ТОП 10:

Описание результатов тренинга



Для описания результатов обучения по программе тренинга часто используется письменный отчет (Приложение 4.2.2., стр. 348). Структура отчета:

• список группы,

• содержание программы тренинга,

• формы и методы обучения,

• специфика работы группы (уровень активности, мотивация, особенности групповой динамики и т.д.),

• перечень знаний и техник, полученных во время тренинга,

• описание сильных сторон и дефицитов участников группы,

• рекомендации тренера по дальнейшему обучению и развитию участников тренинга.

Этика работы тренера не позволяет ему ни в отчете, ни в устных беседах с заказчиком упоминать о конкретных проявлениях участников группы и ситуациях, возникших в тренинге, так как это противоречит принципу конфиденциальности в работе группы.

При составлении заключения об эффективности тренинга необходимо помнить, что многие результаты групповой работы проявляются не ранее, чем через 2 недели после окончания работы.

При создании условий для переноса результатов тренинга в практику важно учитывать две группы факторов, определяющих характер и масштабы переноса результатов тренинга:

1. Факторы «силы эффекта» тренинга.

2. Факторы последействия эффекта тренинга.

К факторам «силы эффекта» тренинга относятся (Приложение 4.2.3., стр. 349):

Ø степень ассимиляции установок и отношений, сформированных в ходе тренинга, с «Я-концепцией» профессионала;

Ø интеграция сформированных в ходе тренинга установок и отношений с профессионально важными умениями и навыками;

Ø достаточность уровня сформированности навыка для его сохранения в нестандартных, напряженных и конфликтных профессиональных ситуациях;

Ø индивидуализация, полнота и насыщенность обратной связи, ее описательный характер;

Ø реализация тренинга на этапе послевузовской подготовки;

Ø программа тренинга реализуется для всех субъединиц организации, а не только для отдельной, пусть и значимой подсистемы, что обеспечивает целостный характер изменений, интеграцию целей различных подсистем организации и смещение центра активности извне вовнутрь организации;

Ø программа тренинга обладает возможностями для изменений в характеристиках участников, значимых для их благополучия в непрофессиональной сфере;

Ø сформированность многовариантных индивидуальных и групповых представлений о способах и формах использования эффектов тренинга в будущем.

Вероятность действия факторов «силы эффекта» повышается при соблюдении следующих методических идей (Приложение 4.2.4., стр. 350):

ü создание условий для добровольности участия в тренинге;

ü конкурентный характер формирования группы;

ü цели и содержание тренинга формируются с учетом прогнозируемого сопротивления со стороны конкретных людей или организации (группы) в целом;

ü персональные приглашения для каждого участника с указанием целей программы и ожидаемых результатов;

ü ролевые ситуации аналогичны профессиональным;

ü рассмотрение ситуаций, предлагаемых участниками тренинга, что позволяет прорабатывать более значимые с точки зрения профессионалов проблемы;

ü групповое рассмотрение проблем участников тренинга;

ü выполнение участниками тренинга домашних заданий, относящихся к содержанию программы, с их последующим обсуждением;

ü домашние задания, предполагающие участие в их выполнении членов семьи участника, его знакомых или коллег по работе;

ü действия, связанные с проецированием приобретенных в ходе тренинга результатов на конкретные профессиональные ситуации;

ü работа в составе малых групп или группы в целом над созданием проектов преодоления сопротивления профессиональной среды наметившимся в ходе тренинга изменениям;

ü выполнение отдельными участниками и группой в целом реальных действий в организации (разработка документов, прием посетителей, проведение переговоров) с их последующей рефлексией в группе;

ü документирование процесса тренинга различными средствами (ведение дневника, разработка руководств, видеозапись, фотографии) и их передача каждому участнику;

ü проведение тренинга двумя (в некоторых случаях тремя) ведущими [42].

К факторам последействия эффекта тренинга относятся (Приложение 4.2.5., стр. 351):

Ø сохранение возможности контакта между его участниками и ведущими тренинга после завершения работы;

Ø «организация успеха» на начальном этапе включения результатов тренинга в профессиональную деятельность;

Ø проведение специальных мероприятий по повышению восприимчивости и толерантности руководства и партнеров к изменениям, которые ожидаются в поведении и деятельности участников тренинга после его завершения (собеседования с руководителями и сотрудниками организации, не принимавшими участия в тренинге, индивидуальные и групповые консультации, относящиеся к проблемам функционального взаимодействия);

Ø использование отсроченной обратной связи от партнеров по группе и ведущих;

Ø проведение исследований эффекта тренинга в организации по его завершению, анализ эффекта тренинга с опорой на развитую совокупность критериев, включающую в себя самоотчеты участников, экспертную оценку наиболее объективными сотрудниками организации их профессиональной деятельности, психодиагностические показатели, анализ результатов деятельности, экономические показатели;

Ø представление отчета об итогах тренинга руководству организации с описанием его результатов и ожидаемых последствий для организации, включение в отчет нескольких вариантов рекомендаций, относящихся к оптимизации процесса переноса;

Ø проведение посттренинга через 2 – 4 недели после завершения работы. В ходе посттренинга, который может иметь продолжительность до 2 – 3 сессий по 3 – 6 часов, участники тренинга проводят совместную экспертизу его эффектов, обсуждают первые результаты апробирования новых способов деятельности, возникающие при этом затруднения [42].

3 вопрос. Этические требования к деятельности психологов, ведущих психологический тренинг

Этика психолога вообще и ведущего психологический тренинг в частности разрабатывается не только на основании достижений психологической науки, но и на основании воззрений философии, культуры, политики, определяющие базисные принципы общественной морали, учитывает требования практики [68].

Этическая проблематика в профессиональной деятельности психологов, ведущих психологический тренинг, представлена в работах Л.А. Петровской [55], В.П. Захарова и Н.Ю. Хрящевой [25], Ф.Е. Василюка [12], А.Ф. Бондаренко [8], С.И. Макшанова [42]. В силу неизбежной личностной направленности психологического тренинга этические аспекты выходят на одно из первых мест в деятельности специалистов, применяющих тренинг.

Формализация этических требований к практической деятельности психолога в области тренинга находится в начале пути и не имеет федеральных юридических оснований. Вышедший в 1994 году «Закон о психиатрии» распространяется на оказание психиатрической помощи и психотерапевтическую практику, то есть не определяет ответственность, связанную с работой со здоровыми людьми; в то же время этот закон проводит границу компетентности психолога, которую он не имеет права переходить без получения ведущим психологический тренинг соответствующей подготовки.

Определенную активность в создании этических ориентиров для практиков в области тренинга проявляют профессиональные ассоциации и союзы. Среди опубликованных требований к этическим аспектам ведущего психологический тренинг можно выделить две основные группы:

1. Публикации, содержащие обобщенные представления о характере и формах реализации профессиональной ответственности практикующего психолога на основании зарубежного опыта и субъективной позиции автора.

2. Публикации, в которых предлагаются проекты сводов этических требований (этических кодексов), на прямую касающихся профессионального применения тренинга (Этические стандарты, Этический кодекс).

Из известных публикаций второй группы наиболее развернутый проект этического кодекса психолога, практикующего в области психологического тренинга, принадлежит Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии, определяющий общие принципы и специальные этические стандарты. Предназначение сводов этических ориентиров и стандартов состоит в предупреждении нежелательных последствий неквалифицированного использования столь мощного средства, как психологический тренинг, в определении границ ответственности психолога, применяющего тренинг, а также защите психологов и психологии от дискредитации и манипуляций.

Главными проблемами в применении этических стандартов являются пробелы законодательной базы и сложности контроля и исполнения санкций по отношению к нарушающим этические стандарты практикам в области психологического тренинга. Наиболее перспективным вариантом соблюдения этических стандартов ведущими психологический тренинг остается их подготовка в специализированных центрах, берущих на себя ответственность за качество подготовки и подтверждающие степень компетентности специалиста своим дипломом.

Подготовка ведущих тренинговые группы

Пробуждение и всплеск интереса к практической психологии в России, проявившиеся особенно сильно в последнее десятилетие, естественным образом породили необходимость в квалифицированных кадрах психологов, способных оказывать людям реальную помощь. Академическое университетское образование, которое получали студенты-психологи до конца восьмидесятых годов, не могло удовлетворить запросам живой практики, нуждавшейся в специалистах, не только знающих психологическую теорию, но и умеющих применять ее для решения конкретных жизненных проблем. Необходимы были специалисты для индивидуальной и групповой практической психологической работы. На государственном уровне пока отсутствует единая система подготовки психологов для ведения тренинговых групп.

Существуют варианты, когда практики в области тренинга проходят подготовку на 4 – 9 дневных курсах, получая сертификат участия, не дающий представления о профессионализме тренера. Во многих случаях такая «дикая» подготовка ведет к тому, что практический психологический инструментарий попадает в руки людей, не только не обладающих необходимой квалификацией, но и корыстных, аморальных, профессионально непригодных. К исключениям из этого правила относятся программы подготовки специалистов в области социально-психологического и психологического тренинга, проводимые специальным факультетом Санкт-Петербургского технического университета и Институтом тренинга (Санкт-Петербург). Программа подготовки специалистов в области социально-психологического тренинга специального факультета СПбГТУ занимает девять месяцев и реализуется с 1992 года на базе высшего образования с выдачей диплома о втором высшем образовании. Двухлетняя программа подготовки специалистов в области психологического тренинга Института тренинга проводится с 1995 года на базе психологического образования и завершается выдачей диплома о дополнительном образовании.

Особенности формирования этических требований

Обобщая выше сказанное, следует отметить о необходимости учитывать трудности формирования этических требований на современном этапе развития страны. В частности, изменение идеалов личностного и профессионального самоопределения, общественная дискредитация многих героев прошлого и отсутствие адекватной замены в настоящем требуют определенных поправок в оценке этического аспекта деятельности психологов вообще и ведущих тренинг, в частности. Кроме того, как отмечалось ранее, принятие этических норм и следование им в практической и теоретико-исследовательской деятельности не имеет правовой основы. В нашей стране не существует правового органа, который бы регламентировал поведение психолога-практика (в частности ведущего тренинг) в различных социальных ситуациях. Это означает, что специалист, нарушающий моральный кодекс, не подлежит осуждению в соответствии с законом, он не может получить никакого наказания, допускающего применение к нему мер принуждения.

Соблюдение этических норм – это личное дело каждого ведущего психологический тренинг, отражающее его собственную гражданскую и профессиональную позицию. Таким образом, единственным гарантомсоблюдения ведущим психологический тренинг этических норм может быть только его совесть. Совесть – внутренний контролер, который регулирует нравственные отношения специалиста и играет роль верховного судьи собственных поступков. Совесть формируется в глубинах самосознания личности преимущественно на основании принятия высших ценностей человеческой жизни, связанных с духовным самосовершенствованием.

Лекция 4.3. Повышение квалификации тренера







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.2 (0.005 с.)