Политологический словарь терминов и определений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политологический словарь терминов и определений



Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах в представительные органы власти; форма аполитичности.

Абсолютизм (лат. absolutus – безусловный) – форма правления, при которой власть одного лица – монарха – формально не ограничена; одна из разновидностей автократии.

Анархизм (греч. anarchia – безвластие) – политическое течение, которое провозглашает своей целью освобождение личности от насилия, какой бы то ни было власти – политической, экономической, духовной, а также замену любых форм власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

Блок избирательный – соглашение, заключённое между несколькими политическими партиями, о совместном выдвижении кандидата или списка кандидатов на выборах главы государства, депутатов парламента или местных представительных учреждений.

Блок политический – объединение сил (государств, политических партий, общественно-политических организаций и движений и т. д.) для достижения общих политических целей.

Власть – система социальных отношений «господства–подчинения», форма организации индивидуальной и общественной жизни.

Власть государственная – форма политической власти, которая имеет монопольное право издавать законы, обязательные для всего населения, и которые опираются на специальный аппарат принуждения, как один из средств исполнения законов и распоряжений.

Власть политическая – способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю, в том числе и с помощью принуждения, соответственно своим потребностям и интересам.

Внешняя политика – общий курс государства в международных делах, призванный регулировать отношения одного государства к другим странам и народам в соответствии с его принципами и целями, которые осуществляются разными средствами и методами.

Внутренняя политика – деятельность субъектов политики, направленная на укрепление государственности, развитие и совершенствование общественной системы.

Всеобщее избирательное право – конституционный принцип из­бирательной системы демократического государства, означающий предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам.

Выборы – способ формирования органон государственной власти и местного самоуправления посредством голосования граждан. Могут быть парламентскими и президентскими, общегосудар­ственными и местными, очередными и досрочными, альтернативными и безальтернативными, многопартийными и однопартийными, прямыми и косвенными (многоступенчатыми).

Глобализация (франц. global – всеобщий) – комплексное, системное, растущее единство современного мира, обусловленное необходимостью решения обострившихся мировых проблем (экологическая и демографическая проблемы, проблема преодоления экономической и культурной отсталости, проблема освоения околоземного пространства, проблема решения энергетического, сырьевого, продовольственного и других кризисов) и предполагающее соблюдение социальных, экономических, индивидуальных прав и свобод личности.

Глобальные проблемы современности – комплекс политических, экономических, социальных, экологических проблем общемирового характера, от решения которых зависит судьба человеческой цивилизации.

Государственная власть – верховная, доминирующая власть в обществе, нормативные правовые акты и решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.

Государственное устройство – конституционно-правовые нормы, устанавливающие систему органов государственной власти, их полномочия, взаимоотношения, порядок формирования.

Государство – форма организации общества, которая необходима для существования и нормального развития страны в рамках современной цивилизации. Термин «государство» употребляется, чтобы обозначить: 1) большую общественную группу (страну, нацию, отечество и др.); 2) отношения политической власти между гражданами и органами государства, между государственными органами (например, между правительством и парламентом); 3) совокупность органов, учреждений и их функционирование.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с конкретным государством, которое признает и гарантирует его права и свободы, защищает его и покровительствует ему за границей. Совокупность прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства.

Демократия (греч. demos – народ + греч. kratos – власть) – народовластие, форма государственно-политического устройства общества, признающая народ в качестве источника власти.

Диктатура (лат. dictatura – неограниченная власть) – система политического господства какого-нибудь класса в классовом обществе. В современной политической науке диктатура означает неограниченную правом или любыми институтами государственную власть, важным способом осуществления которой является вооружённое насилие.

Избирательная кампания – система организационных, информационно-технологических и агитационно-пропагандистских мероприятий, инициируемых субъектами политики в преддверии и в ходе выборов с целью завоевания поддержки избирателей.

Избирательное право – 1) совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями; 2) право граждан избирать представительные органы власти (активное избирательное право) и быть избранными в эти органы (пассивное избирательное право).

Избирательные технологии – совокупность методов влияния на сознание и поведение избирателей.

Избирательный процесс – процесс, включающий назначение выбо­ров, регистрацию избирателей, организацию избирательных округов, выдвижение кандидатов, проведение голосования и опреде­ление его результатов, распределение депутатских мандатов.

Институты политические – разновидность социальных институтов. Политические институты возникают в процессе разделения политической работы, воплощаясь в разных политических организациях и учреждениях – государственных, партийных, идейно-политических и т.д.

Исполнительная власть – система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные пра­вовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства. Высший орган исполнительной власти – правительство; на региональном и местном уровне её функции выполняют органы местного управления и самоуправления.

Консерватизм (лат. conservare – сберегать) – разновидность идейно-политического течения, которое выделяет в качестве основных требований сохранение морального порядка и натурально-правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

Конституция (лат. constitutio – устройство) – основной закон (или совокупность наиболее важных законов) государства, обладающей высшей юридической силой, закрепляющий политическую и экономическую системы данного государства, а также устанавливающий принцип и порядок образования органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан.

Конфедерация – политический союз суверенных государств, которые сохраняют независимое существование и объединяются только для координации некоторых своих действий, обычно внешнеполитических и военных.

Конфликт политический – столкновение двух или более противоположных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.

Культура политическая – совокупность норм поведения, которые относятся к сфере взаимоотношений власти и граждан. Она является диалектическим единством знаний политики, отношений к политике и реальному политическому поведению, взятому вместе с продуктами политической деятельности.

Курс политический – долговременное направление деятельности политических институтов по реализации одной или нескольких стратегических задач.

Легитимность (лат. legitimus – законный) – признание правомерности официальной власти обществом и международным содружеством. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной перемены насильственной перестройки государственных границ. Она выражает осознание преобладания общепринятого порядка над захватом власти силой, завоеванием, нарушением общепринятых норм.

Либерализм (лат. liberalis – свободный) – учение и общественно-политическое течение, которое включает установку на обеспечение свободы личности и других общественных и политических прав индивида, а также ограничение сферы деятельности государства. Понятие «либеральный» распространяется на все основные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, духовную.

Лидерство политическое – постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на всю организацию, группу или общество в целом.

Международные организации – межправительственные и неправительственные объединения, созданные на основе международных соглашений в целях содействия решению глобальных проблем и развития всестороннего сотрудничества между народами и государствами.

Международные отношения – совокупность экономических, политических, правовых, дипломатических, военных, культурных и других отношений между субъектами мировой политики.

Мировая (международная) политика – сфера отношений между государствами, международными политическими организациями и союзами государств; процесс выработки, принятия и реализа­ции политических решений, выражающих интересы мирового сообщества.

Многопартийная система – модель партийной системы, в которой более двух партий имеют достаточно сильное влияние, чтобы в результате выборов получить парламентское представительство и участвовать в формировании правительства.

Монархия – форма правления или организация высшей государственной власти, которая характеризуется тем, что во главе государства находится монарх.

Народ – 1) в широком смысле это всё население определённой страны; 2) это термин, который употребляется для обозначения разных форм этнических общностей (племени, народности, нации); 3) это единое социальное целое, которое имеет общую историческую судьбу.

Национальная политика – деятельность субъектов политики по гармонизации взаимоотношений наций и народностей, удовлетворению их интересов, предупреждению и разрешению межнациональ­ных конфликтов.

Национальное государство – особый тип государства, характерный для современного мира. Его правительство обладает суверенной властью на определенной территории, население которой ощущает себя частью единой нации.

Общественная организация – объединение граждан, имеющее внутреннюю организационную вертикальную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство. Создаётся такая организация обычно для решения социальных проблем и реализации общественных интересов.

Общество гражданское – совокупность негосударственных общественных организаций, способных обеспечить реальное участие граждан в управленческом процессе и контроль с их стороны за деятельностью государства.

Организация Объединенных Наций (ООН) – международная орга­низация, учреждённая 27 апреля 1945 года на основе добровольного объединения суверенных государств в целях поддержания и упрочения мира и безопасности, а также развития международного сотрудничества.

Организация политическая – устойчивое структурированное объединение граждан-единомышленников, претендующее на пред­ставительство или представленное в органах государственной власти, выражающее политические интересы определённых социальных групп.

Парадигма (греч. paradigma – пример, образец) – признанная всеми совокупность научных достижений, которая в течение длительного времени даёт учёным образец, модель постановки проблем и их решений.

Партия политическая – добровольный союз, который: связан идеологическим единством, общими политико-экономическими, социально-классовыми, культурно-национальными и другими интересами и идеалами; стремится активно участвовать в политической жизни общества; имеет целью завоевание политической власти или участие в осуществлении власти в государстве.

Политика (греч. politike – государственные или общественные дела) – организационная и регулятивно-контрольная среда общества, относительно автономная и основная в системе других сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной.

Политическая система – совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Это механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий государство, политические партии, ассоциации, объединения, группы индивидов, их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы.

Политические институты – совокупность органов и учреждений, полномочий и функций, норм, средств и методов, обеспечивающих реализацию политических целей и интересов.

Политический процесс – политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти.

Политология (греч. politike – государственные, общественные дела + греч. logos – слово, учение) – научная и учебная дисциплина, отрасль социально-гуманитарного знания; интегральная наука о политике, формах её проявления и взаимодействии с личностью и обществом.

Президент – глава государства, избираемый либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его роль и функции обусловливаются типом государственного устройства.

Революция (лат. revolutio – переворот) – глубокое и качественное изменение в развитии общества, в способе производства, в разных отраслях знаний.

Режим авторитарный – государственно-политическое устройство общества, при котором власть находится в руках одного человека или группы лиц. Для авторитаризма характерно полное или частичное отсутствие политических свобод граждан, ограничение деятельности партий и организаций, подавление оппозиции, роспуск или подчинение властям представительных учреждений, отсутствие разделения властей, применение политических репрессий. Авторитарный режим возникает, как правило, в условиях переходных эпох и опирается на вооружённые силы и полицию.

Режим демократический – государственно-политическое устройство общества, управленческие функции в котором основаны на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод. Характерными приметами демократического режима являются: равноправие всех граждан; провозглашение политических прав и свобод; избирательность представительных органов; разделение властей; диалог между общественностью и властью; обоснование консенсуса, взаимного доверия, соглашения; защита политического плюрализма, гласности; свобода слова и печати; мирное разрешение всех конфликтов; правовое государство. При демократическом режиме действуют не только партии, поддерживающие правительство, но и оппозиция; в систему высших органов власти государства обязательно входит общий представительный орган – парламент, который составляется по результатам легальной борьбы партий; правительство формируется партиями в соответствии с результатами их легальной борьбы на выборах.

Режим либеральный – государственно-политическое устройство общества переходного состояния (например, переход от авторитаризма к демократии). Для него характерно: слабость конструктивных социально-экономических и политических программ, отсутствие политической стабильности; требования развития гласности, гражданских прав и свобод; критическое отношение к существующим структурам и формирование альтернативных политических структур; усиление политизации масс. Действия при либеральном режиме, как правило, непоследовательны, т.к. сам режим существует непродолжительное время.

Режим политический – совокупность способов и методов политического господства, порядок взаимоотношений между обществом и политической властью. Политические режимы в любом обществе всегда обусловлены правом, которое понимается как мера свободы и как своеобразный тип отношений между личностью и государством.

Режим тоталитарный – государственно-политическое устройство общества, характеризующееся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества. Характерные признаки тоталитарного режима: огосударствление не только общественной, но и в значительной степени частной жизни; полное отчуждение граждан от политических процессов; максимальное ущемление прав и свобод граждан; тотальный контроль за поведением личности (полицейский сыск); фактическое отсутствие разделения властей; формирование власти на всех уровнях через закрытые каналы номенклатуры; разрешение деятельности только фашистским партиям или одной руководящей партии; замена деятельности других партий всеобъемлющим официальным «движением»; навязывание каждому официальной государственной идеологии.

Республика (лат. res – дело + лат. publicus – общественный, всенародный) – 1) форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами; 2) государство с такой формой правления.

Референдум (лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – всенародное голосование, которое проводится в связи с принятием новой конституции, других важных законов или внесением в них изменений. Референдум есть всенародное волеизъявление (голосование или опрос) по важному государственному или общественному вопросу.

Реформа (франц. reforme – преобразовывать) – важнейший мирный способ политического действия, преобразования, изменения, перестройки сторон общественной жизни при сохранении основ существующего строя. Принципиальное отличие реформы от революции в том, что реформа не предусматривает переход власти от одного класса к другому. Реформа мирным путём содействует экономическому и социальному прогрессу.

Содружество Независимых Государств (СНГ) – межгосударственное объединение независимых, суверенных стран, созданное на основе Беловежского соглашения, подписанного 8 декабре 1991 г. представителями России, Беларуси и Украины. Позднее к ним присоединились Казахстан, Молдова, среднеазиатские и закавказские государства (12 бывших республик СССР). Литва, Латвия и Эстония в СНГ не вошли.

Социалистическая (коммунистическая) идеология – социально-политическая доктрина революционного разрушения капиталистической общественной системы и построения социализма. Попытка осуществления коммунистической идеологии в СССР и других странах (занимали 26,2 % территории нашей планеты) не увенчалась успехом, потерпела крушение.

Социальная политика – деятельность государства по стимулированию созидательно-творческой активности граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, обеспечению прав и свобод человека.

Структура политики — составные «элементы» (строение) политики и устойчивые причинно-следственные связи между ними. Структурные компоненты политики: субъекты и объекты, политическое сознание, политические интересы и отношения, политическая организация общества и политическая деятельность.

Субъект политики – лицо, непосредственно участвующее в политической жизни общества и в той или иной степени влияющее на него.

Суверенитет (франц. souverainete – верховная власть) – главенство государственной власти внутри страны и её независимость. Главенство государства означает подчинение ему всех лиц (физических и юридических) в пределах государственной территории. Государственная независимость выражается в неподчинении данного государства какой-либо внешней власти (власти другого государства).

Теократия (греч. tueos – Бог + греч. kratos – власть) – форма государственного управления, при которой власть сконцентрирована у главы духовенства или главы церкви.

Тоталитаризм (лат. totalis – весь, полный) – система насильственного политического господства, характеризуется полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый лидером (вождь, фюрер, дуче и т. д.).

Федерация (лат. feoderatio – объединение, союз) – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований (штаты, земли, кантоны, провинции, союзные республики и т.д.), юридически владеющих определённой политической самостоятельностью, составляют единое союзное государство.

Элита политическая – группа (совокупность групп), которая выделяется из всего общества влиянием, привилегированным положением и престижем и престижем, которая непосредственно и систематически участвует в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на неё. В состав политической элиты входят особы, которые занимают руководящие или господствующие позиции в обществе.

Этнос (греч. etnos – племя, народ) – устойчивое сообщество людей, которое сложилось исторически на определённой территории и характеризуется общностью языка, быта, черт психики и самосознания. Эта их общность отражается в едином названии и представлениях об общности происхождения.

Язык государственный – язык большинства или значительной части граждан государства, который конституирован в качестве государственного.


СЛОВАРЬ ИМЕН

Августин Блаженный Аврелий (354-430) – христианский теолог, проповедник и политик католической церкви.«Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая».

Человеческая и политическая история, по мнению Августина, предопределены Божественным провидением. Оно – источник добра для приверженцев Бога на земле, благополучия государства и справедливых властителей. Основное произведение – трактат «О граде Божьем».

Аквинский (Аквннат) Фома (1225-1274) – философ, теолог, политический мыслитель эпохи Средних веков. Известен как представитель схоластики – религиозной философии, господствовавшей в Средние века. «Божественная истина есть мера всякой истины...».

В основе теологической доктрины Аквинского – «вечный закон» божественного происхождения мира, государства, политической власти. Человек, согласно его учению, способен постигать лишь некоторые максимы этого закона, распознавать с помощью церкви, императивов религиозной морали, какое общественное действие соответствует или противоречит божественной воле.

Политические взгляды Аквинского отражены в сочинениях «О правлении государей», «Сумма теологии», в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Теолог был убежденным защитником монархии, социального неравенства, господства феодалов, верховенства церковной власти. Допускал возможность сопротивления граждан государственной власти, если она нарушает божественные законы, установлена путем насилия, злоупотребляет ресурсами общества и нормами религиозной морали.

Алмонд Габриэль (1911) – американский политолог, специалист в области общетеоретической и сравнительной политологии.

В науке получил широкое признание его вклад в развитие теории политической системы и теории политической культуры. Политическую систему Алмонд рассматривает как сферу отношений государственных и общественных институтов, ценностных установок и ролевых функций субъектов политики, их действий по реализации социальных интересов и политических решений. Под политической культурой общества подразумевается политическая система, усвоенная в сознании, чувствах и оценках граждан. Исследовал политические культуры пяти современных демократий, устойчиво повторяющиеся оценочные ориентации населения относительно политической системы, ее функций на «входе» и «выходе». Благодаря такому подходу, выявил следующие типы политических культур: патриархальную, подданническую, гражданскую (лояльного политического участия). Сформулировал важный вывод о том, что политические ориентации граждан демократических стран не адекватны рационально-активистской (демократической) модели политической культуры. Для относительно стабильных и преуспевающих демократийхарактерна, по мнению политолога, так называемая «гражданская культура» – смешанная политическая культура, сочетающая элементы демократической, патриархальной и подданнической. Этот тип культуры не в полной мере отвечает потребностям демократической политической системы. Источник такого противоречия ученый усматривает в «плохом функционировании демократии», в дисбалансе между властью и правительственной ответственностью, недостатках «западных» политических систем. Основные произведения: «Сравнительная политика: концепция развития», «Политика развивающихся регионов», «Сравнительная политика сегодня».

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, ученый, политический мыслитель.

«Искать истину – и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина».

В трактате «Политика» нашли систематизированное изложение идеи философа о государстве, его природе и сущности, социальном предназначении, принципах и формах устройства. Государство, по Аристотелю, – воплощение справедливости и права; оно – активное начало, превращающее возможность в действительность, способное улучшать жизнь своих граждан. Формы государственного устройства различал по двум критериям: количеству правителей и социально-нравственной полезности. Выделял три «правильных» формы правления и три «неправильных». К «правильным» формам управления государством относил монархию, аристократию, политию, полагая, что они исключают возможность корыстного использования власти. Тиранию, олигархию и крайнюю демократию Аристотель считал «неправильными», ущербными для общества. Концепция государства Аристотеля явилась вершиной древнегреческого знания об обществе, оказала влияние на последующее развитие политической мысли.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) – русский философ, социолог и политический мыслитель. «Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подыматься к тому, что выше человека».

Социально-политические взгляды многогранны и противоречивы. В молодости увлекался идеями «легальных марксистов», теорией этического социализма. В 1905 г. примкнул к «богоискателям». Признание социально-политического творчества как средства изменения бытия соседствует у Бердяева с отрицанием прогрессивности государства, «не обоготворенного» народовластия, убеждениями в неразумности, обреченности всякого практического акта по переустройству действительности. Симпатизируя христианскому социализму, он в то же время выступает как идейный противник марксизма, социалистических принципов жизнеустройства. Не принял социалистическую революцию 1917г., занял антибольшевистскую позицию и вынужден был эмигрировать из России.

Государство, «присваивающее полноту власти, ничем высшим не желающее себя ограничить и ничему высшему себя подчинять», Бердяев считал «злым и безбожным». Любое государство – абсолютная власть над людьми, поэтому она противна свободной человеческой воле. «Государство по самому существу своему, скорее, безнравственно и не может стать нравственным до тех пор, пока не отречется от власти человека над человеком, пока не смирит своей власти перед властью Божьей, т. е. не превратится в теократию».

Боден Жан (1530-1596) – французский политический мыслитель, юрист. Теоретик естественного права. Первым в Европе определил суверенитет как абсолютную, верховную, независимую власть государства. В основном своем сочинении «Шесть книг о государстве» исследовал формы государства, обогатив идеи мыслителей-предшественников. Был сторонником компромисса между католиками и гугенотами, отстаивал веротерпимость и необходимость восстановления мира и правопорядка в государстве с помощью сильной королевской власти. Боден выделяет три формы правления: демократию (в условиях которой большинство граждан обладает верховной властью), монархию (когда власть сосредоточена в руках одного лица и передается по наследству), аристократию (когда власть концентрирует меньшая часть граждан). Симпатии Бодена на стороне абсолютной монархии. Эта форма, как он полагал, обеспечивает компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает один). Предназначение законов видел в том, чтобы не допустить перерождения королевской монархии в тиранию, предупреждать несправедливость в государстве.

Будный Симон (1530-1593) – белорусский мыслитель-гуманист эпохи Возрождения, теолог.

Бэкон Френсис (1561-1626) – английский философ-материалист, государственный деятель.

Вебер Макс (1864–1920) – немецкий социолог, политолог и экономист. Предметом научных интересов являлись историко-экономическая и политическая проблематика, методология общественных наук, общая социология. Определял политику как «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти между государствами, внутри государства – между группами людей, которое оно в себе заключает». Государство рассматривал как отношения «господства– подчинения», опирающиеся на легитимное насилие. Одним из первых обратил внимание на тенденцию к усилению бюрократизации общественной жизни в европейских государствах, препятствующую демократизации. Вебер – автор теории плебисцитарной демократии как средства легитимации представительной власти.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – немецкий философ, основоположник систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. «Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении».

В произведении «Философия права» Гегель излагает свое понимание государства и права с позиций постепенного выявления творческой силы безличного «мирового разума». Он размышляет о разумности «устройства» этих институтов, а не о том, какими они должны быть. Государство в интерпретации мыслителя предстает как идея свободы, единый организм, особый политический феномен. С высоты абстрактного «мирового разума» Гегель трактует право, понятия свободы и справедливости. Гегель расходится со своими предшественниками в понимании характера и назначения принципа разделения властей. Он не приемлет точку зрения о самостоятельности властей, их взаимном ограничении и контроле, называя ее ложной. Эта идея, по мнению философа, противоречит разумному устройству государства; ее реализация может послужить источником противоборства и враждебности его властных структур. Гегель критикует также идею народного суверенитета, заменяя ее тезисом о суверенитете наследственного конституционного монарха.

В развитом виде государство, в изображении Гегеля, – конституционная монархия, основанная на разделении полномочий властей: законодательной, правительственной и власти государя. Законодательная власть определяет и устанавливает всеобщее. Власть правительства (куда Гегель относит и судебную) подводит особенные сферы и отдельные случаи под это всеобщее. Что касается конституционного монарха, то он не должен вмешиваться во все эти дела. Гегеля не прельщает либерализм с его предпочтением прав и свобод личности правам государства.

Особое значение для политической науки имеют суждения Гегеля о взаимодействии и соотношении гражданского общества и государства. Для него государство – первично, а гражданское общество («всеобщая семья») – вторично, так как оно рождено государством. Противоречия между ними закономерны и могут быть разрешены разумными взаимоотношениями, правом и сильной властью – конституционной монархией, которая, по мнению философа, способна обеспечить демократические преобразования в государстве и обществе.

Гоббс Томас (1558-1678) – английский философ и политический мыслитель. Являясь сторонником королевского абсолютизма в Англии, стремился обосновать его с позиций доктрины естественного права. Происхождение государства объяснял как результат осознания людьми пагубности «войны всех против всех» и заключения добровольного соглашения – общественного договора, который гарантировал мир и безопасность в обществе, сравнивал государство с мифическим библейским чудовищем, изображал его как выразителя воли и интересов всех граждан. Сильная, твердая государственная власть – залог преодоления разногласий, распрей, политической конфронтации в обществе. Благополучие государства, гражданский мир достигается благодаря безоговорочному подчинению граждан единой, неограниченной, абсолютной государственной власти. «Вне государства, – отмечал Гоббс, – владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, дикость, невежество, зверство. В государстве – владычество разума, мир, безопасность, блаженство, благолепие, общество, изысканность, знания, благосклонность». Основное политическое произведение: «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

Декарт Рене (1596-1650). «Все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих».

Главный вклад Декарта в философию – это развитый им метод научных размышлений.

Декарт чурался дрязг, политических разборок, грубых столкновений. По этой причине он покинул шумную Францию и прожил около 20 лет в более спокойной Голландии. Однако новаторские воззрения Декарта и здесь не остались без внимания. В Утрехтском университете против Декарта был предпринят настоящий крестовый поход. По этой причине Декарт принял приглашение шведской королевы Христины и переехал в Стокгольм. Здесь теплолюбивый француз, вынужденный беседовать с королевой в утренние, особенно холодные часы заболел воспалением легких, что и послужило причиной его смерти.

Дарендорф Ральф (р. 1929) – немецкий политолог и социолог Предмет научных интересов – социальная стратификация и конфликты. Социально-политические конфликты считает закономерным явлением. Их источник усматривает в рассогласовании интересов, целей и ценностей субъектов политики, оспаривающих властные полномочия. Конфликты, как показали исследования Дарендорфа., дают импульс к качественным социальным изменениям в такой же мере, как и дезинтегрируют общество. Поэтому политические субъекты обязаны овладеть искусством урегулирования конфликтных отношений. «Тот, кто способен справляться с конфликтами, тот контролирует ритм истории. Кто упускает такую возможность, получает ритм себе в противники».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.200.109 (0.069 с.)