Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие Конституции, её юридические и политические свойстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конституция Республики Беларусь является ценностной, гуманистической парадигмой построения социального, правового, демократического государства. Идеологический компонент Конституции закреплен в разделении властей, обеспечении прав личности, формировании аксиологического подхода к правам человека, построения социально ориентированного правового государства. Гарантом Конституции Республики Беларусь является Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, который обеспечивает конституционные права граждан, стабильность развития белорусского общества. Человек, его права и свободы провозглашены в качестве высшей ценности общества и государства, что соответствует мировым гуманистическим ценностным приоритетам. Определенные конституционными нормами основы государственного строя Республики Беларусь выражаются следующим образом: суверенитет, демократия, верховенство права. Конституция провозглашает Республику Беларусь социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, поддержку социально незащищенных граждан. Основной закон служит стабильности общества, выступает условием формирования «сильной и процветающей Беларуси». Нормы права находят своё выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди источников права важнейшее место занимает конституция. Конституция – Основной Закон государства. Она занимает более высокое место в иерархии нормативных актов и обладает большей юридической силой по отношению к другим актам (закону, декрету, указу). Конституция устанавливает наиболее разные нормы и принципы, которые в последствии получают детальное правовое регулирование в текущем законодательстве. Часть норм конституции имеют и прямое действие, т. е. при своём применении не нуждаются в дополнительном регулировании. Конституция является ядром правовой системы общества. На её основе формируется вся система текущего законодательства. В Конституции определяются основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан, система государственных органов и их компетенция. Конституция (от лат. сonstituo – установление, устройство) в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу; в формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция – прежде всего юридический документ, который закрепляет основы государственности, законности и правопорядка.
Роль и значение конституции в обществе и государстве проявляется в её функциях. Функции Конституции – это основные направления её воздействия на социальную действительность, характеризующие её предназначение в обществе и государстве. Конституционно-правовая наука выделяет следующие функции: учредительную, регулятивную, систематизирующую, охранительную, социальную, экологическую, организационную, информационную и другие. К основным функциям конституции относятся юридическая, политическая и идеологическая. Юридическая функция заключается в том, что конституция – это главный источник права, является базой для развития текущего законодательства и закрепляет основы конституционного строя, определяет основы правового положения личности, основные права и свободы человека и гражданина, устанавливает государственное и административно-территориальное устройство, учреждает систему и виды государственных органов. Политическая функция проявляется в том, что конституция устанавливает основы организации власти, статуса государства и общественных объединений, принципы участия граждан в управлении делами общества и государства. Идеологическая функция выражается в том, что конституция наиболее авторитетный закон, обращается к признанным в обществе ценностям, убеждает человека следовать тому, что записано в Основном Законе. Все функции находятся в единстве, сочетаются и дополняют друг друга. Своим происхождением конституция обязана приходу к власти буржуазии, её выходу на политическую арену. Впервые акты, имеющие конституционное значение, были приняты в Англии ещё в XIII веке. Но первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США в 1787 году и во Франции и Польше в 1791 году. В XIX веке конституции были приняты во многих европейских государствах, которые действуют и в настоящее время (Бельгия – 1831 г., Швейцария – 1874 г.). Интенсивно развивалось конституционное законодательство и в 20 веке. Всплески такого развития приходятся на начало века – 1900-1928 гг. (Австрия, Финляндия и другие), после военный период (Италия, Япония, ФРГ, Франция и др.), 70-80-е гг. (Греция, Испания, Нидерланды, Бразилия, Египет и др.). В 1990-х гг. новые конституции были приняты в ряде постсоциалистических и социалистических стран (Хорватии, Болгарии, Румынии, Монголии, Чешской Республике и др.), а также во всех республиках бывшего СССР.
Развитие конституционного законодательства в Беларуси прошло ряд этапов, связанных, прежде всего с бывшим Союзом ССР, в состав которого входила Беларусь. Первая Конституция Советской Социалистической Республики Беларусь (ССРБ) была принята на 1 съезде Советов Беларуси 3 февраля 1919 г. Затем были: Основной Закон (Конституция) Белорусской Социалистической Советской Республики (текст утверждён 8 Всебелорусским съездом Советов 11 апреля 1927 г.); Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики (принята 19 февраля1937г.); Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики (принята 14 апреля 1978г.). Следующий этап связан с коренными преобразованиями в СССР, начавшимися в 1985 г. И приведшими к изменениям Конституции СССР и Конституции БССР. Изменения в Конституции были направлены на обеспечение разделения властей, разграничение полномочий между Союзом и республиками, реализацию принципов формирования правового, демократического государства и суверенитета Белоруссии. В конечном итоге это привело к принятию Декларации Верховного Совета БССР «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». А позднее, 25 августа 1991 г., этой Декларации придан специальным законом статус конституционного закона. После распада СССР произошли значительные перемены в государстве и обществе, конституционная комиссия разработала новую Конституцию Республики Беларусь, её приняли 15 марта 1994 г.. Важным элементом в совершенствовании конституционного законодательства было принятие на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 г., предложенных президентом Республики Беларусь. Наличие конституции – обязательный компонент современного государства. Значение конституции для благополучного функционирования современной цивилизации столь велико, что уже сам факт её принятия может быть оценен как шаг к демократической организации общества, поскольку любая конституция в большей или меньшей мере предусматривает ограничение государственной власти, создание возможностей саморегуляции общественных институтов и учреждений. Конституция обладает рядом юридических свойств (качественных характеристик, отличающих её от других актов правовой системы). Можно выделить следующие юридические свойства Конституции Республики Беларусь: · Наличие норм-принципов (основополагающие положения, которые содержатся только в конституции и находят своё детальное выражение в других нормативных актах);
· Обладание высшей юридической силой (высшая юридическая сила Конституции характеризует её место в иерархии нормативных правовых актов, все другие правовые акты, принимаемые в Республике Беларусь, не должны ей противоречить); · Конституция – основной источник конституционного права, источник всех иных отраслей права; · Конституция, как правило, действует через принятые на её основе нормативные акты; · Для Конституции характерен особый порядок принятия и внесения изменений и дополнений (раздел 8 Конституции Республики Беларусь). В юридической литературе принято классифицировать конституции по различным основаниям. Так, по сроку действия конституции можно классифицировать на временные и постоянные, в зависимости от формы или структуры, в которой они выражены, - писаные и неписаные; по порядку изменения – на гибкие и жёсткие (гибкие – изменяются также, как и обычные законы; жёсткие – изменяются в усложненном порядке: принимаются изменения на референдуме; может быть несколько обсуждений; голосование квалифицированное). По способу принятия конституции подразделяются следующим образом: - принятые путём народного голосования (референдумом). В последние годы таким способом были приняты Конституции во Франции, Эстонии, Румынии, России, Казахстане и др. - принятые законодательным органом. Это второй наиболее распространённый способ принятия конституции. В этом случае может действовать иная, более жёсткая процедура, чем при принятии обычных законов, требуется более высокое (квалифицированное) большинство. - принятие конституции специально создаваемым для этих целей органом. К таким учредительным органам можно отнести конституционную ассамблею, учредительное собрание и др. - наиболее редко встречающимся в настоящее время является введение Конституции посредством октроирования – одностороннего акта «дарования» конституции суверена (монарха) народу (Непал – 1990 г.).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.174 (0.008 с.) |