Вопрос. Виды групповых ролей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Виды групповых ролей



Социальная и игровая роли

В.И. Слободчиков предложил разделить понятия «социальная роль» и «игровая роль». При этом: социальная роль – это единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия; игровая роль – единица анализа свободных, но временных общностей [66]. Самым важным критерием, различающую социальную и игровую роль, является несвободность выбора. Живя и действуя в многообразных социальных общностях, люди вынуждены встраиваться в ту систему социальных ролей, которая, и структурирует тот или иной человеческий конгломерат. Чтобы адаптироваться в социальной среде, человек, следуя ожиданиям окружающих, надевает маску той социальной роли, которая ему задается извне, - «добропорядочного гражданина», «примерного семьянина», «лидера» или «отверженного».

На первых этапах развития тренинговой группы функционирование участников задается стереотипными внутренними установками на исполнение той или иной социальной роли, привычной для них во внешнем мире. Например, человек, занимающий высокий пост, часто в тренинге стремится играть роль авторитетного лидера. Однако ситуация психологического тренинга такова, что необходима гибкость поведения участников, определяющая отказ от шаблонных ролей и принятие новых, нестандартных игровых ролей.

Достаточно часто роли участников в группе служат предметом общего обсуждения или репрезентируются в обратной связи. Такие процедуры способствуют развитию самосознания и освобождению от навязанных и неконструктивных социальных ролей.

По мнению С. Кратохвила [35], основная задача групповой психотерапии и состоит в расширении репертуара ролей, предоставляющем участникам группы возможность функционировать во внешнем мире на основе новых, опробованных в тренинге и сознательно выбранных ролей.

Репертуар групповых ролей

Структура тренинговой группы представляет собой иерархическую систему, но не жесткую. Эта система формируется на основе межличностных взаимоотношений и состоит из следующих статусных позиций (Приложение 3.3.1., стр. 328):

а) лидер,

б) принятые,

в) изолированные,

г) отвергнутые.

Охарактеризуем каждую из позиций.

Лидер – член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус, т.е. пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач.

Принятые – члены группы, имеющие средний положительный статус и, как правило, поддерживающие лидера в его усилиях решить групповую задачу.

Изолированные – члены группы, имеющие нулевой статус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимодействии. Причинами такого самоустранения могут быть личностные особенности (например, застенчивость, интроверсия, чувство неполноценности и неуверенности в себе).

Отвергнутые – члены группы, имеющие отрицательный статус, сознательно или бессознательно отстраненные от участия в решении групповых проблем [57].

Р. Бейлз проанализировал процесс взаимодействия в группах, наблюдая за вербальными и невербальными коммуникациями. Он выделил два типа поведения, необходимых для успешного существования группы (Приложение 3.3.2., стр. 329):

Ä поведение, направленное на решение задачи,

Ä поведение члена группы, оказывающего поддержку другим членам группы.

Соответственно люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на решении групповых задач, могут выполнять в группе следующие роли:

ü инициатор предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы, предлагает способы преодоления трудностей при решении задач;

ü разработчик детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы;

ü координатор комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы;

ü контролер направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса;

ü оценщик критически оценивает работу и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи;

ü погонщик стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного.

Люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на поддержку других, могут выполнять следующие роли:

ü вдохновитель поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений;

ü гармонизатор служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, таким образом, сохраняя в группе гармонию;

ü примиритель поступается своим мнением, чтобы привести в соответствие мнение других, таким образом, поддерживая в группе гармонию;

ü диспетчер создает возможность для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует процессы общения:

ü нормировщик формулирует или примеряет стандарты для оценки происходящих в группе процессов;

ü ведомый пассивно следует за группой, выступает как зритель и слушатель в групповых дискуссиях и при принятии решений [64].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1019; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.004 с.)