Тема: «солнечная радиация, ее гигиеническое значение. Применение ультрафиолетового излучения в профилактических целях». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «солнечная радиация, ее гигиеническое значение. Применение ультрафиолетового излучения в профилактических целях».



 

I. Разбираемые вопросы:

 

1. Солнечная радиация, ее определение, спектральный состав и природа излучений.

2. Какие основные области выделяются в интегральном потоке солнечного излучения.

3. Особенности солнечного спектра в верхних слоях и приземной атмосфере.

4. Перечислить факторы, влияющие на спектральный состав солнечной радиации в приземной атмосфере.

5. Что понимается под «солнечной постоянной», единицы ее измерения.

6. Биологическое действие инфракрасного, видимого и ультрафиолетового излучения.

7. В какое время дня и какие месяцы количество естественной УФ радиации достигает максимума.

8. Основные симптомы проявления ультрафиолетовой недостаточности (голодания) у взрослых и детей и меры профилактики.

9. Приборы для измерения солнечной радиации, их разновидности, способы измерения.

10. Источники лучистой энергии в производстве и в быту, их влияние на организм человека.

11. Характеристика искусственных источников УФ излучения.

12. Показания и противопоказания к облучению людей.

13. Что такое биодоза, как ее определяют?

14. Охарактеризуйте облучательные установки (длительного и кратковременного действия).

15. Как осуществляется дозировка при профилактическом облучении.

16. Правила организации санирующих установок, контроль эффективности санации воздуха в ЛПУ.

17. Как контролируют эффективность санации воздуха в ЛПУ?

 

II. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:

Студент должен знать:

· Биологическое действие солнечной радиации;

· Источники лучистой энергии на производстве и в быту, их влияние на организм человека;

· Основные симптомы проявления ультрафиолетовой недостаточности у взрослых и детей и меры профилактики;

· Показания и противопоказания к профилактическому облучению искусственными УФ источниками;

· Понятие «биодоза».

 

Студент должен уметь:

· Определять биодозу у здорового человека;

· Давать оценку эффекта обеззараживания воздуха с помощью бактерицидных ультрафиолетовых лучей.

III. Литература

1. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - М., 2010. – Гл. I, с. 21 - 26.

2. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М., 2008. – Гл. I, с. 63 - 77.

 

 

IV. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме

1. Что такое солнечная радиация?

…………………………………….

 

2. Заполнить пропуски:

 

 

Солнечная радиация

Инфракрасная (59%) …………..(………) ………………(…….)

 

 

3. Заполнить таблицу:

 

Вид солнечной радиации Длина волны Действие (благоприятное и неблагоприятное)
1. Инфракрасная · Коротковолновая · Длинноволновая    
2. Ультрафиолетовая · Зона А · Зона Б · Зона С    
3. Видимая        

 

4. Чем отличается «ультрафиолетовая» эритема от «инфракрасной» эритемы?

 

 

5. Заполнить таблицу:

 

Состояние «Тепловой» удар «Солнечный» удар
Причины возникновения      
Основные симптомы      
Первая помощь и профилактика      

 

 

6. Дописать:

Биодоза – это ………………………….

 

 

7. Дописать:

Наиболее остро испытывают «световой голод» («ультрафиолетовую недостаточность») рабочие шахт, …….

 

8. Заполнить таблицу:

Искусственные источники УФИ

 

Тип источника Характеристика Назначение
1. ………………..     2. ………………..     3. ………………….      

 

9. Заполнить пропуски:

 

Светооблучательные установки

длительного ………………………

действия

↓ ↓

……..……………. ……………………..

 

10. Отметить (подчеркнуть) из перечисленных искусственные источники излучения, применяемые для профилактического ультрафиолетового облучения людей: лампа БУВ, лампа ПРК, лампа ЭУВ.

 

11. Какие типы фатариев используются в настоящее время (подчеркнуть): маятникового, кабинного, лабиринтного типа.

 

12. Перечислите противопоказания для облучения человека искусственным УФИ.

 

 

13. Дописать:

Существует два метода санации воздуха помещений лампами БУВ: ………….. Наиболее эффективным является проведение санации воздуха ………, т.к. ……….

 

14. Решить следующие ситуационные задачи:

а) В помещении размером 320 м2 будет проводится санация воздуха в присутствии людей. Рассчитать количество ламп БУВ–15, необходимое для оборудования и санации данного помещения (известно, что на 1 м3 помещения должно приходиться 0,75 – 1,00 Вт мощности).

б) Для учащихся первых классов школы «Эрудит» планируется организация профилактического УФ-облучения лампами ЭУВ-30. Площадь класса - 46 м2, высота – 2,8 м. Дети должны получить ¼ биодозы, время облучения – 3,5 ч (210 мин.) Известно, что:

· Эритемный поток лампы ЭУВ – 540 МЭР;

· Для получения одной биодозы необходим световой поток 5000 МЭР мин/м2.

Рассчитать необходимое количество эритемных ламп, используя формулы:

 

1) F уст = 5,4·S Нп/t,

где Нп – доза профилактического УФ облучения,

t – время работы установки

 

2) р = F уст/ F1,

где F1 – эритемный поток одной лампы ЭУВ, МЭР.

 

15. Составить задачу, аналогичную одной из вышеприведенных.

 

 

16. Ответить на вопросы тестового контроля и составить 3 аналогичных по разбираемой теме:

1. В интегральном потоке солнечного спектра выделяют области:

а) ультрафиолетового излучения;

б) видимого света;

в) инфракрасного излучения;

г) космического излучения.

 

2. Биологическое значение видимой части солнечного спектра:

а) оказывает общестимулирующее действие на организм;

б) повышает обменные процессы;

в) обеспечивает осуществление зрительной функции глаза;

г) обладает эритемным действием.

 

3. Причины снижения количества естественного УФ-излучения на севере:

а) низкое стояние солнца над горизонтом;

б) постоянная облачность;

в) низкая температура воздуха;

г) малое число светлых дней в году.

 

4. Рекомендуемая расчетная величина дозировки коротковолнового УФ-излучения при санации воздуха лампами БУВ:

а) 0,75 – 1,0 Вт на 1 м 3 в присутствии людей;

б) 2 – 3 Вт на 1 м 3 в отсутствии людей;

в) 0,75 – 1,0 Вт на 1м 2 площади помещения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.017 с.)