Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мифологическое мышление, его характерные черты. Кризис мифологии.↑ Стр 1 из 27Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научные программы античности: атомизм и элементаризм. Сущность метафизики как метода. История её развития. Сущность диалектики как метода. История её развития. Диалектика как учение. Принципы диалектики. Законы диалектики. Категории диалектики. Проблема бытия в философии. Бытие как основная категория философской картины мира. Смысл и предназначение философии. Специфика философского знания. Понятие проблемы. Природа философских проблем. Предмет философии. Структура и функции философии. Картины мира: мифологическая, религиозная, философская, научная. Место человека в картине мира. Понятие материи в истории философии. Проблема времени и пространства в философии. Сознание как философская проблема. Структура научного познания. Научная революция и смена научной картины мира. Концепции роста научного знания. Модели науки. Проблема движения и развития в философии. Смысл человеческого бытия. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Человек как философская проблема. Биосоциальная природа человека. Понятие личности, ее сущность, структура, социальные роли. Личность и общество. Понятие ценности. Виды ценностей. Право и мораль. Нравственные ценности. Свобода как ценность. Свобода, ответственность, необходимость. Проблема свободы в истории философии. Познание, его сущность, структура. Субъект и объект познания. Возможности и границы познания. Агностицизм, его формы. Общенаучные методы познания. Философское учение об истине. Истина и заблуждение. Правда и ложь. Критерии истины. Культура и цивилизация как философские проблемы. Становление философии истории. Античная философия. Научные программы античности: атомизм и элементаризм. Восточная философия. Философия эпохи Средневековья. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия. Формационный подход К.Маркса. Индустриальное и постиндустриальное общества как социальные структуры (Парсонс, Ростоу). Концепции циклического развития. Культурологический подход О. Шпенглера. Историческая концепция А. Тойнби. Русская философия конца XIX – начала XX веков, её специфика. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Философия техники. Специфика взаимодействия человека и общества. Концепция этногенеза Гумилёва. Западноевропейская философия XX века. Философия конца XX – начала XXI веков. Гражданское общество и государство. Общественное сознание и его структура. Мировоззрение, его сущность, типы мировоззрения Мировоззрение — совокупность взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующих видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями. Одна из основных категорий философии познания, человека, религии и быта. Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире. Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. Мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выделенная по тому или иному признаку (например, по классовой принадлежности, социальному положению, уровню образования, профессии и другим), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы. И все же в многообразии вариантов исторически изменяющихся мировоззрений можно выделить ряд укрупненных градаций, типов. В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания — повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Но знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения. Программы жизни, действия, направленность поступков имеют под собой две «опоры»: знания и ценности. Они во многом «полярны», противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине — объективному постижению реального мира. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание — определение ценности происходящего. Итак, мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действия людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи. Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. Мифы — древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного. В мифологии же все слитно, не расчленено. Это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня) — такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний — «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний — «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Вера — способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ — система утвердившихся ритуалов, догматов Мировоззрение может быть различным по содержанию и по форме. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления о мире, о себе самом. Это видение мира было своеобразным выражением и хранением исторической памяти народов, регулятивом их социальной ориентации и организации. Такой тип мировоззрения называется мифологическим. Мифологическое мировоззрение не ушло окончательно в прошлое. До сих пор в сознании масс сохраняются иллюзорные идеи о национальном или расовом превосходстве, о непогрешимости политических партий и их вождей, о бесконечной мудрости руководителей, о светлом будущем человечества и т.д. Философия это тип мировоззрения. Это конкретно историческая система взглядов на мир и место человека в нем. Мифологическое мировоззрение – это такая система взглядов на объективный мир и место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мир, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей социальных процессов и своей роли в них. Основана на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных эмоциях; Очеловечивание космоса и природы (антропоморфизм, авторитеты богов, героев); Мысль выражается в конкретных образах; Для мифологического сознания нет никакого научного опыта, его не в чем нельзя убедить; Бессознательно. Религиозное мировоззрение – это такая форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование тех или иных сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Специфическими чертами религии, как правило, считают веру и культ. Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Культ – это система утвердившихся ритуалов, догматов; является внешней формой проявления веры. Религиозное мировоззрение является наиболее близким к мифологическому, оно также апеллирует к фантазии и чувствам; не требует доказательства, разумного объяснения, истинной веры; не смешивает земное и божественное, а разводит на два противоположных пояса; в центре любого религиозного мировоззрения поиск высших ценностей, истинного пути жизни, жажда спасения и искушения; раз Бог стоит над природой, то форма приведения – система ритуалов. Философское мировоззрение выражается не в эмоционально – образной, а в рационально-понятивной форме. В философии господствуют не боги религии и не герои мифа, а безличные силы природы – логос, причина, закон, необходимость, идея. Это стройная, научно обоснованное, фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении человека к миру. Характерная черта философии – свободомыслие. Философия размышляет, сомневается, не берет на веру те постулаты, которые утверждаются религиозной традицией, идеологической догмой. Это – форма сомнения, критики и самокритики; логическая доказанность; философское мышление является рефлексивным. В отличии от мифологии и религии, философия – это теоретическая форма мировоззрения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.172 (0.012 с.) |