Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Элементы агностицизма обнаруживаются в различных философских системах. Поэтому агностицизм нельзя отождествлять с идеализмом.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
3. Агностицизм уловил реальные трудности и сложность процесса познания, многие их которых до сих пор не решены. Например, неисчерпаемость и границы познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося и развивающегося бытия, субъективная форма отражения знания в сознании субъекта. Познание и его изучение не есть нечто неизменное, раз навсегда данное, а есть процесс диалектический, развивающийся по определенным законам. В результате развития познания знание выступает в качестве резюме всей истории познания, всей человеческой деятельности, в том числе и предметно-чувственной. Процесс познания есть своеобразная форма духовного производства, сложный противоречивый процесс активного творческого отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Процесс познания детерминирован социокультурными факторами и осуществляется человеком как социальным существом, включенным в процесс познавательной деятельности. Теория познания выступает как совокупность знаний о процессе познания и его характеристиках, как итог истории познания, всей материальной и духовной культуры в целом. Агностицизм. Основы позиции агностиков в противоречии: знание может быть только логическим, а предметы исследования могут быть взяты только из опыта, который не поддается логическому анализу. Опыт есть поток впечатлений, причины которых непостижимы. Причинно-следственные связи формируются имманентно в нашем уме и не соответствуют реальным, по крайней мере о степени соответствия мы ничего не можем знать. Поэтому даже на вопрос «существует ли внешний мир?» Юм отвечал: «Не знаю». Отрицая объективную причинность, агностики признавали причинность субъективную в виде порождения идеи чувственными впечатлениями. Источником знаний для них может служить только вера (типа уверенности в восходе солнца). Наука и философия возможны лишь как опытные исследования, не претендующие на выведение теоретических законов. Скептицизм и позитивизм агностиков сказались на мировоззрении И. Канта, который зачитывался произведениями Д. Юма. ***Справка: Исторически для обозначения «философий сомнения», как полностью отрицающей познаваемость мира, так и не делающей столь сильных выводов, применялся общий термин «скептицизм» (от греч. skeptikds — склонный к рассматриванию, размышлению). Понятия «агностики, агностицизм» (от греч. agnostos — недоступный познанию) введены в обращение в 1869 г. Т. Гексли, т.е. это сравнительно новые термины. (В современном западном словоупотреблении слово «агностик» имеет побочный оттенок, часто служит эвфемизмом для «атеист»: последнее понятие ассоциируется с тем, что у нас называлось воинствующим безбожником, тогда как агностик — это человек, не то чтобы отвергающий Бога, но не поддерживающий мнения о его существовании, прямо не говорящий ни да, ни нет.) Общенаучные методы познания В современной науке достаточно успешно работает «многоуровневая концепция методологического знания». В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на следующие основные группы: Философские методы: важную роль играет диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика. Говоря о роли философии в научном познании, следует указать: 1) умозрительный философский подход, суть которого – прямое выведение исходных принципов научных теорий непосредственно из философских принципов, помимо анализа специального материала данной науки. 2) позитивизм – наука сама по себе философия, т.е. философия влияет на научное познание; воздействует всеобщими философскими принципами на процесс научного исследования; философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде; принципы ф-ии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, ф-я разрабатывает всеобщие картины мира; существенное влияние на развитие научного познания ф-я оказывает своей умзрительно-прогнозирующей функцией; философско- методологические принципы в их единстве выполняют в ряде случаев функции вспомогательного, производного от практики критерия истины; реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем из переосмысление, углубление, развитие. 2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое применение и развитие в науке 20 века. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между ф-ии и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. Характерными чертами общенауч. Понятий является: 1) сплавленность в их содержании отдельных свойств, признаков и т.д.; 2) возможность их формализации. На основе общенауч. понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие ф-ии с социально-научным знанием и его методами. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня: 1) методы эмпирического исследования (наблюдения, эксперимент, сравнения, описания, измерения); 2) методы теоретического познания (формализация, аксиоматический союз, гипотетико-дедуктивный, восхождение от абстрактного к конкретному); Общелогические методы и приемы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция). Частно-научные методы, т.е. совокупность способов, принципов познания, исследования, приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии и гуманитарных наук. Философское учение об истине Познание – это процесс проникновения мысли в объекте. Познавательной мыслью (целью) этого процесса является постижение истины. Познание – это процесс отражения действительности в сознание человека. ИДЕАЛИЗМ практикует истину как согласие или как некую вечную идею, существующую помимо сознания человеческого царствия чистой лжи. Истина — соответствие высказывания реальности, соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта. Истина – это не предмет, это отражение. Т.е. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее. МАТЕРИОЛИЗМ: истина – это такое содержание наших представлений, которое адекватно (или верно отражает объект). Всякое знание, если оно верно, отражает действительность есть объективно-истинное. В процессе познания человек не может сразу полностью познать действительность. Всякая теория обусловлена исторически, и потому заключает в себе неполную истину, а относительную истину. Относительная истина – это неполное, неточное, незавершенное знание о предмете. Познание есть развитиеистины. Истина есть процесс бесконечного накопления знаний. В процессе познания человек всё больше и больше преодолевает относительность истины, прибавляя к познанию моменты абсолютного знания. Абсолютная истина – это более полное, более точное, более завершённое знание о предмете. Она складывается из относительных истин. По мере формирования абсолютной истины постоянно наблюдается взаимосвязь абсолютной и относительной истин, и в этом проявляется диалектический характер истины. Для того, чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны, помогали ориентироваться в окружающей действительности и преобразовываться в соответствии с намеченными ценностями, они должны находится с ней в определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина, истина есть, по существу, вопрос о том в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие, знания объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина есть по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие, знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности. В структуре знания мы можем определить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, органов восприятия, мозга, способе переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека ни от человечества - объективная истина. Существует два способа. К первому относятся логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Платон считал, что истинным может быть лишь знание о вечных и неизменных идеях. Но при таком подходе мы отказываемся в истинности всем знаниям о материальных изменчивых процессах, знаниям о природе и обществе, ибо эти знания, которые Платон называл мнениями, не могут быть получены, а тем более проверены путем чистого умозрения и одних лишь логических рассуждений. Ко второму способу относятся чувственное созерцание, наблюдается чувственное созерцание, наблюдение Этого взгляда придерживалось большинство домарксистских материалистов. В домарксистской философии процесс познания рассматривался по схеме: объект (внешний мир) - субъект (человек). Однако информация, поступающая в мозг человека отражает не просто природные и социальные объекты и процессы сами по себе она фиксирует их в процессе взаимодействия и изменения этих объектов человеком, осуществляющимся предметно - орудийную или более широкую социальную деятельность. В свою очередь знания выработанные человеком применяются для ориентации в объективном мире для преобразования природных и социальных ситуаций в той или иной форме деятельности объект предметно-практической деятельности - субъект. Указав, что субъективна истина не представляет собой нечто застывшее и омертвевшее, окостеневшее но выступает, как объективное содержание наших знаний соответствие которого объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности. 1) Объективный мир, отражаемый в сознании, постоянно изменяется и развивается; 2) Практика на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются; Значения вырастающие на основе практики и проверяемые ею постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина. Из этого следует, что центральная задача теории познания есть изучение того, как развивающееся познание отражает развивающийся мир, соответствует ему и воздействует на него. Истина - правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности, цель духовного освоения человеком мира. Слово "истина" происходит от старославянского "исть" - настоящий, несомненный, действительный. Истина - это бытие, то, что есть. Таким образом, истина - это то. что открыто для человеческого познания. Проблема истины является ключевой в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.В теории познания - гносеологии - существуют разные понимания истины. В древнейшей, классической концепции истины, с которой начинается теоретическое исследование истины, выделяется главное положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности. Первые попытки исследования этой концепции были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский. П. Гольбах, Г. Гегель, Л. Фейербах. К. Маркс. его разделяют многие философы XX столетия. Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие "действительность" трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая.до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними и проявляющихся в них. Во-вторых, "действительность" входит также и субъективная действительность, в истине познается и отражается и духовная реальность. В-третьих, "познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как "неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект.задается через практику; истина, т.е. достоверное знание сущности ее проявлений, воспроизводима на практике. В четвертых, истина есть процесс, она является не только "статичным, но и динамическим образованием. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т.д. Абсолютная истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Термин абсолютное примен и и к любой относит истине: поскольку она объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика). Относительная истина (относительное в объективной истине) выражает изменчивость истинного знания, его углубление и развитие. Относительность истины заключается и ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Творческое развитие относительных истин на основе практики дает нам абсолютную истину. Релятивизм преувеличивает относительность истины, ее изменчивость и развитие. Конкретность истины. Любое истинное знание определяется в своем содержании и применении конкретными условиями времени, эпохи и другими обстоятельствами. Игнорирование определенной ситуации может превратить истинное знание в заблуждение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.6 (0.008 с.) |