Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распространенные речевые ошибки и пути их преодоления
Чтобы преуспеть в воздействии на людей в деловом общении, необходимо использовать такой сильнодействующий стимулятор формирования имиджа, как речь. Чем совершеннее человек овладеет речевой культурой, тем привлекательнее будет его вербальный имидж. Искусство говорящего состоит не только в том, что необходимо выбрать нужное слово, но и в том, чтобы не сказать то, что не нужно. Первое и непременное требование к деловому разговору - правильность речи говорящих, хотя нормы устной деловой речи не так строги, как у ее письменной формы. Чтобы речь была правильной, слова следует употреблять в строгом соответствии с их значением. Между тем ошибки в словоупотреблении - наиболее распространенный недостаток речи участников деловых разговоров. Подобные ошибки возникают в результате стилистической небрежности говорящих, невнимательного отношения к слову или плохого знания языка. Рассмотрим ошибки, встречающиеся чаще всего.
* Семантика (значение) слова. Незнание значений слов может стать также причиной нелогичности и даже абсурдности высказывания. Так, говоря: " Декада технической книги будет проходить пять дней", оратор забыл или не знал, что слово "декада" означает "десять дней". Но чаще неправильное словоупотребление приводит к логическим ошибкам, которые обычно выражаются в подмене понятия.
* Лексическая неполнота в построении предложения. Небрежное отношение к языку может стать причиной речевой недостаточности - пропуска слов, необходимых для точного выражения мысли: " Кафедра начинается ровно в 12 часов " (пропущено "заседание"). Речевая недостаточность обычно возникает, когда говорящий торопится и не следит за правильностью высказывания, что наносит серьезный ущерб смысловой стороне речи. В отдельных случаях пропуск слов может совершенно исказить мысль: "Для ускорения погрузки товара нужно объединить все портовые службы" (надо: "объединить усилия всех портовых служб").
* Употребление паронимов. Очень часто в деловом разговоре наблюдается смешение паронимов (т.е. однокоренных слов, имеющих сходство в звучании, но различающихся по значению), что приводит к грубым лексическим ошибкам. Чаще всего это вызывает нарушение лексической сочетаемости, например: "преклонить голову " (надо: "склонить"); " красивая и практическая одежда " (надо: "практичная").
К смешению паронимов близка лексическая ошибка, состоящая в замене нужного слова его искаженным вариантом. Так, вместо прилагательного " внеочередной " говорят " неочередной ", вместо «представить» (вручить для ознакомления, предъявить, показать, сообщить, изложить: представить отчет, приказ, пропуск) употребляется «предоставить» (дать что-либо в пользование, давать возможность делать что-либо, воспользоваться чем-либо: предоставить отпуск, предоставить право на….). Нередко путают слова, например, " апробировать " (т. е. дать официальное одобрение на основании проверки) и " опробироватъ " (т. е. подвергнуть испытанию, пробе до применения).
* Лексическая сочетаемость. Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать точное значение, необходимо еще учитывать лексическую их сочетаемость, т. е. их способность соединяться друг с другом. Основные ошибки связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что объединенные им в словосочетании слова, которые: а) противоречат друг другу по смыслу (мини-супермаркет): Эти установки имеют высокую глубину осушки… Высокая глубина? Следует сказать: высокую степень осушки…. б) не сочетаются по эмоциональной окрашенности (ужасно красивая) в) не сочетаются по традиции: Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Показывать можно пример, но не образец. А образцом можно быть, например, для подражания. Разрешите поднять тост за нашего юбиляра. Тост – застольная речь и его нельзя выпить или поднять.Правильно использовать словосочетания: поднять бокал, произнести тост. Улучшился уровень обслуживания. Уровень поднимается, а улучшается качество.
* Многословие. К явным недостаткам деловой речи относится многословие. Многословие, или речевая избыточность, может проявиться в употреблении лишних слов даже в короткой фразе: В прошедшие дни прошли снегопады, и выпало много снега. Снегопад и есть выпадение снега в большом количестве и потому второе предложение лишнее.
Многословие часто граничит с пустословием: В случае появления разрывов на листах их можно соединить полоской папиросной бумаги. Сравните: Разрывы на листах можно соединить полоской папиросной бумаги. В деловом разговоре используются (хотя и не так часто, как в письменной речи) различные типы сложных предложений. Но при этом говорящие не всегда соблюдают нормы их построения. К нарушениям таких норм относится повторение одних и тех же союзов или союзных слов при последовательном подчинении придаточных предложений: " Развитие дочерних фирм идет так быстро, что можно надеяться, что они скоро станут конкурентоспособными ". К речевым излишествам приводит употребление существительных или глаголов, выражающих действия, не обязательные для предмета: Сократить время, затрачиваемое на изготовление (сравните: Сократить время изготовления …); Преимущества, которые возникают при применении… ( сравните: Преимущества применения…).
* Плеоназмы. К многословию приводит употребление плеоназмов. Этооборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям (человек двадцать людей) или такие, в которых значение одного слова уже входит в состав другого (своя автобиография). Разновидностью плеоназмов являются выражения: очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т.д., в которых прилагательные и без «очень» обозначают признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении и потому не нуждаются в подобном уточнении степени. Словосочетания, представляющие собой типичные плеоназмы, могут так видоизменяться, что критерии оценки их правильности или неправильности также изменяются. Например, словосочетание "прейскурант цен" построено неправильно, так как прейскурант и есть перечень цен, существительное "цен" лишнее. Но, допустимы выражения: прейскурант местных цен, прейскурант розничных цен, в рамках которых понятие цены конкретизируется и получает форму развернутого словосочетания.
* Тавтология. Этоповторение однокоренных слов (польза от использования навесных агрегатов…) или повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла (Павлик сидел грустный и печальный …) Употребление однокоренных слов в одном предложении оправдано только в случае, если в русском языке нет равнозначных слов для замены, хотя бы одного из них. Не избежать повторения однокоренных слов, когда нужно сказать: «постелить себе постель». Поэтому использование слов «постелить» и «постель» не считается тавтологическим повтором.
* Неправильный порядок слов в предложении. Неправильный порядок слов может исказить смысл и привести к неправильному пониманию текста. Сравните: Инструкции формулируются по определенным правилам. Они бывают простые и сложные. Говорящий хотел сказать, что простыми и сложными являются именно инструкции, но по порядку слово они нужно отнести к слову правила, что приводит к неправильному пониманию текста (правила простые и сложные). Если не следовать норме, то в нашей речи появятся такие предложения: «Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала» (получается, что воспитатели, родители и дети из природного материала).
* Согласование подлежащего и сказуемого. Необходимо также помнить основные правила согласования подлежащего и сказуемого в предложении: а) Единственное число сказуемого: Если существительное обозначает неодушевленные предметы (ряд столов стоял... прошло сто лет). Если подчеркивается пассивность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало, двадцать человек стояло в стороне). При составном числительном, оканчивающемся на один (двадцать один человек входит…). В нераспространенном предложении, особенно если сказуемое предшествует подлежащему: Присутствовало пятеро, а выступило двое. Если подлежащее имеет значение приблизительности: На собрании присутствовало около 50 человек. Если в составе подлежащего имеются слова со значением ограничения: В секции занималось только десять учащихся. При подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол- или сочетанием числительного полтора/полторы с существительным: В субботнике участвует полгруппы. Сэкономлено полтора бака…. б) Множественное число сказуемого Употребляется при подлежащем, называющем количество со значением одушевленности, если: Подлежащее и сказуемое разделены в предложении другими словами: Большинство участников совещания поддержали точку зрения докладчика. Если есть однородные члены в составе подлежащего или сказуемого: Большинство старшеклассников и студентов участвовали в беге на короткой дистанции. Если при подлежащем есть определение во множественном числе: Кончились полторы недели неизвестности; Первые полчаса прошли быстро.
* Однородные члены предложения. В устной и письменной речинаблюдается ряд ошибок, связанных с использованием однородных членов: Объединение слов, относящихся к разным рядам однородных членов: Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. Получается, жильцы требовали ликвидации ремонта в том числе. Значит, слова неполадок и ремонта не могут быть однородными, связанными с одним словом «требовали». Соединение как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции: В жюри избрали Попова, занявшего первое место в турнире и который отличался спокойствием. Пропуск предлога при однородных членах: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
Перед словом скверах необходимо добавить предлог В, так как это слово не употребляется с предлогом НА. Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. При однородных членах, имеющих общее зависимое слово,но требующих разного управления, необходимо развивать конструкцию, употребляя местоимение: Научная работа требует изучения и наблюдения за фактами. Правильно: Научная работа требует (чего?) отбора фактов и наблюдения (за чем?) за ними.
* Трудные случаи управления членами предложения. Многие глаголы, существительные и предлоги требуют после себя определенного падежа зависимого слова. Например: В очерке журналист описывает о жизни в деревне. Правильно: В очерке журналист (что?) описывает жизнь в деревне. В своей речи оратор указал об этих недостатках. Правильно: В своей речи оратор указал (на что?) на эти недостатки. Ошибки возникают и тогда, когда говорящие вместо беспредложных конструкций неоправданно употребляют предложные сочетания, например: " показатели по использованию " (вместо "показатели использования"), " оперировать с этими данными " (вместо "оперировать этими данными"). Особенно часто в деловом разговоре используется без должных оснований предлог "по". Например: " Инструктаж проведен по той же теме " (вместо "на ту же тему"). " Составлен график по проведению дополнительной доставки товаров " (вместо "график проведения"). " Предприятие добилось большого успеха по снижению себестоимости своей продукции " (вместо "успеха в снижении").
* Необходимо знать основные правила употребления падежных форм имен существительных. Именительный падеж множественного числа существительных мужского рода: Таблица 1
В ряде слов допустимы колебания в окончании: годы – года, скутеры – скутера, кители – кителя, токари – токаря, пекарь – пекаря, флюгеры – флюгера, секторы – сектора, ястребы – ястреба, т.д.
* Правила склонения числительных: В порядковых числительных склоняется только последнее слово: В две тысячи втором году… В количественных (сколько?) склоняется каждая часть каждого слова: Пятьюстами пятьюдесятью пятью…
В таблицах приведены образцы склонения числительных: Таблица 2
При склонении дробных числительных: числитель склоняется как целое число, а знаменатель - как прилагательное во множественном числе: Таблица 3
Склонение слов, обозначающих числительные: - тысяча, как существительное женского рода на –а (например, слово "туча"); - полтора и полтораста: Таблица 4
* Предлоги. Необходимо помнить основные правила употребления предлогов. Предлоги благодаря, согласно, вопреки сочетаются с существительными в дательном падеже: благодаря (чему?),согласно (чему?) вопреки (чему?). Предлог С характерен для разговорной речи: трудности снабжения ( не со снабжением); равноценны друг другу ( не друг с другом). Предлог ПО характерен для деловой речи (меры по усовершенствованию). Употребление количественно-именных сочетаний без предлога имеет разговорный характер и не всегда уместно в официальных текстах: Неправильно: объемом 500 кубических метров, на площади 300 гектаров Следует писать: объемом в 500 кубических метров, на площади в 300 гектаров. Употребление предлогов обязательно в тех случаях, когда из-за их отсутствия возможно двоякое понимание фразы. Например: письмо матери – «письмо, написанное матерью» или «письмо, написанное матери»? В таких случаях употребление предлога (письмо к матери, письмо от матери) позволяет уточнить смысл фразы. Предлог употребляется при указании на то, что составляет содержание мысли или речи: думать о..., мысль о..., говорить о... Можно сказать, что предлог вводит т е м у. Не сочетаются с предлогом О глаголы: понимать (понимать о), изучать, выяснять, описывать, объяснить, излагать, подчеркнуть, подозревать. Предлог О не всегда годится, если нужно назвать содержание темы собрания людей ради какой-то интеллектуальной деятельности (конференция, семинар, заседание, собрание, пленум, встреча и др). Неверно: заседание о чем-то, семинар о чем-то и т.д. Нужно найти другой способ соединения слов: по / по вопросу.../ на тему / по проблеме / по поводу и т.д. совещание по итогам практики семинар (конференция) по проблемам экологии совещание (семинар) на тему… встреча ветеранов, посвященная подготовке к … заседание по поводу… вечер, посвященный чему-либо (не Вечер о Дне победы) Таблица правописания некоторых предлогов: Таблица 5
Примечание. Слово впоследствии является наречием, оканчивается всегда на и; предлогом никогда не бывает.
* Следует помнить правила правописания и произношения фамилий: Не склоняются: редкие фамилии славянского происхождения на –о Сало, Шило, Толокно, Франко, Шевченко); русские и иноязычные фамилии на согласный звук, если относятся к женщинам (письмо Натальи Ремчук); фамилии на -ых, -их (Дубяго, Седых, Долгих). Склоняются русские и иноязычные фамилии на согласный звук, если относятся к мужчинам (заявление Николая Ремчука); нерусские фамилии на безударные -а, -я. (творчество Пабло Неруды, песни Булата Окуджавы).
* Соблюдение стилей русского языка в деловом общении. Необходимо помнить, что слова, употребляемые в одной речевой ситуации, совершенно неуместны в другой, и следовать стилю, в котором работаете. В современном русском литературном языке выделяются научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный стили. Каждый стиль характеризуется такими признаками, как условия и цель общения, формы (жанры), в которых он существует, набор языковых средств и характер их использования. Таблица 6
Научный, официально-деловой и публицистический стили объединяет то, что они используются в сфере официального общения, часто в письменной форме. Их называют книжными стилями. Книжным стилям противопоставлен стиль разговорный. Он связан со сферой непосредственного бытового общения и совершенно не уместен в книжных стилях. Например, нельзя сказать «текучка кадров» вместо правильного выражения «текучесть кадров», или «секретарша» вместо «секретарь».
Вопросы для самоконтроля: Общая характеристика стилей русского языка. Понятие и примеры лексической сочетаемости. Понятие и виды многословия Понятие и примеры тавтологии. Однородные члены предложения: понятие и основные правила употребления. Правила употребления падежных форм существительных. Склонение имени числительного. Трудные случаи управления членами предложения. Понятие местоимений и основные правила их употребления. Понятие предлогов и основные правила их употребления. Правила склонения фамилий. Деловое общение
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.43 (0.075 с.) |