Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биологическая обратная связь (БОС)
В последнее время разрабатываются специальные методы тренировки осознанного самоконтроля и произвольного изменения протекания непроизвольных физиологических процессов средствами биологической обратной связи (БОС). В качестве примеров использования БОС-тренинга можно привести методику использования психофизиологического контура с ОС от биопотенциалов головного мозга, что дает возможность преобразования неощущаемых субъектом изменений биопотенциалов в сенсорно воспринимаемые изменения частоты звукового тона. Произвольное изменение операторами своего состояния посредством системы образных представлений, синхронных со звуковым тоном, использовались для повышения надежности деятельности операторов, работающих на модели компенсаторного слежения [43]. Метод БОС получает развитие и в области обучения профессионалов в синтезированных информационно-динамических игровых средах. В отличие от традиционного БОС-тренинга, в котором информация об изменении функционального состояния поступает через звуковые, цветовые, температурные преобразования ряда физиологических показателей, таких, как электрокардиограмма, кожно-гальваническая реакция и т.п., практикуется ее предъявление через изменение значимых показателей игровой ситуации. По некоторым данным подобный подход дает более высокие показатели в соотнесении с традиционным БОС-тренингом [42]. Систематическая десенсибилизация По результатам последних исследований эффективной методикой, позволяющей повысить надежность профессиональной деятельности операторов систем слежения и руководителей, действующих в напряженных условиях, является применение систематической десенсибилизации в сочетании с АТ. Методика систематической десенсибилизации предусматривает ряд последовательных шагов, включающих составление объективного описания стрессовой ситуации, потребного поведения в ней и воздействия подготовленного текста в состоянии релаксации. Программированные инструкции К разновидностям индивидуального тренинга относятся программированные инструкции [21], которые используются для подготовки младшего медицинского персонала, военнослужащих, специалистов, готовящихся к работе за рубежом. Эти инструкции представляют собой алгоритмизированные описания последовательности действий, на этапах которой необходимо принимать те или иные решения, и их оптимальность немедленно оценивается. Программированные инструкции применяются в двух формах: с помощью так называемых обучающих машин, либо в буклетах.
Вопрос. Групповые формы тренинга Т – группы Принято считать, что возникновение групповых форм тренинга, или группового движения, относится к 1946 году. Это событие обычно связывают с именами К. Левина, Л. Бредфорда, Р. Липпита и К. Роджерса. Разработанные К. Левиным и К. Роджерсом теория групповой динамики и центрированной на клиенте терапии явились непосредственными источниками практики группового тренинга. К.Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие. Считается, что впервые тренинговые занятия, направленные на повышение компетенции в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили названия Т-групп [61]. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живет и работает в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. Успешная работа К. Левина и его сотрудников в мастерской межгрупповых отношений, оказывавшей помощь бизнесменам и управленцам, привела к основанию в США в 1947 году. Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. Детальное описание практики Национальной лаборатории тренинга дают Брадфорд, Джибб и Бене. Впоследствии результаты ее работы учитывались в практике Т-групп. Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием. Отличительной особенностью Т-групп является стремление к максимальной самостоятельности участников при формировании и функционировании группы. Участники, оказавшись в социальном вакууме, вынуждены сами организовывать свои отношения внутри группы и разрабатывать процедуры коммуникативной деятельности. Обучение при этом оказывается скорее результатом проб и ошибок участников группы, чем усвоением объективных принципов, объясняющих межличностное поведение. В фокусе Т-групп находилось поведение участников тренинга. Проходящие подготовку в Т-группах побуждались к фиксации, интерпретации и оценке действий и поведения партнеров и самих себя. В группах поощрялись спонтанное выражение чувств, открытое обращение внимания на враждебность, неуверенность в себе и проявления психологической защиты и их интерпретация.
В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Наиболее характерные задачи Т-групп сформулированы Кэмпбэллом: 1. Добиться понимания участниками тренинга того, как и почему они ведут себя по отношению к другим людям, а также как это поведение влияет на других людей. 2. Научиться понимать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе. 3. Научить участников слышать именно то, что говорят другие люди, не концентрируясь до этого на подготовке ответа. 4. Создание возможностей для понимания того, как действует группа, и какие виды групповых процессов возникают при определенных условиях. 5. Способствовать возрастанию толерантности к поведению других людей. 6. Создание условий, в которых человек может апробировать новые пути взаимодействия с людьми и получить обратную связь о том, как влияют на них эти новые способы. Группы сенситивности Некоторые Т-группы были ориентированны на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они возникли в 1954 году и получили название групп сенситивности. Термин «тренинг сенситивности» обычно используют для обозначения и ориентированных на «рост личности» роджеровских «групп встреч» и Т-групп, или групп тренинга человеческих отношений. Задачи, сходные с задачами тренинга сенситивности и групп встреч, решались в разных концептуальных парадигмах: гештальттерапии, транзактного анализа. В гештальт-ориентированной группе создавались условия для осознания взаимосвязи между элементами единой психологической структуры человека, повышения чувствительности к сигналам, исходящих от соматовегетативных источников [53]. В групповой работе, связанной с использованием идей транзактного анализа, основной задачей является осознание отношений между приобретенными в ходе социализации неосознаваемыми инстанциями, которые обозначались Э. Берном как «родитель-взрослый-ребенок» [6]. В нашей стране элементы сенситивного тренинга использовались в программах подготовки руководителей трудовых коллективов и представителей профессии типа «человек-человек» [24, 55]. Ю.Н. Емельянов подытоживая данные ряда источников, перечисляет следующие задачи сенситивного тренинга:
1. Повышение самопонимания и понимания другого. 2. Чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры. 3. Развитие ряда поведенческих навыков. Л.А. Петровская в своих комментариях к разновидностям тренинга сенситивности выделяет два уровня целей: непосредственные и, так называемые, мета цели, или цели более высокого уровня общности. В качестве мета целей выделены: · формирование у индивида духа исследования, готовности экспериментировать со своей ролью в мире; · расширение объема «межличностного сознания»; · достижение аутентичности в межличностных отношениях; · способность взаимодействовать с коллегами, начальством и подчиненными в стиле сотрудничества. Среди непосредственных целей тренинга сенситивности выделяются: · обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное, прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных символов, получаемых от партнеров (интонация голоса, выражение лица, поза тела и другие контекстуальные факторы, дополняющие слова); · усовершенствование диагностических навыков в области межличностных и межгрупповых отношений; · приобретение навыков активного вмешательства в ситуации внутри - и внегруппового взаимодействия с целью большей удовлетворенности членов группы; · развитие способности постоянно анализировать свое поведение в системе межличностных отношений с целью их оптимизации. С точки зрения С.И. Макшанова [42], основные цели тренинга сенситивности могут быть сформулированы следующим образом: · развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы; · осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стерео типизированными фрагментами сознания; · формирование и развитие способности прогнозировать поведение других людей, предвидеть последствия взаимных влияний. Т-группы и группы тренинга сенситивности решали преимущественно коммуникативные задачи, обращаясь при этом к личности участников тренинга и создавая условия для осознания личностных проблем, что бесспорно является принципиальным отличием от индивидуальных тренировок и поведенческих групп, ориентированных на изменения преимущественно, на уровне субъекта деятельности. В конце 60-х – начале 70-х годах Т-группы и группы сенситивности получили широкое распространение в условиях организаций. Основной целью их использования было улаживание конфликтных ситуаций в рабочих группах, а также оптимизация отношений рабочих и служащих. В 1964 году вышел сборник, суммирующий семнадцатилетний опыт развития Т-групп. В нем были обобщены четыре основных проблемы: профессионализация тренеров, модификация метода Т-групп, расширенное использование лабораторного метода в не лабораторных условиях, рост исследований и развитие теории [61].
Практические результаты применения Т-групп и тренинга сенситивности показали ряд ограничений их использования в связи с переоценкой возможностей метода и методическими промахами ведущих. В настоящее время Т-группы в условиях организаций используются реже и избирательней и являются одним из направлений подхода, получившего название «организационное развитие». Основу организационного развития составляют модель исследовательских вмешательств и опора на обучение, основанное на совместном опыте его участников. Традиционная Т-группа вытесняется применением тренинговых методов, обозначаемых как тренинг формирования (построения) команды. Целью тренинга формирования команды являются в первую очередь эффективные изменения в социальных системах и их элементах, а не только в конкретных профессионалах. В 80-е годы практика Т-групп в профессиональном тренинге нашла наибольшее применение в тренинге учителей и администраторов.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.33.175 (0.01 с.) |