Объект, предмет, методы исследования политологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект, предмет, методы исследования политологии



Объект политологии – политическая сфера общества, политическая действительность во всех его проявлениях, политическая реальность, её основные элементы и отношения.

Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя понятие «Политика» привычно и прочно вошло в научный и обыденный лексикон, определить его нелегко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многосторонностью самого явления и соответственно сложностью его познания.

В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма.

Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека. Согласно Аристотелю, человек - существо по своей природе общественное и реализовать себя он может только в обществе — в семье, селении (общине), государстве. Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или «общения» людей.

Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть -первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Только на этой основе можно выделить политику, политические отношения из всей совокупности общественных отношений.

Обладая таким свойством, как власть, политика имеет верховенство в системе общественных отношений, определяет обязательность политических решений для всего общества. Основным назначением политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя. Отсюда еще один подход к определению политики, связанный с объяснением ее функций - управления, поддержания порядка, сохранения стабильности социума, авторитарного распределения ценностей и др.

Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами.

Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, возможно выделение экономической, социальной, культурной, национальной, демографической и других видов политики.

Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными организациями. Внешнеполитический курс любого государства определяется, главным образом, характером его внутренней политики, и в то же время существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном итоге и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу – сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

Предмет политологии – политическая власть, закономерности её становления, развития и изменения, формы и методы её функционирования в государстве и обществе. Американский политолог Г. Лассуэл: «Когда мы говорим о науке в области политики, мы имеем в виду науку о власти».

Политическая власть – ядро политики, главное средство обеспечения жизнедеятельности политической системы.

Предмет политологии можно определить в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова политология выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию, политическую юриспруденцию, политическую психологию и другие политические дисциплины. Политология предстает здесь как междисциплинарная сфера гуманитарного знания с высокой степенью сложности и многомерной структурой. Ее интересует весь «мир политического» как особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государством и государственным устройством, институтами, принципами, нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества.

Политология в таком ее понимании объясняет не только отдельные аспекты политической действительности, но в синтезе - всю совокупность и развитие политических отношений и политической практики. Политология как интегративная, комплексная отрасль современных знаний имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного образования, выявление ее внутренних и внешних связей и отношений, определение основных закономерностей политического развития.

Политология как наука исследует явления, процессы и отношения в политической сфере, их диалектической взаимосвязи взаимообусловленности.

Политология как наука представляет собой взаимосвязь теоретических, фундаментальных, методологических и прикладных исследований.

Политическая теория включает в себя научный анализ:

· политику – как общественное явление и накопление человечеством политического опыта;

· теорию политического управления обществом;

· теорию управления социально-политическими процессами;

· политическую культуру личности и общества;

· международные политические отношения;

Прикладная политология исследует политические явления, обосновывает конкретные рекомендации и прогнозы субъектов политики. Объектом её внимания является политическая ситуация в обществе, нормативно-правовые акты государства, политические интересы и ценностные ориентации социальных групп, характер политических отношений в обществе и возникновение конфликтов, эффективность деятельности политических институтов и принимаемых решений, избирательные компании, политическое поведение граждан, его мотивы и последствия.

Цель политологии как учебной дисциплины – политическое образование и воспитание граждан. В соответствии с государственным стандартом образования политология включает следующие разделы:

· политология наука и учебная дисциплина;

· политика и политическая власть;

· политическая система;

· политические процессы;

· политическая культура и идеология;

· международные политические процессы.

Методы исследования в политологии:

· институциональный – исследует политические институты, право государства, политические партии, общественное движение;

· исторический – политические отношения институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего;

· социологический – социальную обусловленность политики и её влияние на общественную жизнь;

· поведенческий (бихевиористский) – непосредственное наблюдение политического поведения конкретного лица;

· системный – политика как целостное общественное явление;

· психологический – исследует психологический механизм политического поведения людей;

· нормативно-ценностный – политическое воздействие на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, прав человека;

· сравнительный – однотипных политических систем, режимов, политических явлений.

Функции политологии:

· познавательная – исследует и объясняет политические процессы;

· инструменталистская вырабатывает рекомендации для властных структур и др. субъектов в политике, политические технологии;

· прогностическая – прогнозирует политические процессы и явления, предвидит перспективы развития политической системы и общества;

· воспитательно-мировоззренческая – способствует к приобщению личности и общества к демократической, политической культуре.

 

 

1.1.3 Характер политического образования и воспитания в Республике Беларусь

Политология формирует знания о политике, форме закономерностей, которые подразделяют на четыре группы:

· закономерности политико-властных отношений;

· закономерности взаимодействия политики с экономикой, социальной и духовной сферами общества;

· закономерности возникновения, развития политических систем;

· закономерности политического развития.

За время изучения курса студент должен знать и понимать около 260 категорий и понятий, которые необходимы для понимания явления политической жизни и политических процессов в современном обществе.

1)Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих ре­шение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

Сформированность у выпускника социально-личностных компе­тенций способствует развитию социально-профессиональной компе­тентности как интегрированного результата образования в вузе.

Общие требования к формированию социально-личностных ком­петенций выпускника определяются следующими принципами:

· принципом гуманизации как приоритетным принципом образо­вания, обеспечивающим личностно-ориентированный характер обра­зовательного процесса и творческую самореализацию выпускника;

· принципом фундаментализации, способствующим ориента­ции содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выяв­ление сущностных оснований и связей между разнообразными про­цессами окружающего мира, естественно-научным и гуманитарным знанием;

· принципом компетентностного подхода, определяющим си­стему требований к организации образовательного процесса, направ­ленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и си­туаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, и формирование у выпускников способности действовать в изменя­ющихся жизненных условиях;

· принципом социально-личностной подготовки, обеспечива­ющим формирование у студентов социально-личностной компетент­ности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-твор­ческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

· принципом междисциплинарности и интегративности со­циально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечи­вает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника.

В соответствии с вышеуказанными целями и принципами соци­ально-гуманитарной подготовки выпускник вуза при подготовке по образовательной программе первой ступени (специалист) должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:

· культурно-ценностной и личностной ориентации;

· гражданственности и патриотизма;

· социального взаимодействия;

· коммуникации;

· здоровьесбережения;

· самосовершенствования.

В процессе социально-гуманитарной подготовки выпускник дол­жен развить следующие метапредметные компетенции:

· владение методами системного и сравнительного анализа;

· сформированность критического мышления;

· умение работать в команде;

· владение навыками проектирования и прогнозирования;

· сформированность личностных качеств: самостоятельность, от­ветственность, организованность, целеустремленность, а также мо-тивационно-ценностных ориентации;

• умение учиться, постоянно повышать квалификацию.

2)Цели и задачи учебной дисциплины «Политология»

В общей системе дисциплин социально-гуманитарного цикла по­литология занимает свое особое место. Изучение политологии по­зволяет студенту понять мир политики, совокупность властных от­ношений как источник и механизм организации совместной жизни людей, целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и в мировом сообществе.

В условиях развития Республики Беларусь как суверенного госу­дарства политическое образование является основой формирования патриотического мировоззрения будущего специалиста, помогает ему выработать стратегию своей жизнедеятельности. Овладение политологическими понятиями и категориями, отображающими объективные тенденции развития общества, способствует формиро­ванию навыков выбора эффективных управленческих решений в ус­ловиях меняющегося мира.

Теоретическая направленность курса сочетается с анализом ре­альных политических отношений, которые рассматриваются в единстве и взаимозависимости с экономическими, социальными, культур­ными, историческими аспектами общественной системы.

Основные цели преподавания дисциплины:

· формирование личности студента как гражданина, политически образованного, с развитым политическим мышлением;

· утверждение социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;

· развитие прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли.

Задачами изучения дисциплины являются:

· усвоение студентами основных политологических понятий и проблем, формирование соответствующих компетенций - предметных и
операциональных;

· развитие устойчивого интереса к общественно-политическим процессам, стремления к политическому самообразованию;

· ориентирование студентов на осмысление и анализ политичес­ких процессов, протекающих в стране и мире;

· утверждение гражданственности, активной личностной позиции будущих специалистов в решении общественно-политических и про­фессиональных проблем;

· формирование навыков принятия управленческих решений, по­нимания тенденций развития сфер общественной жизни, политики государства, реализуемой в конкретных областях (сельского хозяй­ства, здравоохранения, образования, спорта и т. д.).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· основные теоретико-методологические проблемы политологии;

· ключевые подходы к анализу политических явлений, методы по­литических исследований;

· специфику формирования и функционирования политической си­стемы Республики Беларусь;

· природу и сущность государства, политической власти, ее субъектов и объектов, взаимоотношения политики с другими сферами общества;

· специфику политических процессов, тенденции развития совре­менного мира;

· сущность и функции политического сознания, политической куль­туры, основные идеологические течения.

Выпускник должен уметь:

· формировать и аргументировать свою политическую позицию;

· анализировать конкретные политические ситуации и процессы в современном мире и Республике Беларусь;

· участвовать в функционировании политической системы обще­ства как избиратель, гражданин, проявлять культуру политического участия;

· взаимодействовать с государственными структурами, форму­лировать собственные интересы и выражать их через структуры гражданского общества;

· применять политологические знания к решению профессиональ­ных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы обще­ственной жизни;

· воспитывать в себе лидерские качества, стремиться к достой­ному выполнению своего гражданского и профессионального долга;

· оценивать перспективы развития современных политических процессов, предлагать пути решения возникающих проблем;

· осуществлять поиск и анализ необходимой информации, оцени­вать ее значимость, использовать в процессе принятия решений.

Требования к предметным компетенциям выпускника учитыва­ют, что понимание политического аспекта экономических, экологи­ческих, культурных, технических проблем весьма важно для буду­щего специалиста, участвующего в процессе принятия управленчес­ких решений. Изучение, понимание сложных политических проблем профессионально необходимы специалистам разных сфер.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.037 с.)