Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
вопрос. Профессиональный рост ведущего⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28
Начинающие и даже опытные тренеры должны постоянно анализировать и решать проблемы, возникающие в процессе их профессиональной деятельности. Они обязаны совершенствовать свои профессиональные навыки и расширять теоретический кругозор, постоянно учась [34]. Для повышения квалификации тренеру необходимы постоянные усилия для совершенствования профессионального мастерства и личностного роста. К методическим средствам профессионального роста ведущего относятся (Приложение 4.3.1., стр. 352): Ä проведение групп психологического тренинга с ко-тренером с ежедневной и итоговой рефлексией работы и трудных случаев; Ä проведение тренинга под наблюдением опытных специалистов (супервизирование); Ä участие ведущего в балинтовских тренинговых группах, предназначением которых является осознание профессиональных дефицитов ведущих групп психологического тренинга и обогащение их методического арсенала; Ä участие в программах психологического тренинга в качестве участника; Ä участие в методических семинарах и научных конференциях по проблемам психологического тренинга [42]. Вопрос. Разновидности методических средств Профессионального роста ведущего Ведение групп с ко-тренером Зачастую тренинговые группы ведут два тренера. Это называется ко-тренерство. Начинающему ведущему полезно вести группы с ко-тренером – не только с опытным специалистом, но даже с таким же начинающим как он сам. Ведение группы вдвоем позволяет уменьшить психологическую нагрузку каждого, избежать незамеченных ошибок, создать многомерность отношений в сфере «ведущий – группа». Хорошо, когда ведущие разнополы и выполняют различные функции в группе, скажем, один поддерживает темп групповой динамики постановкой интеллектуальных задач, а другой обеспечивает благоприятный эмоциональный фон происходящего. Вести группы вместе могут тренеры, обладающие примерно одинаковым опытом или один из них может быть начинающим. Есть реальные преимущества работы тренеров в команде, особенно при наличии у них различных стилей ведения группы. Хорошая команда тренеров не только полезна для участников, но и может быть огромным источником обратной связи и личностного роста, по мере того как тренеры, дополняя друг друга, учатся друг у друга. При этом важно спланировать действия, согласовать подходы и обеспечить взаимную обратную связь относительно своей работы. Тренеры, работающие в одной команде, должны действовать на дополнение и поддержку друг друга. Группа не должна быть местом их «поиска истины». Полезно иметь соглашение о том, как и в какой момент, дополнять друг друга, предоставлять дополнительную информацию. Если второму тренеру есть, что добавить, то это должно быть сделано в подходящий момент. Два тренера не должны говорить одновременно и конкурировать друг с другом. Участникам не принесет много пользы наблюдение того, как тренеры спорят или высказывают совершенно противоположные точки зрения. Но если все же один из тренеров не согласен с тем, как или что сообщил его напарник, и он считает это очень важным, то в свою очередь он может сказать «да», согласившись с существованием иной точки зрения, и добавить то, что он считает нужным. Но говорить только в свою очередь [23].
Таким образом, можно отметить преимущества ко-тренерства и возможные проблемы (Приложение 4.3.2., стр. 353). Среди преимуществ следует упомянуть, что: 1. Участники группы получают взгляд двух компетентных лиц на одну и туже ситуацию, и это дает возможность увидеть ее в более широкой перспективе. 2. Взаимоотношения тренеров могут быть ценной моделью межличностных отношений для участников группы. 3. Ко-тренеры имеют возможность обмениваться мнениями о ходе работы в группе, профессионально совершенствоваться в совместной деятельности. 4. Совместная работа двух тренеров уменьшает возможность появления «синдрома выгорания», особенно при работе с трудными группами. 5. Ко-тренеры могут помочь друг другу, когда один из них становится объектом нападок со стороны отдельных участников или всей группы. В таких случаях другой тренер может частично направить на себя негатив участников, помочь им разобраться в его истоках и смысле. 6. Присутствие ко-тренера важно, когда один из тренеров испытывает чувства контрпереноса. Их обсуждение после ведения группы может помочь составить более объективное представление о природе своих чувств.
Ко-тренерство потенциально может вызвать и определенные проблемы, в числе которых следует упомянуть, что (Приложение 4.3.3., стр. 354): 1. Если тренеры мало общаются после групповых встреч или между ними, их совместная работа может стать несинхронной или могут появиться расхождения в понимании целей группы. 2. В ко-тренерстве существует потенциальная опасность конкуренции тренеров из-за внимания участников группы. Это особенно реально, когда один из терапевтов склонен к доминированию, к чрезмерной активности и своим поведением может подавлять коллегу. Конкурентные отношения между тренерами позволяют участникам манипулировать их амбициями, и группа может утратить свой целевой потенциал [34]. Супервизия Супервизорство ( наставничество) в психоанализе – корректирующая консультация обучающегося стажера опытным специалистом. Руководство первыми группами должно осуществляться с использованием супервизорства; при этом следует соблюдать следующую последовательность форм работы под наблюдением супервизора: Ø сначала ведение группы с ко-тренером – супервизором, Ø затем самостоятельная работа при пассивном супервизоре. По завершении каждого тренингового занятия должно происходить подробное обсуждение способов решения тренером возникавших групповых задач, тактики его поведения, умений действовать в уникальных ситуациях групповой работы. К супервизорству могут прибегать и уже опытные тренеры, так как мнение более опытного специалиста в своей сфере всегда значимо и ценно. Особенно в таком вопросе как повышение квалификации. Балинтовские группы Балинтовские группы (по имени основателя – М. Балинта) – группы, объединяющие терапевтов с целью проработки в кругу коллег своих чувств к пациентам. Профессиональному развитию ведущих также может способствовать их участие в балинтовских группах. Использование принципа работы балинтовских групп в области групповой психотерапии значительно расширяет традиционные представления об этой форме подготовки и совершенствования психотерапевтов за счет дополнения традиционного балинтовского подхода наиболее существенными составляющими современных тренинговых программ: û в зависимости от групповой ситуации наблюдать или находиться под наблюдением других психотерапевтов; û в силу включенности в групповую динамику приобретать достаточно интенсивный личностный опыт; û в отдельные моменты достигать более глубокого самопонимания [2]. Литература 1. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И. и др. Социология и психология управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 468 с. 2. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. – СПб.: Академический проект, 1997. – 335 с. 3. Ассаджиоли Р. Психосинтез: Теория и практика. – М.: «REFL-book», 1994. – 314 с. 4. Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (Теория фокусированная на решении). – СПб., 1996. 5. Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. – СПб: Питер, 2002. – 352 с. 6. Берн Э. Трансактный анализ в группе. – М.: Лабиринт, 1994.- 176 с. 7. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб.: «Социально-психологический центр», 1996. – 380 с.
8. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. №1. С. 63 – 76. 9. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А. Основы психотерапии. – К.: Ника-Центр, 2001. – С. 135-161. 10. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2001. 11. Ван Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб.: Питер, 2001. 12. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. №1. С. 15 – 32. 13. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991. 14. Высокиньска-Гонсер Т. Поведение группового психотерапевта // Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. – М.: Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во МГУ, 1989. 15. Грабская И.А. Развитие стратегического мышления менеджера (Методики деловых игр): Методические рекомендации. – Киев.: ВЗУУП, 1991. 16. Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер Д. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций. – СПб.: Б.С.К., 1997. – 235 с. 17. Дзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. – М., 1988. 18. Дмитриева М.А., Крылов А.А. Психология труда и инженерная психология. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 19. Добрынин В.В. Основы научного управления предприятиями и учреждениями. – Л.: Сеятель, 1926. 20. Дранков А.В., Лебедева Н.М., Миронов Е.А. Интеллектуальный тренинг: Методические указания. – Л., 1990. 21. Дроздова Т.А. и др. Тренинг общения (Игры для интенсивного обучения) / Т.А. Дроздова, В.Г. Литвинов, К.Ю. Мулин. – Омск: Б.И., 1992. 22. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 576 с. 23. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 256 с. 24. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985. – 166 с. 25. Захаров В.Л., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. – Л., 1989. 26. Иванова Е.Е. Тип взаимодействия со средой и невербальное решение коммуникативной задачи // Психологические проблемы индивидуальности. – М., 1984. Вып. 2. С. 170-172. 27. Исурина Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Медицина, 1983. – С. 231-254. 28. Карлоф Б., Седеберг С. Вызов лидеров. – М.: Дело, 1996. 29. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. – М.: Независимая фирма «Класс», 1993. – 224 с.
30. Ковалев Г.А. Основные направления использования активного социального обучения в странах Запада // Психологический журнал. 1989. №1. Т. 10. С. 127-136. 31. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии // Вопр. Психологии. – 1982. - №2. 32. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 144 с. 33. Коледа С. Моделирование бессознательного. – М.: Институт общегосударственных исследований, 2000. 34. Кочунас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика / Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2000. – 240 с. 35. Кратохвил С. Групповая психотерапия неврозов. Л., 1978. 36. Лебедева Н.М. Некоторые психологические аспекты проведения имитационных игр // Вестник Московского университета. Сер.14. 1980. №3. С. 72-78. 37. Лебедева Н.М., Палей А.И. Балинтовские группы для ведущих психологический тренинг. – СПб., 1995. 38. Ли Дэвид. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер, 2001. 39. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. 40. Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Педагогика, 1991. С. 129-156. 41. Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. – М.: КСП+, 2000. 42. Макшанов С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика. – СПб.: Образование, 1997. 43. Мансуров Р.М., Польшин А.К. Использование методики психофизиологического контура с обратной связью в сложных видах операторской деятельности // Проблемы инженерной психологии: Материалы VII Всесоюзной конференции по инженерной психологии. – Л., 1990. С. 112. 44. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М.: Смысл, 1998. – 109 с. 45. Миккин Х. Возможности видеотренинга при подготовке руководителей и специалистов к общению в международных трудовых коллективах // Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. – М., 1986. С. 11. 46. Миккин Х. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек, общение и живая среда. – Таллинн, 1986. – С. 7-27. 47. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 354 с. 48. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Апрель – Пресс; Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001. – 256 с. 49. Никифоров Г.С., Филимоненко Л.И. Исследование влияния индивидуально-психологических особенностей на эффективность тренажерной подготовки к практической деятельности // Психофизиологические проблемы безопасности полетов в гражданской авиации. – Л., 1986. С. 27-36. 50. Ниши К. Очищение души: уроки медитации (Курс лекций и практических занятий).– СПб.: ИК «Невский проспект», 2002. – 128 с. 51. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. – М., 1952. 52. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971. – С. 310. 53. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии. – СПб., 1995. 54. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: МГУ, 1989. – 216 с. 55. Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга – М.: МГУ, 1982.
56. Платонов Ю.П. Социальная психология трудовой деятельности. СПб., 1992. 57. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 298 с. 58. Практикум по социально-психологическому тренингу. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. Б.Д. Парыгина. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 352 с. 59. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 2001. – 440 с. 60. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. 61. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1984. 62. Разин В.М. Методический анализ деловой игры как новой области научно-технической деятельности и знания // Вопросы философии. 1986. №6. С. 66-74. 63. Рай Л. Развитие навыков тренинга. – СПб.: Питер, 2002. – 208 с. 64. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с. 65. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми: Методическое описание и комментарии. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. - 90 с. 66. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с. 67. Словарь иностранных слов. – 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – 608 с. 68. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 671 с. 69. Торн К., Маккей Д. Полное руководство по тренингу: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 244 с. 70. Уолш Р. Основания духовности. – М.: «Академический проспект», 2000. 71. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003. – 272 с. 72. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. 73. Фрейд З. Психоаналитические этюды. – Минск, 1994. 74. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986. 75. Хрестоматия по социальной психологии. – М., 1994. 76. Хрящева Н.Ю., Макшанов С.И. Тренинг креативности: Основания, задачи, содержание // Б.Г.Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: Тезисы научно-практической конференции 5-6 декабря 1995 г. С. 110-111. 77. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – 1600 с. 78. Ялом И. Экзистенциональная психотерапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.036 с.) |