Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Руководство и лидерство
Руководство и лидерство – два основополагающих понятия, с которыми связано управление группой. В отличие от руководства лидерство имеет психологическую природу и занимает особое место в структуре неформальных отношений в качестве внутригруппового феномена. Следует развести понятия лидерства и руководства (Приложение 3.3.6., стр. 333). Б. Карлоф и С. Седеберг определяют руководство как формальную властную позицию, не имеющую отношения к личным качествам людей, а лидерство – как комплексное понятие, включающее в себя: Ä ассоциацию с человеческими качествами; Ä процесс ведения ведомых; Ä результат деятельности человека [28]. Сравнивая понятия лидерства и руководства, Б.Д. Парыгин отмечает следующие общие и отличающие черты позиции лидера и руководителя: 1. Лидер выдвигается неофициально и, в основном, осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель назначается либо избирается официально и призван осуществлять регуляцию официальных отношений группы. 2. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от жизнедеятельности группы и настроения в ней. В то время как руководство более стабильно. 3. Руководитель выполняет несколько социальных ролей, в том числе является представителем группы вовне. Деятельность лидера ограничивается рамками внутригрупповых отношений и взаимодействий. 4. Руководство группой, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет. 5. Руководителю даны права, и он несет ответственность за деятельность группы и ее результаты, в том числе перед законом. 6. Лидер не обладает подобными правами и полномочиями и не несет подобной ответственности за работу группы, за все, что в ней происходит [52]. Ведущему тренинг следует хорошо ориентироваться в групповых процессах и быть достаточно компетентным в вопросах лидерства. Он может опираться на феномен лидерства, используя его как дополнительный ресурс и средство в работе. А может превратить его в проблему, мешающую ведению группы [23]. Лекция 3.4. Психодиагностические возможности тренинга Психодиагностические возможности тренинга актуальны на всех этапах психологического обеспечения профессиональной деятельности. Специфика данного момента связана с тем, что тренинг на этапе профессиональной деятельности проводится со специалистами, работающими в организациях. В связи с этим тренинг как метод преднамеренных изменений применяется на основе методологических принципов, предполагающих системную детерминацию психологических переменных профессионалов с учетом особенностей, потребностей и целей организации.
Вопрос. Предварительная, ситуативная и постдиагностика Предварительная и постдиагностика Этапы предварительной диагностики и постдиагностики особенно важны, если перед ведущим психологический тренинг поставлены задача профессионального отбора и прогноза успешности профессиональной деятельности участников группы. Создание психодиагностического комплекса для предварительной и постдиагностики требует учета ряда факторов (Приложение 3.4.1., стр. 334): 1. формирование психодиагностического комплекса должно происходить на основании запроса организации с учетом непосредственной практической направленности; 2. поскольку применение тестов может вызвать у испытуемых страх, не позволяющий им проявить свои мыслительные и другие возможности и искажающий результаты тестирования, то целесообразно использование адаптированных репрезентативных тестовых методик, обладающих высокой надежностью и валидностью; 3. выбор методик должен опираться на возможности адекватной мотивации испытуемых; 4. психодиагностический комплекс должен быть построен по принципу взаимодополняемости и включать в себя личностные, интеллектуальные и социально-психологические тесты; 5. так как постдиагностическое исследование целесообразно проводить по тем же тестам, что и предварительная диагностика, то методики, включенные в психодиагностический комплекс, должны обладать высокой ретестовой надежностью. Психодиагностический комплекс предварительной диагностики создается с учетом конечных целей тренинга и может включать в себя методики, позволяющие получить представление о выраженности интеллектуальных, коммуникативных и регулятивных показателей. Для измерения интеллектуального потенциала С.И. Макшанов, например, рекомендует использование теста CFT-3 (culture fair test) Р. Кэттелла; для определения регулятивного потенциала – шкалу самооценки уровня тревожности Спилбергера-Ханина, опросник «ОСТ» В.В. Русалова, методику УСК Е.Ф. Бажина или тест «Локус контроля» Дж. Роттера; для определения коммуникативного потенциала – тест EPI (Eysench Personality Inventory) Г. Айзенка, тест К. Томаса, тест Т. Лири, а также различные социометрические исследования [42].
Постдиагностика участников группы может проходить по тем же методикам, что и предварительная диагностика, так как в этом случае тренер может получить объективные данные по результативности тренинга. Однако на практике в силу ограниченности времени, постдиагностика может ограничиться заключительным анкетированием. На основе последних тренинговых упражнений, а также по данным заключительного анкетирования тренер может дать прогноз эффективности дальнейшей профессиональной деятельности участников тренинга, составить характеристику личных и профессиональных качеств, описать возможности совместной работы в команде и т.д. В этом тренеру может помочь также ситуативная диагностика и использование обратной связи. Ситуативная диагностика Для ситуативной диагностики тренер пользуется своими психодиагностическими навыками, анализирует различные проявления групповой динамики, а также использует бланки социометрии. Во время ситуативной диагностики тренер может решать следующие задачи (Приложение 3.4.2., стр. 335): ▪ выявление индивидуально-психологических особенностей участников группы; ▪ диагностика состояния каждого участника группы, его отношения к себе, к другим, к ведущему, к тренингу; ▪ оценка динамики уровня активности группы, ее работоспособности; ▪ диагностика отношений между участниками группы, уровня развития и сплоченности группы, оценка динамики изменения социально-ролевой структуры группы и ролевые перемещения каждого участника группы. Вопрос. Социометрия
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.007 с.) |