Роль механизмов принуждения к соблюдению правил 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль механизмов принуждения к соблюдению правил



Отсутствие работоспособных механизмов принуждения яв­ляется причиной того, что многие формальные правила, приня­тые в процессе осуществления реформ в России, не работают. В качестве примера можно привести российскую систему корпора­тивного управления. По качеству корпоративного права Россия относится к числу стран, где акционеры де-юре защищены от зло­употреблений менеджмента, возможно, даже лучше и надежнее, чем акционеры во Франции и Германии. Но реально, де-факто, акционеры защищены очень слабо, и при разрешении корпо­ративных конфликтов в России открыто применяется насилие. Разработчики «Закона об акционерном обществе», активное уча­стие в разработке которого принимали американские специали­сты Блэк и Кракман, создавая модель корпоративного права для России, в недостаточной степени учли слабость механизмов при­нуждения к исполнению закона.

Принуждение к соблюдению установленных правил можно определить как достоверную угрозу заставить выполнять прави­ла. Суть принуждения к соблюдению правил — это способность налагать издержки разнообразными методами — нагрубить, ис­пользовать физическую силу, отказаться иметь с кем-то дело или испортить его репутацию и т.д. Способность налагать издержки не требует специальной организации. Физическое насилие — это лишь один из методов принуждения, обычно используемый в том случае, когда нет возможности испортить репутацию. В долго­срочных отношениях физическое насилие может использоваться, но у него нет преимущества по сравнению с испорченной репута­цией. Использование насилия отличается от других способов на­казания, во-первых, тем, что оно часто бывает более дешевым по сравнению с другими способами; во-вторых, оно в большей степе­ни угрожает конфискацией. Единственная сторона, которая обладает законным правом использовать насилие, — это государство. Государство можно определить как иерархическую организацию, обладающую юридическими полномочиями при­чинять вред лицам (в пределах географических территорий, на ко­торые распространяется ее юрисдикция), которые не обязательно добровольно подчиняются ее власти.

Можно выделить следующие элементы системы принужде­ния к соблюдению правил. Для этого мы воспользуемся класси­фикацией, предложенной Робертом Элликсоном. Все эти элементы контроля в совокупности образуют систе­му общественного контроля.

КтоКто контролирует соблюдение правил? Правила Наказание Система контроля
Первая сторона личная этика угрызения со­вести, чувство вины внутренний контроль
Вторая сторона контракты наказание осу­ществляет пострадавшая сторона в рамках контракта за контроль осуществляет ы- сторона, которой дается обещание
Третья сторона      
а) сообщество людей нормы, действующие в данном сообществе наказание, осу­ществляемое членами со­общества неформальный контроль
б) организация правила, дей­ствующие в организации принуждение со стороны органи­зации контроль со стороны организации
в) государство законы принуждение со стороны госу­дарства правовая система
Таблица

Первая сторона — это сам человек, который следит Первая сторона — это сам человек, который следит за соблю­дением тех норм поведения, которые стали его внутренним убеж­дением, и он сам наказывает себя, если нарушает их.

Вторая сторона — это лицо, которому при заключении кон­тракта дается обещание (кредитор по договору). Оно следит за ис­полнением данных ему обещаний и применяет награды и санкции в зависимости от того, исполняет ли другая сторона свои обяза­тельства перед ним.

Контроль третьей стороной, отличается от контроля, кото­рый осуществляет вторая сторона, тем, что в этом случае действу­ют правила, на которые контролируемое лицо не давало явного согласия, а санкции осуществляют люди, не принимавшие уча­стия в исходном взаимодействии. Третьей стороной, осуществля­ющей контроль, могут быть не организованные в форме иерархии социальные силы, организации, или государство. Третьи стороны, которые осуществляют принуждение, весьма разнообразны. Они могут включать правовую систему государства, фирмы с двумя или более занятыми, католическую церковь, международную фе­дерацию тенниса, Всемирную торговую организацию и т.д. Третьи стороны налагают издержки различными способами. Государство налагает издержки путем использования физического насилия (заключение в тюрьму), католическая церковь — путем отлучения от церкви. В рамках неформального контроля внутри определен­ного сообщества людей, контролерами могут быть родственни­ки, друзья, те лица, которые передают слухи о нарушителе, члены «комитета бдительности» и другие лица.

Различные контролеры могут разнообразными способами объединять свои усилия, и тогда возникают смешанные системы контроля. Один контролер может сознательно следить за соблю­дением правила, установленного другим контролером. Граждане государства могут стать членами «комитетов бдительности», кото­рые следят за соблюдением требований закона. С другой стороны представители государственной власти (полицейские), исполняя свои обязанности, могут руководствоваться неформальными пра­вилами и собственной этикой, а не буквой закона.

Когда суды обращаются к обычаям делового оборота, чтобы конкретизировать неполный контракт, заключенный сторонами, они принуждают к исполнению неформальных правил, возник­ших в определенном деловом сообществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.135 (0.004 с.)