ТОП 10:

Вопрос. Руководство и лидерство



Руководство и лидерство – два основополагающих понятия, с которыми связано управление группой. В отличие от руководства лидерство имеет психологическую природу и занимает особое место в структуре неформальных отношений в качестве внутригруппового феномена. Следует развести понятия лидерства и руководства (Приложение 3.3.6., стр. 333).

Б. Карлоф и С. Седеберг определяют руководство как формальную властную позицию, не имеющую отношения к личным качествам людей, а лидерство – как комплексное понятие, включающее в себя:

Ä ассоциацию с человеческими качествами;

Ä процесс ведения ведомых;

Ä результат деятельности человека [28].

Сравнивая понятия лидерства и руководства, Б.Д. Парыгин отмечает следующие общие и отличающие черты позиции лидера и руководителя:

1. Лидер выдвигается неофициально и, в основном, осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель назначается либо избирается официально и призван осуществлять регуляцию официальных отношений группы.

2. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от жизнедеятельности группы и настроения в ней. В то время как руководство более стабильно.

3. Руководитель выполняет несколько социальных ролей, в том числе является представителем группы вовне. Деятельность лидера ограничивается рамками внутригрупповых отношений и взаимодействий.

4. Руководство группой, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет.

5. Руководителю даны права, и он несет ответственность за деятельность группы и ее результаты, в том числе перед законом.

6. Лидер не обладает подобными правами и полномочиями и не несет подобной ответственности за работу группы, за все, что в ней происходит [52].

Ведущему тренинг следует хорошо ориентироваться в групповых процессах и быть достаточно компетентным в вопросах лидерства. Он может опираться на феномен лидерства, используя его как дополнительный ресурс и средство в работе. А может превратить его в проблему, мешающую ведению группы [23].

Лекция 3.4. Психодиагностические возможности тренинга

Психодиагностические возможности тренинга актуальны на всех этапах психологического обеспечения профессиональной деятельности. Специфика данного момента связана с тем, что тренинг на этапе профессиональной деятельности проводится со специалистами, работающими в организациях. В связи с этим тренинг как метод преднамеренных изменений применяется на основе методологических принципов, предполагающих системную детерминацию психологических переменных профессионалов с учетом особенностей, потребностей и целей организации.

Вопрос. Предварительная, ситуативная и постдиагностика

Предварительная и постдиагностика

Этапы предварительной диагностики и постдиагностики особенно важны, если перед ведущим психологический тренинг поставлены задача профессионального отбора и прогноза успешности профессиональной деятельности участников группы. Создание психодиагностического комплекса для предварительной и постдиагностики требует учета ряда факторов (Приложение 3.4.1., стр. 334):

1. формирование психодиагностического комплекса должно происходить на основании запроса организации с учетом непосредственной практической направленности;

2. поскольку применение тестов может вызвать у испытуемых страх, не позволяющий им проявить свои мыслительные и другие возможности и искажающий результаты тестирования, то целесообразно использование адаптированных репрезентативных тестовых методик, обладающих высокой надежностью и валидностью;

3. выбор методик должен опираться на возможности адекватной мотивации испытуемых;

4. психодиагностический комплекс должен быть построен по принципу взаимодополняемости и включать в себя личностные, интеллектуальные и социально-психологические тесты;

5. так как постдиагностическое исследование целесообразно проводить по тем же тестам, что и предварительная диагностика, то методики, включенные в психодиагностический комплекс, должны обладать высокой ретестовой надежностью.

Психодиагностический комплекс предварительной диагностики создается с учетом конечных целей тренинга и может включать в себя методики, позволяющие получить представление о выраженности интеллектуальных, коммуникативных и регулятивных показателей. Для измерения интеллектуального потенциала С.И. Макшанов, например, рекомендует использование теста CFT-3 (culture fair test) Р. Кэттелла; для определения регулятивного потенциала – шкалу самооценки уровня тревожности Спилбергера-Ханина, опросник «ОСТ» В.В. Русалова, методику УСК Е.Ф. Бажина или тест «Локус контроля» Дж. Роттера; для определения коммуникативного потенциала – тест EPI (Eysench Personality Inventory) Г. Айзенка, тест К. Томаса, тест Т. Лири, а также различные социометрические исследования [42].

Постдиагностика участников группы может проходить по тем же методикам, что и предварительная диагностика, так как в этом случае тренер может получить объективные данные по результативности тренинга. Однако на практике в силу ограниченности времени, постдиагностика может ограничиться заключительным анкетированием. На основе последних тренинговых упражнений, а также по данным заключительного анкетирования тренер может дать прогноз эффективности дальнейшей профессиональной деятельности участников тренинга, составить характеристику личных и профессиональных качеств, описать возможности совместной работы в команде и т.д. В этом тренеру может помочь также ситуативная диагностика и использование обратной связи.

Ситуативная диагностика

Для ситуативной диагностики тренер пользуется своими психодиагностическими навыками, анализирует различные проявления групповой динамики, а также использует бланки социометрии. Во время ситуативной диагностики тренер может решать следующие задачи (Приложение 3.4.2., стр. 335):

▪ выявление индивидуально-психологических особенностей участников группы;

▪ диагностика состояния каждого участника группы, его отношения к себе, к другим, к ведущему, к тренингу;

▪ оценка динамики уровня активности группы, ее работоспособности;

▪ диагностика отношений между участниками группы, уровня развития и сплоченности группы, оценка динамики изменения социально-ролевой структуры группы и ролевые перемещения каждого участника группы.

Вопрос. Социометрия







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.007 с.)