Теория этногенеза Гумилева – это оригинальная гипотеза претендующая на объяснение возникновения и исчезновения этносов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория этногенеза Гумилева – это оригинальная гипотеза претендующая на объяснение возникновения и исчезновения этносов.




Западноевропейская философия XX века.

Философия XX в. — это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Эти новые явления нашего времени, естественно, порождают и совершенно новые, оригинальные направления фи­лософской мысли. Среди всего этого многообразия есть очень влия­тельные, мировые школы, есть узкие, частые направления, но все вместе они продолжают мировую историю философии, основываю­щуюся на традициях, обогащающуюся новациями и никогда не ос­танавливающуюся в своем развитии.

Вместе с тем, эти философские школы и направления отражают ряд общих тенденций развития человечества, характерных для на­шего времени:

• все более пристальное внимание к человеку как главному пред­мету философии;

• беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития, поиски и предложения новых стратегических ориентиров;

• глобальные проблемы человечества;

• анализ человечества как единого целого в параллелях с приро­дой, Космосом, Богом, борьба интеграционных и националистичес­ки-региональных тенденций развития цивилизации;

• углубление формалистических исканий;

• вечный поиск смысла и основ жизни, выдвижение культурно-духовных оснований как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблемы.

Как известно, классическая западная философия выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. При этом большинство мыслителей исходило из тезиса доступности познания, и соответственно, возможности постичь истину любому человеку. Такой "демократизм" дополнялся "оптимизмом".

Считалось вполне возможным на основе постижения законов природы и общества господствовать над ними. Это означало, в первую очередь, достижение материального благоденствия человечества при помощи науки и высочайшего развития человека, всех его духовных и физических сил при помощи установления оптимального общественного устройства.

Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был нанесен первый удар французской революцией 1879 года. Учение "гениев человечества" на поверку оказалось и неразумным и нечеловечным.

Наука же показала свой "звериный оскал" в первой мировой войне 1914г., продемонстрировав способность использовать ее для массового уничтожения человечества и его культуры в газовых атаках и бомбардировках мирных городов.

Не удивительно, что наиболее проницательные мыслители конца Х1Х в. в момент, казалось бы, наибольшего торжества идей классической философии вдруг заговорили о сомнительности исторического прогресса, иррациональности истории и самой души европейского человека.

Надлом классической философии произошел уже в учениях Шопенгауэра, Ницше и их последователей. Уже эти выдающиеся философы показали, что и познание, и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества последствиям.

В ХХ в. выдвигается целый ряд смелых новых идей, удачно конкурирующих со старой "классической" философской системой. Это, во-первых, идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов и т.д.).

Во-вторых, это движение от идеи свободного и разумного человека, способного кардинально переделать природу и общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Оказалось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание, которое вместе с интуицией становится центром современной антропологии.

В третьих, сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются теперь как независимая структура. Напротив, объявляется, что они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил: государств, партий, авторитетов и даже иррациональных сил - масонов, магов, тайных орденов, партий и т.д.

Соответственно, оптимистические взгляды "классической" философии продолжаются в идеях "технотронного" - "постиндустриального" общества. Но куда больший вес имеют идеи антигуманистической сущности науки, которая может привести к физической гибели мира в огне ядерного взрыва или к его деградации путем промывания мозгов средствами современной электронной техники и тотального контроля над огромными массами людей.

Возникают принципиально новые философские картины мира и стили мышления, поставившие в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых качеств человека. В эти новые качества (основу нового гуманизма) входят глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию.

Одним из направлений современной западной философии является экзистенциализм (экзистенция – существование). Это течение возникло в начале 20 гг. в Германии, Франции, в работах русских философов (Бердяев, Шестов).

Для всех экзистенциалистских доктрин характерно убеждение в том, что единственной подлинной действительностью можно признать только бытие человеческой личности. Это бытие – начало и конец любого знания, и прежде всего философского. Человек сначала существует – думает, чувствует, живет, а потом уже определяет себя в мире. Человек сам определяет свою сущность. Человек стремится к своей индивидуальной цели, он творит себя, выбирает свою жизнь.

Личность не может преследовать какие-то "всеобщие" цели. Человеку кажется, что мир рационален. Что есть некие общие законы мира, истории, культуры. Однако на самом деле мир абсурдный, чужой, бессмысленный, как и вся человеческая жизнь.

Бытие человека – это драма. Сознание человека свободно, его воля предопределяет жизненный путь.

Наиболее яркими представителями экзистенциализма были Карл Ясперс (1763 – 1863) и Мартин Хайдеггер (1889 – 1976).

Карл Ясперс не считал философию наукой о бытие или наукой о жизни, потому что наука имеет ограниченный предмет. А жизнь и бытие неограничены. Главная цель человека состоит в том, чтобы помочь человеку понять, осознать свое место в мире, понять важность любви, достичь свободы и научиться быть самим собой. Надо иметь веру и свою родину, чтить народные традиции, любить свой народ и других людей, избегать насилия в любых формах.

Мартин Хайдеггер считал, что современная ему философия утратила понимание сущности и смысл бытия.

Вопрос бытия – главный вопрос философии, но решить его можно, только поняв смысл человека. Человек конструирует мир, или бытие, поэтому выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия вообще. В чем же тогда сущность человека? Она заключается в особом способе жизни – существовании в страхе. Чувствуя страх, человек становится одиноким, его перестает интересовать мир, он обращается к себе и тем самым начинает понимать себя. Страх – основное переживание и способ бытия, позволяющий точно и всеобъемлюще понять человека. Страх _ это не боязнь. В боязни что-то угрожает человеку, и это что-то вполне конкретно. Страх же относится к неопределенной опасности, к миру как таковому, первоначальная его форма – страх перед лотереей жизни. Наряду с феноменом страха стоит и феномен жизнедеятельности, несущий счастье миру и людям. Он не менее сильный и не менее глубинный, чем страх.

Человеческое существование протекает в сознании начала и конца (рождение и смерть), т.е. протекает во времени. Временность, историчность, забота о себе характеризуют человеческое бытие. Познавать необходимо не столько природу и общество, сколько существование изолированного, уединенного человека, его сущность.

Весь мир, по Хайдеггеру, проникнут "мировым страхом", или "первобытным страхом". Человек понимает конечность своего бытия, понимает, что его существование это "бытие для смерти". Человек не может найти смысл своего существования в сфере политики, экономики или техники. Смысл жизни – только в сфере свободы, в сфере свободного риска и собственный ответственности за свои поступки. И в этом сущность человеческого бытия.

М. Лахтин и М. Бубер развивали другую экзистенциальную тему, тесно связанную с первой: восприятие себя и восприятие другого, диалогичность общения, возможность и пределы понимания. Обе эти темы объединил в своих философских изысканиях Ж. Сартр, выдвинувший на первый план идею абсолютной свободы и абсолютного одиночества человека среди других людей.

Рост насилия в современном мире заставил многих ученых обратиться к анализу причин и сущности человеческой агрессивности. Эрих Фромм (1900 – 1980) выделил два вида агрессивности у человека. Первый вид – оборонительная, или доброкачественная, служащая выживанию индивида и рода. Это врожденная способность человека реагировать на внешнюю опасность либо бегством, либо нападением.

Второй вид – злокачественная агрессия, проявляющаяся как немотивированная жестокость и деструктивность. Страсти, интегрированные в постоянную структуру личности, могут быть рациональными и иррациональными. Рациональные страсти, например, такие, как любовь к другому человеку, к живым существам, усиливают ощущение радости жизни, придают ей смысл.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.53.34 (0.059 с.)