Вооруженный мятеж и его отличие от массовых беспорядков.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вооруженный мятеж и его отличие от массовых беспорядков.



Статья 212. Массовые беспорядки

 

Комментарий к статье 212

 

Основной объект преступления - общественная безопасность.

Дополнительный объект - отношения по обеспечению телесной неприкосновенности человека, его здоровья, собственности, общественного порядка, нормальной деятельности предприятий, учреждений, органов власти и управления.

Под массовыми беспорядками законодатель понимает преступление, нарушающее общественную безопасность и способное причинить тяжкие последствия в сфере экономики, политики, экологии, военной сфере, парализовать деятельность органов государственной власти и управления.

Объективная сторона преступления (ч. 1 ст. 212 УК РФ) состоит в организации массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Организацией массовых беспорядков признаются активные действия по организации, собиранию толпы, призывы ко всем находящимся в месте совершения преступления гражданам присоединиться к некой группе "активистов" для совершения погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказания вооруженного сопротивления представителям власти, разъяснение мотивов и повода совершения этих действий; дальнейшее определение направления движения толпы, конкретного содержания ее действий, подача сигналов к началу действий и т.п. В ряде случаев при организации массовых беспорядков проводится работа по вооружению участников беспорядков, подготовке предметов, которые могут быть использованы ими в качестве оружия. Организаторы планируют развитие беспорядков, распределяют между собой роли при их проведении, готовят и обучают так называемых провокаторов и боевиков, воздействуют на настроения людей непосредственно на мероприятии, распространяя листовки с призывами к насильственным действиям, организуют выступления специально подготовленных ими ораторов. Особенно опасны действия организаторов, проводимые на почве разжигания национальной или религиозной вражды, поскольку, как показывает практика, в этих случаях, как правило, неминуемы посягательства на жизни людей. Уже непосредственно при совершении массовых беспорядков организаторы лично либо через своих доверенных лиц руководят действиями толпы, координируют их для наиболее эффективного сопротивления правоохранительным органам, постоянно поддерживают у людей возбужденное и агрессивное настроение выдвижением новых лозунгов, сообщением сведений, вызывающих возмущение людей <1>.

Под массовыми беспорядками, сопровождающимися насилием, понимается нанесение толпой случайным потерпевшим, представителям органов власти, местного самоуправления побоев, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, истязание потерпевших. Если в ходе массовых беспорядков их участники причиняют тяжкий вред здоровью одного или нескольких потерпевших либо смерть, то содеянное квалифицируется по совокупности со ст. ст. 212 и 111, 105 УК РФ.

Погромом является разрушение, осквернение зданий, сооружений, жилых домов, транспортных средств, объектов инфраструктуры.

Поджоги - это умышленное воспламенение имущества, зданий, сооружений, жилых домов, автомобилей и другого транспорта.

Уничтожение имущества означает приведение его в состояние, непригодное для использования, которое невозможно или экономически нецелесообразно восстановить.

Под применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств понимается их использование для причинения вреда здоровью человека, уничтожения, повреждения имущества, а также угроза немедленного применения (по вопросу о применении огнестрельного оружия см. комментарий к ст. 206 УК РФ).

Оказание вооруженного сопротивления представителю власти означает активное противодействие участниками массовых беспорядков представителям власти (сотрудникам милиции, спецслужб, военнослужащим, выполняющим обязанности по охране общественного порядка, дружинникам и т.п.) путем применения или угрозы применения оружия (огнестрельного или холодного) при выполнении возложенных на них обязанностей, а также иным представителям любой из ветвей власти.

Состав организации массовых беспорядков формальный, ответственность наступает за действия, завершившиеся сбором, созданием толпы, которая последовала призывам организатора и начала погромы, поджоги и т.д., независимо от последствий акта массовых беспорядков.

Субъективная сторона организации массовых беспорядков характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что организует массовые беспорядки, и желает совершить эти действия. Мотивы преступления на квалификацию не влияют. Ими могут быть реакционно-шовинистические настроения, хулиганские побуждения, протест против правомерных или неправомерных действий должностных лиц, представителей власти и др.

Субъект организации массовых беспорядков общий - вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Частью 2 ст. 212 УК РФ установлена ответственность за самостоятельный состав преступления - участие в массовых беспорядках, предусмотренных ч. 1 ст. 212 УК РФ. Участием в массовых беспорядках является совершение лицом насильственных действий, погромов, поджогов и других деяний, перечисленных в ч. 1 ст. 212 УК РФ. Если лицо находится в толпе, но не совершает никаких из перечисленных в ч. 1 ст. 212 УК РФ действий, то состав преступления отсутствует. Если лицо - участник массовых беспорядков совершает деяния, не предусмотренные ч. 1 ст. 212 УК РФ, например похищает имущество из разгромленного здания, причиняет смерть кому-либо, совершает изнасилование, то такие действия требуют самостоятельной квалификации по соответствующим статьям УК РФ.

Субъективная сторона участия в массовых беспорядках характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления общий. Участником массовых беспорядков может признаваться вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

В ч. 3 ст. 212 УК РФ содержится еще один самостоятельный состав преступления - призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами.

Состав данного преступления имеет место в том случае, если лицо обращалось с соответствующим настойчивым предложением к персонально не определенному широкому кругу лиц. В отличие от обращений к потенциальным участникам массовых беспорядков, направленным на немедленную организацию массовых беспорядков по ч. 1 ст. 212 УК, действия по ч. 3 ст. 212 УК являются призывами общего характера. Высказывания могут озвучиваться, передаваться с использованием средств массовой информации, излагаться в виде листовок и т.д.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в ч. 3 ст. 212 УК РФ речь идет о призывах именно к активному неподчинению законным требованиям, которое может выражаться в оказании сопротивления работникам милиции, построении баррикад, применении дымовых шашек и т.п. Призывы к пассивному неподчинению состава рассматриваемого преступления не образуют.

Состав этого преступления формальный, деяние окончено с момента распространения призывов к активному неподчинению законным требованиям представителей власти, массовым беспорядкам, насилию над гражданами (о понятии призывов см. также комментарий к ст. 205.2 УК РФ).

Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.

Статья 279. Вооруженный мятеж

 

Комментарий к статье 279

 

Объектом вооруженного мятежа выступают общественные отношения, гарантирующие суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации.

Вооруженный мятеж представляет собой активную, насильственную, совершаемую с применением или угрозой применения оружия деятельность широкого круга лиц, направленную на свержение, изменение конституционного строя либо нарушение территориальной целостности РФ. Сама по себе эта деятельность может быть выражена в самопровозглашении отдельной территории РФ независимым государством, вооруженном захвате власти, применении репрессий в отношении должностных лиц законно образованных органов власти, неподчинении требованиям федеральных властей, вооруженном сопротивлении воинским контингентам, призванным восстановить конституционный правопорядок, и т.д.

Под вооруженностью следует понимать наличие у участников мятежа огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия. Использование участниками мятежа непригодного к целевому применению оружия или его макетов не может рассматриваться в качестве признака их вооруженности. Мятеж признается вооруженным при наличии оружия хотя бы у одного из его участников и осведомленности об этом других лиц, участвующих в мятеже <1>. Признак вооруженности следует устанавливать и в случае, когда участники мятежа владеют или используют оружие, оборот которого не регламентирован Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" <2> и которое состоит на вооружении в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба <3>. Таковым, например, следует считать ядерное, биологическое, химическое оружие. В случае реального применения участниками мятежа оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ, содеянное образует совокупность с преступлением, предусмотренным ч. 2 ст. 356 УК РФ.

--------------------------------

<1> По аналогии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. N 1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм".

<3> По аналогии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств".

 

Обязательным признаком мятежа следует считать его массовый характер. Это оценочный признак. Главное здесь не количество участников мятежа, сколько его масштабы, которые должны оцениваться исходя из всех конкретных обстоятельств дела: региональных факторов, ориентированности мятежа на определенную профессиональную или политическую принадлежность участников, характера связей между участниками и т.д.

От массового, в том числе и вооруженного, неповиновения законным требованиям власти мятеж отличается, во-первых, отсутствием определенного, конкретного требования или распоряжения, от исполнения которого уклоняется субъект; а во-вторых, своей направленностью на изменение конституционного строя в целом или на нарушение территориальной целостности РФ.

Объективная сторона преступления состоит из двух альтернативных действий - организации вооруженного мятежа или активного участия в нем. Состав преступления является формальным. Однако момент окончания преступления для организаторов и активных участников различен. Действия организаторов следует считать оконченными с момента, когда начался вооруженный мятеж; если действия, направленные на организацию вооруженного выступления, не привели к таковому, их целесообразно рассматривать как покушение на организацию вооруженного мятежа. Действия активных участников вооруженного мятежа следует признавать оконченными с момента их непосредственного совершения.

Организация вооруженного мятежа заключаются в подборе и организации людей, склонных к совершению насильственных действий, агрессивных и желающих публично выражать свое недовольство жизнью или психически неуравновешенных лиц. Организаторы мятежа могут проводить работу по вооружению этих людей, подготовке предметов, которые могут быть использованы ими в качестве оружия, планируют развитие беспорядков, распределяют между собой роли при их проведении, готовят и обучают так называемых провокаторов и боевиков, воздействуют на настроения людей непосредственно на мероприятии, распространяя листовки с призывами к насильственным действиям, организуют выступления специально подготовленных ими ораторов. Непосредственно в процессе мятежа организаторы лично либо через своих доверенных лиц руководят действиями участников, координируют их для наиболее эффективного сопротивления правоохранительным органам, постоянно поддерживают у людей возбужденное и агрессивное настроение выдвижением новых лозунгов, сообщением сведений, вызывающих возмущение людей, и т.д.

Организационная деятельность, направленная к совершению мятежа, может состоять в создании экстремистской организации, преступного сообщества, банды, незаконного вооруженного формирования. Ввиду того что эти действия предусмотрены самостоятельными статьями УК РФ, ответственность за них должна наступать по правилам совокупности преступлений <1>.

Среди организаторских действий отчетливо выделяются две группы: действия, совершаемые до начала мятежа (собственно организация), и действия, совершаемые в процессе мятежнических выступлений (руководство мятежом). И те и другие представляют высокую общественную опасность и квалифицируются по ст. 279 УК РФ.

Участие в мятеже предполагает совершение любых активных действий, кроме организаторских: подстрекательство к мятежу, пособничество ему, совершение непосредственных мятежнических действий (например, захват власти, применение насилия, сопротивление федеральным воинским контингентам и т.д.). Указание в законе на признак активности участия в совершении мятежа позволяет правоприменителю самостоятельно оценивать характер и степень опасности действий тех или иных лиц для решения вопроса о привлечении их к уголовной ответственности, служит критерием отграничения простого нахождения (пребывания) в толпе во время мятежа от собственно участия в нем. Указанный признак является оценочным.

Деятельность участников вооруженного мятежа с точки зрения уголовного закона подлежит следующей оценке: 1) если она отличалась активностью, то должна быть квалифицирована по ст. 279 УК РФ; 2) если активное участие в мятеже проявлялось в совершении каких-либо конкретных преступлений (убийств, грабежей, хранении оружия и т.д.), то наряду с квалификацией по ст. 279 УК РФ содеянное виновным подлежит самостоятельной оценке по соответствующим статьям УК РФ согласно правилам совокупности преступлений.

Субъективная сторона организации и активного участия в вооруженном мятеже характеризуется виной в форме умысла и специальной целью - свержением или насильственным изменением конституционного строя РФ либо нарушением территориальной целостности России.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Субъект общий. Организаторы и участники мятежа, не достигшие указанного возраста, могут нести ответственность за фактически совершенные преступления, ответственность за которые наступает с четырнадцати лет.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.007 с.)