Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Этапы группового процесса и деятельность тренераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В результате анализа тренинговых программ проведенных в период с 1989 по 1997 годы, С.И. Макшанову удалось выделить четыре этапа группового процесса, которые присутствуют в тренинге любой направленности. К ним относятся (Приложения 3.2.1., стр. 326 и 3.2.2., стр. 326): 1. Этап создания работоспособности. 2. Этап ориентации. 3. Этап изменений. 4. Завершающий этап. На этапе создания работоспособности тренер решает задачу создания такой атмосферы в группе, которая позволяла бы каждому участнику преодолеть напряжение и неопределенность, уточнить цели работы и получить представление о принципах и правилах, которые будут действовать в группе. Ведущий дает группе возможность познакомиться, рассказать о себе и своих ожиданиях в связи с предстоящей работой. Принципы и правила принимаются всей группой, причем в зависимости от ее состава и особенностей возможны самые разные варианты достигнутых группой конвенций. Принципиально сохранение конструктивности и постоянного осознания принимаемых группой норм. Некоторые из них могут становиться помехой для достижения целей тренинга, причем будут действовать не на основе обсуждения, а как стандарты, вводимые наиболее статусными участниками. К таким нормам, в частности, относится тенденция опаздывать, создавать малые группы, обладающими иными, чем в тренинге, целями, излишней драматизацией в выражении чувств, неприятие ответственности за происходящее. Обнаруживая подобные нормы, ведущий создает ситуации, позволяющие осознать, что дает участникам следование этим нормам, а затем принять решение об их сохранении или отмене. Ориентирами для деятельности ведущего на этапе создания работоспособности выступают следующие задачи: а) диагностика группы в целом и каждого ее участника; б) привлечение внимания группы к идеям, повышающим вероятность создания персональных смыслов для участия в работе; акцентирование профессиональной значимости поставленных перед тренингом целей, их сочетание с личными, групповыми целями и целями организации; в) создание реалистичных представлений о целях, организации, содержании работы и коррекции ожиданий по отношению к ее результатам; г) создание благоприятных возможностей для симметричной активности всех участников группы, что связано с универсальной потребностью в позитивном эмоциональном контакте; д) проведение первых конструктивных совместных действий, как начала создания истории группы. При решении этих задач на этапе создания работоспособности, а в последствии и на всех остальных этапах ведущий управляет своей деятельностью, опираясь на результаты постоянной рефлексии происходящего в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы задает себе три вопроса: ~ Какой цели я хочу достичь? ~ Почему я хочу достичь этой цели? ~ Какими методическими средствами я собираюсь ее достичь? Ответ на вопрос дают диагностические исследования тренера во время работы с группой. Объектами диагностики при этом являются: ü содержательный план работы; ü уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающийся между ее участниками; ü соотношение компетентности участников в содержании тренинга; ü состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к ведущему, к тренингу. К специфическим для этапа создания работоспособности эффектам, которые сказываются на поведении ведущего, относятся проявления эффектов этапа подготовки (индивидуальные и композиционные ошибки комплектования группы, мотивационные дефициты группы в целом и отдельных участников), неоправданные ожидания участников, сохраняющееся напряжение и тревожность. Наиболее ощутимо эти дефекты проявляются при работе с группами, которые комплектуются без учета методических особенностей тренинга и в случае отсутствия добровольного принятия решения на участие в тренинге. Этап ориентации предназначен для уточнения и конкретизации каждым участником своих индивидуальных целей в тренинге. Подход, при котором лабилизация участников по отношению к целям тренинга считалась обязательной, имеет существенные ограничения. При этом нужно исходить из того, что акцентированная конфронтация участников тренинга с имеющимися у них ограничениями и ошибками, как правило, приводят к двум характерным эффектам: 1. Активизация психологических защит участников, которые в зависимости от особенностей группы могут принимать разнообразные формы: ▪ объяснения своего поведения, ▪ агрессии на метод, ▪ переоформления ситуации, складывающейся на тренинге в неестественную, нереалистичную, не имеющую отношения к профессиональной реальности, ▪ агрессия на тренера, обвинение его в некомпетентности в конкретной профессиональной области, ▪ демонстрация отстраненности и незаинтересованности, ▪ защита партнеров по группе, демонстрирующих неадекватное поведение или не справляющихся с проблемой, ▪ агрессия на позитивно настроенных к тренингу участников. Подобные эффекты характерны и для индивидуального тренинга, в котором на первоначальном этапе происходит концентрация на ошибках и неэффективных способах деятельности. Последствия активизации психологических защит могут быть разнообразными, но в любом случае они занимают много времени, блокируют реализацию пространственно-временных факторов тренинга и усиливают субъективную аргументацию сложившихся представлений о себе как личности и профессионале, тем самым, осложняя процесс изменений. 2. Отчетливая демонстрация участниками тренинга имеющихся у них ограничений и дефицитов в ряде случаев приводит к ощутимому снижению порога критичности и готовности получить (в данном случае от тренера) информацию о том, как следует вести себя, какие способы профессиональной деятельности являются наиболее эффективными, что не отвечает требованиям метакритерия «необходимости и адекватности волевого усилия» и противоречит принципиальному положению об активной, творческой позиции. Готовность к принятию дефицитов поведения и действительности, точки зрения ведущего лишает участников произвольности, придает работе репродуктивный характер. Кроме того, это может стать первым шагом к созданию носящий непродуктивный характер зависимости участников от ведущего. Так как в последствии каждый профессионал будет лишен возможности контакта с ведущим, это приведет к поиску замещающего его человека, на мнения и рекомендации которого он будет ориентироваться, что нельзя признать желательным результатом тренинга. В связи с этим этап лабилизации («оттаивания» по К. Левину) был заменен С.И. Макшановым этапом ориентации [42]. Основным отличием работы ведущего на этапе ориентации от этапа лабилизации становится создание условий для самостоятельного обнаружения каждым участником областей в собственной профессиональной компетентности, которые нуждаются в развитии или коррекции, возможных вариантов более продуктивной деятельности. Ведущий обращает внимание группы, как на сильные стороны участников группы, так и на совершаемые ими промахи и ошибки, не высказывая оценок и создавая условия для осознания сущности целей тренинга, определения его субъективной пользы, связи с профессиональной деятельностью. Тренер стремиться к тому, чтобы у каждого участника была возможность выбора приемлемого для него действия с целью ориентации в предмете тренинга и осознания своих возможностей на данный момент. К характерным эффектам этапа ориентации относятся: Ä изменившиеся мотивации (повышение активности группы, появление связей с конкретными участниками и тренером, адекватные отношения сотрудничества и соперничества), Ä конкретизация и индивидуализация целей, Ä осознание ранее не замечавшихся особенностей поведения и деятельности, Ä обнаружение и принятие идей, связанных с целями программы, Ä завершающееся структурирование группы (выделение лиц, на которых ориентируется группа, оформление отношений). Этап изменений преследует цели апробации и освоения новых установок, навыков и умений. Ведущий создает условия для последовательного освоения способов деятельности и решения проблем, ориентируясь на принципы движения от простого к сложному, последовательной интеграции достигнутых результатов. При работе с конкретными навыками, например навыками целесообразного распределения функций между сотрудниками организации, участники тренинга (в данном случае тренинга формирования команды) первоначально тренируются в определении вариантов распределения функций, осознавая имеющиеся резервы в полученном распределении, затем определяют задачи группе и ее мотивирование. И в завершение апробируют эффективность выбранного ими варианта в практическом действии. Ведущий стремится к тому, чтобы приобретаемые навыки, умения, установки были распространены на возможно большее количество характерных ситуаций для проходящих тренинг специалистов. На этапе изменений ведущий ориентируется на темпы продвижения каждого участника и группы в целом к целям программы и учитывает это, регулируя возможности активного участия в работе. Завершающий этап тренинга направлен на получение каждым участником и группой в целом обобщенной и индивидуализированной информации об эффективности работы и возможностях ее продолжения, проработку вариантов применения полученных результатов на практике. На завершающем этапе обсуждаются впечатления участников о работе в целом, проводятся процедуры измерения субъективных результатов тренинга. Лекция 3.3. Групповые роли Многие психологи рассматривают групповую динамику в тренинге, прежде всего как смену ролей участниками и скрытую борьбу за то, чтобы занять те или иные «ролевые ниши»; основная задача ведущего в этом ключе трактуется как сознательное (иногда откровенно провокационное) «расшатывание» сложившихся ролевых взаимоотношений и изменение ролей [7], задающее энергетику групповым процессам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.140 (0.009 с.) |