Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постоянно совершенствуйте свой процесс. Путь Дзэн-гитары — в работе.

Поиск

Осанка

Можно сказать, играет человек или не играет, по тому, как он несет свой инструмент — значит ли он что-нибудь для него. Или посмотрите, как они разговаривают и как ведут себя. Если действуют умело, то сразу видно, что играть дерьмо не станут.
Майлз Дэвис

>>> Каждое наше движение, сознаем мы это или нет, что-нибудь рассказывает о нас. Совершенно чужие люди, наблюдая за нами со скамейки в парке, могут многое узнать о нашем характере по тому, как мы одеты, как ходим, какая у нас прическа.

Самураи говорят: «Человек, достигший мастерства в каком-нибудь одном искусстве, выдает это каждым своим действием». Это хорошо знают джазовые музыканты: уже по тому, как их коллеги выходят на сцену перед концертом, они могут сказать, случится ли что-нибудь в этот вечер.

Те, кто достиг уровня черного пояса в Дзэн-гитаре, демонстрируют это самой своей осанкой — даже не осознавая этого, — прежде чем сыграют хотя бы одну ноту.

Звуковая живопись

У каждого гитариста свое качество звука. Отрабатывая нюансировку и окраску звуков, лучшие гитаристы используют всю свою чувствительность, тонкий слух и обширные музыкальные знания.
Андрее Сеговия

>>> У звуков есть цвет, хотя мы его и не видим. Черный пояс в этом додзё мыслит звук как живопись и гитарой пользуется как кистью. Когда мы говорим о музыкальных гаммах, то даже слово хроматическая означает цвет или некоторую связь с ним.

Откуда же берется у звука цвет? Он определяется его собственным тембром и взаимоотношениями с соседними нотами. Художники, например, знают, что голубой цвет рядом с красным выглядит совершенно иначе, чем рядом с зеленым. Так же воспринимаются и музыкальные ноты. Одна и та же нота может звучать ярко или тускло, в зависимости от того, с какими другими нотами она соседствует. Изучая и осваивая совместное воздействие звуковых цветов, вы научитесь вызывать различные ощущения.

Подбирая цвета на своей картине, некоторые художники выплескивают банки красок прямо на холст, а другие работают кистью так же аккуратно, как глазной хирург микроинструментом. Каждый способ может быть эффективным, если работа наполнена эмоциональным содержанием.

Смотрите на музыку как художник, и пусть воздух станет вашим холстом. А когда пойдете в музей, слушайте песни, слетающие к вам с каждой стены. Когда все пять чувств сольются в единое, вы познаете Путь Дзэн-гитары.

Тембр

Я работал над тембром... почти 50 лет; и когда я не слышу своего тембра, я не могу играть. Когда я немогу играть, то не могу заработать. А если не могу заработать, то становлюсь бездомным. Это как цепная реакция, понимаешь? Если я теряю свой тембр, то теряю потенцию, я не могу любить женщину, я не могу ничего сделать... Просто хоть голову в петлю — если потерял тембр.
Майлз Дэвис

>>> Гитарист, обладающий черным поясом, знает, что такое тембр, и владеет им. Для звука тембр то же самое, что для цвета оттенок. Художник знает все тончайшие оттенки синего цвета, от светлой голубизны детской распашонки до густой синевы морской офицерской формы. И каждый оттенок в этом спектре дает свое особое ощущение. Это же справедливо и для тембров гитары. Каждый тембр — чистый, искаженный, округленный, теплый — производит свое особое, иногда совершенно отличное от других ощущение.

К каким только уловкам ни прибегают даже опытные исполнители, чтобы найти нужный тембр. Тембр зависит от акустических свойств помещения, от усилительной системы, от дерева, из которого изготовлена гитара, от струнного датчика, от материала медиатора. Исполнителю, который не сумел найти свой тембр, гарантированы такие же мучительные усилия, как певцу с ларингитом.

На эмоциональном уровне о тембре можно говорить как об интонации голоса. В этом отношении исполнитель должен быть актером. Какую группу нот выделить, какое чувство вложить в эти ноты — от этих решений зависит эмоциональная тональность вашей игры. Фразу «Я люблю вас» актер должен уметь произнести десятью тысячами способов, каждый раз с новым смыслом; игра на гитаре ничем не отличается от игры актера!

Находите правильный тембр во всем, что вы делаете. Это чутье необходимо на все случаи жизни.

Интуиция

Когда я играю от ума, начинаются неприятности.
Стиви Рей Воун

>>> В разгаре игры действиями гитариста черного пояса управляют три силы: интеллект, инстинкт и интуиция. Из всех троих интуиция — лучший ваш проводник на пути Дзэн-гитары.

Интеллект рассчитывает и рассуждает. Он основывает действия на логике сознательного разума. Но Путь не сводится к рассудку. Вы должны научиться действовать в нелогичном мире.

Инстинкт реагирует без подключения ума. Его действия основаны на врожденных склонностях. Вообще-то инстинкт предлагает самые естественные ответы на всевозможные ситуации, но он может обманываться внешней видимостью вещей — именно по этой причине мыши попадают в ловушку.

Интуиция близка к инстинкту, но она идет дальше и рациональной мысли, и врожденной склонности. Она срабатывает и не на логике, и не на импульсе, а на видении несознательного разума. Это то самое шестое чувство, которое позволяет нам схватывать суть вещей, неуловимую для остальных пяти чувств и даже нелогичную.

Если в пылу игры один из исполнителей предлагает неожиданную смену гармонии, интеллект воспринимает это как головоломку, которую немедленно нужно решить. Пока ум производит свои вычисления и дает указания телу, горячий момент уходит и становится слышен звук нерешительности.

Инстинкт обычно указывает правильные ноты, но иногда он действует слишком поспешно, игнорируя опыт. Путь Дзэн-гитары не имеет ничего общего с поспешностью.

Интуитивный ответ означает предчувствие неожиданного, ощущение его раньше, чем оно случается, и уверенную игру правильных нот.

Во время опасной атаки футбольных ворот защитник не может долго размышлять — размышление означает колебание, и его тут же обведут. Если он положится на инстинкт и бросится слишком поспешно, то будет обманут. Если же у него достаточный опыт, то интуиция подскажет ему механику атаки и лучший способ защиты в данный момент.

Чтобы развить интуицию у молодого самурая Матадзюро, мастер фехтования Бандзо подкрадывался к юноше, когда тот делал домашнюю работу, и наносил ему жестокие удары деревянным мечом. День за днем Бандзо подстерегал ученика в самые неожиданные моменты, пока в конце концов Матадзюро не научился предугадывать атаку мастера еще до ее начала.

Те, кто достаточно долго тренируется в нашем додзё, привыкают доверять интуиции в первую очередь, ибо знают из опыта, что истина ситуации нередко скрывается под внешней видимостью вещей. Развивайте вашу интуицию так же, как вы развиваете другие пять чувств. Тренируйте способность замечать то, чего нельзя увидеть и услышать, — и к вам придет ощущение на себе черного пояса Дзэн-гитары.

Энергия

Можете строить стены, чтобы остановить людей, но музыка все равно, рано или поздно, пробьется и через стены. Удивительная вещь музыка: от нее нет защиты. Вспомните хотя бы Иешуа и тот проклятый Иерихон — от него же камня на камне не осталось. И всего несколько труб, понимаете?
Кент Ричарде

>>> Когда мастера живописи прикасаются кистью к холсту, некая особая энергия истекает из их пальцев и через кисть передается картине. Эта энергия доступна невооруженному глазу — она остается даже в самой текстуре мазков на холсте.

Гитаристы черного пояса хорошо знают эту энергию. Она струится по их пальцам, когда они перебирают струны или бьют по ним, и ее можно услышать в эмоциональном отклике на каждую ноту. В дзэнских искусствах эта энергия называется ки. Те, кто ее так называет, знают ки как универсальную жизненную силу вселенной. Это та сила, которая заставляет траву расти, рыбу плавать, птицу петь, младенца ползать. По-японски ки буквально означает «дух» или «энергия». Понятие этой энергии для японского языка столь фундаментально, что оно формирует основу десятков широко употребляемых слов: для обозначения погоды (тэнки, небесная энергия), воздуха Ки (куки, облачная энергия), здоровья (гэнки, ключевая энергия).

Согласно философии ки, протекающая через нас энергия есть нечто такое, что мы можем направлять на вполне реальные вещи. Японские садовники формируют крону дерева таким образом, чтобы усилить его ки. Китайские мастера акупунктуры ставят иголки, чтобы перераспределить и стимулировать потоки ки в нашем теле и облегчить страдания. Бойцы вкладывают свою ки в каждый бросок или удар.

Музыканты направляют свою ки во внешний мир через звуки. Когда вы берете в руки гитару, представьте, что ваша музыка струится через инструмент, как вода через шланг. Направляйте струю к небесам, Представьте ее летящей к Луне, и еще дальше, и пусть ваш звук поддерживает и усиливает ее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.008 с.)