Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вот я и разделил мой курс обучения на пять этапов, и каждый из них - это движение на пути Дзэн-гитары.

Поиск

Первый этап. Белый Пояс, - это настройка ума на начало пути; студент должен поддерживать ее на всех последующих этапах. Это состояние называется сознанием новичка.

Второй этап. От Белого Пояса к Черному Поясу, посвящается изучению специальных упражнений и дисциплины, которые необходимы для продвижения по Пути. Это этика труда, и ее тоже необходимо сохранять на всех этапах развития. В этом же разделе я предостерегаю от типичных ложных шагов, которые могут увести с Пути даже самого старательного студента.

Третий этап. Черный Пояс, определяет стандарты совершенства и ответственности. Здесь описан образ мышления, чувствования и отношения, соответствующий черному поясу. Это тот уровень, где тело, разум и дух начинают сливаться воедино.

Четвертый этап. От Черного Пояса к Белому Поясу, посвящен исследованию барьера, который возникает после достижения технического совершенства и препятствует углубленному пониманию Пути.

Последний этап. Белый Пояс, открывает истинный Путь Дзэн-гитары.

Я прошу студентов думать об этих пяти этапах как можно больше. Вы можете быть новичком в мире звуков, но вы не новичок в жизни. Скорее всего, вы уже обладаете черным поясом в какой-то другой области; быть может, вы плотник, юрист, повар, программист, лыжник - это не столь уж важно. Используйте ваши знания для того, чтобы понять Путь Дзэн-гитары, и тогда учеба в Дзэн-гитаре поднимет уже освоенное вами искусство на еще более высокий уровень.

Те из вас, кто уже достиг мастерства в музыке, тоже получат пользу от работы с нами. Я слышал многих талантливых гитаристов, которым как будто не хватало направленности, которые никак не могли объяснить, зачем они делают то, что они делают.

Путь Дзэн-гитары дает таким музыкантам чувство цели. Более того, он дает им некий фундамент, на котором можно ставить любые новые задачи. Изучив принципы Дзэн-гитары, вы сможете приложить их к любой деятельности за пределами музыки. Как говорят самураи: "Через одну вещь узнаешь десять тысяч вещей". Музыка может научить вас всему, что следует знать.

Возможно, вам любопытно, где дискуссия перейдет к дзэн-философии. Выбросьте это из головы. Сосредоточьте все внимание на игре на гитаре. Если вы сумеете это сделать, то со временем ответы на ваши вопросы придут сами собой.

Тех, кто уже хочет оставить нас, я благодарю за внимание. Вы всегда можете вернуться - начинать никогда не поздно. Дверь нашего додзё всегда открыта.

Тех, кто решил остаться, я прошу надеть белый пояс. Вы уже сделали первый шаг на Пути.

Наденьте белый пояс

Как только я начинаю работу над песней, я прежде всего стараюсь все забыть, очистить руки и голову от всего, что зацепилось от другой песни или альбома. Я берусь за дело так, словно впервые в жизни играю на гитаре и раздумываю, с чего же мне начать.
Боно

Белый пояс в этом додзё символизирует дух начала. Не имеет значения, насколько искусны вы в игре на гитаре; надевая белый пояс, вы соглашаетесь отложить в сторону все ваши знания и представления и открыть свой ум познанию — как будто впервые.

В дзэнских кругах это называется идти с пустой чашей. Выражение возникло из широко известной притчи. В девятнадцатом столетии один университетский профессор посетил старого дзэнского мастера Нан-ина. Профессор пришел к нему домой, чтобы расспросить о дзэне, но в разговоре обнаружилось, что он больше говорит, чем слушает. Тогда Нан-ин стал наливать чай в уже полную чашку гостя; чай разлился по столу.

— Что вы делаете! — воскликнул профессор.
— Подобно этой чашке, вы полны собственными идеями, — отвечал мастер. — Как же я могу учить вас? Сперва опорожните вашу чашку.

Опорожняя свою чашу, мы освобождаемся от предубеждений, которые не дают нам познавать новое. Таким должен быть истинный новичок, таким должен быть ум, чтобы познать Дзэн-гитару.

В этом додзё я постарался сократить каждый урок до предела, оставив только сущность. Принимайте каждый урок как пакетик чая. Чтобы усвоить учение, добавьте ваш кипяток. То есть старайтесь связать то, что я говорю, с вашим собственным опытом; примеры возьмите из собственной жизни. Тогда мое учение найдет настоящий отклик в вас. Слова только показывают дорогу. Понять должен мозг ваших костей.

С этой минуты — и всегда — пейте, и держите чашу пустой. В то мгновение, когда вам покажется, что уже все знаете, — вы сбились с пути. Ум новичка — ум мудрости.

Возьмите вашу гитару

Если вы берете в руки гитару и она говорит: «Возьми меня, я твоя!» — значит, это ваша гитара.
Фрэнк Заппа

>>> Возьмите вашу гитару в нашем додзё означает две вещи. Во-первых, для тех из вас, у кого еще нет гитары, это означает: войти в мир и найти инструмент, который ожидает вас и на котором вам предстоит играть. Электрическая, с эффектами, или акустическая, с натуральными струнами, — не имеет значения. Для каждого существует свой инструмент. А вот что важно: когда вы берете его в руки, инструмент издает звук — и звук этот для вас прекрасен.

Когда будете искать, не забывайте о качестве. Это относится ко всему дополнительному оборудованию, которое необходимо для сотворения вашего звука — усилитель, датчики, педали и т. д. Избегайте жалкой кустарщины: это признак нищеты духа. Это не означает, что вы должны купить самую дорогую аппаратуру. Это означает лишь, что вам нужно нечто соответствующее вашим замыслам.

Научитесь определять качество и ценить все, что хорошо сделано, — где бы вам это ни встретилось. Загляните глубоко в дух, который живет в качественно сделанной вещи: тщательность, точность, внимание к деталям. Внесите этот дух и в свою работу в этом додзё. Все, за что бы вы ни взялись, — музыку, любовь, книжную полку, пищу — делайте так хорошо, как только можете. Действовать иначе — значит действовать бездушно.

Если вы не можете позволить себе то качество, которого вам хочется, что ж, делайте то, что доступно. Все-таки главное — научиться творить звук. Чтобы освоить управление автомобилем, новичку вовсе не обязательно иметь «феррари»; подойдет любая машина, лишь бы она двигалась. Мне приходилось видеть однострунные гитары, сделанные из ручки от метлы и куска проволоки, а также комплекты барабанов из мусорных ведер с крышками. Если звук внутри вас достаточно могуч, он найдет свою дорогу.

Второй смысл выражения «Возьмите гитару» — физический акт взятия гитары своими руками. Не берите гитару бесцельно. Действуйте с намерением. Пусть ваш ум знает, что вы собираетесь что-то делать — даже если вы еще не знаете, что это будет. Приготовьте себя к игре.

Быть может, вы хотите просто побренчать струнами, глядя в телевизор. Тогда возьмите гитару с намерением побренчать струнами, глядя в телевизор. Помните, гитара — это инструмент, то есть вещь, с помощью которой что-то делается. Вспоминайте об этом всякий раз, когда протягиваете руку за гитарой.

Когда берете гитару, то берите ее.

Настройка

Я [пишу], перекручивая струны на какой-нибудь другой строй — я открываю ее космосу. И вдруг находишь что-то, и там есть след божественного вмешательства... это как благословение.
Джони Митчелл

>>> Прежде чем сыграть какую-либо ноту, мы должны научиться настраиваться и не терять настройки. Это полезно обдумать со всех сторон: это относится ко всем аспектам игры.

Настроиться означает войти в гармонию. На самом фундаментальном уровне это значит, что мы должны привести инструмент в гармонию с самим собой. Большинство гитаристов используют стандартную настройку, которая обеспечивает самый широкий выбор возможностей выражения. Но для Дзэн-гитары пригодна любая настройка, сколь бы ни была она необычна. Если какая-то настройка оказывается как раз подходящей для одного человека или для одной песни, тогда все музыкальные правила не имеют значения. Дзэн-гитара может проявить себя в любом звуке, если у гитариста правильный дух.

Некоторым новичкам не составляет никакого труда настроить гитару; другие мучаются с настройкой несколько месяцев. В настройке нет никакой ни хитрости, ни сложной техники. Если настройка оказалась трудной для вас, остановитесь на ней. Терпение и концентрация будут жизненно необходимы вам на всем пути. Побеждайте разочарование жаждой учебы. Вам не постичь Дзэн-гитару, если вы настаиваете на немедленном успехе.

Настройка означает умение слышать. Слишком многие из нас позволяют своим глазам доминировать над ушами. Попробуйте закрыть глаза и слушать ушами слепого. Чем меньше вы полагаетесь на один из органов чувств, тем острее становятся другие.

Каждый, кто отличает щебет птиц от собачьего лая, может отличить и высокую ноту от низкой, а значит, научиться настройке. Со временем, если вы будете внимательно слушать и практиковаться, ваше ухо приобретет большую чувствительность, и вы станете различать даже очень близкие между собой звуки, как опытный глаз художника различает тонкие оттенки голубого цвета. Обратите внимание, как мать различает крик своего ребенка среди множества криков других детей. Научитесь так слушать — и у вас не будет проблем с настройкой.

Кроме настройки самого инструмента, очень важна ваша сонастройка с инструментом. Научитесь понимать вашу гитару — как певец понимает свой голос. У каждой гитары есть свои чувства и даже свое отвращение, точно так же как у автомобиля. Разные гитары будут склонять вас к различным песням. Возьмите двенадцатиструнного Рикенбекера — и у вас получится определенная музыка. Возьмите Фендер Телекастер — получится нечто другое. Если вы в сонастройке с вашим инструментом, то вы открыты его песням.

Гораздо труднее на пути Дзэн-гитары находить внутреннюю настройку, ту, которая творит гармонию тела, разума и духа. Музыкант должен быть чист от внутренней статики — нетерпения и недовольства; в противном случае дух будет дребезжать как неточно настроенный радиоприемник. Ваш звук должен обладать тем, что китайцы называют чи юнъ:

Симпатическая вибрация жизненного духа. Это некая гармония, говорящая прямо от вашего сердца сердцу слушателя, неуловимый элемент, помогающий нам преодолеть свою отдельность и почувствовать большее единство. Учитесь узнавать чи юнъ в музыке, которая вдохновляет вас, в любимых произведениях живописи, в движениях великого танцора или атлета. Когда вы чувствуете этот момент преодоления, выхода за предел, когда ваш дух возносится ввысь, — это и есть то, что мы ищем.

И еще одно замечание о настройке, касающееся совместной игры с партнерами: настройка абсолютно необходима для групповой игры. Это та общая площадка, на которой музыканты любой культуры могут встретиться. Заботьтесь о настройке — она нужна во всех человеческих взаимодействиях, как индивидуальных, так и на общественном уровне. Знаете ли вы, сколько групп распалось по причинам, не имеющим ничего общего с музыкой, а только потому, что их участники не сумели ужиться друг с другом? Сколько супружеских пар, команд, правлений, советов и комитетов перестали существовать из-за того, что их члены не смогли найти рабочей гармонии? Когда люди не в настройке друг с другом, они усиливают дисгармонию мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.54.199 (0.007 с.)