Глава пятая. Смерть и канонизация за занавесом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава пятая. Смерть и канонизация за занавесом



1 Wills A.D. The Popular Dictionary of English Place-Names. Oxford,1996. 2 Sykes C.W. Op. cit., p. l94. 3 Filer L. The History ofBelvoir Castle. L., 1866. 4 См.: - Sykes С. W. Op. cit., p. 202. 5 См.: Gayley Ch.M. Beaumont, the Dramatist. N.Y., 1912, p. 150-151,155-158. 6 См.: Gayley Ch.M. Op. cit., p. 156. 7 Аникст А.А. Шекспир, с. 363- 364. 8 См.: William Shakespeare. The Complete Works. General Editors StanleyWells and Gary Taylor. Clarendon Press. Oxford, 1994, p. XLVI. 9 См.: Randell D.B. The Jonson's gypsies unmasked. Durham, 1975, p. 13. 10 Горбунов A.H. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII вв. М., 1993.Макуренкова С.А. Джон Данн: поэтика и риторика. М., 1994. 11 Wodsworth F. W. The Poacher from Stratford. Los Angeles, 1958. 12 Churchill R. C. Shakespeare and his betters. L., 1958. 13 "Вопросы литературы", 1962, э 4.

Глава шестая. ПО КОМ ЖЕ ЗВОНИЛ КОЛОКОЛ

1 A Short Titles Catalogue of books, printed in England, Scotland andIreland, and of English books, printed abroad 1475-1640. Vol. 3. A printersand publishers index. By Katharine F.Pantzer. L., The BibliographicalSociety, 1991. 2 Ibid., vol. 1-2. First compiled by Pollard A.W. and Redgrave G.R.,1976, 1986. э 25596,25597,25602. 3 В справочнике Р.Б.МакКерро такая маска с добавлением инициалов А.Н.фигурирует под э 379, как относящаяся к 1613 г. эмблема печатника А. Харта.Однако эта же самая маска (без каких-либо добавлений) напечатана натитульных листах "Поэтической рапсодии" (1602, 1611). Х.Э. Роллинз указывална несколько случаев появления маски еще в изданиях 1582,1583,1585 гг., атакже в конце издания "Ювеналий" Дж. Донна (1633). К этому можно добавитьшекспировские "Много шума из ничего" и "Генрих V" - 2-я часть (1600),сборник эпиграмм близкого к Рэтленду поэта Дж. Оуэна (1612), "КориэтовыНелепости", шмуцтитулы во 2-м (посмертном) томе "Трудов" Бена Джонсона.Загадочная маска! 4 Davies J. The Muses Sacrifice. L., 1612. 5 См.: The Complete Works of John Davies of Hereford. Collected andedited with memorial introduction, notes and illustrations by A.B.Grosart.Reed. AMS Press, N.Y., 1967. 6 Blayney P.W.M. The bookshops in Paul's Churchyard. L., TheBibliographical Society, 1990. 7 Records of the Court of the Stationers Company 1602-1640. L., TheBibliographical Society, 1957, p. 138; A Transcript of the Registers of theCompany of Stationers of London 1554-1640. Ed. by EdwArber. L., 1875. 8 Gililov I. For whom the bell tolled. В сборнике: Russian Essays onShakespeare and His Contemporaries. Newark: University of Delaware Press.London: Associated University Presses. 1998. 9 См.: Gililov I. Shakespeare studies: cooperation and polemics. -"Science in Russia", 1994, э 3, p. 82.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра об Уильяме Шекспире продолжается, или Слова, слова, слова...

"НАВСЕГДА ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС" ОЖИЛ!

Книга "Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса" вышла всвет в 1997 году. Учитывая, что у нескольких поколений советскихгуманитариев представления о личности Шекспира складывались в атмосферефактического запрета на "шекспировский вопрос" и за последние шесть-семьдесятилетий в нашей стране не появилось ни одной книги, даже ни однойстатьи, объективно освещающей эту сложнейшую и интереснейшую проблему, можнобыло ожидать, что большинство театроведов и литературоведов встретят "Игруоб Уильяме Шекспире" в штыки. Кому понравится, если усвоенный еще сошкольной и студенческой скамьи, со страниц бесчисленных хрестоматий идиссертаций образ великого классика вдруг оказывается мифом, порождениемнеобыкновенной Игры, у истоков которой стояли странные, незнакомые прежделичности, с их удивительными, с трудом постижимыми людьми XX векапомыслами... Однако книгу сразу тепло приняла как пресса, так и подавляющая массачитателей, особенно связанных с искусством, с театром. Оказалось, чтонесоответствие тусклых "официальных" представлений о Шекспире, о грандиознойличности создателя "Гамлета", "Лира", сонетов ощущалось многими людьмитеатра давно, и теперь, когда они получили доступ к подлинным фактам, этоощущение обрело и рациональное объяснение, стало Знанием: они увиделиВеликого Барда и его создателей. Радовала быстрота, с которой нашлапонимание непростая концепция феномена Шекспира как Великой Игры, обращеннойк Вечности, призванной вовлекать в свою орбиту поколение за поколениемсмертных, - самого убедительного Спектакля, когда-либо представлявшегося насценах Мира. Был принят и оценен по достоинству и великолепный раблезианский фарс,целое десятилетие разыгрывавшийся современниками Шекспира вокруг придворногошута Томаса Кориэта из Одкомба, объявленного ими величайшим в мирепутешественником и писателем, превзошедшим самого Гомера! Конечно, интерес читателей всех уровней привлекла трагическая историяжизни и смерти необыкновенной бельвуарской четы - Роджера и ЕлизаветыРэтленд, оплаканных их поэтическими друзьями в так долго остававшемсянеприступно таинственным честеровском сборнике "Жертва Любви". Не осталисьнезамеченными и впервые объясненные причины появления самой знаменитой книгив истории Англии - Первого Шекспировского фолио - именно в 1623 году имногое другое. Свидетельства понимания и согласия приходили и из других стран. Причемвсе это выглядело отнюдь не как хоровое восхваление: задавались трудныевопросы, анализировались идеи и гипотезы, высказывались сомнения ввозможности окончательного решения тех или иных частных проблем,подчеркивалась необходимость продолжать исследования в показавших своюперспективность направлениях. Но главное, что поняли и приняли эти читатели и рецензенты (причем нетолько театроведы, режиссеры, актеры, литературоведы, но и историкикультуры, философы): речь идет не о каком-то "ниспровержении" или"разоблачении" - в мире происходит невероятно сложный, трудный, нонеотвратимый процесс постижения Шекспира, а вместе с ним и целогофундаментального пласта европейской культуры. И процесс этот по своейглубине и значимости мало с чем можно сравнить в человеческой истории. Осенью 1997 - весной 1998 года были проведены специальные конференции вИнституте мировой литературы и в Государственном лингвистическомуниверситете, на них обсуждалась как основная концепция "Игры об УильямеШекспире", так и содержащиеся в книге гипотезы по ряду конкретных проблем, впервую очередь - идентификация прототипов героев поэтического сборникаРоберта Честера и его новая датировка, уже получившая не толькоаналитическое, но и эмпирическое подтверждение благодаря открытию уникальныхводяных знаков на хранящихся в Вашингтоне и Лондоне экземплярах сборника.Участники конференций говорили о необходимости создать научный центр,который координировал бы исследования в области сложнейших дискуссионныхпроблем шекспироведения и объективно информировал бы общественность о ходенаучной полемики у нас и на Западе. Оппоненты (а ведь их не могло не быть!) долгое время не давали о себезнать. Пришлось неоднократно публично приглашать их высказаться, иногда этоносило форму дразнящего вызова ("неужели вы со всем согласны, неужели вамнечего возразить?" и т. п.). Потом уже стало ясно, что некоторые оппонентымолчали - и продолжают молчать - принципиально, веря, что игнорирование -лучший метод борьбы с неугодными идеями. Другие по привычке осматривались ивыжидали, не зная, обретут ли эти новые идеи статус если не официальных, тохотя бы официозных и как отнесутся к ним англо-американские шекспироведы, вчьей привязанности к стратфордскому культу сомневаться не приходилось. Но дискуссия с оппонентами была необходима. "Игра об Уильяме Шекспире"- не художественный вымысел, не роман, автор которого может стоять в сторонеот публичного обсуждения своего детища. Основу книги составляют новые (илипо-новому увиденные и понятые) исторические и литературные факты, открытия,гипотезы. Дискуссия вокруг этой научной основы позволяет уточнять иразъяснять факты и сложные проблемы, отвечать на возникающие у читателейвопросы, парируя несостоятельные и учитывая справедливые доводы оппонентов.Важно было побудить их высказаться, ибо никто лучше их самих не можетпродемонстрировать отсутствие у стратфордианского шекспироведения научнообоснованного ответа на кардинальные вопросы, связанные с проблемой личностивеличайшего драматурга человечества. Эта проблема неотделима от многолетнего и многоголосого Спора вокругнее, от огромного и основательно запутанного клубка доводов и контрдоводов,повторяющихся обвинений и примеров взаимонепонимания. Долгое время мы былиоторваны от непрекращавшейся мировой дискуссии. Тем интересней выглядитполемика, все-таки развернувшаяся - пусть и не сразу - после выхода в свет"Игры об Уильяме Шекспире". Поэтому я рискнул приложить к новому изданиюкниги небольшую брошюру с кратким обзором этой полемики; ознакомившись сней, читатель сможет не только свободней ориентироваться в фактах,породивших удивительную проблему, но и ощутить атмосферу Великого Спора, егонеожиданный для многих интеллектуальный и эмоциональный накал. Еще разподтверждается: большие общечеловеческие проблемы актуальны всегда.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.003 с.)