Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Особенности организации и техники внешнеэкономических операций по основным товарным группам
1. Особенности организации международной торговли сырьевыми и продовольственными товарами. 2. Специфика документарного оформления экспортно-импортных операций по поставке товаров массового спроса. 3. Особенности организации и техники внешнеэкономических операций по поставке машинотехнической продукции.
1. Все многообразие товаров, обращающихся на мировом рынке, можно классифицировать на следующие виды: • по назначению: товары потребительского спроса и производственного назначения; • по срокам использовани', товары кратковременного и длительного пользования; выборочного спроса, престижные, предметы роскоши; • по характеру потребления и степени обработки: сырье, продовольствие, полуфабрикаты, готовые изделия, промежуточная продукция (комплектующие изделия, части, детали); • по способу изготовления: стандартная и уникальная продукция. Более общая классификация товаров, приводимая в статистике внешней торговли, делит все товары: • на сельскохозяйственное сырье и продовольствие; • топливо, минеральное сырье и металлы; • химические продукты; • машины, оборудование, транспортные средства; • промышленные товары народного потребления. Чаще всего под сырьем понимают лишь продукты добывающей промышленности и сельского хозяйства, а под основными материалами — продукцию обрабатывающей промышленности. Существует и более широкое представление о сырье как о комплексе, соединяющем материалы, непосредственно добываемые из окружающей природы (нефть, руды, лес и т.д.), и полуфабрикаты, т.е. материалы, подвергшиеся обработке, но не потребляемые как готовые продукты, а выступающие в свою очередь сырьем для производства готовой продукции (металлы, химические товары, пряжа, фанера и т.д.). Статистика ООН относит к сырью продовольствие, сырьевые материалы (кожевенное сырье, каучук, лесопродукты, включая целлюлозу и бумагу, текстильные волокна и др.), руды и другие минералы, включая природные удобрения, топливные товары и цветные металлы. В то же время следует заметить, что черные металлы и продукты химии, пряжа, ткани относятся к готовым изделиям. В современной мировой торговле на сырье и продовольствие, включая минеральное топливо, приходится 18,3% общего товарооборота и их доля имеет тенденцию к снижению.
Перечислим основные факторы, влияющие на развитие международной торговли сырьевыми и продовольственными товарами: • сокращение спроса за счет внедрения индустриальными странами ресурсосберегающих технологий и роста степени самообеспечения стран продовольствием; • разработка и использование искусственных заменителей сырья; • увеличение спроса на сырье и топливо со стороны развивающихся стран, создающих национальную обрабатывающую промышленность; • фаза экономического цикла, на которой находятся прежде всего промышленно развитые страны; • создание экономических группировок стран — экспортеров сырьевых товаров (по типу ОПЕК) и региональных экономических интеграционных объединений (по типу ЕС); • высокая степень государственного вмешательства в процесс регулирования внешней торговли сырьевыми и продовольственными товарами; • факты монополизации рынка крупнейшими ТНК и их дочерними фирмами, доля которых в современной мировой торговле сырьевыми товарами составляет '/3; • погодные условия; • длительное превышение предложения над спросом на мировом рынке этой товарной группы. Основные способы торговли сырьевыми и продовольственными товарами: • аукционная торговля; • биржевая торговля; • оптовые закупки; • торговля в рамках международных товарных соглашений — межправительственных договоров импортеров и экспортеров определенного вида сырья; • торговля с использованием услуг посредников; • товарообменные (бартерные) сделки (особенно по сырью). Особенности организации и техники экспортно-импортных операций по сырьевым и продовольственным товарам: 1) широкое использование типовых контрактов, разработанных биржевыми комитетами, ассоциациями экспортеров и импортеров, в частности: • Лондонской ассоциацией какао; • Федерацией ассоциаций масла, семян и жира (FOSFA); • Торговой ассоциацией пищевого и кормового зерна (GAFTA); • Ливерпульской хлопковой ассоциацией; • Европейской экономической комиссией ООН по купле-продаже зерновых, цитрусовых, картофеля, топлива, пиломатериалов и др.;
2) необходимость оформления достаточно большого количества сертификатов на экспортируемые товары: помимо сертификатов происхождения и качества на продовольственные товары оформляются ветеринарные, санитарные, фитосанитарные, карантинные и другие сертификаты, подтверждающие безопасность данного товара для человека; 3) цены, как правило, не фиксируются и довольно часто устанавливаются по результатам окончательной приемки-сдачи товара; 4) в качестве базисных мировых цен на отдельные виды сырьевых товаров используются: • биржевые котировки, например Лондонской биржи металлов по меди, свинцу и цинку; • цены крупнейших экспортеров, например стран — членов ОПЕК по нефти, Австралии, Бразилии, Канады — по железной руде и т.д. 5) часто в международных контрактах для товаров этого вида устанавливается опционная оговорка, дающая право продавцу отгрузить несколько большее или меньшее количество товара; 6) очень детально прописывается статья «Качество», которое для этой товарной группы чаще всего устанавливается по содержанию отдельных веществ в товаре с указанием максимального предела примесей; 7) для торговли сырьевыми товарами характерно заключение контрактов с длительными сроками исполнения, что приводит к необходимости ежегодно индексировать цены.
2. Товары массового спроса (ТМС) — это готовые изделия потребительского назначения, которые можно классифицировать по ряду критериев: • по назначению: одежда, обувь, мебель, бытовая техника; • по характеру спроса: повседневного массового спроса (продукты питания, предметы гигиены) и выборочного спроса (видеокамеры, компьютеры); • по срокам использования: кратковременного (парфюмерия, косметика) и длительного (холодильники, телевизоры). Особенности мирового рынка товаров массового спроса: • рынок ТМС чрезвычайно сегментирован не только по виду обращающихся товаров, но и по различным категориям покупателей (молодых и пожилых, богатых и менее состоятельных и т.п.); • конъюнктура мирового рынка ТМС характеризуется превышением предложения над спросом; • рынку ТМС присуще быстрое моральное старение товаров, в силу чего последние очень быстро заменяются новыми, более совершенными и дешевыми; • в производстве ТМС преобладают малые и средние предприятия, которые более гибко реагируют на изменения рыночной конъюнктуры. Поскольку возможности их самостоятельного выхода на внешний рынок ограниченны, они прибегают к услугам специализированных внешнеторговых посредников или заключают союзы с крупными ТНК; • реализации потребительских товаров предшествует более активная рекламная кампания, чем другим товарным группам; • практикуется продажа пробных партий товара для выявления реакции конечных потребителей. Основные способы торговли товарами массового спроса: • оптовые закупки у производителя; • закупки через торговые компании и дома; • использование услуг рознично-посылочных фирм. Особенности организации и техники экспортно-импортных операций по товарам массового спроса: 1) для оформления сделок чаще всего заключаются индивидуальные (не типовые) разовые контракты. Для сделок на товары длительного пользования могут быть использованы документы, разработанные ЕЭК ООН, в частности «Общие условия купли-продажи для импорта и экспорта потребительских товаров длительного пользования и других металлоизделий серийного производства; ориентиром для контрактных цен служат прейскурантные цены, цены каталогов экспортных фирм;
2) при формулировании статьи «Качество» поставляемого товара часто используется практика его установления «по образцу»; 3) на случай обнаружения дефекта в товаре в контракте может быть предусмотрена не только его замена, но и уценка; 4) широко практикуется система скидок с цены за покупку дополнительного количества товара, сезонные скидки и др.; 5) контракт обычно дополняется спецификацией с перечнем всех видов, сортов, моделей, артикулов поставляемых товаров; 6) реже, чем в других сделках, практикуется продажа ТМС в кредит.
3. Машины и оборудование — наиболее динамично развивающаяся статья современной мировой торговли, на долю которой сегодня приходится 40% всего товарооборота. В экспорте промышленно развитых стран доля машин и оборудования достигает 80%. Особенности мирового рынка машинотехнической продукции: • снижается срок морального износа машин и оборудования (с 10—15 лет до 5—8 лет в настоящее время); • в каналы международной торговли поступают новые, ранее неизвестные рынку изделия; • развивается торговля машинами, бывшими в употреблении; • практикуется обратный выкуп устаревшей техники производителями; • появляются такие новые формы торговли, как продажа оборудования в разобранном виде, комплектного оборудования, финансовая аренда, встречная торговля и др.; • отношения между продавцом и покупателем с поставкой оборудования не заканчиваются, а начинаются, так как далее следует техническое обслуживание, поставка запчастей и т.д.; • определяющими факторами покупки машинотехнического оборудования являются не только цена, но и величина эксплуатационных расходов, экологичность, возможность получить качественный сервис. Основные способы торговли машинотехнической продукцией: • закупки на международных выставках и ярмарках; • консигнационная торговля; • прямой сбыт; • компенсационные сделки; • поставки в рамках соглашения о промышленном сотрудничестве, о разделе продукции; • финансовый лизинг. Особенности организации и техники экспортно-импортных операций по поставке машин и оборудования:
1) нормативная правовая база структуры и содержания заключаемых международных контрактов по этой товарной группе представлена «Общими условиями экспортных поставок и монтажа машинного оборудования», выработанными ЕЭК ООН; 2) контракт международной купли-продажи машинотехнической продукции содержит такие специфические статьи, как монтаж, проверка и испытание оборудования, подготовительные работы, обучение персонала покупателя, приемочные испытания, гарантии, пересмотр цен, техническая документация и др.; 3) часто контракты на поставку оборудования дополняются контрактами на поставку деталей и запасных частей в течение всего срока его использования; 4) при поставках комплектного оборудования и машинотехнической продукции с длительными сроками изготовления используются скользящие цены. В момент подписания контракта обычно устанавливаются цены на каждую часть поставки, которые в дальнейшем корректируются с учетом изменения цен на сырье и материалы; 5) чаще, чем в других контрактах, используются авансовые платежи и последующий коммерческий кредит. Условия кредита включаются в контракт либо заключается отдельное кредитное соглашение; 6) платеж за поставки оборудования может осуществляться как в денежной, так и товарной форме (в рамках компенсационных сделок); 7) качество машин и оборудования в контракте традиционно связывается с его техническими характеристиками. Для случаев, когда экспортные поставки машинного оборудования сопровождаются его монтажом, «Общие условия экспортных поставок и монтажа машинного оборудования» рекомендуют прописывать в контракте условия: • монтаж и формы его оплаты, монтаж с оплатой постатейно (в счет оплаты включаются отдельные статьи — оплата проезда, суточные, отработанное время и т.д.) и монтаж за аккордную оплату; • условия работы (безопасные условия работы и проживания, возможность получить горячую пищу и медицинскую помощь и т.п.); • подготовительные работы (обязанность одной из сторон подготовить фундамент для монтируемого оборудования, предоставить необходимые для монтажа приспособления и т.п.); • правила безопасности, с которыми заказчик должен ознакомить представителей поставщика по монтажу.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.184.170 (0.017 с.) |