Тема 1. Понятие вэд и особенности ее осуществления в современных условиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие вэд и особенности ее осуществления в современных условиях.



 

1. Внешнеэкономическая деятельность: содержание, виды, формы

2. Особенности коммерческой деятельности на мировом рынке.

3. Этапы интернационализации деятельности предприятия и их характеристика

 

 

1.

Словосочетание «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД) стало широко употребляться в нашей стране в последней четверти истекшего века. В 60-70-е гг. отечественная внешняя торговля значительно расширилась и усложнилась. Наряду с традиционной внешней торговлей появились другие виды ВЭД, включая технико-экономическое и научно-техническое сотрудничество, специализацию и кооперирование производства с зарубежными партнерами, международные транзитные перевозки иностранных грузов, а позднее - прямые связи между отечественными и иностранными предприятиями, совместное предпринимательство, оказание многих видов услуг и выполнение работ, что выходило за рамки обычной внешней торговли.

Многообразное содержание ВЭД нашло отражение в структуре, функциях и практической деятельности соответствующих органов государственного управления, специализированных внешнеэкономических организаций, отраслевых производственных объединений и предприятий,

Во второй половине 80-х гг. начались коренные изменения всей системы ВЭД, завершившиеся в начале90-х гг. поворотом от государственной монополии к либерализации ВЭД. Если прежде в этой деятельности участвовал лишь ограниченный круг государственных служащих некоторых общесоюзных ведомств и специализированных внешнеэкономических организаций, то в конце 80-начале 90-х гг. сфера ВЭД стала доступной для многих союзных, республиканских и местных организаций, предприятий различных форм собственности.

Наряду с государственными предприятиями (среди них ведущую роль играли крупные производственные и научно-производственные объединения) большую заинтересованность в проведении внешнеэкономических операций сразу же проявили вновь созданные кооперативы, затем различные хозяйственные общества, а также индивидуальные предприниматели. В 90-е гг. участниками ВЭД стало множество юридических и физических лиц. ВЭД приобрела массовый характер.

Эти процессы стимулировали широкий интерес к изучению специфики ВЭД, основывающейся на современных реалиях с учетом положительного опыта, накопленного в предыдущие десятилетия. Термин «ВЭД» впервые был законодательно закреплен в Конституции СССР 1977 г., где было записано: «внешняя торговля и другие виды ВЭД» с указанием их ведения на основе государственной монополии. Однако само понятие ВЭД тогда не было раскрыто.

Содержание понятия ВЭД в российском законодательстве было расшифровано сравнительно недавно, а именно в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», где записано: «ВЭД - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)».

Понятие внешнеторговой деятельности (ВТД) было первоначально сформулировано в Федеральном законе от 13 октября 1995г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании ВТД в РФ», а затем скорректировано в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД в РФ»: «ВТД - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью». В этом определении содержание ВТД раскрыто точнее, чем в прежнем законе, хотя и не отражен ее многоуровневый характер.

В Законе 2003 г. выделено четыре группы объектов (предметов) ВТД: товары, услуги, информация и интеллектуальная собственность. Попутно заметим, что такая классификация объектов торговли вполне применима как для внешней торговли, так и для внутренней торговли. В законе конкретизировано содержание внешней торговли по каждому из перечисленных объектов.

ВЭД в целом охватывает деятельность государственных органов в этой области и непосредственных участников ВЭД - хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции (ВЭО), а также содействующих им организаций.

В последние годы часто упоминается ВЭД предприятий и других коммерческих организаций, что принято считать микроэкономическим уровнем. Вместе с тем ВЭД осуществляется и на макроуровне в масштабах всего государства, отдельных регионов и субъектов РФ. Вполне правомерно упомянуть такие уровни ВЭД, как общегосударственный (федеральный), отраслевой, региональный, а также субъектов РФ и муниципальных образований.

Выделим ряд характерных особенностей ВЭД:

1. Она является составной частью всей экономической деятельности, осуществляемой в стране. Она проникает во многие сектора экономики, особенно в производственную, транспортную, валютно – кредитную, финансовую сферы, опираясь на отечественный производственный и научно – технический потенциал. Посредством внешней торговли на мировом рынке реализуются отечественные экспортные ресурсы, что приносит доходы в иностранной валюте, позволяющие закупать иностранные товары и создавать необходимые валютные резервы. Внешнеторговый обмен способствует надлежащему соизмерению национальных издержек производства и др. важных экономических показателей с соответствующими мировыми величинами, повышению технического уровня отечественного производства, повышению конкурентоспособности отечественных производителей. Вместе с тем, неорганизованная внешняя торговля становится помехой для развития национального производства. Т.е она может стимулировать или тормозить социально – экономическое развитие страны.

2. ВЭД является частью международной деятельности государства, способствуя реализации внешнеполитических задач страны с помощью торгово – экономических инструментов. Развитие экономического сотрудничества с зарубежными странами благотворно влияет на характер политических межгосударственных отношений, способствует повышению степени взаимопонимания и доверия между странами, а в конечном итоге – укреплению международного мира и безопасности.

3. Развитие ВЭД способствует интеграции России в мировую экономику, что, исходя из необходимости реализации национальных интересов страны, предполагает эффективную организацию управляемого, рационального взаимодействия российского внутреннего рынка с зарубежными рынками.

4. Современная ВЭД по содержанию и формам достаточно многообразна и, наряду с традиционной внешней торговлей, охватывает промышленное, инвестиционное, производственно – кооперационное, научно –техническое, военно – техническое и иные виды сотрудничества с зарубежными странами.

5. Основным содержанием ВЭД является осуществление внешнеторговых и иных ВЭО. Характер этой деятельности, осуществляемой на внешнем рынке, существенно отличается от коммерческой работы на внутреннем рынке. Это объясняется как национальными особенностями экономического развития России, так и сложившимися условиями международной торговли, включая специфику коммерческой деятельности на рынках отдельных зарубежных стран. В частности, необходимо учитывать различные дискриминационные меры, применяемые во многих зарубежных странах в отношении российских участников ВЭД, в частности, экспортеров готовой продукции.

Формы применяемых ограничений весьма разнообразны и могут включать:

- повышенные импортные пошлины, применение антидемпинговых и специальных пошлин;

- дополнительные налоги и сборы;

- технические и санитарные ограничения;

- квотирование (контингирование) и лицензирование;

- запреты на ввоз товаров и др.

6. Для профессионального ведения ВЭД требуется ее обеспечение – производственно – технологическое, маркетингово – конъюнктурное, валютно – финансовое, транспортно – логистическое, информационно – документальное, правовое и т.д.. Это обусловливает существование широкого спектра обеспечивающих (вспомогательных) ВЭО.

Виды и формы ВЭД.

В мировой практике известно более 20 основных форм экономического сотрудничества, причем многие формы применяются не в чистом виде, а в сочетании с другими формами. Каждая форма имеет свои экономические и организационные особенности

Каждый вид ВЭД проявляется в различных формах, т.е. осуществляется через определенные способы связей с иностранными партнерами. В экономической литературе формы ВЭД рассматриваются как традиционные – экспорт, импорт, международные перевозки и прогрессивные: совместные научно-технические разработки, международные фин. лизинг, передача технологий на основе международные лицензионных соглашений. Виды ВЭД связаны со сферой экономических интересов предприятий.


 

Таблица - Виды и формы ВЭД

Виды ВЭД Формы ВЭД
Внешняя торговля
  • экспорт
  • импорт
  • бартерные сделки
  • компенсационные операции
2. Международное инвестиционное сотрудничество
  • прямые зарубежные (иностранные) инвестиции
  • портфельные инвестиции
  • кредитные соглашения, международный финансовый лизинг совместное производство в рамках совместного предприятия
3. Международное производственно-техническое сотрудничество
  • международная производственная кооперация
  • совместное сооружение промышленных объектов
  • совместные производственные программы
  • подрядное сотрудничество
4. Международное научно-техническое сотрудничество
  • купля-продажа патентов и лицензий совместные научные исследования оказание технической помощи обучение персонала
  • франчайзинг
  • оказание консультационных инжиниринговых услуг
5. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения
  • предоставление кредитов и займов осуществление платежно-расчетных и страховых операций
  • купля-продажа валюты
  • купля-продажа ценных бумаг

 

Рассмотрев основные виды и формы ВЭД, её можно представить как совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и других бизнес-структур, связанных с проведением внешнеторговых сделок, участием в международном инвестиционном, производственном, научном, техническом сотрудничестве, международных валютно-финансовых отношениях.

 

2.

Коммерческая деятельность на внешнем рынке в сравнении с подобной деятельностью на внутреннем рынке, имеет ряд особенностей. При этом имеются некоторые общие черты, присущие большинству зарубежных страновых (национальных) рынков, а также специфические особенности, характерные для отдельных стран. В частности можно выделить:

- Организационно – правовые условия ВЭС. Они базируются как на национальных нормах стран – контрагентов, так и на нормах международного права, вытекающих из дву – и многосторонних международных соглашений. Также необходимо учитывать утвердившиеся в зарубежных странах торговые обычаи;

- Емкость рынка и конкуренция между продавцами. Мировой рынок как совокупность многих национальных рынков отличается большой емкостью и острой конкуренцией. На нем действует множество продавцов и покупателей, торговых посредников. Приоритетные позиции занимают крупные компании. Такая ситуация обычно выгодна для российских импортеров (у них большой выбор), но создает немалые трудности для отечественных товаропроизводителей, экспортеров. При существующей острой конкуренции приходится прилагать огромные усилия для проникновения на зарубежные рынки и «отвоевания» хотя бы небольшой доли рынка, имея в виду перспективу постепенного ее последующего увеличения. Но даже крупным фирмам трудно вернуться туда после какого-либо перебоя в поставках.

- Маркетинговая деятельность. Для мирового рынка. Как правило, не характерен товарный дефицит, а свойственно изобилие разнообразных товаров. Это побуждает продавцов проводить активные маркетинговые исследования, выбирать наиболее эффективные рекламные средства в соответствующих рыночных сегментах, постоянно приспосабливаться к меняющимся запросам иностранных потребителей.. поэтому российским компаниям целесообразно изучать зарубежную практику маркетинга и рекламы, анализировать их положительные и отрицательные стороны.. немаловажное значение имеют правильный выбор товаров, намеченных к продаже (покупке), страны продажи (покупки), подыскание конкретных контрагентов.

- Услуги продавцов. Зарубежные покупатели и потребители привыкли, что продавцы оказывают им широкий спектр услуг. Изначально они рассчитывают на получение подробной информации о качественных характеристиках, технологических свойствах, назначении и способах использования конкретного товара. Особое значение придается техническому обслуживанию машинотехнической продукции как производственного, так и потребительского назначения, предпродажной подготовке товара, послепродажному обслуживанию (в гарантийный срок, в послегарантийный период). Особое внимание иностранные потребители уделяют внешнему виду товара, его упаковке, оформлению и т.д.

- Ценообразование. При заключении ВЭ сделки ориентиром служит уровень мировых цен, складывающийся на базе цен крупных сделок, заключаемых в ведущих центрах мировой торговли. Основополагающим фактором служит соотношение спроса и предложения на конкретный товар в данный момент. Вместе с тем, уровень и динамика мировых цен во многом зависят от типа рынка и воздействия многих экономических и неэкономических факторов – динамика валютных курсов, политическая нестабильность и др.

- Деловая репутация фирмы. Среди множества фирм, действующих на том или ином рынке, наиболее сильны позиции тех, которые имеют высокую долю на данном рынке. Как правило, это фирмы с высоким авторитетом и деловой репутацией, заслуженной многолетней продуктивной работой. Репутация (реноме) фирмы позволяет ей утверждать свой авторитет в деловом мире, завоевывать благожелательное отношение партнеров, их симпатии. Поэтому фирмы очень дорожат своей репутацией, деловыми связями, стараются расширить круг надежных коммерческих партнеров в своей стране и за рубежом. Для многих российских предпринимателей это труднодостижимо, поскольку они действуют в недостаточно стабильных условиях, порой рискованных, и не всегда уверены в своем будущем.

 

3.

Использование в практической деятельности предприятий определенных видов и форм внешнеэкономического взаимодействия с иностранными партнерами предполагает проведение продуманной поэтапной политики присутствия на внешних рынках.

В соответствии с предложенной классификацией ВЭД процесс интернационализации деятельности фирмы может быть разделен на два этапа:

1) внешнеторговая экспансия экспорт товаров и услуг, продажа технологии;

2) зарубежное инвестирование, принимающее определенные формы создания собственной сбытовой и производственной сети.


 


Степень интернационализации

слияния и поглощения

создание зарубежного филиала 100%

открытие дочерней фирмы за рубежом более 50%

открытие ассоциированной компании менее 50%

создание совместного предприятия

акционерное участие за рубежом

Франчайзинг

Экспорт лицензий

Экспорт товаров и услуг

Потребность в капитале


Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение первой формы интернационализации — товарного экспорта — новыми формами международной предпринимательской деятельности.

Экспорт лицензииозначает продажу за рубеж изобретений, зарегистрированных промышленных образцов, авторских прав, технических ноу-хау, ноу-хау менеджмента и маркетинга.

Передача лицензии на использование товарной марки в международной практике получила название «франчайзинг», когда франчайзи ведет свою предпринимательскую деятельность, используя имя, товарные знаки, систему организации бизнеса франчайзера.

Акционерное участие за рубежом — приобретение акций и других ценных бумаг зарубежных предприятий.

Совместные предприятияхарактеризуются тем, что уставный капитал, предпринимательский риск и прибыль распределяются между партнерами из разных стран в соответствии с уставом.

В ассоциируемой (зависимой) компании инвестор владеет менее 50% капитала, в дочерней фирме за рубежом — более 50%, а в зарубежном филиале — 100% капитала.

При этом в круг задач ассоциированной компании может входить организация сбыта продукции инвестора, дочерней компании — обеспечение головной компании иностранным сырьем и материалами, производство и сбыт продукции.

Филиал же осуществляет все или большую часть функций иностранного инвестора, в том числе и представительские.

Слияния и поглощениякак форма международного предпринимательства — альтернатива созданию зарубежных фирм инвестора. Преимущества покупки иностранной фирмы состоят в том, что, во-первых, заимствуются уже существующие структуры и сети поставок, производства и сбыта, во-вторых, усиливается конкурентная позиция покупателя на мировом рынке.

На разных этапах интернационализации фирмы можно использовать различные комбинации действий, каждая из которых связана с различными затратами, риском и эффектом. Поэтому последовательность проникновения на зарубежные рынки российских предприятий должна быть обоснована сопоставлением затрат при вхождении на рынок и привлекательностью инвестирования


 

Затраты при вхождении

Франчайзинг   Сборочное производство   Полностью собственное предприятие за границей  
Контракты по продаже лицензий, ноу-хау   Промышленная кооперация (подрядное производство)   Совместное предприятие на паритетных началах  
Экспорт через агентов   Управление по контракту   Экспортная продажа через собственное представительство

На рынок

 

высокие

Средние

Низкие

Низкая средняя высокая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.035 с.)