Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Назначение, устройство системы смазки и ее приборов.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Система смазкипредназначена для подачи масла в узлы трения, отвода продуктов износа и излишков тепла.
Рис. 1.Схема смазочной системы двигателя Автомобиля ГАЗ-53А. 1 - масляный радиатор; 2 - кран масляного радиатора; 3 - предохранительный клапан; 4 - ось коромысел; 5 - стойка оси коромысел, 6 - канал в головке блока; 7 - канал в блоке; 8 - центрифуга; 9 - штанга; 10 - толкатель; 11 - главная масляная магистраль; 12 - отверстие в корпусе распределителя; 13 - полость; 14 - маслопровод к центрифуге; 15 и 16 - соответственно верхняя и нижняя секции масляного насоса; 17 и 21 – редукционные клапаны; 18 - маслоприемник; 19 - поддон; 20 - маслопровод для слива масла из радиатора; 21- вторая шейка распределительного вала; 22- четвертая шейка распределительного вала
Смазочная система двигателя автомобиля ГАЗ-53А. Особенностью смазочной системы этого двигателя (рис.1) является наличие двухсекционного насоса и фильтра центробежной очистки масла - центрифуги. Верхняя секция масляного насоса имеет зубчатые колеса большего размера, чем нижняя секция, поэтому верхняя секция является основной, а нижняя - дополнительной. Во время работы двигателя шестеренный масляный насос через неподвижный маслоприемник (18) забирает масло из поддона (19). К насосу масло поступает по каналам, имеющимся в блоке цилиндров. Нижняя секция (16) масляного насоса по маслопроводу (14) постоянно нагнетает масло в центрифугу (8), после которой оно сливается в поддон. Верхняя секция (15) масляного насоса подает масло в главную масляную магистраль (11) блока цилиндров. Из главной магистрали масло по каналам в блоке подводится к коренным подшипникам коленчатого и опорным шейкам распределительного валов. От коренных шеек коленчатого вала по каналам, просверлен-ным в щеках вала, масло поступает к шатунным подшипникам. От второй (22) и четвертой (23) шеек распределительного вала масло подводится соответственно к правой и левой головкам блока. Вторая опорная шейка распределительного вала имеет для прохода масла две лыски, расположенные диаметрально на дуге 120°. Для этой же цели четвертая опорная шейка распределительного вала имеет сквозное отверстие и две лыски. Масло пульсирующим потоком по каналам (7) и (6) через стойки (5) поступает в полые оси коромысел, установленных на головках блока. Распределительные зубчатые колеса смазываются маслом, сливаемым из центрифуги. Из полости, расположенной между пятой шейкой распределительного вала и заглушкой блока цилиндров, масло подается к приводу распределителя зажигания. Упорный фланец распределительного вала смазывается под давлением маслом, поступающим из отверстия во втулке первой шейки в тот момент, когда радиальный канал в этой шейке совпадает с отверстием втулки. Из радиального канала масло проходит в продольный и в виде пульсирующего потока подводится к упорному фланцу. В смазочной системе имеется масляный радиатор (1), который включается при температуре окружающего воздуха выше 20 °С. При тяжелых условиях работы автомобиля (например, движение с небольшой скоростью по глубокому снегу или песку) водитель должен включать масляный радиатор, несмотря на низкую температуру окружающего воздуха. Масло, пройдя через радиатор, охлаждается и стекает по маслопроводу (20) в поддон. В радиатор масло поступает через предохранительный клапан, который открывается при давлении около 100 кПа. Следовательно, масло циркулирует через радиатор при давлении в магистрали больше 100 кПа. При снижении давления масла до 40 - 80 кПа на щитке приборов загорается контрольная лампа. Если двигатель работает с малой частотой вращения коленчатого вала, то возможно загорание контрольной лампы аварийного снижения давления масла. Если смазочная система исправна, то по мере прогрева двигателя и увеличения частоты вращения коленчатого вала контрольная лампа должна погаснуть. Если контрольная лампа загорается при средней или большой частоте вращения коленчатого вала, то это указывает на неисправность системы. В этом случае двигатель необходимо немедленно остановить, найти неисправность и устранить ее. В смазочной системе имеются редукционные клапаны (17) и (21). Клапан (17) расположен в корпусе нижней секции насоса, а клапан (21) - в передней части блока цилиндров с правой стороны. Клапан (17) перепускает масло из полости нагнетания во всасывающую полость насоса; через клапан (21) масло сливается в поддон. Все клапаны регулируют на заводе-изготовителе; в период эксплуатации автомобиля регулировку этих клапанов изменять не рекомендуется. Надежность двигателя зависит от работы центрифуги, ее состояния и чистоты масла. Заправка двигателя загрязненным маслом и плохая его очистка вызывают преждевременное изнашивание трущихся поверхностей, особенно шеек коленчатого вала. Смазочная система двигателя автомобиля ГАЗ-53-12 такая же, как и двигателя автомобиля ГАЗ-53А, но есть два отличия: масляный насос в первой односекционный и вместо центрифуги установлен полнопоточный масляный фильтр.
Смазочная система двигателя автомобиля ЗИЛ-130. Схемы смазывания двигателей автомобилей ЗИЛ-130 (рис.2) и ГАЗ-53А аналогичны, поэтому рассмотрим только путь масла. Во время работы двигателя верхняя секция масляного насоса (3) по маслопроводу (4) нагнетает масло в полнопоточную центрифугу (8). Далее масло поступает в маслораспределительную камеру (5), расположенную в задней перегородке блока цилиндров. Из камеры масло нагнетается в левый (11) и правый (21) магистральные каналы, а из них поступает к коренным подшипникам коленчатого вала^ подшипникам распределительного вала и толкателям. В коленчатом валу имеются каналы (18) для подачи масла к шатунным шейкам. Средняя (третья) опорная шейка распределительного вала имеет три отверстия. При их совпадении с отверстиями в блоке цилиндров масло пульсирующим потоком поступает по каналам к головкам блока, затем по отверстиям в стойках в полые оси (24) коромысел.
Рис. 2. Схема смазочной системы двигателя а втомобиля ЗИЛ-130: а - общая схема; б - подача масла в ось коромысла; в - смазывание регулировочного винта и верхнего наконечника штанги; г - смазывание стенок цилиндра; 1 - трубопровод подачи масла в масляный радиатор; 2 - кран включения масляного радиатора; 3 - масляный насос; 4 - маслопровод от насоса к центрифуге; 5 - маслораспределительная камера; 6 - указатель давления масла (манометр); 7 - контрольная лампа аварийного снижения давления масла; 8 - полнопоточная центрифуга; 9 - воздушный фильтр; 10 - кривошипно-шатунная группа компрессора (смазывание разбрызгиванием); 11 - левый магистральный канал; 12 - трубопровод подачи масла для смазывания компрессора; 13 - трубка для слива масла из компрессора; 14 - масляный радиатор; 15 - трубопровод для слива масла из радиатора;16 - зубчатое колесо распределительного вала; 17 - зубчатое колесо коленчатого вала; 18 - канал, соединяющий коренную шейку с шатунной; 19 - грязеуловительная полость;20 - поддон; 21 - правый магистральный канал; 22 - маслоприемник; 23 - канал в стойке оси; 24 - полая ось коромысла; 25 - отверстие в шатуне для подачи масла на стенку цилиндра Масло смазывает бронзовые втулки ступиц коромысел и далее поступает к регулировочному винту и верхнему наконечнику штанги. Бойки коромысел и стержни клапанов смазываются масляным туманом или маслом, поступающим самотеком. Из правого магистрального канала по трубопроводу (12) масло подается к компрессору, откуда по трубке (13) сливается в поддон двигателя. Нижняя секция масляного насоса при открытом кране (2) нагнетает масло по трубопроводу (1) в масляный радиатор (14), из которого оно по трубопроводу (15) сливается в поддон 20. Масляный радиатор воздушного охлаждения установлен перед основным радиатором системы охлаждения. Он выполнен из алюминиевой трубки, имеющей ребра для увеличения площади поверхности охлаждения. Масляный радиатор двигателя автомобиля ЗИЛ-130 должен быть постоянно включен, и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже 0°С. При снижении давления в смазочной системе 60 - 30 кПа на щитке приборов загорается контрольная лампа (7) с линзой красного цвета. В корпусе центрифуги установлен перепускной клапан, отрегулиро-ванный на перепад давлений 100 кПа. Клапан предназначен для перепуска масла в распределительную камеру при увеличенном его расходе вследствие износа подшипников двигателя.
Рис. 3. Схема смазочной системы двигателя Автомобиля КамАЗ-5320. 1 - масляный радиатор; 2, 3, 18, 19, 21, 23 и 24 - маслопроводы; 4 - сливной клапан центрифуги; 5 - перепускной клапан центрифуги; 6 - кран включения масляного радиатора; 7 - центрифуга; 8 - предохранительный клапан нагнетающей секции; 9 - радиаторная секция масляного насоса; 10 - нагнетающая секция масляного насоса; 11 - клапан смазочной системы; 12 - полнопоточный фильтр тонкой очистки масла; 13 - главная масляная магистраль; 14 - перепускной клапан фильтра тонкой очистки масла; 15 - манометр; 16 - указатель уровня масла; 17 - сапун; 20 - компрессор; 22 - топливной насос высокого давления; 25 - кран включения гидромуфты; 26 - термосиловой датчик; 27 - гидромуфта привода вентилятора; 28 - поддон; 29 - предохранительный клапан радиаторной секции Смазочная система двигателя автомобиля КамАЗ-5320.
Смазочная система этого двигателя (рис. 3) аналогична смазочным системам других V-образных двигателей. Однако есть и некоторые отличия. Масляный насос имеет две секции — нагнетающую (10) (переднюю) и радиаторную (9) (заднюю). От насоса приводится в действие гидромуфта (27) привода вентилятора. В смазочной системе есть шесть клапанов: три у масляного насоса — предохранительные клапаны (29) и (8) соответственно радиаторной и нагнетающей секций и клапан (11); два у центрифуги - сливной (4) и перепускной (5) клапаны; один у фильтра тонкой очистки - перепускной клапан (14). Масло наливают в поддон (28) через патрубок, установленный на картере маховика с правой стороны двигателя. При работе двигателя масляный насос через маслоприемник засасывает масло двумя секциями. Нагнетающая секция (10) подает масло по каналам блока цилиндров в полнопоточный фильтр (12) тонкой очистки, где оно очищается, проходя через два фильтрующих элемента, а затем поступает в главную масляную магистраль (13). Из магистрали по каналам в перегородках блока цилиндров масло подводится к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала. Поступающее к шатунным подшипникам масло проходит дополнительную центробежную очистку в грязеуловительных полостях коленчатого вала. По каналам в блоке масло поступает к подшип-никам распределительного вала. Необходимо особо отметить, что введение центробежной очистки масла привело к значительному уменьшению износа шатунных шеек коленчатого вала, хотя нагрузки на них больше, чем на коренные шейки. При загрязнении грязе-уловительных полостей износ шатунных шеек возрастает, поэтому полости надо своевременно очищать. К подшипникам компрессора (20) масло поступает из канала в задней стенке блока цилиндров по маслопроводу (19). Из канала в передней стенке блока цилиндров по маслопроводу (23) масло проходит к подшипникам топливного насоса (22) высокого давления. Из каналов блока цилиндров масло по маслопроводам (18) подается в стойки коромысел, смазывает бронзовые втулки ступиц, а по отверстиям в коротких плечах коромысел поступает к регулировочным винтам и верхним наконечникам штанг. Стекающее по внутренним отверстиям штанг масло смазывает их нижние наконечники, толкатели, кулачки распределительного вала, а затем сливается в поддон. Масло, которое собирается в головках цилиндров, по наклонным маслопроводам (24) отводится в полости для штанг и далее в поддон. Радиаторная секция (9) насоса по маслопроводу (3) подает масло к центрифуге, из которой оно постоянно сливается в поддон или проходит по маслопроводу (2) в радиатор (1), если открыт кран (6). Масляный радиатор - трубчато-пластинчатый. Он должен быть постоянно включен. Отключать его следует только при пуске холодного двигателя, а также при температуре окружающего воздуха ниже 0°С в зависимости от нагрузки и режима работы двигателя. Если кран (6) закрыт, то масло из центрифуги сливается в поддон двигателя через сливной клапан (4), открывающийся при давлении 50 - 70 кПа. В случае номинальной частоты вращения коленчатого вала давление в смазочной системе поддерживается равным 450 - 500 кПа при прогретом двигателе и не менее 100 кПа при минимальной температуре двигателя. Клапан (11) смазочной системы, размещенный в нагнетательной секции насоса, ограничивает давление масла в главной магистрали и открывается при 400 - 450 кПа. Предохранительные клапаны (8) и (29) насоса открываются при увеличении давления масла в полости нагнетания до 800 - 850 кПа. Фильтр тонкой очистки имеет два сменных фильтрующих элемента. При их засорении или при повышенной вязкости масла оно поступает в главную магистраль неочищенным через перепускной клапан (14), открывающийся в том случае, если давление возрастает до 700 - 800 кПа. При срабатыва-нии перепускного клапана на щитке приборов загорается сигнальная лампа, предупреждающая водителя о засорении фильтра тонкой очистки и о поступлении в- магистраль неочищенного масла. Центрифуга работает нормально, если давление масла на входе в нее составляет 600 кПа и ротор имеет частоту вращения 5000 об/мин. Перепускной клапан (5) ограничивает давление масла перед центри-фугой до 600 - 650 кПа.
Рис. 4. Схема смазочной системы двигателя Автомобиля ЯМЗ - 236. 1- Фильтр тонкой очистки масла; 2- Фильтр грубой очистки масла; 3- Лампа сигнализатора засоренности;4- Масляный радиатор; 5- Двухсекционный масляный насос; 6- Редукционные клапана; 7- Датчик давления масла;8- Манометр;9- Маслозаливная горловина; 10- Маслоприемник; 11- Дифференциальный (сливной) клапан; 12- Масляная магистраль; 13- Канал в шатуне для подачи масла к поршневому пальцу; 14- Канал в оси коромысел; 15. Канал в штанге для смазки роликового толкателя.
Масляный насос предназначен для подачи масла под давлением к основным трущимся поверхностям и к приборам его очистки и охлаждения. На автомобильных двигателях получили распростра-нение одно- и двухсекционные шестеренные масляные насосы, т. е. насосы, имеющие одну или две пары зубчатых колес. Они отличаются простотой устройства, небольшим числом деталей, надежной работой и равномерностью подачи масла. Схема работы шестеренного масляного насоса показана на рис. 5.
Рис. 5. Схема работы шестеренчатого насоса. 1 - редукционный клапан;2 - подводящий канал; 3 - ведомое зубчатое колесо;4 - корпус насоса; 5 - отводящий канал; 6 - ведущее зубчатое колесо
В корпусе (4) с минимальными зазорами установлены два зубчатых колеса- ведомое (3) и ведущее (6). При работе насоса зубчатые колеса вращаются в направлениях, показанных стрелками. Масло, поступающее к насосу по каналу (2), заполняет впадины между зубьями колес и переносится ими к отводящему каналу (5). Во время вращения колес между двумя парами зубьев масло сжимается в замкнутом пространстве, в результате чего между зубчатыми колесами возникают значительные «распирающие» силы. Для уменьшения этих сил на корпусе или крышке насоса делают разгрузочную канавку, по которой масло выходит из образовавшегося замкнутого пространства в. полость нагнетания или всасывания. Шестеренные масляные насосы устанавливают в поддоне (двигатели автомобилей ГАЗ-24 «Волга», МАЗ-5335, КамАЗ-5320 и др.) или снаружи блока цилиндров (двигатели автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12, ЗИЛ-130 и др.). Насосы, смонтированные снаружи на блоке цилиндров, можно осматривать, ремонтировать или заменять, не снимая поддона. Перед установкой на двигатели в эти насосы наливают масло для обеспечения их нормальной работы. Масляный насос (например, двигателя автомобиля ЗИЛ-130) приводится в движение зубчатым колесом, расположенным на заднем конце распределительного вала и входящим в зацепление с колесом, которое установлено на промежуточном валу. Выступ промежуточного вала входит в паз вала (5) (рис. 6) масляного насоса, а в паз промежу-точного вала на верхнем конце входит выступ валика распределителя зажигания. Масляный насос - двухсекционный, расположен с правой стороны блока цилиндров. В корпусе (6) верхней секции насоса находятся ведущее колесо (7), укрепленное на валу (5) при помощи
Рис. 6. Масляный насос двигателя ЗИЛ - 130. 1 - корпус нижней секции насоса; 2 - болт, соединяющий корпуса секций насоса; 3 - прокладки; 4 - ведомое зубчатое колесо верхней секции; 5 - вал насоса; 6 — корпус верхней секции; 7 - ведущее зубчатое колесо верхней секции; 8 - стопорное кольцо; 9 - крышка масляного насоса; 10 - штифт;11 - ведущее зубчатое колесо нижней секции;12 - ведомое зубчатое колесо нижней секции; 13 и 15 - редукционные клапаны; 14 - место установки крана включения масляного радиатора; шпонки и стопорного кольца (8), ведомое колесо (4), свободно вращающееся на оси. В корпусе нижней секции также расположены два зубчатых колеса: ведущее (11), закрепленное шпонкой на валу, и ведомое (12), свободно вращающееся на оси, запрессованной в корпус. Крышка (9) масляного насоса является одновременно
разъединительной пластиной, при установке которой с обеих ее сто-рон образуются две отдельные секции насоса. Прокладки (3) создают плотное соединение секций с крышкой. Штифт (10) служит для пра-вильной установки крышки и корпуса. В крышке насоса расположен редукционный клапан (13) верхней секции насоса. Когда давление в нагнетательной полости превысит 320 кПа, открывается редукцион-ный клапан, отрегулированный на это давление, и масло перетекает во всасывающую полость. В корпусе нижней секции установлен редукционный клапан (15), отрегулированный на давление 120 кПа.
Рис. 7. Масляный насос двигателя КАМАЗ.
1 - корпус радиаторной секции; 2 - шестерня ведущая радиаторной секции; 3 - проставка; 4 - шестерня ведущая нагнетающей секции; 5 – корпус нагнетающей секции; 6 - шестерня ведомая привода насоса; 7 - шпонка; 8 - валик ведущих шестерен; 9 - шестерня ведомая нагнетающей секции; 10 - шестерня ведомая радиаторной секции; 11 - клапан предохранительный радиаторной секции; 12, 15, 17 - пружины клапана; 13, 16 – пробки клапана; 14 - клапан системы смазки; 18 - клапан предохранительный нагнетающей секции.
Рис. 7. Масляный насос двигателя ЯМЗ. 1. Ведущая шестерня привода насоса; 2. Корпус нагнетающей секции;3. Ведущая шестерня нагнетательной секции; 4. Ведущая шестерня радиаторной секции; 5. Вал ведущий; 6. Корпус радиаторной секции; 7. Ведомая шестерня радиаторной секции; 8. Редукционный клапан радиаторной секции; 9- Редукционный клапан нагнетательной секции; 10- Ведомая шестерня привода насоса; 11- Ведомая шестерня нагнетательной секции;
Маслоприемники. Чтобы масляные насосы могли забирать масло из поддона двигателя, их снабжают неподвижными маслоприемниками (реже плавающими). От применения плавающих маслоприемников в смазочной системе почти полностью отказались, так как они имеют существенные недостатки. Например, при движении автомобиля по пересеченной местности в смазочную систему может попасть воздух, что вызовет прекращение подачи масла, и двигатель выйдет из строя из-за расплавления антифрикционного сплава подшипников коленчатого вала. Неподвижные маслоприемники получили широкое распространение. Они расположены в нижней части поддона, и воздух через них, как правило, не может попасть в смазочную систему. Маслоприемник насоса является первичным фильтром, так как масло может попасть внутрь трубки 19 (рис 8) только пройдя через фильтрующую сетку 21. Сетка удерживается в корпусе 18 пружиной 20. На корпусе есть ребра, в которые кромкой упирается сетка, образуя щели между нею и корпусом. Если фильтрующая сетка засорена, то масло поступает в трубку 19 через щели (рис. 60, г).
Рис. 8. Маслоприемники. а - поступление масла при чистой сетке; б - поступление масла в случае засорения сетки; в - маслоприемник двигателя КАМАЗ; г - маслоприемник двигателя ЗИЛ 130; д - маслоприемник двигателя ЯМЗ; 1 -корпус маслоприемника; 2 - трубка; 3 - пружина; 4 - сетка.
Масляные фильтры. В процессе работы двигателя свойства масла постепенно ухудшаются: понижается его вязкость и маслянистость. Масло загрязняется твердыми механическими примесями, состоящими из нагара и мельчайших металлических частиц, которые появляются в масле в результате изнашивания деталей. Кроме того, масло загрязняется смолами и продуктами окисления.
Рис. 9. Масляные фильтры:
а - полнопоточный; б - центрифуга; 1 - пробка сливного отверстия; 2 - сливная трубка; 3 - корпус фильтра; 4 - датчик указателя давления масла; 5 - пружина перепускного клапана; 6 - перепускной клапан; 7 - пружина; 8 - болт сливной трубки; 9 - уплотнение фильтрующего элемента; 10 - крышка; 11 - маслопровод; 12 - фильтрующий элемент; 13 - датчик аварийного снижения давления масла; 14 привалочная плоскость корпуса; 15 - гайка-барашек; 16 - кожух; 17 - сетчатый фильтр; 18 - ось ротора; 19 - колпак ротора; 24 - жиклер; 25 - упорный шарикоподшипник; 26 - стальной отражатель; К - сила реакции.
Для очистки масла и сохранения его свойств на более длительный период, а также для защиты трущихся поверхностей от механических частиц на современных двигателях устанавливают различные масляные фильтры (грубой и тонкой очистки), которые могут быть полнопоточными или неполнопоточными. Фильтр называют полнопоточным, если он установлен в смазочной системе последовательно и через него проходит все масло. Фильтр - неполнопоточный, если он установлен в смазочной системе параллельно и через него проходит только часть (10—15%) масла. Особенно тщательно надо очищать масло в том случае, если подшипники коленчатого вала имеют антифрикционный сплав из свинцовистой бронзы или высокооловянистого алюминиевого сплава, так как эти материалы плохо поглощают абразивные частицы. Тщательная фильтрация масла значительно повышает надежность двигателя. Фильтр грубой очистки. Для очистки масла от крупных механических примесей и смолистых отложений служат фильтры грубой очистки. Они могут быть пластинчато-щелевого или сетчатого типа. В настоящее время фильтры грубой очистки применяют в смазочной системе очень ограниченно (двигатели некоторых моделей автомобилей МАЗ и др.).
Рис. 10. Фильтр тонкой очистки масла двигателя ЯМЗ.
Фильтр тонкой очистки. Вкачестве сменных фильтрующих элементов применяют ленточно-бумажные и картонные пакеты или другие материалы, в которых масло фильтрует-ся, просачиваясь через микропоры элемента (двигатели автомо-билей ВАЗ «Жигули», «Москвич-2140», ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-53-12, КамАЗ-5320 и др.). На двигателе автомобиля ГАЗ-24 «Волга» применен фильтр (рис.9, а), состоящий из корпуса (3), сливной трубки (2), фильтрующего элемента (12), пружины (7) и крышки (10), которая болтом (8) крепится к корпусу. Сливная трубка приварена к болту (8). Масло, нагнетаемое насосом, по маслопроводу (11) подводится к фильтру, просачивается через микропоры картонного фильтрующего элемента, проходит через многочисленные отверстия внутрь сливной трубки и по корпуса поступает в блок цилиндров. Сопротивление чистого фильтра соответствует снижению давления, равному примерно 10 - 20 кПа. В сливной трубке установлен перепускной клапан (6) с пружиной (5). Он вступает в работу и перепускает неочищенное масло в блок цилиндров при засорении фильтрующего элемента, когда его сопротивление оценивается снижением давления, равным 70 - 90кПа. В корпус фильтра ввернут датчик (4) указателя давления масла в системе, а внизу корпуса — датчик (13) аварийного снижения давления масла. Пробка (1) служит для удаления отстоя из корпуса фильтра.
Рис. 11. Фильтр центробежной очистки масла двигателя ЯМЗ.
Центрифуга.Центрифуги (рис. 9,б), устанавливаемые на двигателях автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, МАЗ-5335 и др., хорошо очищают масло от механических примесей и смол. Техническое обслуживание центрифуг заключается в периодической очистке их от грязи без замены каких-либо частей. Центрифуга состоит из корпуса 23, в который ввернута ось 18 ротора, корпуса 22 ротора с колпаком 19 и кожуха 16. Пластмассовый корпус 22, свободно установленный на оси, вместе с колпа-ком образует вращающийся ротор. Между корпусом и колпаком имеется резиновая прокладка. В корпус запрессованы две бронзовые втулки. Ротор опирается на упорный шарикоподшипник (25), а сверху закрыт стальным кожухом (16), закрепленным на оси гайкой-барашком (15). Под фланец отражателя (26) поставлена резиновая прокладка (20). В оси (18) имеются центральное и радиальное отверстия для прохода масла внутрь ротора. В верхней части корпуса ротора установлен колпачок с сетчатым фильтром (17), а в нижнюю часть ввернуты два жиклера (24) (сопла), выходные отверстия которых направлены в противоположные стороны. Масло, подаваемое в центрифугу, быстро заполняет внутреннюю полость ротора, проходит через сетчатый фильтр и вытекает с большой скоростью из жиклеров, создавая реактивные силы К, направленные в противоположные стороны. Под действием этих сил ротор начинает вращаться, и его частота вращения достигает 5000 - 6000 об/мин. Вместе с ротором вращается и масло, находящееся в нем. Взвешенные механические примеси под действием сил инерции отбрасываются от оси вращения и осаждаются плотным слоем на внутренних стенках ротора; очищенное масло стекает в поддон двигателя. При эксплуатации двигателя необходимо следить, чтобы толщина осадка на стенках колпака ротора не превышала 15 мм, иначе значительно ухудшится качество очистки масла. При смене масла в двигателе рекомендуется разобрать, очистить и промыть ротор, а затем аккуратно его собрать и проверить работу центрифуги. Для этого двигатель пускают, прогревают, дают поработать некоторое время с повышенной частотой вращения, а потом останавливают. После остановки двигателя ротор продолжает вращаться в течение 1,5 - 2 мин. При этом слышно характерное гудение, что свидетель-ствует об исправной работе центрифуги. Фильтры тонкой очистки и центрифуги иногда устанавливают в смазочной системе параллельно, так как они имеют значительное гидравлическое сопротивление. При понижении температуры масла и повышении его вязкости ухудшается работа центрифуги, поэтому необходимо постоянно следить за температурой масла в двигателе. Применение полнопоточных фильтров тонкой очистки, в том числе и центрифуг, позволяет хорошо очищать масло и отказаться от фильтров грубой очистки, а следовательно, увеличить моторесурс двигателя. Получают распространение фильтры, в которых фильтрующие элементы выполнены из бумаги или картона. Эти фильтры обеспечивают наилучшую очистку масла. Так, например, в смазочной системе двигателя ГАЗ-5 3-12 вместо центрифуги (ГАЗ-5 ЗА) установлен полнопоточный масляный фильтр. Масляный радиатор. Для поддержания температуры масла в требуемых пределах используют радиаторы, которые получили распространение в двигателях грузовых автомобилей, так как они часто работают в тяжелых условиях. Радиаторы устанавливают и на легковые автомобили, если они имеют форсированные двигатели или двигатели большой мощности. Масляный радиатор располагают перед водяным радиатором, чтобы он при движении автомобиля интенсивно обдувался встречным потоком воздуха. Масляный радиатор состоит из нескольких плоских латунных трубок, к которым припаяны охлаждающие пластины, увеличивающие площадь его поверхности охлаждения. Маслопроводы, по которым масло поступает к радиатору и отводится от него, можно присоединять с одной или с противоположных сторон. С обеих сторон масляный радиатор имеет бачки, к которым присоединены резиновые шланги. По периметру радиатор охвачен каркасом. По шлангу масло поступает в бачок, а затем в шесть трубок радиатора. С противоположной стороны охлажденное масло по шлангу стекает в поддон двигателя .
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.82 (0.012 с.) |