тщательная фильтрация масла значительно повы­шает надежность двигателя.

Фильтр грубой очистки. Для очистки масла от крупных механических приме­сей и смолистых отложений служат фильтры грубой очистки. Они могут быть пластинчато-щелевого или сетча­того типа. В настоящее время фильтры грубой очистки применяют в смазочной системе очень ограниченно (двигатели некоторых моделей автомобилей МАЗ и др.).

 

 

Рис. 10. Фильтр тонкой очистки масла двигателя ЯМЗ.

 

Фильтр тонкой очистки.

Вкачестве сменных фильтрующих элементов при­меняют ленточно-бумажные и кар­тонные пакеты или другие материалы, в которых масло фильтрует-ся, просачиваясь через микропоры элемента (двига­тели автомо-билей ВАЗ «Жигули», «Москвич-2140», ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-53-12, КамАЗ-5320 и др.).

На двигателе автомобиля ГАЗ-24 «Волга» применен фильтр (рис.9, а), состоящий из корпуса (3), сливной трубки (2), фильтрующего элемента (12), пружины (7) и крышки (10), которая болтом (8) кре­пится

к корпусу. Сливная трубка прива­рена к болту (8). Масло, нагнетаемое на­сосом, по маслопроводу (11) подводится к фильтру, просачивается через микро­поры картонного фильтрующего элемента, проходит через многочисленные отверстия внутрь сливной трубки и по кор­пуса поступает в блок цилиндров.

Сопротивление чистого фильтра со­ответствует снижению давления, равно­му примерно 10 - 20 кПа. В сливной труб­ке установлен перепускной клапан (6) с пружиной (5). Он вступает в работу и перепускает неочищенное масло в блок цилиндров при засорении филь­трующего элемента, когда его сопроти­вление оценивается снижением давле­ния, равным 70 - 90кПа. В корпус филь­тра ввернут датчик (4) указателя давле­ния масла в системе, а внизу корпуса — датчик (13) аварийного снижения дав­ления масла. Пробка (1) служит для удаления отстоя из корпуса фильтра.

 

 

Рис. 11. Фильтр центробежной очистки масла двигателя ЯМЗ.

 

Центрифуга.Центрифуги (рис. 9,б), устанавливаемые на двигателях автомо­билей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, МАЗ-5335 и др., хорошо очищают масло от меха­нических примесей и смол. Техническое обслуживание центрифуг заключается в периодической очистке их от грязи без замены каких-либо частей.

Центрифуга состоит из корпуса 23, в который ввернута ось 18 ротора, кор­пуса 22 ротора с колпаком 19 и кожуха 16. Пластмассовый корпус 22, свободно установленный на оси, вместе с колпа-ком образует вращающийся ротор. Ме­жду корпусом и колпаком имеется рези­новая прокладка. В корпус запрессо­ваны две бронзовые втулки. Ротор опирается на упорный шарикоподшип­ник (25), а сверху закрыт стальным кожу­хом (16), закрепленным на оси гайкой-ба­рашком (15). Под фланец отражателя (26) поставлена резиновая прокладка (20). В оси (18) имеются центральное и ра­диальное отверстия для прохода масла внутрь ротора. В верхней части корпуса ротора установлен колпачок с сетчатым фильтром (17), а в нижнюю часть ввер­нуты два жиклера (24) (сопла), выходные отверстия которых

направлены в проти­воположные стороны. Масло, подаваемое в центрифугу, бы­стро заполняет внутреннюю полость ротора, проходит через сетчатый фильтр и вытекает с большой ско­ростью из жиклеров, создавая реак­тивные силы К, направленные в проти­воположные стороны. Под действием этих сил ротор начинает вращаться, и его частота вращения достигает 5000 - 6000 об/мин. Вместе с ротором вращается и масло, находящееся в нем. Взвешенные механические примеси под действием сил инерции отбрасываются от оси вращения и осаждаются плотным слоем на внутренних стенках ротора; очищенное масло стекает в под­дон двигателя.

При эксплуатации двигателя необхо­димо следить, чтобы толщина осадка на стенках колпака ротора не превышала 15 мм, иначе значительно ухудшится ка­чество очистки масла. При смене масла в двигателе рекомендуется разобрать, очистить и промыть ротор, а затем ак­куратно его собрать и проверить работу центрифуги. Для этого двигатель пу­скают, прогревают, дают поработать некоторое время с повышенной часто­той вращения, а потом останавливают. После остановки двигателя ротор про­должает вращаться в течение 1,5 - 2 мин. При этом слышно характерное гу­дение, что свидетель-ствует об исправ­ной работе центрифуги. Фильтры тонкой очистки и центрифу­ги иногда устанавливают в смазочной системе параллельно, так как они имеют значительное гидравлическое со­противление. При понижении темпера­туры масла и повышении его вязкости ухудшается работа центрифуги, поэтому необходимо постоянно следить за тем­пературой масла в двигателе.

Применение полнопоточных филь­тров тонкой очистки, в том числе и цен­трифуг, позволяет хорошо очищать масло и отказаться от фильтров грубой очистки, а следовательно, увеличить мо­торесурс двигателя. Получают распро­странение фильтры, в которых филь­трующие элементы выполнены из бума­ги или картона. Эти фильтры обеспечи­вают наилучшую очистку масла. Так, например, в смазочной системе двигате­ля ГАЗ-5 3-12 вместо центрифуги (ГАЗ-5 ЗА) установлен полнопоточный масляный фильтр.

Масляный радиатор. Для поддержа­ния температуры масла в требуемых пределах используют радиаторы, ко­торые получили распространение в дви­гателях грузовых автомобилей, так как они часто работают в тяжелых усло­виях.

Радиаторы устанавливают и на лег­ковые автомобили, если они имеют форсированные двигатели или двигате­ли большой мощности.

Масляный радиатор располагают перед водяным радиатором, чтобы он при движении автомобиля интенсивно обдувался встречным

потоком воздуха. Масляный радиатор состоит из несколь­ких плоских латунных трубок, к ко­торым припаяны охлаждающие пла­стины, увеличивающие площадь его поверхности охлаждения. Маслопро­воды, по которым масло поступает к радиатору и отводится от него, мож­но присоединять с одной или с противо­положных сторон. С обеих сторон масляный ра­диатор имеет бачки, к которым при­соединены резиновые шланги. По периметру радиатор охвачен каркасом. По шлангу масло поступает в бачок, а затем в шесть трубок радиатора. С противоположной стороны охлажден­ное масло по шлангу стекает в поддон двигателя .



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.108 с.)