Неформальные правила профессиональных сообществ как источник формальных правил 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неформальные правила профессиональных сообществ как источник формальных правил



В юриспруденции издавна ведется дискуссия об источниках права. В течение длительного времени продолжает существовать точка зрения, которая рассматривает социальные нормы, возник­шие в процессе длительной культурной эволюции, в качестве над­лежащих, сбалансированных решений социальных проблем, ко­торые обладают преимуществами по сравнению с правовыми нор­мами, сконструированными законодателем и используемыми как инструмент планирования. Этот подход можно обнаружить еще в исторической школе Фридриха фон Савиньи и в его спорах с Тибо в начале ХХ века. Савиньи утверждал, что источниками права яв­ляется не закон и законодатель, а непосредственный выразитель народного сознания — обычай, или наука, которая заменяет обы­чай там, где он не поддается непосредственному наблюдению и где его выявление требует специальных технических приемов.

Этот подход характерен и для некоторых современных иссле­дователей в области экономики права. Так, Кутер, один из авто­ров известного учебника по экономике права, предложил подход, который в литературе получил название «структуралистского». В соответствии с этим подходом, задача судов заключается в том, чтобы преобразовать социальные обычаи в правовые нормы, если структура игры, которая породила неформальное правило, приво­дит к эффективности. При этом под эффективностью понимается максимальное благосостояние той группы, в которой действует это правило. Суды, по мнению Кутера, должны искать эффектив­ные решения, которые возникли в процессе социального взаимо­действия людей в рамках определенных структур, поддерживаю­щих сотрудничество между ними [Cooter, 1996].

Существует два различных способа, с помощью которых со­циальные нормы могут стать нормами правовыми: во-первых, через обычное право, и, во-вторых, через прецедентное право. Обычное право можно определить как правило, которое хотя и не является кодифицированным, однако в основном соблюдается членами определенного сообщества и которое считается юриди­чески обязательным. «Обычаем, говоря вообще, называется ряд постоянных и однообразных соблюдений какого-либо правила в течение более или менее продолжительного времени. Обычай юридический, как источник права, называется также обычным правом» [Мейер, 2003]. Социальная норма может стать обычным правом, если она укоренилась в данном сообществе и ее под­держивает общая убежденность в том, что все члены сообщества должны ее соблюдать. Обычное право признается в качестве одно­го из источников права в системе континентального права [Давид, Жоффре-Спинози, 1999, c. 93—95]. Однако обычное право тесно связано с прецедентным правом, потому что неписаные правила обычно обнаруживаются с помощью судебного решения, и во­прос о существовании обычая делового оборота решается судами. Теоретически обычаи делового оборота существуют без формаль­ного признания судами, но на практике существующие социаль­ные нормы определяются как обычаи делового оборота только в процессе судебного разбирательства.

Социальные нормы, спонтанно возникшие в определен­ном профессиональном сообществе, могут быть интегрированы в законодательство, но для этого они должны быть обнаружены судом. Суд может, например, обратиться в Торговую палату, а та, в свою очередь, может опросить своих членов о существовании определенной социальной нормы, регулирующей торговые от­ношения. Однако выявления судом существования обычая недо­статочно для того, чтобы обычай стал нормой права. Суды могут осуществлять нормативный контроль в этой области.

 

 

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

2.1 Определение понятия «трансакционные издержки»

Основной отличительной чертой неоинституциональной эко­номической теории является идея о том, что совершение любой сделки связано с издержками, т.е. трансакционные издержки пред­полагаются положительными. Что такое трансакционные издерж­ки? Чтобы понять это, рассмотрим, прежде всего, понятие транс­акции.

Оливер Уильямсон дал следующее определение трансакции: «Трансакция имеет место тогда, когда товар или услуга переходит от заключительной точки одного технологического процесса к исходной точке другого, смежного с первым. Заканчивается одна стадия деятельности и начинается другая» В соответствии с этим подходом понятие трансакции применяет­ся, когда ресурсы перемещаются физически, т.е. осуществляются «поставки» благ или услуг. Это могут быть «поставки» как внутри фирмы, так и на рынке, и мы можем говорить как о внутренних, так и о внешних трансакциях, или о внутрифирменных или ры­ночных трансакциях. Трансакция, таким образом, возникает, ког­да имеет место разделение труда.

Идея внутрифирменной трансакции была описана у Адама Смита на примере разделения труда при производстве булавок.

Другое определение понятия «трансакция» дал Джон Коммонс. Для него трансакция — это «отчуждение и приобретение индивида­ми прав будущей собственности на материальные объекты». Это определение трансакции так­же имеет дело с передачей ресурсов, но уже в юридическом смыс­ле. В нем говорится о передаче подтвержденных законом прав соб­ственности.

Экономические трансакции являются лишь частью всей со­вокупности социальных трансакций, и экономический анализ ин­тересуется не только экономическими трансакциями. Социальные трансакции можно определить как социальные действия, которые необходимы для создания и поддержания институциональных ра­мок, в которых осуществляется экономическая деятельность. Эти рамки включают, как было показано выше, формальные правила, неформальные правила и механизмы принуждения к их соблю­дению. И здесь особую роль играют политические трансакции Трансакционные издержки — это издержки, возникающие при осуществлении трансакций. Они складываются из затрат ресурсов и затрат времени на совершение сделки, а также из по­терь, возникающих вследствие того, что был заключен неполный или неэффективный контракт.

Одно из наиболее известных определений трансакционных издержек принадлежит Кеннету Эрроу, который назвал транс­акционные издержки издержками эксплуатации экономических систем.

Впервые идея трансакционных издержек появляется в статье Рональда Коуза «Природа фирмы» в 1937 году, где он говорит об издерж­ках использования ценового механизма, объясняя их наличием существование фирмы, как альтернативного механизма коорди­нации деятельности.

В 1958 году в ста­тье «Федеральная Комиссия Связи» Коуз возвращается к теме влияния трансакционных издержек на права собственности. Коуз выделил следующие механизмы координации деятель­ности людей:

— рынок;

— фирма (организация, иерархия);

— государство.

Использование любого из этих механизмов координации связано как с выгодами, так и с издержками, ни один из них не является бесплатным и не обладает бесспорным преимуществом по сравнению с другими механизмами. Мы можем сказать, выра­жаясь языком современной экономической теории, что все меха­низмы координации деятельности представляют собой следующее после оптимального решение.

Коуз нигде точно не определяет содержание понятия «транс­акционные издержки», однако он часто использует примеры, ко­торые дают основания предполагать, что, говоря о трансакцион­ных издержках, он имеет в виду, прежде всего, издержки использо­вания ценового механизма. Современная неоинституциональная теория утверждает, что трансакционные издержки присущи всем механизмам координации деятельности и выделяет, соответ­ственно, следующие виды трансакционных издержек:

- издержки использования рыночного механизма координа­ции деятельности людей — рыночные трансакционные издержки;

— издержки внутри фирмы — управленческие или бюрокра­тические издержки, эти издержки возникают, когда управляющий пользуется правом давать команды внутри организации;

политические трансакционные издержки — это издержки использования механизма государства, т.е. издержки, связанные с созданием и поддержанием институциональных рамок общества (издержки создания законов, поддержания механизмов защиты правил, установленных государством, и т.д.).

Для всех этих видов издержек можно выделить: 1) «постоян­ные» трансакционные издержки, т.е. специфические инвестиции в создание данного институционального устройства; 2) «перемен­ные» трансакционные издержки», т.е. издержки, величина ко­торых зависит от количества сделок или их объема. Важнейшей особенностью трансакционных издержек считается то, что они допускают значительную экономию от масштаба: по мере того, как объем выпуска в трансакционном секторе увеличивается, из­держки, приходящиеся на одну сделку (удельные трансакционные издержки), падают.

2.2. рыночные трансакционные издержки и способы их экономии

Процесс подготовки и реализации рыночной сделки требует определенных видов деятельности: поиска информации о партне­ре и товаре, проведения переговоров, заключения контракта, его защиты и т.д. Стороны «должны найти друг друга, они должны свя­заться друг с другом и обменяться информацией. товары должны быть описаны, проверены, взвешены и измерены. Заключаются договоры, необходимо проконсультироваться с адвокатами, осу­ществляется передача титула собственности и ведется учет. В не­которых случаях возникает необходимость в принуждении к со­блюдению договоров посредством подачи судебного иска, и на­рушение договора может привести к тяжбе». Все эти виды деятельности связаны с определенными издержка­ми. Мы можем выделить следующие виды рыночных трансакци­онных издержек:

— издержки поиска информации об альтернативах сделки (поиск информации о цене и партнере);

— издержки измерения количественных и качественных ха­рактеристик блага;

— издержки ведения переговоров и заключения контракта;

— издержки контроля за соблюдением контракта со стороны партнеров по сделке и предупреждения оппортунистического по­ведения партнеров;

— издержки защиты контракта от посягательств третьей сто­роны.

2.2.1. Издержки поиска информации об альтернативах сделки

Информация об альтернативах сделки в реальной жизни не является бесплатным благом. Ее получение требует времени, за­трат материальных ресурсов и усилий. Кроме того, сбор инфор­мации может оказаться неэффективным. Можно найти более низкие цены, если объездить большое число магазинов, но такое занятие окажется неэффективным, если принять во внимание за­траты бензина, вашу усталость и альтернативные возможности использования времени, затраченного на поиск выгодного вари­анта. Если нам удастся сократить цену, которую мы платим за по­лучение информации, то появятся дополнительные возможности для обмена и его границы расширятся. Люди постоянно ищут и находят способы и средства экономии трансакционных издержек, создают механизмы, которые позволяют сократить их, в том числе и трансакционные издержки получения информации об альтер­нативах сделки.

Когда информация о ценах или возможных партнерах собрана, ею может воспользоваться любое количество потенциальных поку­пателей. Вместо того чтобы самому объезжать магазины, вы можете приобрести информационные справочники или рекламные мате­риалы или воспользоваться услугами различного рода посредни­ков или специалистов (агентов по торговле недвижимостью, фирм по трудоустройству, рекламных агентств, спекулянтов билетами и т.д.), продающих информацию о ценах. Выгоды, которые при этом возникают, делятся между тем, кто приобретает информацию, тем, кто ее предоставляет, и обществом в целом, поскольку осуществля­ется более эффективное распределение ресурсов.

Производитель так же заинтересован в сокращении издер­жек поиска, как и покупатель. Затраты на поиск — это затраты на покупку, поэтому, чем больше разброс цен и, следовательно, больше затраты на поиск, тем меньше будет потребление самого блага. Поэтому продавцы товаров известной торговой марки мо­гут устанавливать единые цены. Устраняя разброс цен, который может служить мерой неосведомленности покупателя на рынке, продавцы тем самым сокращают затраты покупателя на поиск цены.

Рынок сам является важным средством минимизации транс­акционных издержках получения информации о цене. Например, поиск информации о цене фотоаппарата связан с меньшими трансакционными издержками, чем определение цены пружин­ки, используемой в его конструкции, поскольку она приспосо­блена специально для данной марки фотоаппарата и ее рыночной цены просто не существует.

Поиск информации о партнере, также как и поиск информа­ции о цене, не является бесплатным, поиск подходящего партнера (например, выяснение его репутации и материального положения) неизбежно связан с издержками. Эти издержки складываются из прямых затрат (на рекламу, визиты к потенциальным клиентам и т. д.) и издержек, которые возникают косвенным образом при созда­нии организованных рынков (бирж, ярмарок и т. д.). К этой катего­рии рыночных трансакционных издержек относятся также издерж­ки коммуникации между партнерами (почтовые расходы, оплата телефонных разговоров и расходы на торговых представителей).

Поиск партнеров ведется как продавцами, так и покупателя­ми. На рынке труда работодатели дают объявления об имеющихся вакансиях, посылают заявки в службы занятости, производят те­стирование и отбор кандидатов. Те, кто ищет работу, опрашивают друзей, становятся на учет в службах занятости, рассылают свои резюме, посещают или обзванивают фирмы. Действенным спосо­бом сокращения издержек поиска информации о партнере явля­ется его репутация, механизм которой будет рассмотрен ниже.

Издержки измерения

Люди будут совершать обмен только в том случае, если они считают, что благо, которое они получают, имеет для них большую ценность, чем благо, с которым они расстаются. Но для того что­бы у людей возникло подобное впечатление, им необходимо про­извести измерение характеристик обмениваемых благ. Некоторые измерения осуществить достаточно легко, в то время как измере­ние других характеристик связано со значительными трудностями. Например, легко определить вес яблока, так как взвешивание — это достаточно точная операция, и она осуществляется обычно с не­большими затратами. Единая система мер и весов позволяет су­щественно снизить издержки измерения количества блага. А вот вкусовые качества этого яблока могут стать для нас сюрпризом, и не всегда приятным. Потенциальные ошибки при взвешивании и при определении других характеристик допускают возможность манипулирования со стороны продавца, и поэтому требуют от по­купателя принятия определенных мер предосторожности. Но при этом происходит увеличение трансакционных издержек обмена. Издержки измерения качественных характеристик блага могут быть настолько велики, что общие издержки измерения превы­сят выгоду от данного блага, что приведет к его обесцениванию. Измерение качественных характеристик блага проводится до тех пор, пока предельные издержки измерения не сравняются с пре­дельными выгодами от измерения. Поэтому некоторые характе­ристики блага остаются не выявленными и не измеренными. Во многих случаях измерение качественных характеристик товара или услуги сопряжено с большими издержками, чем поиск цены этого продукта.

Стандартная экономическая теория имеет дело только с дву­мя характеристиками — количеством блага и его ценой. В усло­виях полной информации все разнообразные характеристики блага можно было бы измерить и оценить без издержек, поэто­му стандартная экономическая теория до недавнего времени иг­норировала качественные характеристики обмениваемых благ.

Неоклассическая теория предлагает обойти проблему различий в качестве товаров, рассматривая два товара одного и того же вида, но различного качества, как два разных товара. Трансакционные издержки измерения качественных характеристик блага при этом не учитываются, поэтому и форма организации сделки, выбор типа контракта не имеет никакого значения.

Неоинституциональная теория, в отличие от стандартной теории, интересуется вопросом о том, как неопределенность в от­ношении качественных характеристик благ воздействует на орга­низацию производства и обмена. Одна из основных идей этой теории состоит в том, что издержки измере­ния оказывают влияние на выбор типа контракта, заключаемого сторонами, на организацию рынков и на экономические инсти­туты. Если издержки измерения возрастают, то экономические агенты будут стараться заключить контракт такого типа, который позволит их сократить.

Качественные характеристики одних благ можно измерить, затрачивая определенные усилия и время при совершении обме­на, качество других можно измерить лишь в процессе потребле­ния блага. Можно выделить три различные категории товаров или услуг в зависимости от тех трансакционных издержек измерения качества, которые возникают при их приобретении:

1. блага, оцениваемые в ходе поиска, их назы­вают поисковыми или исследуемыми товарами;

2. блага, оцениваемые опытным путем, их иногда называют также экспериментальными или опытными товарами. Различие между благами, оцениваемыми в ходе поис­ка, и благами, оцениваемыми опытным путем, выявил Филипп Нельсон. Согласно его определению, качество благ первого типа можно установить путем осмотра, предшествующего покупке, тогда как измерить качество блага, однозначно относя­щегося ко второму типу, можно только в процессе потребления этого блага. Примером экспериментальных благ могут служить консервы. Одежда может служить примером товара, в котором преобладают характеристики, определяемые в процессе покупки, т.е. поисковые характеристики;

3. к третьей категории относятся блага, качество которых сложно измерить и при покупке, и в процессе потребления, ре­зультаты использования или потребления этих благ становятся известны лишь годы спустя после покупки или вообще остаются не известны покупателю. В литературе их называют «доверитель­ными товарами». Этот термин был предложен М. Дарби и Е. Карни. Классическим примером доверительного товара может служить ремонт, медицинское об­служивание. У продавцов доверительных товаров возникают силь­ные стимулы предлагать те услуги, в которых покупатель не нуж­дается, т.е. производить ремонт, в котором не было неотложной необходимости и т.п. Существует несколько способов снижения издержек измерения качественных характеристик доверительных товаров, хотя ни один из них не является совершенным, в числе которых — установление долгосрочных отношений с клиентами и создание репутации.

В некоторых видах сделок качественные характеристики бла­га, имеющие существенное значение для сделки, могут быть неиз­вестны обеим сторонам — и покупателю, и продавцу. Например, когда горнодобывающая компания покупает участок земли, где имеются залежи руды, точные запасы месторождения могут быть не известны ни компании-покупателю, ни продавцу. В подобной ситуации вполне вероятно, что обе стороны захотят собрать ин­формацию о качественных характеристиках предмета сделки, ведь более информированная сторона сможет получить преимущество в процессе переговоров, воспользовавшись неведением контра­гента. Это означает, что обе стороны понесут в данном случае из­держки, связанные со сбором информации.

Эти издержки сбора информации с точки зрения всего обще­ства будут рассматриваться как потери, ведь они не увеличива­ют совокупное богатство общества, а благо все равно перейдет к тому лицу, которое ценит его наиболее высоко, вот только цена, о которой договорятся стороны, будет зависеть от степени инфор­мированности сторон. Если информация не воздействует на про­изводство блага или на размещение ресурсов, то эта информация служит лишь цели перераспределения богатства в пользу более информированной стороны. Назовем эту информацию пере­распределительной. Затраты на поиск подобного рода информации приводят к уменьшению совокупного богатства общества.

Избыточное производство информации имеет место в сле­дующих случаях:

а) сбор информации осуществляет не та сторона, которая мо­жет сделать это наиболее эффективно;

б) происходит дублирование производства информации, ког­да ее сбором занимаются обе стороны;

в) информация производится преждевременно, т.е. до того момента, когда она станет необходимой для принятия решений о размещении ресурсов.

Экономические агенты находят способы уменьшить транс­акционные издержки, возникающие в связи с необходимостью сбора информации о качественных характеристиках блага, раз­нообразные институты возникают как средство экономии транс­акционных издержек. Сложившиеся формы деловой практики по­зволяют избегать дублирования измерения качества, производить его один раз, что и делает та сторона (продавец или покупатель), которая может произвести это измерение с меньшими издержками. Рассмотрим некоторые из форм деловой практики, позволяющих минимизировать трансакционные издержки, связанные с измере­нием качественных характеристик блага.

Гарантии. Продавец, который продает свой продукт с гарантией, может повысить цену не только на ожидаемые издержки по ремонту, но и на некоторую величину, эквивалентную издержкам измерения качества блага покупателем. Полная цена, которую потребитель платит за товар (т.е. общие издержки потребителя при приобре­тении данного товара), состоит из денежной цены и денежной оценки измерения качественных характеристик товара, которые покупатель вынужден нести при его покупке. Денежная цена бла­га (т.е. цена, назначаемая продавцом) может быть выше, если по­являются механизмы, позволяющие экономить издержки измере­ния качества.

Контракты с долевым участием. Подобные контракты используются в тех случаях, когда измерение каче­ства до покупки, затруднительно для обеих сторон. Например, авторский гонорар малоизвестных писателей устанав­ливается в виде определенного процента от суммы продаж. В мо­мент заключения контракта возможный спрос на книгу и общий доход от ее продаж неизвестны ни продавцу, ни покупателю. Если бы оплата малоизвестным авторам осуществлялась в виде еди­новременно выплачиваемой суммы, то весь риск возлагался бы на издателей. Но издатели обычно издают книги многих авторов, это означает, что они достаточно диверсифицированы, и выплата единовременной суммы лишь в незначительной степени повысит риск их операций. Поэтому если бы их желанием было уменьше­ние риска, то они выкупали бы у авторов права на книгу, а не за­ключали бы контракт с долевым вознаграждением.

В контрактах с долевым участием заранее устанавливается лишь долевое участие сторон в прибыли, но общий объем вознагражде­ния, которое получит каждая сторона, зависит от реального спроса читателей после выхода книги в свет.

Контракт с долевым участием позволяет снизить необходимость в исследовании рынка, и ошибка ограни­чивается определением доли каждой стороны в вознаграждении.

Почему контракты с долевым участием применяют­ся не всегда? Дело в том, что при них возникают определенные проблемы со стимулами, которые отсутствуют в контрактах с еди­новременной общей суммой вознаграждения. Так, издатель будет вкладывать меньше средств в рекламу по сравнению с контрак­том, в котором он не делит доходы с автором. Поэтому чем менее остро стоит проблема сбора информации о качественных харак­теристиках издаваемой книги, тем более привлекательным будет контракт с выплатой единовременного вознаграждения. Этим объясняется тот факт, что контракты с долевым участием заклю­чаются в основном с малоизвестными авторами и применяются в отношении первых изданий книг, а также в отношении романов, а не руководств типа «Как стать богатым».

Торговая марка (brand name). Торговые марки используются в тех случаях, когда трудно осуществить как измерение в момент покупки, так и предоставление гарантий по обмену или ремонту дефектных товаров. Фирменный знак подает сигнал о том, что производитель не допускает отклонений в качестве выпускаемого товара и осуществляет контроль качества на стадии производства, поэтому потребители могут полагаться на производимые им из­мерения.

Метод «сокрытия информации» или «кота в мешке» В неко­торых случаях постоянное предоставление потребителю однород­ных благ может оказаться затруднительным. Товар можно опреде­лить как неоднородный, если его потребители будут затрачивать ресурсы, отбирая лучшие экземпляры из числа аналогичных то­варов, на которые установлена единая цена. В кинотеатры, где на билетах не указан ряд и номер места, т.е., где все билеты продают­ся по одной цене, выстраивается очередь перед началом сеанса. Работодателям приходится проводить отбор среди претендентов на рабочее место, для которых установлена единая зарплата, а спо­собности работников различаются. В этом случае возникает явле­ние, носящие название «избыточное измерение», и появляется необходимость в рыночной практике, которая позво­ляла бы его предотвратить.

 

2.2.3. Издержки ведения переговоров и заключения контракта

Издержки этого типа могут быть весьма значительными. Стороны должны договориться о цене, количестве и качестве продукции, о времени поставки и форме платежа, а также о рас­пределении выгод и потерь в случае возникновения непредвиден­ных обстоятельств. Издержки этого типа складываются из вре­мени ведения переговоров, потерь от неправильно заключенных или плохо оформленных договоров. Сюда же входит оплата услуг юристов-консультантов и нотариуса.

Сократить издержки ведения переговоров и подписания кон­тракта можно, используя стандартные или типовые договора. Для фирмы, которая заключает однотипные соглашения с миллионами клиентов в год, гораздо дешевле составить один контракт с варианта­ми, которые охватывали бы различные категории клиентов, чем каж­дый раз составлять договор по каждой сделке.

Но у этих договоров есть преимущества с точки зрения эффективности, поскольку они позволяют существенно экономить трансакционные издержки ведения переговоров и заключения контрактов.

Если затратить на переговоры слишком много времени и ресурсов, то в ходе этих переговоров может быть растрачена вся выгода от сделки. Стороны могут значительно выиграть, если им удастся заключить сделку, но в основном споры идут по поводу того, как поделить эту совместную выгоду — кооперативный из­лишек.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 50.17.63.57 (0.028 с.)