ТОП 10:

Этика в отношениях руководителя и подчиненных



Сегодняшняя управленческая структура предприятий и организаций опирается на всеобщую грамотность, умение работников самостоятельно выполнять свои профессиональные обязанности. Никто не нуждается в том, чтобы каждый его шаг контролировался или регламентировался подробнейшей инструкцией. Поэтому руководитель должен поручать решение текущих задач подчиненным. Это стимулирует их инициативу.

Психологи и социологи, изучавшие, при каких условиях люди добиваются высоких результатов, а при каких - стараются уклониться от работы, установили, что людям нравится ощущать собственную значимость. Как только на человека обращают внимание, интересуются его возможностями и результатами, он даже при объективно худших условиях добивается большей производительности.

По крайней мере, три фактора должны составлять основу отношений «руководитель-подчиненный»: взаимное уважение, взаимное доверие и взаимное обучение.

Сотрудники относятся к руководителю с уважением, если он справедлив к ним, доступен, всегда выслушивает их, если он умеет действительно заботиться о подчиненном как о личности, честен и неподкупен, если он высокопрофессионален, может оптимально организовать рабочий день, добиваясь экономии времени.

Этика деловых отношений требует, чтобы руководитель обладал следующими основными качествами:способностью согласовывать; решительностью и справедливой уступчивостью; требовательностью к себе и другим; способностью работать в стрессовой обстановке.

Нарушением служебного этикета следует считать:недоверие к сотрудникам; присвоение себе результатов работы коллектива; командование вместо убеждения.

Некоторые ситуации в обычной деловой жизни заслуживают рассмотрения с точки зрения этикета. Например, при определении виновного за неудовлетворительно выполненную работу самому руководителю следует ответить на вопросы: Кто выбрал этого человека для выполнения задачи, которая решена неудовлетворительно? Кто его инструктировал? Как это было сделано? Было ли предоставлено соответствующее материально-техническое обеспечение для решения поставленной задачи? Был ли соответствующий контроль над его работой?

Если ответы на эти вопросы показывают, что руководитель все выполнил правильно и не может предъявить к себе претензий, тогда следует наказать виновного, причем сделать это тактично, соразмеряя вину с наказанием.

Одной из важных черт руководителя должно быть умение преодолевать конфликты. Если партнеры имеют собственную позицию по решению той или иной проблемы, конфликты неизбежны, но плодотворны, ибо в споре, когда стороны выдвигают свои аргументы, в одинаковой мере принимаются в расчет их точки зрения.

В системе управленческого общения можно сформулировать пять элементарных практических рекомендаций по этике поведения:

~ Называйте сотрудника по имени. Знание имени и отчества сотрудников - это производственная необходимость.

~ Улыбайтесь. Располагать к себе подчиненных - служебная обязанность руководителя.

~ Используйте комплименты. Не забывайте похвалить сотрудника за успешно выполненную работу. Будьте добры и внимательны к подчиненным.

~ Будьте терпеливым слушателем. Предоставляйте сотрудникам возможность для удовлетворения потребности в самовыражении.

~ Говорите о том, что интересует вашего сотрудника. Необходимо знать внеслужебные увлечения и личные заботы сотрудников, интересоваться ими и использовать эти знания в интересах производства.

Служебные отношения носят иерархический, соподчиненный характер. Отсюда возникает ряд требований служебного этикета, которые нередко входят в должностные инструкции.

Например, руководитель предприятия должен отдавать распоряжения своему непосредственному подчиненному (допустим, заведующему отделом). Подчиненный также не должен действовать через голову непосредственного начальника, если, конечно, к этому его не вынуждают особые обстоятельства. В обязанности подчиненного входит понимание индивидуальной ответственности за порученное дело. Вовремя поставить в известность своего руководителя о возможности отрицательных результатов той или иной деятельности - прямой его долг. Служебный этикет требует, чтобы это было сделано своевременно и в доброжелательном тоне.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.006 с.)