ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика предприятий АПК определяется особенностями с/х, которые условно можно разделить на 2 группы:



· Природно-биологические

· Социально-экономические

1) Характерной чертой природно-биологических особенностейявляется относительное постоянство и преимущественная управляемость на основе биологических законов.

Выделяют следующие природно-биологические особенности с/х:

1) в отличие от других отраслей, земля является не только территориальной базой размещения, но и главным средством производства.

2) процесс производства связан с живыми организмами-растениями и животными.

3) развитие двух основных отраслей с/х - растениеводства и животноводства взаимозависимо и взаимообусловлено.

4) производство носит сезонный характер.

5) Большое влияние на производство оказывают природные условия.

2) К социально-экономическим особенностямотносятся экономические и социальные факторы развития предприятий АПК. Особенностью является функционирование в единстве основных и оборотных средств, рабочей силы, технологий и экономических отношений.

Своеобразие трудовых ресурсов с/х проявляется в наличии трудовых резервов, что обусловлено сезонностью производства, а также возможности использовать труд ограниченно трудоспособной части населения. Кроме этого существует востребованность специалистов и работников широкого профиля, чтобы смягчить сезонность хозяйственной деятельности, профессионально действовать в условиях сложных технологий агропромышленных производств.

Специфика технологий производства в предприятиях АПК характеризуется нестабильностью их во времени и дифференцированностью в пространстве.


15. Классификация планов на предприятии АПК

В настоящее время все формы внутрихозяйственного планирования систематизируются по следующим основным классификационным признакам:

1) По содержанию планов

· Технико-экономическое планирование

· Оперативно-производственное

· Организационно-технологическое

· Социально-трудовое

· Снабженческо-сбытовое

· Финансово-инвестиционное и др.

2) По уровню управления и зависимости от числа линейных звеньев на предприятии:

· Фирменное, относящееся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйственной организации

· Цеховое планирование на среднем уровне

· Производственное планирование на нижнем уровне.

3) По методам обоснования:

· Рыночное

· Индикативное

· Административное ( централизованное)

Индикативный план содержит ограниченное число обязательных заданий, он носит в значительной мере направляющий рекомендательный характер и позволяет обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых чисто рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно, а иногда и невозможно.

4) По времени действия:

· краткосрочное планирование ( в течение 1 года) (текущее, оперативное)

· среднесрочное перспективное ( от 1-5 лет)

· долгосрочное перспективное (стратегическое планирование)

5) По стадиям разработки:

· предварительное (провизорное)

· окончательное

6) По степени точности:

· укрупнённые

· детализированные.

Точность планов зависит от профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров, качества нормативной базы и степени обеспеченности информацией, назначения планов, времени, необходимого для их разработки.

7) По типам цели:

· оперативное планирование

· тактическое планирование (обоснование целей и задач, необходимых для осуществления стратегических целей).

· стратегическое планирование (выбор и обоснование целей и задач, необходимых для осуществления целей в будущем - самый большой срок занимает из всех).


16. Перспективные планы

Перспективные планы - определяют направления, масштабы и темпы экономического и социального развития предприятия на несколько лет вперед. Эти планы базируются на поиске лучших вариантов использования ограниченных ресурсов, обеспечивающих максимальное производство продукции и услуг при минимальных затратах труда и средств, получение максимальной прибыли.

На современном этапе разрабатываются следующие виды перспективных планов:

· План организационно-хозяйственного устройства (Оргхозплан);

· План экономического и социального развития;

· Бизнес-план предприятия.

1) Орг. хоз. план является проектом рациональной организации, в котором все отрасли и элементы системы находятся в научно обоснованных пропорциях, обеспечивающих расширенное воспроизводство и эффективное развитие предпринимательской деятельности. Орг. хоз. план является исходным, начальным и основным для разработки текущих, годовых и оперативных планов предприятия.

Орг. хоз. план состоит из двух взаимосвязанных программ:

1. Программа развития рациональной системы ведения производства по комплексу отраслей. В нее включают:

· Юридический статус предприятия;

· Природные и организационно-экономические условия производства, специализации, концентрации и размера предприятия, внутрихозяйственных подразделений и отраслей;

· Система ведения растениеводства, животноводства, вспомогательных производств, подсобных предприятий и промыслов;

· Капитальные вложения и основные средства;

· Механизация, автоматизация и электрификация с/х производства;

· Рабочая сила, ее воспроизводство, население, трудовые ресурсы;

· Результативные показатели.

2.Программа социального развития коллектива предприятия - представляет собой научно обоснованный комплекс преобразований на совершенствование его социальной культуры, духовных и физических качеств работников, рост их материального благосостояния. Основная цель программы – обеспечение требуемого уровня социального развития коллектива. Программа включает следующие разделы:

· Совершенствование социальной структуры коллектива (определение потребностей предприятия в работниках и обеспеченность ими; подготовка повышение квалификации работника);

· Улучшение социально-экономических условий и стимулирование труда (моральное стимулирование, улучшение условий труда);

· Развитие личных подсобных хозяйств;

· Развитие социальной инфраструктуры;

· Рост социальной активности работника.

2) План экономического и социального развития представляет не только построение, но и осуществление проекта организационно-хозяйственного условия предприятия; он более конкретен и обоснован. Включает разработку системы ведения предприятия и ее составляющих элементов. Состоит из 3 частей:

1. Производственная часть (специализация, концентрация, размер предприятия, комплекс отраслей р/в и ж/в, вспомогательные и подсобные производства, механизм производства, рабочая сила, оплата труда);

2. Социальная программа – аналогична программе разработанной в орг. хоз. плане;

3. План финансового обеспечения.

3)Бизнес-план– аналитический документ для планирования предпринимательской деятельности. В нем описываются все основные моменты будущего коммерческого предприятия, анализируются все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяется способность решения этих проблем. Бизнес-план обычно разрабатывается на 3-5 лет (иногда выше 5).

Особое внимание в этом плане уделяется деятельности предприятия на предстоящие 12 месяцев.

Менее конкретно прогнозируются его развитие на последние месяцы и годы.

Основной целью разработки БП является план в хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Другие цели: привлечение кредитов или привлечение инвестиций, определение степени реальности намеченных результатов, доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создание новой, убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей в намеченном проекте и т.д.

Разработкой БП занимаются фирмы специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы.

По объему, полноте изложения фактов, документально-подтвержденных и научно-обоснованных документах БП может быть трех видов:

1. Полный – содержащий все расчеты, справки, свидетельства и другие материалы. Такой БП должен хранится у руководителя предприятия и предоставляется ограниченному числу заинтересованных лиц.

2. Достаточный – носит доказательный характер относительно реализации проекта и развития предприятия;

3. Резюме – представляет собой краткие выводы по каждому разделу БП, без обоснования и расчетов. Такой БП содержит от 1 до 4 страниц текста и имеет значение визитной карточки или рекламы самого предприятия (товара).

В соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономического развития РФ бизнес-план инвестиционного проекта включает следующие разделы:

1. Вводная часть;

2. Обзор состояния отрасли (производства) к которому относится предприятие;

3. Производственный план реализации проекта;

4. План маркетинга и сбыта продукции предприятия;

5. Организационный план реализации проекта;

6. Финансовый план;

7. Оценка экономической эффективности затрат, осуществляемых в ходе реализации проекта.


 

17. Текущие планы (план производственно-финансовой деятельности с/х предприятия)

Перспективный план с/х производства является основой для разработки годовых планов, которые представляют собой программу деятельности предприятия на календарный год.

Годовой план по сравнению с перспективным планом более конкретный. Его разрабатывают по более широкому числу показателей, детализирует сроки выполнения задания, доводит их до исполнителей. Цель годового плана – это разработка параметров развития на календарный год с учетом заданий стратегического плана.

План производственно-финансовой деятельности представляет собой развернутую программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия, направленную на выполнение задания стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов.

При разработке годового плана используют показатели орг. хоз. плана, плана экономического и социального развития, достижения научных учреждений и трудового опыта, учитывается комплекс конкретных природно-климатических и экономических условий предприятия, опыт производственно-финансовой деятельности в предыдущие годы.

По своей структуре ПРО-ФИН ПЛАН состоит из следующих разделов: 7 разделов и 34 форм. Разделы:

1. Юридический статус – в нем отражаются данные о последней регистрации предприятия (место и дата регистрации, номер регистрации), данные об участии в современной деятельности с другими предприятиями, результаты распределения имущества и земли по формам собственности, приводится численность участников имущественных и земельных паев, а также общая стоимость имущественных паев и общая площадь земельных долей.

2. Организационная структура – определяется производственное направление предприятия по структуре товарной и валовой продукции, а также состояние всех внутрихозяйственных производственных и обслуживающих подразделений, численный состав работников в каждом из них на начало и конец года.

3. Основные экономические показатели – в этом разделе приводятся основные показатели работы предприятия за отчетный и плановый год (валовая продукция, численность работников, средняя з/п), стоимость основных средств, финансовые результаты.

4. Производственная программа – в этом разделе разрабатываются следующие вопросы:

· Производственная и экономическая программа по растениеводству;

· Производственная и экономическая программа по животноводству;

· Планирование производства, Сб и реализации продукции во вспомогательных и обслуживающих производствах;

· Планирование объема производства, Сб и реализации промышленной продукции предприятия (мукомольно-крупяная продукция, продукция лесозаготовительных подразделений, услуги строительных бригад);

· Планирование движения основных средств предприятия, определяется сумма амортизационных отчислений и затрат на ремонт, планирование расхода топлива;

· Определяется численность работников и фонд оплаты труда;

· Определяются затраты по организации производства и управлению которые в последующем распространяются на продукцию р/в, ж/в и промышленное производство;

· Завершается определением затрат на производство по элементам, обоснованием Сб животноводческой и растениеводческой продукции, план экспортно-импортных операций.

5. Ценообразование – в данном разделе по каждой с/х культуре и виду продукции определяется полная Сб 1 ц продукции, прогнозные цены реализации, прибыль на 1ц продукции и уровень рентабельности. Здесь рассчитываются также цены на материальные ресурсы, используемые в плановом году внутри предприятия на производство продукции (корма, семена, удобрения, СЗР и СЗЖ).

6. Инвестиционная деятельность – в этом разделе определяются основные направления капитальных вложений, их объем и источники финансирования.

7. Финансовая деятельность – в этом разделе по каждой с/х культуре, виду продукции или виду хозяйственных услуг определяются финансовые результаты от реализации товарной продукции. Завершается этот раздел и весь план предприятия формами 32-34, в котором разрабатывается финансовый план предприятия, т.е. баланс доходов и расходов.


18. Оперативный план на с/х предприятии.

Обеспечение своевременного выполнения работ требует составления оперативных планов на более короткий период. В них детально определяют организацию выполнения отдельных рабочих элементов.

К оперативным планам на с/х предприятии относят:

1) рабочие планы по периодам работ;

2) планы-наряды;

3) квартальные (месячные, декадные) плановые задания в животноводстве.

Оперативные планы по периодам работ разрабатываются в растениеводстве, животноводстве, строительстве, обслуживающих и подсобных производствах.

В отрасли растениеводства разрабатывают:

1. Оперативные технологические рабочие планы по периодам с/х работ (период весенних работ; уход за растениями, парами и сеноуборками; уборка озимых и ранних зерновых; период осенних работ; период зимних работ);

2. Оперативные планы реализации продукции и обслуживания техники.

Технические рабочие планы в растениеводстве по периодам работ представляют собой детализацию годовых планов. В них отражается организация трудовых процессов в оптимальные сроки, расчет необходимых для этого средств производства и рабочей силы. Такие планы разрабатывают по бригадам с учетом фактических площадей технического оснащения и урожайности на отдельных полях. Исходный материал берут из данных технических карт.

Одним из видов оперативного планирования на с/х предприятии является составление планов-нарядов.

План-наряд представляет собой задание на выполнение определенных работ в бригаде. Эти задания выдаются в письменной форме, иногда устно на различные сроки.

В животноводческих отраслях с/х предприятия оперативными планами являются задания по производству и реализации продукции (молока, мяса, яиц, и т.д.), а также постановке животных на откорм и снятие их с откорма, покупка и продажа кормов по периодам и т.д. Задания по производству и реализации продукции могут быть декадными, месячными и квартальными.

Для вспомогательных и обслуживающих производств составляют планы-графики работ. С помощью плана-графика определяют ежедневную потребность в тракторах и рабочей силы.

Оперативные планы обладают рядом особенностей:

- По срокам составления и действия они наиболее близко к производственному процессу и тесно с ним связаны.

- Оперативные планы составляют довольно часто, что придает им свойства непрерывности.

- Через оперативное планирование вся система внутрихозяйственных планов увязывается с управления производства.

Хорошо налаженный контроль (как периодический, итак и текущий) за выполнением оперативных планов способствует повышению ответственности руководства и специалистов предприятия, повышению активности работников, позволяет определить лучших работников и поощрить их.


19. Содержание и структура плана производственно-финансовой деятельности предприятия.

Перспективный план с/х производства является основой для разработки годовых планов, которые представляют собой программу деятельности предприятия на календарный год.

Годовой план по сравнению с перспективным планом более конкретный. Его разрабатывают по более широкому числу показателей, детализирует сроки выполнения задания, доводит их до исполнителей. Цель годового плана – это разработка параметров развития на календарный год с учетом заданий стратегического плана.

План производственно-финансовой деятельности представляет собой развернутую программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия, направленную на выполнение задания стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов.

При разработке годового плана используют показатели орг. хоз. плана, плана экономического и социального развития, достижения научных учреждений и трудового опыта, учитывается комплекс конкретных природно-климатических и экономических условий предприятия, опыт производственно-финансовой деятельности в предыдущие годы.

По своей структуре ПРО-ФИН ПЛАН состоит из следующих разделов: 7 разделов и 34 форм. Разделы:

8. Юридический статус – в нем отражаются данные о последней регистрации предприятия (место и дата регистрации, номер регистрации), данные об участии в современной деятельности с другими предприятиями, результаты распределения имущества и земли по формам собственности, приводится численность участников имущественных и земельных паев, а также общая стоимость имущественных паев и общая площадь земельных долей.

9. Организационная структура – определяется производственное направление предприятия по структуре товарной и валовой продукции, а также состояние всех внутрихозяйственных производственных и обслуживающих подразделений, численный состав работников в каждом из них на начало и конец года.

10. Основные экономические показатели – в этом разделе приводятся основные показатели работы предприятия за отчетный и плановый год (валовая продукция, численность работников, средняя з/п), стоимость основных средств, финансовые результаты.

11. Производственная программа – в этом разделе разрабатываются следующие вопросы:

· Производственная и экономическая программа по растениеводству;

· Производственная и экономическая программа по животноводству;

· Планирование производства, Сб и реализации продукции во вспомогательных и обслуживающих производствах;

· Планирование объема производства, Сб и реализации промышленной продукции предприятия (мукомольно-крупяная продукция, продукция лесозаготовительных подразделений, услуги строительных бригад);

· Планирование движения основных средств предприятия, определяется сумма амортизационных отчислений и затрат на ремонт, планирование расхода топлива;

· Определяется численность работников и фонд оплаты труда;

· Определяются затраты по организации производства и управлению которые в последующем распространяются на продукцию р/в, ж/в и промышленное производство;

· Завершается определением затрат на производство по элементам, обоснованием Сб животноводческой и растениеводческой продукции, план экспортно-импортных операций.

12. Ценообразование – в данном разделе по каждой с/х культуре и виду продукции определяется полная Сб 1 ц продукции, прогнозные цены реализации, прибыль на 1ц продукции и уровень рентабельности. Здесь рассчитываются также цены на материальные ресурсы, используемые в плановом году внутри предприятия на производство продукции (корма, семена, удобрения, СЗР и СЗЖ).

13. Инвестиционная деятельность – в этом разделе определяются основные направления капитальных вложений, их объем и источники финансирования.

14. Финансовая деятельность – в этом разделе по каждой с/х культуре, виду продукции или виду хозяйственных услуг определяются финансовые результаты от реализации товарной продукции. Завершается этот раздел и весь план предприятия формами 32-34, в котором разрабатывается финансовый план предприятия, т.е. баланс доходов и расходов.


20. Порядок разработки плана производственно-финансовой деятельности.

Разработка плана ПФД осуществляется в рамках общей системы организации внутрихозяйственного планирования. При этом годовое планирование имеет ряд особенностей:

1. Более высокая значимость кормовой базы, широкое использование долговременных нормативов;

2. Наличие системы плановых показателей оценки деятельности, позволяющих наиболее точно установить достаточный уровень эффективности и качества работы структурных подразделений предприятия;

3. Ориентация средств и методов планирования на развитие хозяйственной самостоятельности и инициативы всех участников разработки и использования плана и т.д.

В разработке и осуществлении плана ПФД выделяют 4 основных периода:

1. Подготовительный:

1.1. Производится анализ производственно-экономической деятельности предприятия. Основная задача анализа дать оценку работы предприятия и подразделений за отчетный период, выявить недостатки, определить резервы и наметить пути их использования;

1.2. Проводятся маркетинговые исследования деятельности предприятия;

1.3. На основе опытных данных или путем провизорских расчетов уточняется состояние предприятия на начало планового периода по наличию ресурсов (земля, труд, техника и т.д.);

1.4. Устанавливаются с государством и другими организациями договорные обязательства по реализации продукции, определяются возможности предприятия по материально-техническому обеспечению и т.д.

1.5. Уточняются вопросы по оплате труда, нормам выработки, нормам обслуживания;

1.6. Разрабатываются технологические карты и проводятся предварительные расчеты.

2. Осуществляется разработка и оформление планов для структурных подразделений;

3. Проводится экспертная оценка, утверждение плана и доведение задания до исполнителя;

4. Проводится контроль за выполнением плана. При необходимости производится корректировка и уточнение плана.


21.Исходная база для разработки плана произ.-фин. деят-ти предприятия (ПФД)

Перед составлением ПФД уточняют исходную базу для его разработки, для этого выполняют следующие мероприятия:

1. Уточняют численность работников, которые могут принять участие в экономической деятельности предприятия, особенно в напряженные периоды времени.

2.Определяют число и состав бригад, звеньев на планируемый год.

3.Утверждают норму выработки на все виды работ. При внесении поправок в нормы учитывают конкретные условия предприятия, достигнутый уровень производительности труда и достижения НТП, используемые технологии.

4.Пересматривают положения о материальном стимулировании работников.

5.Производят инвентаризацию основных и оборотных средств производства.

6. Проводят глубокий анализ деятельности предприятия за ряд предыдущих лет и особенно за последний год, при этом широко используются материалы годовых отчетов, планов, данные первичного учета и статистической отчетности.

При анализе изучают передовой опыт бригад и ферм своего предприятия, предприятий района, опытных станций с тем, чтобы использовать его с планом производственно-финансовой деятельности.

Нормы, используемые при планировании, условно делят на следующие группы:

1.Затраты рабочего времени, обслуживания, выработки.

2.Нормы использования основных средств.

3.Нормы использования оборотных средств.

4.Нормы запасов (корма, удобрения, топливо).

5. Нормы качества (продукции, работ, услуг).

6.Нормы затрат средств на единицу работ, продукции, услуг.

7. Технологические номы (сроки сева. периоды развития растений и животных).

 


22. Методика разработки плана ПФД

1.Разработку плана ПФД начинают с определения объемов производства сельскохозяйственной продукции. При этом прежде всего потребность рынка, то есть возможность максимальной продажи продукции по различным каналам, как внешним, так и внутренним.

2.Внутрихозяйственные потребности определяют по вспомогательным плановым расчетам в соответствии с нормами и действующими положениями, с учетом возможностей предприятия по увеличению производства продукции. Вначале определяются каналы по отрасли животноводства.

3.Продукция растениеводства должна реализовываться в соответствии с договорами контрактации по различным каналам и расчетам по дополнительной продаже, а также использоваться на предприятии на семена, корм скоту, выдаваться работникам хозяйства, поставляться в обмен, на переработку и т. д. Расчеты проводят по всем направлениям, по которым существуют потребности в продукции растениеводства, по каждой культуре. В итоге устанавливают общую потребность в продукции растениеводства.

4. После определения объемов производства продукции растениеводства и животноводства можно приступать к разработке производственной программы предприятия и его отраслей.

5. Планирование деятельности вспомогательных и обслуживающих производств. К ним относятся: ремонтные мастерские, автотранспорт, электроснабжение и т.д. Услуги этих производств обычно планируются в размерах, необходимых для удовлетворения потребностей предприятия. План их работы строится на базе программ развития основных отраслей.

6.Планирование развития подсобных предприятий (мельницы, крупорушки, маслозаводы, цеха консервирования, производство стройматериалов). Продукция подсобных предприятий предназначается для удовлетворения внутрихозяйственных потребностей и идет на реализацию.

7.В форме плана приводятся расчеты по движению сельскохозяйственных машин и оборудования. Отражены виды основных машин и оборудования, наличие их на начало года по видам и поступление, расходная часть, в том числе списание, наличие машин и оборудования на конец года.

8.Потребность в нефтепродуктах и других видах топлива определяется по видам этих материалов в натуральном и стоимостном выражении (формы № 18, 19 плана). Общая потребность предприятия в топливе и смазочных материалах рассчитывается путем определениях их количества, необходимого для работы тракторов, комбайнов, других двигателей, а также на холостые переезды техники к месту работы, для ремонта и обкатки машин после ремонта, смазки сельскохозяйственных машин и других целей.

Потребность в основном топливе для выполнения полевых работ в растениеводстве устанавливается по технологическим картам.

9.Планирование численности работников сельскохозяйственного предприятия проводится по основным отраслям и вспомогательным производствам исходя из объемов работ и норм выработки (обслуживания).

10.Определяются затраты на производство продукции, которые группируются по элементам и статьям, формируют по месту возникновения, объектам учета, планирования и калькулирования себестоимости. Плановую себестоимость продукции определяют на основе технологических карт. При планировании рассчитывают: • себестоимость всей продукции; • себестоимость единицы продукции.

11. После расчета себестоимости составляют сводный план реализации продукции по предприятию. В нем производится балансовая увязка показателей плана производственно-финансовой деятельности, определяется ряд важнейших показателей, характеризующих экономическую эффективность производства на предприятии.

12. Заканчивается составление плана ПФД составлением финансового плана и при необходимости расчетом потребностей в кредите.


23. Сущность и содержание стратегического планирования

Стратегическое планирование — это процесс разработки и реализации стратегии формирования и развития предприятия как социально-экономической системы, его структурных подразделений в будущем. Оно ориентировано на стратегические цели, задачи, проблемы, будущую деятельность, информацию, результаты, альтернативы и т.д.

Стратегическому планированию наряду с общими присущи особые принципы, которые в экономической литературе так и называются «стратегические принципы планирования»:

1.стратегическая направленность всех моментов стратегического планирования;

2.ориентация на систему хозяйствования, легко адаптирующуюся к изменениям внешней и внутренней среды предприятия;

3.обоснование временного горизонта решения стратегических задач;

4.ориентация на стратегические точки роста и приоритетные направления развития предприятия и его подразделений;

5.обеспечение максимальной децентрализации в сочетании с элементами необходимой централизации и интеграции при организации планирования;

6.оптимальное использование стратегических возможностей;

7.взаимосвязь между стратегическим и тактическим планированием.

Функции стратегического планирования на предприятии:

1.определение стратегии, миссии, целей и задач развития предприятия;

2.создание стратегических хозяйственных подразделений;

3.обоснование и уточнение основных целей маркетинговых исследований;

4.выполнение ситуационного анализа и выбор направления экономического роста предприятия;

5.разработка стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;

6.выбор тактики, планирование способов и средств достижения поставленных задач;

7.контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.

Персональную ответственность за разработку стратегического плана несет руководитель предприятия в его функции входят:

*выработка и согласование основных целей и плановых показателей деятельности с правлением предприятия,

*подбор персонала,

*обеспечение соотношения текущей деятельности стратегическим ориентациям,

*принятие окончательных решений по всем вопросам.

Функции отдела стратегического планирования:

1.формирование стратегического мышления на предприятии;

2. сбор и обработка стратегической информации, позволяющей высшему руководству осуществлять процесс целеполагания;

3.организация работы по выработке общей стратегии предприятия;

4. координация работы подразделений предприятия по обоснованию функциональных стратегий и крупных программ, а также стыковка тактического и стратегического планирования;

5.организация контроля выполнения стратегического плана. Численность отдела стратегического планирования обычно зависит от размера фирмы.


24. Этапы стратегического планирования на предприятии

Функции стратегического планирования выполняются по следующим этапам:

1.анализ внешней и внутренней среды предприятия;

2.прогнозирование состояния внешней среды и в связи с этим возможностей расширенного воспроизводства;

3.разработка альтернативных стратегий и выбор базовой и функциональных стратегий; 4.разработка стратегических целевых программ и проектов, системы стратегических планов;

5.обоснование стратегических мероприятий и методов выполнения стратегических программ, проектов и планов;

6.реализация стратегических программ, проектов и планов;

7. контроль за ходом и результатами стратегического планирования, корректировка стратегического плана.

Среду функционирования предприятия определяют как совокупность трех сред — внутренней, рабочей, общей.

Основные элементы внутренней среды — производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура.

Анализ внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах предприятия, его экономическом потенциале.

Рабочая среда и общая среда составляют внешнюю среду предприятия. Рабочая среда включает тех участников рынка, с которыми у предприятия складываются прямые отношения, это микросреда предприятия. В нее входят поставщики экономических ресурсов и потребители его продукции, а также посредники — финансовые, торговые, маркетинговые, государственные экономические структуры (налоговые, страховые и т. д.).

Под общей средой понимают ареал косвенных контактов. Выделяют 4 основных фактора общей среды предприятия — экономические, технологические, политические, социальные. Ее также называют макросредой функционирования предприятия.

Наиболее распространенный и признанный метод оценки среды — СВОТ {SWOTпо начальным буквам английских слов «strength» — стабильность, «weakness» — слабость, «opportunity» — возможность, «threat» — угроза). С помощью этого метода предприятие выявляет и оценивает сильные и слабые стороны внутренней среды, определяет возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде.

Основные факторы в SWOT анализе:

1. Внутренние сильные стороны(S):четко проявляемая компетентность, достаточные финансовые источники, умение искусно вести конкурентную борьбу, хорошее знание потребителей, высокий уровень НИОКР, собственная технология.

2.Потенциально внутренние слабые стороны(W):недостаточная компетентность, недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии, отсутствие четко выраженной стратегии, слабая сеть распределения.

3. Потенциально внешние благоприятные возможности (O): возможность обслуживания дополнительных групп потребителей, расширение диапазона товара, достигнутость результатов, стабилизация бизнеса.

4. Потенциальные внешние угрозы (T): замедление роста рынка в следствии неблагоприятной демократической ситуации ужесточение конкуренции, повышение требований поставщиков, законное регулирование цены.


25. Структура и содержание стратегических планов предприятия.

Основной документ стратегического планирования на предприятии — стратегический план,определяющий главные цели и стратегические линии, которым подчинены развитие, использование и распределение имеющихся ресурсов.

Структура стратегического плана предприятия может быть следующей: • предисловие (резюме); • цели и задачи предприятия; • текущая деятельность и долгосрочные задачи; • стратегия маркетинга; • стратегия использования конкурентных преимуществ предприятия;• стратегия производства; • социальная стратегия; • стратегия ресурсного обеспечения производства; • страт





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.045 с.)