Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект, предмет, методы исследования политологииСтр 1 из 45Следующая ⇒
Объект политологии – политическая сфера общества, политическая действительность во всех его проявлениях, политическая реальность, её основные элементы и отношения. Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя понятие «Политика» привычно и прочно вошло в научный и обыденный лексикон, определить его нелегко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многосторонностью самого явления и соответственно сложностью его познания. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма. Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека. Согласно Аристотелю, человек - существо по своей природе общественное и реализовать себя он может только в обществе — в семье, селении (общине), государстве. Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или «общения» людей. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах. Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть -первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Только на этой основе можно выделить политику, политические отношения из всей совокупности общественных отношений.
Обладая таким свойством, как власть, политика имеет верховенство в системе общественных отношений, определяет обязательность политических решений для всего общества. Основным назначением политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя. Отсюда еще один подход к определению политики, связанный с объяснением ее функций - управления, поддержания порядка, сохранения стабильности социума, авторитарного распределения ценностей и др. Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами. Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, возможно выделение экономической, социальной, культурной, национальной, демографической и других видов политики. Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными организациями. Внешнеполитический курс любого государства определяется, главным образом, характером его внутренней политики, и в то же время существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном итоге и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу – сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений. Предмет политологии – политическая власть, закономерности её становления, развития и изменения, формы и методы её функционирования в государстве и обществе. Американский политолог Г. Лассуэл: «Когда мы говорим о науке в области политики, мы имеем в виду науку о власти».
Политическая власть – ядро политики, главное средство обеспечения жизнедеятельности политической системы. Предмет политологии можно определить в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова политология выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию, политическую юриспруденцию, политическую психологию и другие политические дисциплины. Политология предстает здесь как междисциплинарная сфера гуманитарного знания с высокой степенью сложности и многомерной структурой. Ее интересует весь «мир политического» как особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государством и государственным устройством, институтами, принципами, нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества. Политология в таком ее понимании объясняет не только отдельные аспекты политической действительности, но в синтезе - всю совокупность и развитие политических отношений и политической практики. Политология как интегративная, комплексная отрасль современных знаний имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного образования, выявление ее внутренних и внешних связей и отношений, определение основных закономерностей политического развития. Политология как наука исследует явления, процессы и отношения в политической сфере, их диалектической взаимосвязи взаимообусловленности. Политология как наука представляет собой взаимосвязь теоретических, фундаментальных, методологических и прикладных исследований. Политическая теория включает в себя научный анализ: · политику – как общественное явление и накопление человечеством политического опыта; · теорию политического управления обществом; · теорию управления социально-политическими процессами; · политическую культуру личности и общества; · международные политические отношения; Прикладная политология исследует политические явления, обосновывает конкретные рекомендации и прогнозы субъектов политики. Объектом её внимания является политическая ситуация в обществе, нормативно-правовые акты государства, политические интересы и ценностные ориентации социальных групп, характер политических отношений в обществе и возникновение конфликтов, эффективность деятельности политических институтов и принимаемых решений, избирательные компании, политическое поведение граждан, его мотивы и последствия. Цель политологии как учебной дисциплины – политическое образование и воспитание граждан. В соответствии с государственным стандартом образования политология включает следующие разделы: · политология наука и учебная дисциплина; · политика и политическая власть; · политическая система; · политические процессы; · политическая культура и идеология; · международные политические процессы. Методы исследования в политологии: · институциональный – исследует политические институты, право государства, политические партии, общественное движение; · исторический – политические отношения институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего;
· социологический – социальную обусловленность политики и её влияние на общественную жизнь; · поведенческий (бихевиористский) – непосредственное наблюдение политического поведения конкретного лица; · системный – политика как целостное общественное явление; · психологический – исследует психологический механизм политического поведения людей; · нормативно-ценностный – политическое воздействие на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, прав человека; · сравнительный – однотипных политических систем, режимов, политических явлений. Функции политологии: · познавательная – исследует и объясняет политические процессы; · инструменталистская вырабатывает рекомендации для властных структур и др. субъектов в политике, политические технологии; · прогностическая – прогнозирует политические процессы и явления, предвидит перспективы развития политической системы и общества; · воспитательно-мировоззренческая – способствует к приобщению личности и общества к демократической, политической культуре.
1.1.3 Характер политического образования и воспитания в Республике Беларусь Политология формирует знания о политике, форме закономерностей, которые подразделяют на четыре группы: · закономерности политико-властных отношений; · закономерности взаимодействия политики с экономикой, социальной и духовной сферами общества; · закономерности возникновения, развития политических систем; · закономерности политического развития. За время изучения курса студент должен знать и понимать около 260 категорий и понятий, которые необходимы для понимания явления политической жизни и политических процессов в современном обществе. 1)Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций. Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования в вузе.
Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами: · принципом гуманизации как приоритетным принципом образования, обеспечивающим личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию выпускника; · принципом фундаментализации, способствующим ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественно-научным и гуманитарным знанием; · принципом компетентностного подхода, определяющим систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, и формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных условиях; · принципом социально-личностной подготовки, обеспечивающим формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся; · принципом междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника. В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник вуза при подготовке по образовательной программе первой ступени (специалист) должен приобрести следующие социально-личностные компетенции: · культурно-ценностной и личностной ориентации; · гражданственности и патриотизма; · социального взаимодействия; · коммуникации; · здоровьесбережения; · самосовершенствования. В процессе социально-гуманитарной подготовки выпускник должен развить следующие метапредметные компетенции: · владение методами системного и сравнительного анализа; · сформированность критического мышления; · умение работать в команде; · владение навыками проектирования и прогнозирования; · сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремленность, а также мо-тивационно-ценностных ориентации; • умение учиться, постоянно повышать квалификацию. 2)Цели и задачи учебной дисциплины «Политология» В общей системе дисциплин социально-гуманитарного цикла политология занимает свое особое место. Изучение политологии позволяет студенту понять мир политики, совокупность властных отношений как источник и механизм организации совместной жизни людей, целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и в мировом сообществе.
В условиях развития Республики Беларусь как суверенного государства политическое образование является основой формирования патриотического мировоззрения будущего специалиста, помогает ему выработать стратегию своей жизнедеятельности. Овладение политологическими понятиями и категориями, отображающими объективные тенденции развития общества, способствует формированию навыков выбора эффективных управленческих решений в условиях меняющегося мира. Теоретическая направленность курса сочетается с анализом реальных политических отношений, которые рассматриваются в единстве и взаимозависимости с экономическими, социальными, культурными, историческими аспектами общественной системы. Основные цели преподавания дисциплины: · формирование личности студента как гражданина, политически образованного, с развитым политическим мышлением; · утверждение социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора; · развитие прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли. Задачами изучения дисциплины являются: · усвоение студентами основных политологических понятий и проблем, формирование соответствующих компетенций - предметных и · развитие устойчивого интереса к общественно-политическим процессам, стремления к политическому самообразованию; · ориентирование студентов на осмысление и анализ политических процессов, протекающих в стране и мире; · утверждение гражданственности, активной личностной позиции будущих специалистов в решении общественно-политических и профессиональных проблем; · формирование навыков принятия управленческих решений, понимания тенденций развития сфер общественной жизни, политики государства, реализуемой в конкретных областях (сельского хозяйства, здравоохранения, образования, спорта и т. д.). В результате изучения дисциплины студент должен знать: · основные теоретико-методологические проблемы политологии; · ключевые подходы к анализу политических явлений, методы политических исследований; · специфику формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь; · природу и сущность государства, политической власти, ее субъектов и объектов, взаимоотношения политики с другими сферами общества; · специфику политических процессов, тенденции развития современного мира; · сущность и функции политического сознания, политической культуры, основные идеологические течения. Выпускник должен уметь: · формировать и аргументировать свою политическую позицию; · анализировать конкретные политические ситуации и процессы в современном мире и Республике Беларусь; · участвовать в функционировании политической системы общества как избиратель, гражданин, проявлять культуру политического участия; · взаимодействовать с государственными структурами, формулировать собственные интересы и выражать их через структуры гражданского общества; · применять политологические знания к решению профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни; · воспитывать в себе лидерские качества, стремиться к достойному выполнению своего гражданского и профессионального долга; · оценивать перспективы развития современных политических процессов, предлагать пути решения возникающих проблем; · осуществлять поиск и анализ необходимой информации, оценивать ее значимость, использовать в процессе принятия решений. Требования к предметным компетенциям выпускника учитывают, что понимание политического аспекта экономических, экологических, культурных, технических проблем весьма важно для будущего специалиста, участвующего в процессе принятия управленческих решений. Изучение, понимание сложных политических проблем профессионально необходимы специалистам разных сфер.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.037 с.) |