Основные показатели экономического развития СССР в военные годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные показатели экономического развития СССР в военные годы



 

  1940=100 1942=100
               
Произведенный национальный доход                
Производственные основные фонды всех отраслей народного хозяйства (без скота)                
Продукция промышленности                
Продукция машиностроения                
Валовая продукция сельского хозяйства                
Капитальные вложения                
Грузооборот всех видов транспорта                
Среднегодовая численность рабочих и служащих                
Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли                

 

Война резко изменила задачи, стоявшие перед советской экономикой. Особое значение в первые месяцы войны приобрели массовое перебазирование из фронтовых и прифронтовых районов огромного количества ценностей, оборудования и миллионов людей на тысячи километров в восточные районы страны, обеспечение в кратчайшие сроки на новом месте выпуска продукции, остро необходимой фронту. Всего было эвакуировано с июля по декабрь 1941 г. из угрожаемых районов 2593 предприятия. В их числе было 1523 крупных предприятия, из которых 1360 предприятий, главным образом военных, были эвакуированы уже в первые три месяца войны.

Из общего числа эвакуированных крупных предприятий 226 было направлено в Поволжье, 667-на Урал, 244-в Западную Сибирь, 78-в Восточную Сибирь, 308-в Казахстан и Среднюю Азию. В тыловые районы было вывезено железнодорожным транспортом более 10 млн. человек, водным-более 2 млн. человек.

 

За время войны из районов, которым угрожал захват противником, по железным дорогам проследовало около 1,5 млн. вагонов, или 30 тыс. поездов с эвакуированными грузами.

 

Из западных районов было перемещено 2,4 млн. голов крупного рогатого скота, 5,1 млн. голов овец и коз, 0,2 млн. свиней, 0,8 млн. лошадей, много сельскохозяйственной техники, зерна и другого продовольствия.

 

Временная потеря очень важных в экономическом отношении районов и индустриальных центров в первые месяцы войны тяжело отразилась на работе всех отраслей народного хозяйства. Конец 1941-начало 1942 гг. был самым сложным и критическим периодом для советской экономики. Народное хозяйство испытывало острую нехватку рабочей силы, топлива, электроэнергии, сырья, различных материалов. Объем валовой продукции промышленности с июня но декабрь 1941 г. уменьшился в 1,9 раза. Но уже в декабре 1941 г. снижение промышленного производства было приостановлено.

 

К середине 1942 г. утраченные мощности военной промышленности удалось не только восстановить, но и превзойти. Советский Союз создал слаженное военное хозяйство, способное обеспечить в возрастающих размерах производство военной продукции.

 

Коренной перелом в работе промышленности, начавшийся во второй половине 1942 г., был закреплен в 1943 г.; по сравнению с 1940 г. продукция оборонных отраслей увеличилась более чем в 2 раза.

СССР превзошел фашистскую Германию в целом за 1942 г. по производству танков и САУ в 3,9 раза, боевых самолетов-в 1,9, орудий всех видов и калибров-в 3,1, винтовок и карабинов-в 3 раза. Больше было выпущено и боеприпасов.

 

Кульминационным периодом роста военной экономики СССР был 1944 г. В 1944 г. в СССР производилось больше, чем в 1942 г., танков и САУ на одну пятую, боевых самолетов-в 1,5 раза.

Решающее значение для слаженной работы всех звеньев экономики имело создание прочной базы военно-промышленного производства на Востоке страны.

 

В 1942 г. в восточных районах стали давать металл 20 новых электропечей, 9 прокатных станов. Общая мощность турбин, введенных в действие в 1942 г. в этих районах, составила 672 тыс. кВт. Были введены в эксплуатацию Челябинская ТЭЦ, Карагандинская ГРЭС, Кирово-Чепецкая ТЭЦ.

Всего же за годы войны выпуск продукции на Урале возрос в 3,6 раза, в Сибири-в 2,8 раза, в Поволжье-в 2,4 раза.

 

Особенно высокими темпами в восточных районах страны увеличивался выпуск военной продукции. Так, в 1942 г. по сравнению с 1940 г. на Урале он возрос более чем в 5 раз, в Поволжье-в 9 раз, в районах Западной Сибири-в 27 раз.

 

В годы войны обеспечивалась высокая эффективность военной экономики, и в первую очередь-оборонных отраслей. За три года-с мая 1942 г. по май 1945 г.-производительность труда в промышленности возросла на 43%, а в оборонных отраслях-в 2,2 раза.

 

Наряду с ростом производительности труда существенно снижены затраты на производство важнейших видов вооружения, В 1944 г. себестоимость всех видов военной продукции по сравнению с 1940 г, сократилась в среднем в 2 раза. В целом экономический эффект от снижения себестоимости военной продукции за 1941-1944 гг. составил сумму, равную почти половине всех расходов Государственного бюджета СССР на военные нужды в 1942 г.

 

Советское. государство, опираясь на собственные ресурсы, решило труднейшую проблему перевооружения и материального обеспечения многомиллионной армии. Поставки по ленд-лизу в СССР составляли около 4% производства промышленной продукции нашей страны.

 

Испытание войной показало, что именно преимущества социалистической экономики позволили выстоять и победить в тяжелейших условиях.

 

Выплавляя примерно в 3 раза меньше стали и добывая почти в 5 раз меньше угля, чем фашистская Германия (с учетом ввоза из оккупированных стран, присоединенных территорий и импорта), «Советский Союз в годы войны создал почти в 2 раза больше вооружения и боевой техники.

Культура.

Литература. Ведущая тема литературы военных лет – защита Отечества. Страстный призыв бить «проклятого зверя, вставшего над Европой и замахнувшегося на твое будущее» звучит в очерках Л. Леонова «Слава России», А.Н. Толстого «Родина», в стихах-воззваниях «К оружью, патриот!» П. Комарова, «Слушай, Отчизна» И. Авраменко, «Бей врага!» В. Инбер.

Литература времен войны приобретает яркий публицистический характер. Многие произведения часто создавались «по горячим следам». «День на передовой, вечер в пути, ночь в землянке, где при тусклом свете коптилки писались стихи, очерки, статьи, заметки. А утром все это уже читалось в полках и на батареях», – вспоминает поэт А. Сурков.

Идея единства фронта и тыла нашла отражение в публицистической повести В. Овечкина «С фронтовым приветом». М.И. Калинин справедливо и метко охарактеризовал как «рукопашную схватку с фашистами» творчество И. Эренбурга, опубликовавшего за годы войны свыше трех тысяч статей.

Особое значение в годы лихолетья приобретает исторический роман. Корни патриотизма виделись в историческом прошлом народа. В этот период были написаны третья книга романа А. Толстого «Петр Первый», повесть «Иван Грозный», пьеса В. Соловьева «Великий государь». В самые тяжелые дни, когда страна оказалась в опасности, были созданы лучшие лирические произведения о Родине. Причем, понятие Родины приобрело более конкретные формы. «В грозную первую зиму войны, – писал И. Эренбург, – ленинградцы поняли, как они любят Ленинград. Когда по Крещатику прошли гитлеровские полчища, киевляне узнали всю силу своей привязанности к родному городу. Этот местный патриотизм оживил большой патриотизм, любовь к родному городу укрепила любовь к Родине, к России».

Большой популярностью на фронте и в тылу пользовались лирические стихи-письма, стихи-обращения, стихи-размышления, раздумья, монологи, в которых гражданское чувство и глубоко личные, интимные переживания выступали в редкостном органическом единстве («Бьется в тесной печурке огонь» А. Суркова, «Огонек», «В лесу прифронтовом» М. Исаковского, «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» К. Симо­нова, «Моя любимая» Е. Долматовского, «Соловьи» А. Фатьянова).

В тоже время, над литераторами продолжала довлеть административно-командная система, недремлющее око цензуры. Особенно приветствовались произведения, где преувеличивалась роль Сталина. Нужно сказать, что их немало было создано. Одни писались совершенно искренне, другие – а угоду конъюнктуре. В целом, литература военных лет стала огромной духовной силой в жизни народа, помогла выстоять в войне, сберечь людям истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание, благодаря умению воздействовать на умы, волю и сердца читателей.

Киноискусство. Работники советского кино сражались за победу своим оружием. Операторы были откомандированы в распоряжение фронтовых штабов. Они участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в самолетах и танках, действия партизанских соединений, героическую оборону Ленинграда. Молодой кинооператор, Мария Сухова, смертельно раненная, вертела ручку аппарата до тех пор, пока не потеряла сознание. Художественная кинематография так же была призвана работать только на нужды фронта и тыла. Был пересмотрен план производства художественных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме за­щиты Родины. С самого начала войны кинематографисты стали работать над созданием короткометражных художественных кинокартин, объединенных в киносборник. «Боевые киносборники» состояли из четырех – пяти короткометражных фильмов (драматические новеллы, скетчи, кинокарикатуры). Эти картины не только призывали к героизму и самопожертвованию, но и были живой связью с мирным временем, вызывал улыбку, про­буждали добрые воспоминания, вселяли надежду на скорое окончание войны. Большой популярностью пользовались исторические кинокартины, напоминавшие, что враг никогда не торжествовал победу на русской земле. В. Петров приступил к съемкам фильма «Кутузов», А. Роом напряженно работал над экранизацией пьесы Л. Леонова «Нашествие». Любимыми лентами оставались кинокомедии. Полон оптимизма музыкальный фильм И. Пырьева «В шесть часов вечера после войны». Лирические песни были написаны Т. Хренниковым. В финале картины, как символ грядущей победы, режиссер показал первый день мира – Кремль в огнях фейерверков, праздничные улицы, заполненные радостными, ликующими людьми. В год окончания войны зрители увидели «Сердца четырех», «Близнецы» К. Юдина.

Музыка. В едином строю защитников Родины находились и деятели советской музыки. Н.Я. Мясковский сочинил 22-ю симфонию, которую в начале назвал «Симфония-баллада о Великой Отечественной войне». До осени 1941 г. в окруженном врагом Ленинграде жил и работал композитор Д. Шостакович. Его знаменитая седьмая (Ленинградская) симфония стала самым волнующим произведением военных лет. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию», – писал композитор. В период Великой Отечественной войны родилось много песен, воодушевлявших народ на подвиги, помогавших ему переносить лишения и невзгоды. Своеобразным музыкально-поэтическим символом тех грозных лет стала «Священная война» (стихи В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова). Впервые она была исполнена 24 июня 1941 года, а уже буквально на другой день под ее аккомпанемент с вокзалов столицы уходили на фронт воинские эшелоны. Самые разные песни (маршевые, песни-призывы, о Родине, партизанские, интимно-лирические) пользовались огромной популярностью. «Темная ночь», «Вася-Василек», «Песня о Москве», «Вася Крючкин», «Моя любимая», «Враги сожгли родную хату», «Бьется в тесной печурке огонь», «Соловьи», «Смуглянка» и очень многие другие до сих пор остаются любимыми для разных поколений.

Театр. На театральных сценах в годы войны зрители познакомились с рядом новых драматических работ. Большой успех выпал на долю пьес «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова, «Песнь о черноморцах» Б. Лавренева. Исключительным успехом пользовались в военные годыконцерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сотни лабораторий; сожжены и разграблены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Весьма внушительный, хотя и далеко не полный перечень. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.

Политика

Великая Отечественная Война, начавшаяся 22 июня 1941 года,когда армия гитлеровской Германии без объявления войны вторглась на территорию СССР, явилась самой тяжелой и самой кровопролитной из всех пережитых нашей Родиной войн.
Практически каждое воинское соединение было многонациональным по своему составу. Конечно, среди разных народов были и свои предатели, и пособники врага. Создание генералом Власовым "Русской освободительной армии", Национальных легионов(Грузинского, Армянского и других),-свидетельствовали об ошибках советской национальной политики в предвоенный период, являясь отражением репрессий конца 1930-х годов по отношению к представителям практически всех народов, населявших СССР.
Депортации целых народов, обвиненных в диверсиях, шпионаже и пособничестве немецким оккупантам, осуществлялись в нарушение Основного Закона СССР-Конституции, решения о депортациях принимались ЦК ВКП(б) и ГКО совместно с СНК СССР. Затем президиум Верховного Совета СССР утвердил соответствующие Указы, которые при необходимости дополнялись постановлениями ГКО и Совнаркома СССР.
Начало изменению государственного устройства СССР и союзных республик положило постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 12 августа 1941 года"О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья...",-их обвинили в сотрудничестве с гитлеровской Германией. По аналогичным мотивам была осуществлена в 1943-1945 годах карачаевского, калмыцкого, чеченского, балкарского народов, крымских татар, греков, болгар, и других.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.018 с.)