вопрос. Профессиональный рост ведущего 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

вопрос. Профессиональный рост ведущего



Начинающие и даже опытные тренеры должны постоянно анализировать и решать проблемы, возникающие в процессе их профессиональной деятельности. Они обязаны совершенствовать свои профессиональные навыки и расширять теоретический кругозор, постоянно учась [34].

Для повышения квалификации тренеру необходимы постоянные усилия для совершенствования профессионального мастерства и личностного роста.

К методическим средствам профессионального роста ведущего относятся (Приложение 4.3.1., стр. 352):

Ä проведение групп психологического тренинга с ко-тренером с ежедневной и итоговой рефлексией работы и трудных случаев;

Ä проведение тренинга под наблюдением опытных специалистов (супервизирование);

Ä участие ведущего в балинтовских тренинговых группах, предназначением которых является осознание профессиональных дефицитов ведущих групп психологического тренинга и обогащение их методического арсенала;

Ä участие в программах психологического тренинга в качестве участника;

Ä участие в методических семинарах и научных конференциях по проблемам психологического тренинга [42].

Вопрос. Разновидности методических средств

Профессионального роста ведущего

Ведение групп с ко-тренером

Зачастую тренинговые группы ведут два тренера. Это называется ко-тренерство. Начинающему ведущему полезно вести группы с ко-тренером – не только с опытным специалистом, но даже с таким же начинающим как он сам. Ведение группы вдвоем позволяет уменьшить психологическую нагрузку каждого, избежать незамеченных ошибок, создать многомерность отношений в сфере «ведущий – группа». Хорошо, когда ведущие разнополы и выполняют различные функции в группе, скажем, один поддерживает темп групповой динамики постановкой интеллектуальных задач, а другой обеспечивает благоприятный эмоциональный фон происходящего.

Вести группы вместе могут тренеры, обладающие примерно одинаковым опытом или один из них может быть начинающим.

Есть реальные преимущества работы тренеров в команде, особенно при наличии у них различных стилей ведения группы. Хорошая команда тренеров не только полезна для участников, но и может быть огромным источником обратной связи и личностного роста, по мере того как тренеры, дополняя друг друга, учатся друг у друга. При этом важно спланировать действия, согласовать подходы и обеспечить взаимную обратную связь относительно своей работы. Тренеры, работающие в одной команде, должны действовать на дополнение и поддержку друг друга. Группа не должна быть местом их «поиска истины». Полезно иметь соглашение о том, как и в какой момент, дополнять друг друга, предоставлять дополнительную информацию. Если второму тренеру есть, что добавить, то это должно быть сделано в подходящий момент. Два тренера не должны говорить одновременно и конкурировать друг с другом. Участникам не принесет много пользы наблюдение того, как тренеры спорят или высказывают совершенно противоположные точки зрения. Но если все же один из тренеров не согласен с тем, как или что сообщил его напарник, и он считает это очень важным, то в свою очередь он может сказать «да», согласившись с существованием иной точки зрения, и добавить то, что он считает нужным. Но говорить только в свою очередь [23].

Таким образом, можно отметить преимущества ко-тренерства и возможные проблемы (Приложение 4.3.2., стр. 353).

Среди преимуществ следует упомянуть, что:

1. Участники группы получают взгляд двух компетентных лиц на одну и туже ситуацию, и это дает возможность увидеть ее в более широкой перспективе.

2. Взаимоотношения тренеров могут быть ценной моделью межличностных отношений для участников группы.

3. Ко-тренеры имеют возможность обмениваться мнениями о ходе работы в группе, профессионально совершенствоваться в совместной деятельности.

4. Совместная работа двух тренеров уменьшает возможность появления «синдрома выгорания», особенно при работе с трудными группами.

5. Ко-тренеры могут помочь друг другу, когда один из них становится объектом нападок со стороны отдельных участников или всей группы. В таких случаях другой тренер может частично направить на себя негатив участников, помочь им разобраться в его истоках и смысле.

6. Присутствие ко-тренера важно, когда один из тренеров испытывает чувства контрпереноса. Их обсуждение после ведения группы может помочь составить более объективное представление о природе своих чувств.

Ко-тренерство потенциально может вызвать и определенные проблемы, в числе которых следует упомянуть, что (Приложение 4.3.3., стр. 354):

1. Если тренеры мало общаются после групповых встреч или между ними, их совместная работа может стать несинхронной или могут появиться расхождения в понимании целей группы.

2. В ко-тренерстве существует потенциальная опасность конкуренции тренеров из-за внимания участников группы. Это особенно реально, когда один из терапевтов склонен к доминированию, к чрезмерной активности и своим поведением может подавлять коллегу. Конкурентные отношения между тренерами позволяют участникам манипулировать их амбициями, и группа может утратить свой целевой потенциал [34].

Супервизия

Супервизорство ( наставничество) в психоанализе – корректирующая консультация обучающегося стажера опытным специалистом.

Руководство первыми группами должно осуществляться с использованием супервизорства; при этом следует соблюдать следующую последовательность форм работы под наблюдением супервизора:

Ø сначала ведение группы с ко-тренером – супервизором,

Ø затем самостоятельная работа при пассивном супервизоре.

По завершении каждого тренингового занятия должно происходить подробное обсуждение способов решения тренером возникавших групповых задач, тактики его поведения, умений действовать в уникальных ситуациях групповой работы.

К супервизорству могут прибегать и уже опытные тренеры, так как мнение более опытного специалиста в своей сфере всегда значимо и ценно. Особенно в таком вопросе как повышение квалификации.

Балинтовские группы

Балинтовские группы (по имени основателя – М. Балинта) – группы, объединяющие терапевтов с целью проработки в кругу коллег своих чувств к пациентам.

Профессиональному развитию ведущих также может способствовать их участие в балинтовских группах. Использование принципа работы балинтовских групп в области групповой психотерапии значительно расширяет традиционные представления об этой форме подготовки и совершенствования психотерапевтов за счет дополнения традиционного балинтовского подхода наиболее существенными составляющими современных тренинговых программ:

û в зависимости от групповой ситуации наблюдать или находиться под наблюдением других психотерапевтов;

û в силу включенности в групповую динамику приобретать достаточно интенсивный личностный опыт;

û в отдельные моменты достигать более глубокого самопонимания [2].

Литература

1. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И. и др. Социология и психология управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 468 с.

2. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. – СПб.: Академический проект, 1997. – 335 с.

3. Ассаджиоли Р. Психосинтез: Теория и практика. – М.: «REFL-book», 1994. – 314 с.

4. Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (Теория фокусированная на решении). – СПб., 1996.

5. Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. – СПб: Питер, 2002. – 352 с.

6. Берн Э. Трансактный анализ в группе. – М.: Лабиринт, 1994.- 176 с.

7. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб.: «Социально-психологический центр», 1996. – 380 с.

8. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. №1. С. 63 – 76.

9. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А. Основы психотерапии. – К.: Ника-Центр, 2001. – С. 135-161.

10. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2001.

11. Ван Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб.: Питер, 2001.

12. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. №1. С. 15 – 32.

13. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991.

14. Высокиньска-Гонсер Т. Поведение группового психотерапевта // Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. – М.: Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

15. Грабская И.А. Развитие стратегического мышления менеджера (Методики деловых игр): Методические рекомендации. – Киев.: ВЗУУП, 1991.

16. Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер Д. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций. – СПб.: Б.С.К., 1997. – 235 с.

17. Дзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. – М., 1988.

18. Дмитриева М.А., Крылов А.А. Психология труда и инженерная психология. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

19. Добрынин В.В. Основы научного управления предприятиями и учреждениями. – Л.: Сеятель, 1926.

20. Дранков А.В., Лебедева Н.М., Миронов Е.А. Интеллектуальный тренинг: Методические указания. – Л., 1990.

21. Дроздова Т.А. и др. Тренинг общения (Игры для интенсивного обучения) / Т.А. Дроздова, В.Г. Литвинов, К.Ю. Мулин. – Омск: Б.И., 1992.

22. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 576 с.

23. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 256 с.

24. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985. – 166 с.

25. Захаров В.Л., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. – Л., 1989.

26. Иванова Е.Е. Тип взаимодействия со средой и невербальное решение коммуникативной задачи // Психологические проблемы индивидуальности. – М., 1984. Вып. 2. С. 170-172.

27. Исурина Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Медицина, 1983. – С. 231-254.

28. Карлоф Б., Седеберг С. Вызов лидеров. – М.: Дело, 1996.

29. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. – М.: Независимая фирма «Класс», 1993. – 224 с.

30. Ковалев Г.А. Основные направления использования активного социального обучения в странах Запада // Психологический журнал. 1989. №1. Т. 10. С. 127-136.

31. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии // Вопр. Психологии. – 1982. - №2.

32. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 144 с.

33. Коледа С. Моделирование бессознательного. – М.: Институт общегосударственных исследований, 2000.

34. Кочунас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика / Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2000. – 240 с.

35. Кратохвил С. Групповая психотерапия неврозов. Л., 1978.

36. Лебедева Н.М. Некоторые психологические аспекты проведения имитационных игр // Вестник Московского университета. Сер.14. 1980. №3. С. 72-78.

37. Лебедева Н.М., Палей А.И. Балинтовские группы для ведущих психологический тренинг. – СПб., 1995.

38. Ли Дэвид. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер, 2001.

39. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984.

40. Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Педагогика, 1991. С. 129-156.

41. Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. – М.: КСП+, 2000.

42. Макшанов С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика. – СПб.: Образование, 1997.

43. Мансуров Р.М., Польшин А.К. Использование методики психофизиологического контура с обратной связью в сложных видах операторской деятельности // Проблемы инженерной психологии: Материалы VII Всесоюзной конференции по инженерной психологии. – Л., 1990. С. 112.

44. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М.: Смысл, 1998. – 109 с.

45. Миккин Х. Возможности видеотренинга при подготовке руководителей и специалистов к общению в международных трудовых коллективах // Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. – М., 1986. С. 11.

46. Миккин Х. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек, общение и живая среда. – Таллинн, 1986. –

С. 7-27.

47. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 354 с.

48. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Апрель – Пресс; Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001. – 256 с.

49. Никифоров Г.С., Филимоненко Л.И. Исследование влияния индивидуально-психологических особенностей на эффективность тренажерной подготовки к практической деятельности // Психофизиологические проблемы безопасности полетов в гражданской авиации. – Л., 1986. С. 27-36.

50. Ниши К. Очищение души: уроки медитации (Курс лекций и практических занятий).– СПб.: ИК «Невский проспект», 2002. – 128 с.

51. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. – М., 1952.

52. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971. – С. 310.

53. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии. – СПб., 1995.

54. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: МГУ, 1989. – 216 с.

55. Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга – М.: МГУ, 1982.

56. Платонов Ю.П. Социальная психология трудовой деятельности. СПб., 1992.

57. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 298 с.

58. Практикум по социально-психологическому тренингу. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. Б.Д. Парыгина. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 352 с.

59. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 2001. – 440 с.

60. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.

61. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1984.

62. Разин В.М. Методический анализ деловой игры как новой области научно-технической деятельности и знания // Вопросы философии. 1986. №6. С. 66-74.

63. Рай Л. Развитие навыков тренинга. – СПб.: Питер, 2002. – 208 с.

64. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

65. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми: Методическое описание и комментарии. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. - 90 с.

66. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

67. Словарь иностранных слов. – 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – 608 с.

68. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 671 с.

69. Торн К., Маккей Д. Полное руководство по тренингу: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 244 с.

70. Уолш Р. Основания духовности. – М.: «Академический проспект», 2000.

71. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003. – 272 с.

72. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

73. Фрейд З. Психоаналитические этюды. – Минск, 1994.

74. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986.

75. Хрестоматия по социальной психологии. – М., 1994.

76. Хрящева Н.Ю., Макшанов С.И. Тренинг креативности: Основания, задачи, содержание // Б.Г.Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: Тезисы научно-практической конференции 5-6 декабря 1995 г. С. 110-111.

77. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – 1600 с.

78. Ялом И. Экзистенциональная психотерапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.036 с.)