ТОП 10:

Вопрос. Профессиональная этика



Первые профессионально-этические кодексы появились в период разделения труда в условиях развития и становления ремесленных цехов в XI – XII веках, когда сформировались цеховые уставы, содержащие ряд нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда и участникам трудового процесса. Появление этических кодексов, как писанных, так и не писанных, отражало потребность в повседневном регулировании взаимоотношений в профессиональной сфере. Конкретные ситуации, в которых оказывались люди, выполняя свои профессиональные задачи, определяли содержание профессиональной этики.

Профессиональная этика неразрывно связана с принятыми общественными моральными нормами.

Научные основы профессиональной этики специалистов, работающих с людьми, заложены деонтологией (греч. deonthos – «должный») – учением о должном поведении, поступках, образе действия. Возникновение деонтологии связано с именем английского священника И. Бентама (XVIII век), вкладывающего в это понятие религиозно-нравственное содержание. В сферу деонтологии входит изучение нравственных качеств специалистов, которые определяют выполнение профессионального долга и отношение к объекту деятельности, изучение взаимоотношений внутри коллектива, особенностей профессионального воспитания, а также анализ специфических нравственных норм, свойственных данной профессии.

Деонтология представляет собой комплекс этических правил, норм и принципов, которыми руководствуется врач [77]. Совершенно очевидно, что представления об исключительной важности моральных, этических вопросов в деятельности врача сложились задолго до появления термина «деонтология», что следует из дошедших до нашего времени высказываний врачей древнего мира. Это и ряд традиций врачебной деятельности, восходящих еще к эпохе эллинизма, и представление врача об ответственности за ошибку не только перед законом, но и перед собственной совестью. Ярким примером морального кодекса, своеобразным символом долга и ответственности является знаменитая «клятва Гиппократа».

Врачебная этика оказалась во многом близкой психологам. Действительно, между врачебными и психологическими этическими принципами существует неразрывная связь. При подготовке будущих специалистов этика превращается в саму суть, в вершину становления ведущего психологический тренинг. Наряду с получением теоретических знаний по психологии человека и приобретением практических навыков работы с личностью и группой, она признается обязательным и весомым элементом профессионального, личностного и духовного роста ведущего психологический тренинг.

Вопрос. Ответственность ведущего психологический

Тренинг

Большинство ведущих психологический тренинг осознает то обстоятельство, что тренер несет ответственность за свои профессионализм, компетентность, состояние участников тренинга в ходе работы и ее результаты. Представления о том, за что конкретно несет ответственность ведущий, объединяются в три основные группы (Приложение 4.2.1., стр. 347):

1. Ответственность за свой профессионализм.

2. Ответственность за процесс тренинга.

3. Ответственность за результаты тренинга.

С точки зрения ведущих, в области собственной компетентности ведущий отвечает за качество предоставляемой группе информации, за применение в ходе тренинга только лично апробированных методических средств и постоянное повышение своей квалификации.

По отношению к процессу тренинга ведущие формулируют наиболее подробно требования к целесообразности действий тренера, полагая, что он отвечает за соответствие содержания работы заявленным целям, соответствие целей избранным для их достижения средствам, предоставление возможности реализации поставленных целей каждым участником. В то же время этически оправданным является право ведущего отказать в тренинге тем участникам, которые не могут быть в данный момент времени акцентированы ведущим, либо их личностные и профессиональные особенности блокируют достижение заявленных программой целей, входя в противоречие с имеющимися у ведущего методическими средствами. Ведущий, как и участник тренинга, обладает правом на ошибку, о чем он обязан заявить участникам или заказчику на этапе подготовки.

Кроме того, ведущий отвечает за создание обстановки психологической безопасности для участников тренинга, ненанесение им ущерба (психологических травм, создания зависимости от ведущего либо группы), конфиденциальность информации, получаемой в ходе работы.

Реализация ответственности ведущего связывается преимущественно с характеристиками стиля его деятельности (постоянная диагностика состояния группы и каждого участника, равное распределение внимания), позиции в группе, достигнутыми в тренинге результатами.

Психологические критерии оценки эффективности тренинга включают в себя:

Ä определение субъективной удовлетворенности тренингом (на основе данных анкетирования и социометрии);

Ä изменения количественных и качественных характеристик профессионально значимых личностных свойств.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.006 с.)