Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание результатов тренинга
Для описания результатов обучения по программе тренинга часто используется письменный отчет (Приложение 4.2.2., стр. 348). Структура отчета: • список группы, • содержание программы тренинга, • формы и методы обучения, • специфика работы группы (уровень активности, мотивация, особенности групповой динамики и т.д.), • перечень знаний и техник, полученных во время тренинга, • описание сильных сторон и дефицитов участников группы, • рекомендации тренера по дальнейшему обучению и развитию участников тренинга. Этика работы тренера не позволяет ему ни в отчете, ни в устных беседах с заказчиком упоминать о конкретных проявлениях участников группы и ситуациях, возникших в тренинге, так как это противоречит принципу конфиденциальности в работе группы. При составлении заключения об эффективности тренинга необходимо помнить, что многие результаты групповой работы проявляются не ранее, чем через 2 недели после окончания работы. При создании условий для переноса результатов тренинга в практику важно учитывать две группы факторов, определяющих характер и масштабы переноса результатов тренинга: 1. Факторы «силы эффекта» тренинга. 2. Факторы последействия эффекта тренинга. К факторам «силы эффекта» тренинга относятся (Приложение 4.2.3., стр. 349): Ø степень ассимиляции установок и отношений, сформированных в ходе тренинга, с «Я-концепцией» профессионала; Ø интеграция сформированных в ходе тренинга установок и отношений с профессионально важными умениями и навыками; Ø достаточность уровня сформированности навыка для его сохранения в нестандартных, напряженных и конфликтных профессиональных ситуациях; Ø индивидуализация, полнота и насыщенность обратной связи, ее описательный характер; Ø реализация тренинга на этапе послевузовской подготовки; Ø программа тренинга реализуется для всех субъединиц организации, а не только для отдельной, пусть и значимой подсистемы, что обеспечивает целостный характер изменений, интеграцию целей различных подсистем организации и смещение центра активности извне вовнутрь организации; Ø программа тренинга обладает возможностями для изменений в характеристиках участников, значимых для их благополучия в непрофессиональной сфере;
Ø сформированность многовариантных индивидуальных и групповых представлений о способах и формах использования эффектов тренинга в будущем. Вероятность действия факторов «силы эффекта» повышается при соблюдении следующих методических идей (Приложение 4.2.4., стр. 350): ü создание условий для добровольности участия в тренинге; ü конкурентный характер формирования группы; ü цели и содержание тренинга формируются с учетом прогнозируемого сопротивления со стороны конкретных людей или организации (группы) в целом; ü персональные приглашения для каждого участника с указанием целей программы и ожидаемых результатов; ü ролевые ситуации аналогичны профессиональным; ü рассмотрение ситуаций, предлагаемых участниками тренинга, что позволяет прорабатывать более значимые с точки зрения профессионалов проблемы; ü групповое рассмотрение проблем участников тренинга; ü выполнение участниками тренинга домашних заданий, относящихся к содержанию программы, с их последующим обсуждением; ü домашние задания, предполагающие участие в их выполнении членов семьи участника, его знакомых или коллег по работе; ü действия, связанные с проецированием приобретенных в ходе тренинга результатов на конкретные профессиональные ситуации; ü работа в составе малых групп или группы в целом над созданием проектов преодоления сопротивления профессиональной среды наметившимся в ходе тренинга изменениям; ü выполнение отдельными участниками и группой в целом реальных действий в организации (разработка документов, прием посетителей, проведение переговоров) с их последующей рефлексией в группе; ü документирование процесса тренинга различными средствами (ведение дневника, разработка руководств, видеозапись, фотографии) и их передача каждому участнику; ü проведение тренинга двумя (в некоторых случаях тремя) ведущими [42]. К факторам последействия эффекта тренинга относятся (Приложение 4.2.5., стр. 351): Ø сохранение возможности контакта между его участниками и ведущими тренинга после завершения работы;
Ø «организация успеха» на начальном этапе включения результатов тренинга в профессиональную деятельность; Ø проведение специальных мероприятий по повышению восприимчивости и толерантности руководства и партнеров к изменениям, которые ожидаются в поведении и деятельности участников тренинга после его завершения (собеседования с руководителями и сотрудниками организации, не принимавшими участия в тренинге, индивидуальные и групповые консультации, относящиеся к проблемам функционального взаимодействия); Ø использование отсроченной обратной связи от партнеров по группе и ведущих; Ø проведение исследований эффекта тренинга в организации по его завершению, анализ эффекта тренинга с опорой на развитую совокупность критериев, включающую в себя самоотчеты участников, экспертную оценку наиболее объективными сотрудниками организации их профессиональной деятельности, психодиагностические показатели, анализ результатов деятельности, экономические показатели; Ø представление отчета об итогах тренинга руководству организации с описанием его результатов и ожидаемых последствий для организации, включение в отчет нескольких вариантов рекомендаций, относящихся к оптимизации процесса переноса; Ø проведение посттренинга через 2 – 4 недели после завершения работы. В ходе посттренинга, который может иметь продолжительность до 2 – 3 сессий по 3 – 6 часов, участники тренинга проводят совместную экспертизу его эффектов, обсуждают первые результаты апробирования новых способов деятельности, возникающие при этом затруднения [42]. 3 вопрос. Этические требования к деятельности психологов, ведущих психологический тренинг Этика психолога вообще и ведущего психологический тренинг в частности разрабатывается не только на основании достижений психологической науки, но и на основании воззрений философии, культуры, политики, определяющие базисные принципы общественной морали, учитывает требования практики [68]. Этическая проблематика в профессиональной деятельности психологов, ведущих психологический тренинг, представлена в работах Л.А. Петровской [55], В.П. Захарова и Н.Ю. Хрящевой [25], Ф.Е. Василюка [12], А.Ф. Бондаренко [8], С.И. Макшанова [42]. В силу неизбежной личностной направленности психологического тренинга этические аспекты выходят на одно из первых мест в деятельности специалистов, применяющих тренинг. Формализация этических требований к практической деятельности психолога в области тренинга находится в начале пути и не имеет федеральных юридических оснований. Вышедший в 1994 году «Закон о психиатрии» распространяется на оказание психиатрической помощи и психотерапевтическую практику, то есть не определяет ответственность, связанную с работой со здоровыми людьми; в то же время этот закон проводит границу компетентности психолога, которую он не имеет права переходить без получения ведущим психологический тренинг соответствующей подготовки. Определенную активность в создании этических ориентиров для практиков в области тренинга проявляют профессиональные ассоциации и союзы. Среди опубликованных требований к этическим аспектам ведущего психологический тренинг можно выделить две основные группы:
1. Публикации, содержащие обобщенные представления о характере и формах реализации профессиональной ответственности практикующего психолога на основании зарубежного опыта и субъективной позиции автора. 2. Публикации, в которых предлагаются проекты сводов этических требований (этических кодексов), на прямую касающихся профессионального применения тренинга (Этические стандарты, Этический кодекс). Из известных публикаций второй группы наиболее развернутый проект этического кодекса психолога, практикующего в области психологического тренинга, принадлежит Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии, определяющий общие принципы и специальные этические стандарты. Предназначение сводов этических ориентиров и стандартов состоит в предупреждении нежелательных последствий неквалифицированного использования столь мощного средства, как психологический тренинг, в определении границ ответственности психолога, применяющего тренинг, а также защите психологов и психологии от дискредитации и манипуляций. Главными проблемами в применении этических стандартов являются пробелы законодательной базы и сложности контроля и исполнения санкций по отношению к нарушающим этические стандарты практикам в области психологического тренинга. Наиболее перспективным вариантом соблюдения этических стандартов ведущими психологический тренинг остается их подготовка в специализированных центрах, берущих на себя ответственность за качество подготовки и подтверждающие степень компетентности специалиста своим дипломом. Подготовка ведущих тренинговые группы Пробуждение и всплеск интереса к практической психологии в России, проявившиеся особенно сильно в последнее десятилетие, естественным образом породили необходимость в квалифицированных кадрах психологов, способных оказывать людям реальную помощь. Академическое университетское образование, которое получали студенты-психологи до конца восьмидесятых годов, не могло удовлетворить запросам живой практики, нуждавшейся в специалистах, не только знающих психологическую теорию, но и умеющих применять ее для решения конкретных жизненных проблем. Необходимы были специалисты для индивидуальной и групповой практической психологической работы. На государственном уровне пока отсутствует единая система подготовки психологов для ведения тренинговых групп.
Существуют варианты, когда практики в области тренинга проходят подготовку на 4 – 9 дневных курсах, получая сертификат участия, не дающий представления о профессионализме тренера. Во многих случаях такая «дикая» подготовка ведет к тому, что практический психологический инструментарий попадает в руки людей, не только не обладающих необходимой квалификацией, но и корыстных, аморальных, профессионально непригодных. К исключениям из этого правила относятся программы подготовки специалистов в области социально-психологического и психологического тренинга, проводимые специальным факультетом Санкт-Петербургского технического университета и Институтом тренинга (Санкт-Петербург). Программа подготовки специалистов в области социально-психологического тренинга специального факультета СПбГТУ занимает девять месяцев и реализуется с 1992 года на базе высшего образования с выдачей диплома о втором высшем образовании. Двухлетняя программа подготовки специалистов в области психологического тренинга Института тренинга проводится с 1995 года на базе психологического образования и завершается выдачей диплома о дополнительном образовании. Особенности формирования этических требований Обобщая выше сказанное, следует отметить о необходимости учитывать трудности формирования этических требований на современном этапе развития страны. В частности, изменение идеалов личностного и профессионального самоопределения, общественная дискредитация многих героев прошлого и отсутствие адекватной замены в настоящем требуют определенных поправок в оценке этического аспекта деятельности психологов вообще и ведущих тренинг, в частности. Кроме того, как отмечалось ранее, принятие этических норм и следование им в практической и теоретико-исследовательской деятельности не имеет правовой основы. В нашей стране не существует правового органа, который бы регламентировал поведение психолога-практика (в частности ведущего тренинг) в различных социальных ситуациях. Это означает, что специалист, нарушающий моральный кодекс, не подлежит осуждению в соответствии с законом, он не может получить никакого наказания, допускающего применение к нему мер принуждения. Соблюдение этических норм – это личное дело каждого ведущего психологический тренинг, отражающее его собственную гражданскую и профессиональную позицию. Таким образом, единственным гарантом соблюдения ведущим психологический тренинг этических норм может быть только его совесть. Совесть – внутренний контролер, который регулирует нравственные отношения специалиста и играет роль верховного судьи собственных поступков. Совесть формируется в глубинах самосознания личности преимущественно на основании принятия высших ценностей человеческой жизни, связанных с духовным самосовершенствованием. Лекция 4.3. Повышение квалификации тренера
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.012 с.) |